Некрасов Николай Алексеевич (1821-1878


Место Некрасова в рус. литературе.

В 19 в. – два великих поэта: Пушкин и Некрасов.

Пушкин – «начало всех начал в русской лит.» (Белин.), Общенац. поэт.

Некрасов – поэт-революционер-разночинец, певец угнетенного народа.

Верил, что «рус.народ вынесет все, и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе. Жаль только – жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе».

Поэт, прозаик, драматург, лит.критик, редактор передовых ж. 40-70-х гг. - “Современник” и “Отечественные записки” – 30 лет редакторства.

В 40-60-е гг. в лит., в поэзии была борьба между реакционерами, поэтами “чистого искусства” (Фет, Полонский, Ап.Майков, Дружинин, Боткин) и демократами. Во главе демокр. был Некрасов, за ним шли Огарев, Никитин, Минаев, Плещеев, Курочкин и поэты ж. “Искра”.

Больше всех для изучения поэзии Некрасова сделал Корней Чуковский.

Он исправил искажения цензуры в его стихах, нашел около 5.000 стихов не бывших в печати из-за цензурных соображений. Развеял легенды врагов, опрочивших Некрасова при жизни. В 1926 г. подготовил к изданию Полное собр. стихотворений, потом – том прозаич. Произведений, 2 “Некрасов. сборника”, статьи, В 1962 г. выпустил книгу “Мастерство Некрасова”.

Поэты-демократы создали гражданскую поэзию, с общественными темами, с критикой антинародных “правителей”, с болью за порабощенный народ и с верой в лучшие времена, где люди будут ценить и уважать друг друга.

 

1. Жизненный путь Некрасова.

Родился, вырос в дворянской семье в местечке Немирово Каменец-Подольской губ. (Хмельницкая обл.) на Украине. Детство в Ярославской губ. (Россия) в имении отца. Неподалеку Волга, где бурлаки тяжко тянули барки, баржи. Дом стоял на знаменитой “Владимирке”, по которой гнали в цепях каторжников из Петербурга и Москвы в Сибирь. С мальчишками крестьянскими бегал смотреть на то и другое. Писал: Волга – колыбель моя, “На берегу родной реки…я в первый раз ее назвал рекою рабства и тоски”, слушал песни бурлацкие. В общем, рано узнал безрадостную жизнь народа.

Мать – высокообраз. и культурная, благородная и мягкая женщина (А.В. Луначарский). Отец – бывш. военный в отставке, солдафон грубый, деспот и развратник, с привычками аракчеев. служаки (Некр: у отца “чванство, разврат и мелкое тиранство”). (Повесть Лосева “На берегу великой реки” - 1962).

Всем лучшим Некрасов обязан матери. В поэме “Мать” он писал: “О мать моя, подвигнут я тобою! Во мне спасла живую душу ты!” (писал: вокруг невежественная среда; а ты вдохнула в меня идеалы добра и красоты).

Ярославская гимназия, дикие нравы, секли больше, чем учили.

Увлекся чтением: “Хотите знать, что я читал? Есть ода

У Пушкина, названье ей – “Свобода”.

Запрещенные книги. Рано стал писать стихи.

Гимназию не кончил. Отец отправил его в Петербург в Кадетский корпус. Но сын заявил – не пойду по стопам, а в университет. Мать поддержала. Отец лишил сына материальной помощи.

В 16 лет Некрасов один в Петерб. “В 16 лет я жил своим трудом, А между тем урывками учился” (поэма “Мать”).

“Ровно три года я чувствоал себя постоянно, каждый день, голодным. Приходилось есть не только плохо, но и не каждый день. Ходил в ресторан, где можно читать газеты и ничего не заказывать. Сядешь, Закроешься газетой, придвинешь к себе недоеденную кем-то тарелку и ешь”.

Зарабатывал деньги разными мелкими работами. И писал статейки в газету “Литературная газета” об уличных происшествиях. Потом рецензии, фельетоны, очерки, рассказы, водевили под псевдонимами.

В 1842 г. (в 21 год) познакомился с Белинским. Позднее о нем: “Учитель, перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени”.

По совету Белинского вместе с Панаевым взял в аренду у Плетнева ж. “Современник”, основан Пушкиным в 1836 г., и с 1847 (ему 26 лет) стал редактором. Здесь напечатаны лучшие произв. рус. лит. – “Кто виноват?” (чей роман?), “Обыкн. история” (чей?), рассказы из “Записок охотника” (чьи?).

