Сентиментализм как творческий метод и литературное направление

В истории русского литературно общественного движения конец XVIII-начало XIX века – один из самых сложных и противоречивых периодов. Именно с этим временем связано представление о расцвете русского сентиментализма. За последние десятилетия в отечественной науке было много сделано для выяснения характера этого литературного направления, его идеологической основы и художественных особенностей. Сложным для изучения сентиментализма был этап 30-50-х годов 20 века, период господства вульгарно-социологического метода в науке, когда все нереалистические направления зачастую оценивались с идеологической точки зрения как консервативные, реакционные и т.п. Хотя и в ту пору мы можем видеть глубокий анализ особенностей сентименталистского направления в трудах таких ученых, как Г.А Гуковский (У истоков русского сентиментализма), Л. И. Кулакова, В последнее время, благодаря фундаментальным трудам П.А. Орлова, Н Д Кочетковой, С.Э. Павлович (Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века) и других исследователей художественные особенности сентиментализма как особого литературного направления изучены и охарактеризованы достаточно полно. Тем не менее, ряд вопросов до сих пор остается дискуссионным. Как справедливо отмечает Наталья Дмитриевна Кочеткова, до сих пор нет единодушия в толковании термина «сентиментализм» в его соотношении с такими терминами, как «предромантизм» или «преромантизм». Предромантизм могут рассматривать как одно из течений сентиментализма, или напротив, сентиментализм – как одно из течений предромантизма. Пумпянский был вообще склонен отождествлять сентиментализм и предромантизм, видеть в сентиментализме наиболее полное осуществление тенденций предромантической поэзии (Пумпянский. Сентиментализм// История Руссой литературы м. 1947. т 4). А некотоые исследователи (В.А. Западов) даже рассматривают предромантизм как особое литературное направление. Но это вопрос, требующий специального изучения. В любом случае, нам ближе позиция исследователей, рассматривающих сентиментализм как специфическое литературное направление, имеющее самостоятельное художественное значение, а не только как этап, готовящий приход романтизма.

До сих пор нет единства в мнениях о составе интересующего нас направления. Так. некоторые исследователи (Г.П. Макогоненко) склонны выводить за рамки сентиментализма творчество А. Н. Радищева, в котором видят одного из представителей русского просветительского реализма. Другие исследователи (А.Веселовский, Л. Гинзбург, А.Гуревич) включают в состав писателей-сентименталистов В. А. Жуковского). Данная проблема связана с более широким вопросом о литературных направлениях в России рубежа XVIII и XIX веков. Мы не будем здесь подробно останавливаться на этом вопросе, поскольку он – предмет особого разговора. Скажем только, что нам представляется более убедительной точка зрения исследователей (Гуковский, Орлов и др), которые включают Радищева в число писателей-сентименталистов, обосновывая свою позицию анализом его художественной манеры.

Дискуссионным остается и вопрос о хронологических границах сентиментализма. Так ряд исследователей видят первые признаки формирования сентименталистской стилевой и жанровой системы уже у Хераскова (Поспелов и другие) .нам кажутся убедительными доводы Н.Д. Кочетковой, которая говорит о размытости границ литературных этапов и о том, что предпосылки новой художественной системы могут формироваться уже в недрах старой. Но как направление сентиментализм формируется все таки в последней четверти XVIII. века. Столь же спорен вопрос и о времени завершения сентиментализма. Некоторые ученые склонны отодвигать его границы вплоть до 1825 года (Гуревич, Маркович. Гинзбург).

Наконец, еще одна важная проблема – проблема наличия течений внутри сентименталистского направления. Поднята она была П. Орловым, полагающим, что можно видеть два вполне оформившиеся течения – демократическое (Радищев, Смирнов, Мартынов) и дворянское (Карамзин и его последователи. Нам его определения кажутся слишком идеологизированными. Если ставить вопрос о течениях – нужно искать художественные критерии их разграничений. Но в любом случае данный вопрос нуждается в дополнительных исследованиях и размышлениях.

