Общее представление о посттравматическом стрессовом синдроме, или отсроченной реакции на стрессовую ситуацию


 

Расстройства, развивающиеся в результате пережитой катастрофы (в отличие от “обычных” психогенных состояний), описывались и диагностировались и раньше. Так, еще в 1867 г. J. E. Erichsen опубликовал работу “Железнодорожная и другие травмы нервной системы”, в которой описал психические расстройства у лиц, переживших аварии на железной дороге. В 1888 г. H. Oppenheim ввел в практику широко известный диагноз “травматический невроз”, в рамках которого описал многие симптомы современного ПТСР.

Особого внимания заслуживают работы швейцарского исследователя E. Stierlin (1909, 1911), которые, по мнению П. В. Каменченко, стали основой всей современной психиатрии катастроф. Большой вклад в нее внесли и ранние отечественные исследования, в частности изучение последствий крымского землетрясения в 1927 г. (Брусиловский Л., Бруханский М., Сегалов Т., 1928).

Много работ, посвященных этой проблеме, появляется после значительных военных конфликтов [Краснянский А.Н., 1993]. Так, важные исследования появились в связи с первой мировой войной (1914-1918). E. Kraepelin (1916), характеризуя травматический невроз, впервые показал, что после тяжелых психических травм могут оставаться постоянные, усиливающиеся с течением времени расстройства.

После первой мировой войны американские исследователи выделили две основные гипотезы психических расстройств. Первую из них можно назвать «снарядным шоком» – предполагалось, что нарушения у солдат вызваны действием повышенного давления во время «длительных артиллерийских дуэлей». Вторая гипотеза базировалась на представлениях о возникновении «военного» и «травматического» невроза. Она имела в описании два подхода. Сторонники первого подхода считали, что психопатологические синдромы возникают только у тех, кто к этому предрасположен, имеет личностные дефекты. Война рассматривалась как фактор, провоцирующий развитие психического заболевания у исходно «неполноценной» личности (Glass A.J, 1969, Figley Ch. R., 1978, Goodwin J., 1987). Второе направление представлял рейд, который главным фактором развития послевоенных неврозов считал не органические нарушения в головном мозге, а непосредственную психическую травматизацию во время войны («Психоанализ и военный невроз»). Причина травмы виделась им в моментах неожиданности и страха присутствующих на войне.

По итогам Второй мировой войны можно выделить несколько обобщающих концепций и сложившихся на данную проблематику взглядов. Модель «болезни» - основана на наличии довоенного внутриличностного конфликта, который активизируется переживаниями войны и приводится к «травматическому неврозу» (Kardiner A.). Модель «выносливости» - согласно ей считается, что у человека, участвующего в военных действиях есть некий предел способности переносить военные действия. После этого предела следует психологическая декомпенсация, то есть невроз становится нормой и имеет название «боевого истощения» (Cameron N., 1963). Модели «окружающей среды» выделяли различные внешние факторы (физическое истощение, оторванность от семьи и близки, недостаток сна, тяжёлый климат и т.д.) и согласно им считалось, что их комбинация вызывает психологические нарушения (Weinstein E. 1947, Hanson F.R., 1949, Appel J.W. 1966). Модель «экспериментального невроза» - аналогична теории Павлова И.П. по созданию искусственного внутреннего конфликта, приводящего к «сбивке» нервных процессов. В этой модели желание выжить вступает в противоречие с желанием выполнить свой долг (Dobbs W.H., Wilson W.P., 1960, Archibald H.E., Tuddenham R.D., 1965).

После второй мировой войны (1939-1945) над этой проблемой активно работали и русские психиатры - В.Е.Галенко (1946), Э.М.Залкинд (1946, 1947), М.В.Соловьева (1946) и др. Новый интерес к этой проблеме возник в отечественной психиатрии в связи с военными конфликтами, природными и техногенными катастрофами, постигшими нашу страну в последние десятилетия. Особенно тяжелыми по последствиям были авария на Чернобыльской АЭС (1986) и землетрясение в Армении (1988).

Война во Вьетнаме послужила мощным стимулом для исследований американских психиатров и психологов. К концу 70-х годов они накопили значительный материал о психопатологических и личностных расстройствах у участников войны. Схожая симптоматика обнаруживалась у лиц, пострадавших в других ситуациях, близких по тяжести психогенного воздействия. В связи с тем, что этот симптомокомплекс не соответствовал ни одной из общепринятых нозологических форм, в 1980 г. M.J.Horowitz предложил выделить его в качестве самостоятельного синдрома, назвав его “посттравматическим стрессовым расстройством” (post-traumatic stress disorder, PTSD). В дальнейшем группа авторов во главе с M.J.Horowits разработала диагностические критерии ПТСР, принятые сначала для американских классификаций психических заболеваний (DSM - III и DSM-III-R), а позже (практически без изменений) - для МКБ - 10.

Таким образом, изучение ПТСР началось с клинического наблюдения и анализа последствий влияния на человека экстремальных факторов, в основном военного стресса, а также последствий стихийных и антропогенных катастроф. В ходе этих наблюдений было выявлено, что последствия войн и катастроф не исчерпываются видимыми жертвами, есть также и скрытые последствия – психическая травма, которая может принять форму патологического синдрома, называемого в данный момент в литературе как посттравматическое стрессовое расстройство.

Например, директор полицейской академии Сант-Льюиса Дж. Сайтзингер, психолог по образованию, обнаружил, что из 10 полицейских, застреливших подозреваемых, у 6 человек наблюдались посттравматические состояния, и у 2 из этих 6 расстройства носили глубокий характер и сопровождались кошмарными сновидениями, “флэшбэками” и выраженной депрессией.

Обследование личного состава Буденновского РОВД, проведенное спустя 10 месяцев после того, как город подвергся нападению террористов Басаева, показало наличие симптомов постстрессовых нарушений у 21,5% сотрудников. Было обнаружено, что в этих драматических обстоятельствах психическая травматизация носила массированный характер и сопровождалась сильными эмоциями страха, растерянности и ощущением собственной беспомощности.

ПТСР – это специфическая, отсроченная во времени, форма нарушения психики, вызванная однократным или повторяющимся (накопленным) воздействием стресс фактора, выходящего за пределы жизненного опыта личности, субъективно воспринимаемого как необычный, и вызывающий, как правило, необычайно сильные эмоциональные реакции.

ПТСР возникает, когда индивид пережил травматическое событие, в котором присутствовали оба следующих аспекта:

- человек пережил, или стал очевидцем события, связанного со смертью или серьёзным ранением – угрозой физической целостности, своей или других людей

- событие сопровождалось интенсивным переживанием страха, беспомощности, ужаса.

 



Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 1725;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.