Основные направления познания предмета военной психологии


Период начала и середина XIX века, связанный с большим боевым опытом русской армии на южных рубежах страны, в Средней Азии, отражением агрессии на Камчатке, Архангельске. Это позволило не только обобщить, но и разработать военно-психологические системы, которые получают своё развитие в трудах Н.Д.Бутовского, И.Маслова, М.И.Драгомирова и особенно Л.Н.Толстого. Отметим, что только за неполные 70 лет средины XIX века Россия участвовала в 4-х крупных войнах и 3-х военных компаниях, общая продолжительность которых составила 11 лет 3 месяца.

Условиями формирования военной психологии как самостоятельной науки выступали: социально-экономические – становление и развитие государственности; идеологические – формирование и закрепление господствующей идеологии (религиозность, монорхизм, народность); военные – создание и укрепление регулярной армии (обучение, воспитание, заблаговременная подготовка войск); научно-теоретические – развитие науки о человеке (философия, педагогика, медицина, физиология, психиатрия, психология).

Этап научного развития военной психологии характеризуется, во-первых, переходом к исследованию сущности психических явлений, их материальной основы и механизма (психика выступает как сложная структура, как совокупность процессов, состояний и свойств); во-вторых, на данном этапе военная психология формируется как самостоятельная отрасль психологической науки.

Основными направлениями в понимании предмета военной психологии являются: психология личности воинов (индивидуальная психология); психология группы, социально-психологические явления в армии; психология воинской деятельности мирного времени; психология боя и войны.

Разработка проблемы личности воина во второй половине XIX века обусловлена военными реформами 1860 – 1870 гг., которые сильно изменили облик армии: произошла демократизация общественного сознания, сокращен срок службы с 25 лет до 6 лет в сухопутных войсках, до 7 лет в ВМФ; поступили на вооружение новые образцы оружия; активно совершенствовались способы ведения войны; изменилось социальное и материальное положение военнослужащих. Другими словами, появились гуманистические традиции морально-этической основы изучения личности воина, возникла потребность в создании системы воинского воспитания, основанная на научных представлениях о психологии воина, был вполне обеспечен вполне достаточен уровень развития общей психологии, позволяющий изучать психологию воина.

Исследование личности воина осуществлялось по 3-м уровням.

Первый отражал выражение наиболее общего, что присуще русскому воину: исследования носили более описательный характер, чем объяснительный; личность представлялась со стороны ее морального духа. Так, емкую психологическую характеристику отличительных черт русского воина дал Л.Н.Толстой: «Дух русского солдата не основан как храбрость южных народов на скоровоспламеняющем и остывающем энтузиазме. Его также трудно разжечь, как и заставить упасть духом. В русском настоящем солдате никогда не заметите хвастовства, ухарства, желания отуманиться, разгорячится во время опасности, напротив, скромность, простота и способность видеть в опасности совсем другое, чем опасность, составляют отличительные черты его характера» (Толстой Л.Н., 1855, с.63).

В Русской армии главным объектом работы ставилась личность офицера, командира, нижнего чина, учитель, дядьки. Для М.И.Драгомирова: «Солдат только тогда хорош, когда он человек в полном значении этого слова. Только человек способен к срастанию в массы, когда сознание говорит, что в этом залог успеха. Только человек может остервенеться до последнего зверства, если обстоятельства его вынуждают к этому. Только человек может забыть врага и делиться последним куском хлеба с тем, кто за несколько минут перед тем посягал на его собственную жизнь». М.И.Драгомиров говорил: «Имея дело с человеком, нужно брать его целиком, каков он есть, а не создавать себе человека гипотетического, то есть представляющего одну волю или один ум, или, наконец, одну физику» (Драгимиров М.И., 1956, с 52).

Второй уровень исследования личности воина связан с появлением попыток перейти от общего к частному, структурировать личность воина. Так, П.И.Изместьев к структуре личности воина относил: волю, характер, чувство долга, чести, любви к Отечеству, убеждение в необходимости разумной инициативы. Он вскрывает некоторые психологические закономерности между тактикой, способами боя и психологическими качествами бойца: «Современная тактика требует не только от начальника, но и от рядового бойца знания, инициативы и умения воздействовать на других» Изместьев П.И., 1911, с.4).