Наконец, как справедливо замечает Н.Д. Кочеткова, далеко не все жанры сентиментальной прозы и лирики изучены достаточно полно. Актуальным остается вопрос о творческих связях русских сентименталистов с европейской литературой.

Тем не менее мы с достаточной уверенностью можем говорить сегодня о сентиментализме именно как о самостоятельном литературном направлении.

Литературное направление – группа писателей и теоретиков, объединенная общностью эстетических принципов. Качественным определителем направления, таким образом, становится художественный метод, под которым мы понимаем систему принципов отбора, оценки, отражения действительности, обусловленную эстетической концепцией мира и человека, которая лежит в основе позиции писателя. Метод во многом определяет своеобразие художественного стиля – системы изобразительно-выразительных средств, с помощью которых и воплощаются в художественном тексте эстетические принципы писателя. Наконец, метод определяет и своеобразие образа мира, воплощенного в литературных жанрах. Можно говорить, что художественный метод собственно и осуществляется в некоей жанрово-стилевой системе, в рамки которой вписывается творчество писателей, составляющих литературное направление. Разумеется, эта общность предполагает возможности для проявления индивидуального своеобразия художественной манеры писателя.

В основе сентименталистского искусства лежит концепция мира и человека, оформившаяся в философии Просвещения, в частности, такого мощного течения в просветительской идеологии, как сенсуализм. Просветительская идеология являлась реакцией общественного сознания на существенные сдвиги, которые стали явно обнаруживаться в европейской общественно-политической ситуации. Старая, феодальная система общественных связей отживала свое. Все яснее обнаруживались ее недостатки. Абсолютная монархия, которой восхищались классицисты, обернулась открытым деспотизмом и беззаконием. Обострялись социальные противоречия, Европа вступала в эпоху крупных социальных потрясений, начало которой будет ознаменовано Великой Французской революцией (1789-93). Россия переживала аналогичные процессы (достаточно вспомнить крестьянскую войну под предводительством Пугачева 1773-75 гг)

Попытки осмыслить эти процессы с позиций рационализма не давали уже удовлетворительных результатов, поэтому возникают серьезные сомнения во всесилии разума как рычага переустройства мира. Делаются попытки по-новому осмыслить сущность человеческого Я, его места в мире в трудах таких мыслителей как Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо и др. Русские писатели и философы активно усваивали их идеи. Каковы же они?

Мышление просветителей оставалось столь же метафизичным, как и у рационалистов. Явления природы и человека они, так же, как и рационалисты, воспринимали с аспекте сущностного, родового содержания. Однако изменилось понимание человеческой природы. Если рационалистическая философия исходила из мысли о том, что в человеческой природе изначально заложены как доброе, так и злое начало, а разум помогал сделать верный нравственный выбор, то просветители исходят из идеи изначально доброй природы человека. Именно это доброе содержание человеческой души, «дух солидарности и благоволения» по Монтескье, и является основой общественной гармонии. Просветители утверждали, что все люди имеют одинаковую физическую и духовную природу и изначально ничем друг от друга не отличаются. Различия вносятся уже уродливыми социальными установлениями. Жан Жак Руссо писал: «От природы люди не короли, не вельможи, не богачи; все родятся нагими и бедными. Начните же изучение человеческой природы с того, что действительно неразлучно с нею, что составляет суть человечества». Таким образом в общественном сознании утверждалась идея равенства людей как естественного, самой природой заложенного закона, идея внесословной ценности личности и противоестественности сословных перегородок. Отныне положительные явления общественной жизни осмыслялись как следствие доброй, естественной природы человека, а отрицательные – как искажение этой природы.

