Философский словарь (для дидактического материала)


Акциденции– характеристики или свойства субстанций, которые онтологически (т. е. на уровне существования) зависят от них. Примеры субстанций – Сократ, роза. Примеры акциденций – «мудрый», «красная».

Аналитическиесинтетические суждения (утверждения, высказывания). Суждение является аналитическим, если его истинность или ложность утверждается на основании одних лишь значений терминов (или выражений), входящих в состав этого суждения. Чтобы удостовериться в истинности суждения «все холостяки являются неженатыми», достаточно понимать значения слов «холостяк» и «неженатый». Суждение является синтетическим, если его истинность или ложность зависит от фактов или положения дел. Суждение «все люди смертны» мы должны проверять эмпирически.

Лейбниц определяет аналитическое суждение таким образом: в аналитическом суждении предикат уже содержится в субъекте (в латинской формулировке – praedicatum in est subjecto). Похожим образом аналитические суждения определяет Кант: если предикат В принадлежит (gehört) субъекту А, то такое суждение является аналитическим. Пример аналитического суждения по Канту: «все тела являются протяженными». Если предикат В полностью пребывает вне субъекта А, то такое суждение является синтетическим. Пример: «все тела являются тяжелыми». Аналитические суждения по Канту являются пояснительными, а синтетические – расширительными.

Большинство философов считает, что все аналитические суждения являются априорными, а все синтетические суждения – опытными (апостериорными). Между тем есть философы (например, Кант), которые предполагают существование априорных синтетических суждений. Есть такие философы, как, например, Уиллард Куайн (Willard Van Orman Quine), которые отрицают наличие четких критериев различения между аналитическими и синтетическими суждениями.

 

Априори – апостериори и знание (познание). Априорное знание (от лат. a priori – «из предшествующего») – это знание, независимое от опыта. Апостериорное знание (от лат. a posteriori – «из последующего») – опытное или эмпирическое знание. Традиционно считают, что естественные науки предлагают нам апостериорное знание, а логика и математика (а также некоторые разделы философии) – априорное знание.

Классическое определение априорного знания (познания) мы находим у Канта: «априорное знание абсолютно независимо от любого опыта». По Канту априорное знание также является строго универсальным и необходимым. Строгая универсальность не подразумевает никаких исключений. Необходимость указывает на невозможность мыслить что-то по-другому. Сказать, что р необходимо, означает утверждать, что р невозможно мыслить как ложное.

Базовые убеждения(basic beliefs) это такие убеждения, которые в своем обосновании не зависят от других убеждений. По своему эпистемическому статусу они являются «само-обоснованными» (self-justifying beliefs) или «непосредственно обоснованными» (immediately justified). С помощью базовых убеждений мы можем обосновать другие убеждения.

Закон природы (лат. lex natura, англ. law of nature, нем. Naturgesetz) – это или регулярность, имеющая место в отношениях между природными объектами или событиями, или высказывание, формулирующее такую регулярность.

Знание – это обоснованное истинное убеждение (по-английски – justified true belief).

Интерналистская теория обоснования(от лат. internus – «внутренний») связывает вопрос об обоснованности знания с внутренними факторами формирования наших убеждений или с какими-либо другими феноменами, к которым мы имеем ментальный доступ. Иными словами, согласно интерналистской теории, обоснование зависит от внутренних факторов.

Истина – эпистемическое свойство (качество) утверждений, высказываний, идей и убеждений.

Категории – наиболее общие виды или классы, под которые подпадают все вещи и события. Аристотель понимает под категориями и главные типы высказывания о реальности (в этом смысле категории предстают в значении самых универсальных предикатов), и главные разновидности самой реальности. Другими словами, Аристотель учит о языковых и онтологических категориях. По Канту категории – это чистые априорные понятия рассудка. То есть категории имеют эпистемологическую природу. В современной философии категории могут пониматься и в онтологическом, и в эпистемологическом, а также языковом смыслах.

 

Каузальность (от лат. causa – «причина») – отношение между причиной и следствием. Мы называем А причиной В, если при определенных условиях или обстоятельствах А делает В необходимым, возможным, или вероятным.

 

Когерентизм (coherentism) – одна из версий теории обоснования, согласно которой определенные убеждения являются обоснованными благодаря тому, что составляют часть определенной системы взаимосогласованных убеждений.

Когерентная теория истиныопределяется таким образом: утверждение является истинным тогда и только тогда, когда оно является элементом когерентной системы утверждений. Система является когерентной тогда и только тогда, когда утверждения, относящиеся к этой системе, взаимно согласуются между собой.

Консенсусная теория истиныв версии Чарльза Пирса: истина является идеальной границей исследования (inquiry). В версии Юргена Хабермаса: утверждение является истинным тогда и только тогда, если оно было принято в результате обмена аргументами в идеальной коммуникативной ситуации (ideale Sprechsituation).

