Аналитическая онтология
К третьему большому направлению современной онтологии следует отнести аналитическую онтологию (метафизику). Уже из самого названия понятно, что речь идет о направлении, развивающемся в рамках аналитической философии. Интересно, что на первых стадиях своего развития аналитическая философия имела отчетливо антиметафизическую направленность. Однако это не означало, что критически настроенные к метафизике аналитики полностью избавились от проблем традиционной метафизики и онтологии. Наоборот, их позиции были не менее метафизическими, чем те, которые они подвергали критике. Ситуация начала меняться в начале 60-х годов.
Процесс реабилитации онтологии и метафизики в аналитической философии связан с именами Куайна(Quine) и Стросона(Strawson). Сегодня можно с уверенностью утверждать, что ситуация изменилась коренным образом. Достаточно только посмотреть на то количество книг и статей по метафизике и онтологии, что публикуются в англосаксонском мире (к этому списку следует еще добавить исследования, например, немецкоязычных или польскоязычных авторов, работающих в аналитической традиции). Вот только несколько имен. Прежде всего это Родерик Чизем (Chisholm) Дэвид Льюис(Lewis), Армстронг(D. M. Armstrong). Из представителей нового поколения метафизиков и онтологов, можно назвать, например, Питера ван Инвагена (Inwagen) и Майкла Лакса (Loux).
Онтологию понимают в аналитической традиции как дисциплину, исследующую «то, что существует» (ontology is the study of what there is). Важно отметить, что в аналитической философии нет жесткого противопоставления онтологии и метафизики. Онтология понимается как общая метафизика, в которой речь идет о фундаментальных структурах истинного и не-истинного на максимально общем уровне. В онтологических исследованиях учитываются проблемы, касающиеся наиболее общих свойств и отношений, конституирующих существование («реальность», «действительность»). Например, в учебнике под редакцией Майкла Лакса и Дина Циммермана статьи ведущих аналитических метафизиков распределены по восьми главным темам: (1) универсалии и партикулярные сущности (в традиционной метафизике говорили об индивидуалиях), (2) существование и идентичность, (3) модальность и возможные миры, (4) время, время-пространство и продолжительность, (5) события, каузальность и физика, (6) личности и природа сознания (persons and the nature of mind), (7) свобода воли и (8) дискуссии вокруг реализма / антиреализма.
Вопросы ко второй части
Вопросы для начального уровня:
1. Что мы имеем в виду, когда говорим о «реальности» или «действительности»?
2. Зачем нам нужна философская теория реальности?
3. В чем ограниченность физикалистской интерпретации реальности?
4. Каковы главные тезисы Платонового понимания реальности?
5. Что такое «идея» в философии Платона?
6. Платоново понимание реальности и современная наука.
7. Как понимал реальность Аристотель?
8. Раскройте значение Аристотелевых понятий «субстанция», «акциденция», «возможность», «действительность».
9. Аристотелево учение о причинах.
10. Как христианство повлияло на философское понимание реальности?
11. Кантово понимание реальности: общая характеристика.
12. Пространство и время в философии Канта.
13. Категории чистого рассудка: их место в рациональном познании по Канту.
14. Идеи разума в философии Канта.
15. Научная картина мира и наше обыденное понимание реальности.
Вопросы для углубленного уровня:
1. Что такое онтология и метафизика?
2. Какие основные вопросы исследуются в онтологии и метафизике?
3. Главные темы метафизики: субстанции и их свойства.
4. Проблема универсалий в метафизике и онтологии.
5. Позиции реализма и номинализма в современной метафизике.
6. Теория категорий.
7. Учение о трансценденталиях в современной онтологии.
8. Направления современной метафизики и онтологии.
Дата добавления: 2022-07-20; просмотров: 166;