В отличи от рационалистов просветители сенсуалистского толка из двух духовных начал, которым наделали человека природа, главным считали не разум, но чувство. Рационалисты не отрицали ценность человеческих чувств, но разум должен был их контролировать и санкционировать. Вспомним, что эпоха классицизма была ознаменована бурным развитием лирических жанров, ориентированных на художественное выражение именно эмоциональной сферы человеческого Я. Так и теперь. Разум как таковой не отрицается, но напротив, высоко ценится. Уместно напомнить, что в философии Просвещения развивалось и активное рационалистическое течение, что сделало возможным дальнейшее и очень динамичное развитие классицизма и в новых общественно-идеологических условиях. Но очень популярной становится и сенсуалистская установка на приоритет ощущений и эмоций как формы освоения человеком окружающего мира, причем, формы именно врожденной, свойственной каждому человеку уже с первых минут его жизни. Такой эмоциональный способ освоения окружающего мира получает обозначение «чувствительности». Чувствительность – неотъемлемое природное свойство человеческого организма.

В соответствии с законами природы человек стремится удовольствиям и избегает страданий, поэтому, по мысли просветителей, каждый человек борется за свое благополучие, в основе человеческих поступков лежит любовь к себе, которая естественна и нравственна. Однако человек по природе своей существо общественное, любовь к себе не только не отменяет любви к другим людям, но и предполагает ее, поскольку одиночество доставляет страдания и дискомфорт. Таким образом, чувствительность – не всякая склонность к чувствованию, но лишь такая. В которой есть нравственная основа. Чувствительность предполагает наличие способность сочувствовать. Воображение, фантазия помогает понять чувства другого человека. Адам Смит пишет: «Источник нашей чувствительности к страданиям посторонних людей лежит в нашей способности переноситься воображением на их место, в способности, которая доставляет нам возможность представлять себе то, что они чувствуют». А.Н. Радищев заявляет: «Человек сопечалится человеку, он же ему и совеселится». Чувствительность – природное свойство, но и она нуждается в воспитании. Доброта, сердечность, сострадание возбуждаются в молодом человеке тогда, когда ему предлагаются объекты, на которые могут быть направлены его эмоции. Так возникает актуальная для эпохи тема воспитания чувств. Отсюда следуют и другие серьезные выводы: люди, которых богатство и знатность освобождают от забот о себе и других, утрачивают природную чувствительность. Жан Жак Руссо пишет: «Есть положения, которые как будто изменяют природу и пересоздают в хорошую или дурную сторону людей, которые занимают их… Я сотни раз с ужасом думал, что если б имел несчастье занять сегодня известную должность… то завтра же почти неизбежно стал бы тираном, лихоимцем, разорителем народа». Убивает естественную природу человека и деспотическое управление. В свободном обществе с гуманными законами, перед которыми все равны, общественные и личные эмоции развиваются естественно. Так в обществе зарождаются конституционные и республиканские идеи.

Итак, чувствительность – драгоценное качество, дарованное человеку самой природой. Наиболее развита она в людях труда, которые заботятся о себе и о других.

Первую школу общения и воспитания чувств человек проходит в семье – это первичные и самые естественные связи: между родителями и детьми, супругами, братьями и сестрами. Именно с любви к ближним начинается любовь к родине, нации, человечеству. Добрый сын и муж будет добрым гражданином.

Большую ценность приобретает и дружба, которая основана на взаимных симпатиях людей, это тоже форма общественных связей.

Главный источник добра – природа. Все, что близко природе, естественно и прекрасно, поэтому высоко ценятся люди, чью душу и тело сформировала природа, которые живут в тесном контакте с ней. С эти связана тенденция к идеализации разного рода патриархальных и даже первобытных отношений между людьми.

Таким образом, формируется новый идеал личности: человек чувствительный, добродетельный, стремящийся к счастью, сочувствующий другим людям, близкий природе – «естественный» человек в естественных отношениях с миром. Это идеал был так же умозрителен, как и идеал рационалистов. Он был выведен путем умтсвенных выкладок, но отнюдь не в ходе изучения реальной жизни. Так же. Как в эпоху рационализма, он накладывался на жизнь. Давалась некая норма и отметалось все, что в эту норму не укладывалось. Эта концепция мира и человека и ложится в основу сентиментализма как творческого метода. Как же изображали человека писатели-сентименталисты?

