Экоцентрическое и антропоцентрическое сознание: понятие, отличие друг от друга.


Одно из направлений, по которому Россия должна выходить из экологического кризиса, эколого-просветительное. Смысл этого направления заключается в развитии экологического образования, просвещения и воспитания для решения главной задачи перестройки общественного экологического сознания.

Широко распространенный тип экологического сознания, базирующийся на представлениях о «человеческой исключительности», получил название антропоцентрического.

Основные особенности антропоцентризма следующие (Дерябо, Ясвин,1996):

1.Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью человечества.

2.Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже  вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы.

3.Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей, т. е. получение определенного «полезного продукта». Сущность его выражается словом «использование».

4.Характер взаимодействия с природой определяется своего рода

«прагматическим императивом»: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.

5.Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.

6.Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.

Экоцентризм – основывается на понимании необходимости коэфолюции человека и биосферы.

Экоцентризм характеризуется следующими основными особенностями (Дерябо, Ясвин, 1996):

1.Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества.

2.Отказ от иерархической картины мира.

3.Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества.

4.Характер взаимодействия с природой определяется своего рода

«экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.

5.Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.

6.Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства.

Анализ современной экологической ситуации позволяет сделать три вывода:

1.Чтобы спасти мир, необходимо перейти от антропоцентрической цивилизации к альтернативному типу цивилизации, существенной чертой которого будет раскрытие глубинных потенций бытия человека, а не просто культивирование потребностей.

2.Самоограничение потребностей и насилия, чтобы быть действенным, должно основываться не на принуждении, а на свободном волеизъявлении индивидов.

3.Такое возможно только при становлении экоцентрической любовно-творческой структуры личности и образа жизни.



Дата добавления: 2022-07-20; просмотров: 118;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.