Трудности с журналом большие – из-за новой реакции в Рос. с 1848 г. (в Зап. Европе – Франц. революция). Гонения на передовые журналы. Каторжная работа в журнале. Некр. пишет Тургеневу в 1850-м г.: “Чтобы составить 1-ю книжку, прочел до 800 писаных листов, 60 корректурных листов, из кот. пошло в дело 35 только. Два раза переделывал один роман – не мой, раз в рукописи, второй в наборе. Переделывал несколько статей в корректурах. Написал полсотни писем. Бегал десятки раз в цензурный комитет, проигрывал цензорам в карты, их заместителям, сотрудникам 3-его отделения полиции”.

Своих стихов писал мало: по 1-3-5 за целый год. Зато, если неожиданно запрещали чье-то и надо было на завтра сдавать журнал, приходилось за ночь писать нужное число страниц прозы. Так рождались “на затычки” его большие романы приключений с иносказаниями “Мертвое озеро” и “Три страны света”.

В 1862 г. журнал закрыли. Долго уговаривал Комитет, лебезил. Открыли, но в 1866 г. все равно окончательно закрыли.

В 1868 г. – новый ж. “Отечественные записки” (аренда от Краевского). Это был в 60-70-х гг. единственный передовой журнал – насколько было возможно. Некрасов – редактор до смерти в 1878 г. Тридцать лет редакторской работы – это подвиг в условиях драконовской цензуры.

ЛИРИКА НЕКРАСОВА

Многотемна. Главные темы:

1. Тема поэта и поэзии.

В лит-ре 40-х г. (пишет Чуковский в кн. “Мастерство Некраксова”) было три взгляда на цели и задачи искусства и лит-ры:

А) “В иск-ве важно не что, а как”. Это взгляды дворянских реакционеров, продолжали они в этом Канта. Это идеи “иск-ва для искусства” – нет связи с жизнью, нет связи с моралью и политикой; есть свои цели – красивая форма и свое индивидуальное чувство.

Б) “Важно не как, а что”. Это взгляды части членов ж. “Русское слово”. Утилитарный подход, открывал дорогу низкосортной лит-ре, поделкам.

В) “Важно и что, и как, но содерж. важнее, ибо форма – способ раскрытия содержания”. Это позиция Белинс., Некрасова, затем Черныш. и Добролюбова.

Некр. в 1840г.: “Тот не поэт, кто продает себя толпе за злато”.

Цель поэзии – говорить правду, а не служить золотому тельцу.

 

1848 г. – образ его Музы в стихе “Вчерашний день…”:

(Прочитать, нарисовать схему конфликта и вывод: Моя Муза сестра народа).

 

1851 – стих. “Муза”: у меня нет Музы “ласково поющей и прекрасной”, она – “печальная спутница печальных бедняков”, “с неправдою людской безумная клялась начать упорный бой”, “буйным языком в сообщники свои звала господен гром!”

1852 – стих “Незлобивый поэт” – противопоставление двух поэтов: “незлобивого”, убаюкивающего читателя, кот.при жизни ставят памятник.

И – обличителя толпы, кот. “преследуют хулы”, ругают, клянут. Но он защищает народ, “проповедует любовь враждебным словом отрицанья”.

1856 – “Поэт и гражданин” – беседа поэта и гражданина. Гражд. Упрекает поэта за отвлеченные темы: “в годину горя и печали” стыдно “красу долин, небес и моря, и ласку милой воспевать”. “Проснись: громи пороки смело…”,

“Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупрёчно. Умрешь не даром…

Дело прочно, когда под ним чструится кровь”.

Поэт – “избранник неба, глашатай истин вековых”. В ответ – буря в обществе: не так, нельзя, это не дело поэта! “Колокол” Герценовский за границей (распространялся в России нелегально) писал: “Воры и укрыватели воров большой руки подняли крик, начали жаловаться государю”. Цензору Бекетову за напечатание стиха был объявлен выговор. Обещали закрыть журнал.

1874 – “Элегия” – три части. В 1-й части поэт вступает в полемику с теми, кто считает, что после реформы тема страдания народа устарела. А Некрасов:

“Не верьте, юноши! Не стареет она.

О, если бы ее могли состарить годы,

Процвел бы божий мир!.. Увы, пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие ситада по выжженным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет муза…”

Во 2-й части – “Народ освобожден, но счастлив ли народ”. Надо писать о том же:

“Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен.

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди…”

В 3-й части – народ пока не дает ответа на издевательства над ним и поэту на его усилия. Но “природа внемлет мне”, значит, когда-нибудь и народ ответит.

В конце жизни – “Форма” - как и всю жизнь, заботился о форме. (Я иной раз просиживал ночи за пятью строками): “Стих, как монету, чекань, Строго, отчетливо, честно, Правилу следуй упорно: Чтобы словам было тесно, мыслям – просторно”. Свою Музу называл: “Бледная, в крови, кнутом иссеченная Муза”.

 



Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 1371;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.