Во-первых, появляется новый герой. Писатели ищут «естественного» человека там, где наименее ощутимы последствия уродливых социальных отношений, искажающих человека. Отсюда внимание к демократическим слоям общества, людям труда, крестьянам, ремесленникам, людям, живущим в непосредственной близости к природе. И это было художественным открытием. Духовный мир простолюдинов оказался богатым, ярким, их чувства – сильными и прекрасными. Сентименталисты отстаивают право простолюдинов на уважение, человеческое достоинство. Уместно вспомнить знаменитую фразу Карамзина «И крестьянки любить умеют». Конечно, надо иметь в виду, что простолюдины изображались сентименталистами как наиболее полное воплощение естественной человеческой природы, поэтому в их образах отбрасывается все индивидуальное, или национально, исторически и социально характерное. Характер оказывается воплощением некоей общечеловеческой, абстрактной и умозрительной нормы, персонифицированным «естественным человеком», одетым в одежду простолюдина и помещенным в каморку ремесленника или крестьянскую избу. Характер дается в статике, поскольку человеческая природа всегда равна самой себе, она может только затушевываться, угасать в богачах и сохраняться, ярков прявляться в простолюдинах. Поэтому и у русских писателей крестьяне мало похожи на реальных русских крепостных. Они чувствуют, говорят, ведут себя как некие условные модели «естественного человека», лишь одетые в лапти и сарафаны. Очень силен момент идеализации персонажей, а картины народной жизни часто выдержаны в идиллическом духе, как например в ранней повести Карамзина «Евгений и Юлия». Возможен и другой вариант, когда эти естественные герои изображаются в противоестественных условиях крепостного права, тогда в произведениях сентименталистов начинает звучать пафос социального протеста (Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»). Таким образом, принципы создания характеров у сентименталистов во многом близки классицистическим: характер воплощает в себе общечеловеческое содержание, умозрителен, задан и статичен. Но раскрывается он не в сфере социальной, а в сфере частной жизни, в семейных, любовных, дружеских отношениях. В центре внимания художников теперь оказывается не социальное поведение, а внутренрий мир персонажей, их чувства. Отсюда – разработка новых приемов – письма, дневники, разного рода исповеди. Активно используется композиционная форма повествования от первого лица, что приводит к активизации эпистолярных жанров. Таким образом, именно в произведениях сентименталистов зарождается психологизм. Герои сентиментальных произведений постоянно нуждаются в общении с близкими по духу людьми, они способны на глубокую привязанность и требуют к себе столь же заинтересованного отношения, они постоянно стремятся «излить душу», раскрыть ее. Новые жанровые формы (дневник, эпистолярный роман) помогают это сделать (Эммин «Письма Эрнеста и Доравры», Радищев – «Дневник одной недели»). Карамзин в «Письмах русского путешественника» писал: «Глаз наш не так устроен, чтобы видеть себя без зеркала, а наше «я» видит себя только в другом «ты». Таким образом герои познают себя в общении. Чем богаче отношения с людьми, тем богаче внутренняя жизнь героя. Именно духовный облик человека становится предметом художественного осмысления. Однако, опять заметна метафизичность художественного мышления. Так, страсти и чувства делятся на хорошие (природные) и дурные (следствие искаженной природной основы уродливых общественных условиях) Главнейшей страстью оказывается любовь, цель которой – продолжение человеческого рода как требование самой природы, а потому любовь всегда нравственна и естественна, все что ей мешает – противоестественно и безнравственно. Герои раскрываются прежде всего в любви¸ да и вся человеческая жизни оказывается равной любви. Утрата любви или возлюбленного для героев сентименталистской литературы равнозначна смерти (вспомним Сен Пре из романа Руссо «Новая Элоиза», который после смерти Юлии явно уже неспособен к полноценной жизни, и вряд влюбленной в него подруге Юлии Кларе удастся вернуть его к жизни; вспомним нашу бедную Лизу и Эраста, который быстро угас, не сумев пережить потерю любви).