П.Ф.Лесгафт в своих работах «Об отношении анатомии к физическому воспитанию» (1876г.), «Программа для преподавания гимнастики в ВУЗах» (1877г.), «Значение физических упражнений для войска» (1886г.) разрабатывает идею единства психических и физических процессов в организме человека, необходимости связи физического воспитания воинов с умственным, нравственным и эстетическим. Он писал: «Все изменения в человеке тесно соединены с физической и психической жизнью молодого человека, так что это необходимо учитывать при оценке действий последнего».

Н.А.Корф в работе «Связь воинских наук с общественными» (1897г.) идет дальше своих предшественников. Он считал, что воин до и во время войны является членом той или иной общественной группы, поэтому выделяет личность воина в предмет исследований военной психологии, в частности: индивидуальные данные, социальные данные.

И третий уровень исследования личности воина связан с именами И.Маслова, М.В.Зенченко, которые предпринимают попытку построить теорию личности воина, исходя из истории государства, общественного строя, развития науки, культуры, качеств личности воина, особенностей комплектования армии, который определялся общественным строем.

В целом личность воина рассматривается как обобщающая категория, как индивидуальность, как совокупность социальных качеств, как конкретный человек, активное существо.

В начале XX века появляется второе направление – социально-психологическое. Н.А.Корф писал – «психология в начале XX века делится на 2-е независимые части, которые можно назвать психологией индивидуальной, трактующей об душевных явлениях отдельных людей и другую - психологией коллективной, исследующей то же по отношению к группам людей» (Корф, 1897, с.421).

Разработка проблемы психологии группы была обусловлена: изменением тактики боя, переходов от линейных построений к рассыпному строю (ослабло чувство локтя); переходом к новым видам вооружений (артиллерии, бронеавтомобилям, бронепоездам, пулеметам), где были экипажи и естественно коллективное использование оружия; увеличением численности армии, созданием новых частей, коллективов и групп; изменением национального состава подразделений (75% солдат были русскими, куда включались украинцы и белорусы); изменением социально-психологических условий в результате сокращения сроков службы. При 25-ти летнем сроке солдат, призываясь в ряды армии, фактически рвал все отношения со своей семьей, при 6-ти летнем сроке - казарма становилась лишь определенным жизненным периодом.

Предметом исследования представители социально-психологического направления видели психические процессы, которые происходят в группах военнослужащих, массовые явления, которые имеют место во время войны и боя, влияние групп, масс на личность воина.

А.С.Зыков первым ввел в психологию понятие «малой группы», коллективной единицы, расширил понимание предмета военной психологии, не только как психики человека, личности, но и психологии коллектива. Он выделяет следующую структуру психологии группы: коллективные настроения; ощущения; традиции; общественное мнение. Зыков рассматривал воинские части как социальные группы, в которых деятельность регулируется общественным мнением, где налицо наличие социальных принципов – норм, которые регулируются деятельностью членов группы. К социальным нормам он относил: понятие о долге, чести полка, мундира; готовность положить голову «за други своя»; авторитетность начальника; любви подчиненных и забота о них; идеи славянства и христианства (Зыков А., 1898).

Позицию А.С.Зыкова поддержал Г.Е.Шумков. Он писал: «Чем отличается толпа людей, механически соединенных, от толпы людей, соединенных психологически? Отличается отсутствием общих интересов, общих поступков и действий. Но раз только у группы людей начинают проявляется общие интересы с общей душевной отзывчивостью, появляются общие для всех поступки и действия. Эта группа людей объединяется психологически и начинает жить по явлениям психологии масс» (Шумков Г.Е., 1905) .

А.М.Дмитриевский дал определение традиций: «Традиции - наследственная, преемственная от поколения к поколению передача характерных для нравственного элемента данного народа или семьи принципов, причем, традиционным будет только то, что неизменно повторится в действии каждым поколением» (Дмитриевский А.М., 1909).

Значительный вклад в развитие социально-психологического направления внесли Ухач-Огорович, который неоднократно подчеркивал, что психология толпы и психология армии различаются между собой, прежде всего целями, характером деятельности и управляемостью. А.Резанов вычленяет разновидности «коллектива» в зависимости от наличия следующих признаков: единство действий; единство воли; единство сознания; единство места и времени; наличие общественного мнения, характеризующего общение и духовную связь. Н.Н.Головин раскрывает психологию толпы (Головин Н.Н.,1907, с.113).