Корреспондентная теория истины защищает следующий тезис: утверждение или убеждение является истинным тогда и только тогда, когда оно согласуется с фактами (соответствует фактам). Эту теорию еще можно сформулировать таким образом: утверждение или убеждение является истинным тогда и только тогда, когда его (при оптимальных условиях) можно подтвердить или обосновать.

Натурализм– современная философская позиция, согласно которой достоверное познание реальности можно обрести только с помощью методов, характерных для естественных наук (натурализм методологический). С другой стороны, саму реальность представители натурализма истолковывают исключительно как физическую реальность (натурализм онтологический).

Номинализм (от лат. nomen – «имя», начиная с ХІІ века – nominales) – философская позиция, отрицающая существование общих объектов и свойств, истолковывая их только как слова или словесные выражения.

Обоснованное убеждение – это такое убеждение, которое опирается на свидетельство, аргументацию или опыт.

Обоснование (англ. justification)– то, что превращает истинное убеждение в знание.

Онтология (от греческого toon – «сущее» и logos – «слово», «учение») – философская дисциплина, исследующая фундаментальные структуры реальности (бытия, сущего). Онтология как общая теория реальности отличается от метафизики как специальной теории реальности (изучение отдельных регионов или сфер бытия).

Прагматистская теория истины в версии Уильяма Джеймса формулируется таким образом: идея истинна тогда и только тогда, когда поступок, совершенный на основании этой идеи, оказывается успешным.

Реализм – философская позиция, согласно которой объекты определенного вида (внешний мир, другие сознания, математические предметы) существуют фактически и не зависят от нашего сознания (наших когнитивных способностей). Различают метафизический реализм (тезис о независимом существовании объектов и событий) и эпистемологический реализм (тезис о возможности познания фактической действительности и зависимость нашего познания и языка от внешней реальности). Представители реализма сегодня остро дискутируют с представителями различных версий антиреализма. Антиреализм отрицает или само существование независимых от сознания объектов, или же отрицает независимость этих объектов от наших когнитивных или языковых способностей.

Релайабилизм (от англ. reliable – «надежный») – влиятельная современная версия экстерналистской теории обоснования, утверждающая: обосновано лишь убеждение, приобретенное надежным путем. Например, убеждение, полученное с помощью восприятия, является обоснованным, потому что большинство убеждений, полученных с помощью восприятия являются истинными убеждениями. А убеждения, полученные путем ясновидения, в большинстве случаев, не истинные.

Субстанциальная форма– внутренний неполный конститутивный принцип субстанции.

Субстанция – конкретная вещь, являющаяся онтологически самостоятельной и независимой.

Сущее (ens, entity, Entität) – то, что существует. Сегодня этот термин употребляется чаще всего в тех случаях, когда хотят оставить открытым вопрос об онтологическом статусе обсуждаемого объекта (будь то единичный предмет, свойство или событие).

Трансценденталии – транс-категориальные (или над-категориальные) онтологические понятия, такие, как, например, «истинное» и «единое».

Универсалии (от лат. universalis – «общий», «универсальный») –абстрактные объекты и общие понятия. В отличие от субстанций, универсалии (свойства, характеристики, отношения) могут в то же время существовать сразу во многих местах и приписываться многим индивидам. На более специальном языке это звучит так: универсалии – это сущности, которые могут быть экземплифицированы одновременно многими различными индивидами (объектами, предметами).

Фундационизм – теория, согласно которой наши убеждения оправданы только тогда, когда они опираются на какие-то базовые убеждения. Согласно фундационизму процесс обоснования имеет двухуровневую структуру: (1) базовые убеждения (basic beliefs) и (2) убеждения, которые выводятся из базовых убеждений и обосновываются на основании базовых убеждений. Убеждения второго уровня в литературе называют «выводными» или «инференционными» убеждениями (inferential beliefs).

Холизм (от греческого holos – «целый» и toholon – «целостность», «целое») – философская позиция, придающая онтологический и эпистемологический приоритет целому относительно его составляющих.

Эвиденциалистская теория истины (лат. evidentia – «очевидность», англ. – evidence)определяется таким образом: утверждение или убеждение является истинным тогда и только тогда, когда оно воспринимается как самоочевидное (на основании интеллектуальной интуиции или на основании эмпирического опыта).

Экстерналистская теория обоснования(от лат. externus – «внешний») – это теория, которая ставит в зависимость обоснованность убеждений от внешних факторов. Обоснование наших убеждений зависит также от процессов, которые субъект может и не осознавать.

Эпистемология(от греческих слов epistȇmȇ – «знание», «познание» и logos – «учение») – философская дисциплина, исследующая природу, структуру и базовые условия знания (познания). Также эпистемология исследует то, что оправдывает или делает рациональным или обоснованным определенное убеждение.

Эпистемический – имеющий отношение к познанию. Например, «эпистемическая установка» (т. е. познавательная установка) или «эпистемический статус» (познавательный статус).

Эпистемологический – имеющий отношение к эпистемологии. Например, «эпистемологические вопросы» (т. е. вопросы, которые поднимаются в эпистемологии).



Дата добавления: 2022-07-20; просмотров: 94;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.