Чувства героев у сентименталистов отличаются некоторой экзальтацией. Повествование тоже зачастую экзальтированно. Мы можем говорить об оформлении субъективно-экспрессивной формы повествования в искусстве сентиментализма. Писатели стремятся к отрытому выражению своей позиции, особенно ярко это проявляется в прозе. Широко используется форма повествования от 1 лица. Появляется образ автора как особая персонифицированная выражения авторской позиции, воплощенная в особом персонаже, включенном в художественный мир произведения, задействованном в сюжете. Этот герой знаком с вымышленными персонажами лично, общается с ними, часто оказывается очевидцем событий, о которых рассказывает. Эта форма отличается повышенной эмоциональностью и выразительностью. Поскольку такой повествователь лично заинтересован в происходящем. Он очень эмоционально на все реагирует и заражает своими эмоциями читателя. Как правило, именно образ автора оказывается наиболее полным воплощением идеала чувствительного «естественного человека» и его оценка происходящего подается как должное, норма, то есть такой образ берет на себя функцию выражения авторской позиции. Такой повествователь может оказаться главным героем – в эпистолярных произведениях. Например, путешественник в карамзинских «Письмах русского путешественника». Мы, опираясь на идеи Ю.М. Проскуриной обозначаем такую разновидность образа автора термином герой-повествователь. Встречается у сентименталистов и такая разновидность, как личный повествователь («Бедная Лиза»), который лишь рассказывает об истории и других персонажей. В обоих случаях повествование заметно субъективизируется. Автор прямо выражает свои эмоции, оценки происходящего, взгляды. В его речи присутствует масса эмоциональных определений вплоть до междометий типа «Ах» Увы», восклицаний, прямых обращений к героям или читателям, это очень яркая и экспрессивная манера. Автор объясняет, комментирует чувства и поступки героев, благодаря чему углубляется психологизм. Таким образом, сентименталисты меняют композиционно-речевой строй литературы, вырабатывают новый стиль, главными чертами которого являются психологизм и экспрессивность, связанная с субъективизацией повествования, эмоциональной насыщенностью языка самих героев.

Еще один композиционный прием, позволяющий углубить психологизм – введение пейзажа. Параллелизм картин природы и переживаний героев помогает глубже понять происходящее. Пейзаж помогает создать особую эмоциональную атмосферы. Он может брать на себя и идейную функцию, поскольку природа понимается сентименталистами как наиболее полное воплощение естественного начала, все, что ей близко – естественно и прекрасно.

Итак, мы видим, что эстетические принципы, основанные на новой концепуии мира и человека, обусловили формирование нового стиля, экспрессивного, психологически насыщенного.

Меняется и жанровая система. Художественному восприятию мира открылись новые аспекты, новые сферы эстетически ценного: простая жизнь обычных людей в кругу естественных связей (семейных, любовных, дружеских). Гражданские мотивы не уходят из литературы: хорошим гражданином может стать только хороший муж, сын, отец, друг и возлюбленный, но приоритетным становится изображении частной жизни человека. преимущественно в соотнесении с естественными законами природы. Поэтому герои перемещаются как правило в сельскую местность либо в места, где природа не испорчена цивилизацией. Внимание к обычным, частным моментам приводит отказу от высоких жанров. Но и низкие жанры не удовлетворяли сентименталистов, поскольку частная жизнь в них изображалась негативно. Часто сатирически. Поэтому активизируются не очень популярные у классицистов средние жанры. Поскольку появляется интерес к анализу внутренней жизни человека и его отношений с миром, пока в самых общих аспектах (человек и природа), постольку востребованной оказывается проза. На первый план выходят роман и повесть. В основе сюжета – любовные отношения героев. Основные этапы сюжета оказываются связаны с основными поворотами в личных отношениях героев. Однако, сентименталисты все время делают выходы и в общественную, социальную сферу, в их произведениях всегда присутствует более или менее широкий социальный фон. Герои делятся друг с другом и с читателем своими мыслями, переживаниями не только личного плана но и по поводу окружающих их людей. То есть неверно думать, что герои раскрываются только в сфере сугубо личных чувств и вырваны из социальных связей. Просто на социальную жизнь они смотрят сквозь призму своих личных эмоций, многие из которых вызваны как раз столкновением с жестоким миром, в котором нарушены естественные законы бытия (герои «Бедной Лизы», «Новой Элоизы» и т.д.)