В.М.Бехтерев, А.М.Дмитриевский, П.И.Изместьев, А.Резанов изучали групповое явление и в частности панику. Паника – это эпидемия страха, охватившая массу индивидов и принявшая наиболее сильное выражение, так как в коллективах все эмоции выражаются значительно интенсивнее, чем у отдельных лиц. Причинами паники являются: привитие внушения беспомощности или неминуемой гибели, вызванные как действительными, так и обманными восприятиями; обман чувств; внезапность появления противника; упадок нравственных и физических сил бойцов.

Третье направление исследований – это воинская дисциплина, и в частности проблема самоубийств (Прозоров Л.,1914). Э.Эриксон рассмотрел причины самоубийств: неврастения в более или менее тяжелой форме; спиртные напитки и сифилис; удаленность мест службы от культурных центров (отсутствие перспективы в жизни подрывает веру в себя); плохие вести из дома (показывает, что духовная связь с домом у многих военнослужащих очень прочная); внутренние причины. Основываясь на них, Э.Эриксон предлагает меры по предупреждению самоубийств: «Ближайшие начальники должны считаться с умственными способностями и физическими возможностями подчиненных и входить во внутреннюю внеслужебную жизнь их более внимательно. Во вторую очередь, необходимо поднять знание нервных болезней и особенно психопатологии среди всех начальников.… Кроме того, необходимы меры против злоупотребления алкоголем в войсках, которые предупредят много самоубийств» (Эриксон Э., с1915).

Четвертое направление развития военной психологии в России состоит в том, что она (психология) развивалась как психология мирного, так и военного времени. Очень большое внимание уделялось роли психологической устойчивости воинов, роли психологическому воздействию на противника. Н.А.Корф отмечал: «Подготовить бой, подготовить наступление - равносильно понятию подорвать, расшатать, убить психические силы противника». Н.А.Корф выделял 4-е группы факторов, влияющих на психику бойца во время боя: группа внешних и материальных факторов боя (оружие, численность и т.д.); управление боем; наличием системы воспитания воинов; общими социальными факторами (Корф Н.Л., 1897).

В целом факторы, влияющие на боевую деятельность воинов и представителей исследовавших их можно представить следующим образом:

 

Факторы Состав Авторы
  Социально-психологические - отношение народа к войне; - отношение народа к армии; - понятность целей войны; - религиозные мотивы. А.Агапеев, Н.Н.Головин, Бонч-Бруевич.
Факторы, обусловленные видом и условиями боя и войны - характер войны: победоносный, пораженческий; - виды оружия, используемые в бою; - характер местности и т.д. В.Полянский, А.Резанов, К.И.Дружинин.
Психофизиологические - нервно-психическая конституция; - постоянное душевное напряжение; - постоянная опасность для жизни; - физические ранения. Скляр, Г.Е.Шумков, С.Д.Владычко.
Индивидуально-психологические особенности воинов - предел физических сил; - опыт участия в боях; - мотивы и чувства. Г.Е.Шумков, А.М.Дмитриевский.

 

Наряду с факторами боя и войны, воздействующих на личность воинов, военные психологи в России видели свою задачу в изучении состояний человека-бойца во время его деятельности в бою.

Г.Е.Шумков состояния воинов в бою предложил рассматривать по трём периодам:

1. Состояния в ожидании боя. Доминирует состояние тревожного ожидания, хотя и степень выраженности его у разных лиц различна. Могут возникать другие временные состояния: страх, печаль, радость и гнев.

2. Состояния во время боя. Преобладает возбуждение, мысли об опасности, которые переходят в переходное состояние или «мечтаний», когда преобладают мысли о себе и завершается апатией или равнодушием, по причине угнетения нервной системы.

3. Послебоевые состояния характеризовались как постстрессовые. «Современные бои с применением усовершенствованных машин для взаимного уничтожения создают такое крайнее напряжение нервно-психических сил и вообще здоровья, которое не пройдет для участников боя бесследно» ( Шумков Г.Е.,1905).

 



Дата добавления: 2022-07-20; просмотров: 83;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.