Особе репрезентативным становится жанр путешествия. Старая сюжетная схема оказывается востребованной и насыщается новым содержанием. Просветители придавали путешествию огромное воспитательное значение, считали, что путешествие – завершающий этап воспитания молодого человека. Путешествие знакомит с миром, выводит человека на уровень общественных отношений, знакомится разными формами правления, которые оцениваются их с точки зрения жизни простого человека. русс пишет: «Немного значит увидеть внешнюю форму правительства, если не изучать в то же вермя его природы по действиям, которые оно оказывает на наро». Таким образом, путешествие – жанр, ориентированный на осмысление общественных отношений в аспекте их соответствия или несоответствия человеческой природе. В центре сюжета оказывается герой-повествователь, его размышления, впечатления, благодаря чему раскрывается внутренний мир этого героя. Так, герой карамзинских «Писем русского путешественника» заявляет: «Вот зеркало души моей». Такая жанровая разновидность получила у исследователей название «сентиментальное путешествие», благодаря одноименному произведению Лоренса Стерна, положившему начало новой жанровой традиции.

Активно развивается лирика, снова средние жанры, располагающие к художественному выражению интимных переживаний: элегия, дружесткое послание, идиллия, русская песня. В драматургии большую популярность получают жанры слезной драмы, слезной комедии, комической оперы, опять же ориентированные на художественное освоение частной жизни обычных людей.

Новый стиль, новые жанры, новое содержание и новое понимание человеческого характера потребовали и нового слова. Поэтому в конце XVIII в. В России начинается новый этап реформирования литературного языка. Огромный вклад внес в этот процесс Карамзин, значительно обогативший лексический состав за счет заимствований, калькирования преимущественно французской лексики, обогативший стиль перифрастическими оборотами, стремившийся сблизить литературный язык с разговорным, понимаемым как легкий непринужденный стиль салонной беседы. Таким образом, и на языковом уровне литература обогащается новыми стилистическими средствами.

Основные этапы развития русского сентиментализма:

1. 1770-е годы: период зарождения сентиментализма в русской литературе. Появление новых художественных форм в драматургии (слезные комедии М. М. Хераскова) и в прозе (эпистолярный роман Н. Ф. Эмина «Письма Эрнеста и Доравры», «Дневник одной недели» А. Н. Радищева, «Утренники влюбленного» В. А. Левшина).

2. 1780-1790-е годы: период расцвета русского сентиментализма. Активное развитие прозы (путешествия Н. М. Карамзина и А. Н. Радищева, романы Н. Ф. Эмина и Н.А. Львова, повести Н. М. Карамзина, Н. А.Львова) и лирики (творчество М. Н. Муравьева и др.)

3. Конец XVIII-начало XIX в. Период кризиса и угасания русского сентиментализма. Перерождение чувствительности в слащавую слезливость, субъективной экспрессивности в экзальтированную манерность в произведениях эпигонов Н. М. Карамзина (Измайлов, Шаликов и др).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Затухающие колебания осциллятора | Влияние напряжения на работу электроприемников.

Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 689;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.015 сек.