Советы А.Н. Острогорского


«Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная», — сделал вывод А.Н. Острогорский и обосновал свое заключение.

...В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспи­тывается почти исключительно семьей, жизнью семьи. Здесь по­лучают первую пищу его склонности, здесь зарождаются его сим­патии, потребности, интересы, здесь обозначается его характер. Многое берется подражанием и обращается в привычку, тем более прочную, чем раньше она начала складываться. Но жизнь семьи, ее нравы, увлечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад ее в свою очередь является отражением жизни всего об­щества.

Как бы замкнуто ни жила семья, члены ее редко бывают в силах устранить внешние на нее воздействия. В семью приносятся и здесь переживаются общественные успехи и неудачи отца-кормильца, впе­чатления, получаемые от сношения с людьми... Здесь отец или мать срывает свое сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать, здесь разыгрываются драмы разорения и обогащения, интриг и обманов... Семья никак не может оградиться от жизни...

Живет в общественной жизни доброжелательство, взаимное дове­рие, совместный труд — и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей. Складывается общественная жизнь не по-человечески, а по звериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов, причем все кругом кажутся опасными соперниками, ко­торых надо остерегаться и делать безвредными, и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи — ссоры и брань. Общественная распущенность все­гда забирается и в семьи, понижение интересов отражается в семей­ном быту. Вместо литературных, эстетических, общественных разго­воров слышатся речи о картах, домашнем хозяйстве, наживе, костю­мах и пр.

Ни одна семья не может уберечься от вторжений в нее общест­венной жизни. Последняя или помогает им устроить жизнь по-сво­ему, или вносит совсем нежелательные помехи в семейное благо­получие. Обеспеченность, труд, здоровье, гигиеническое жилище, доступность разумных развлечений, обще­ственные бедствия — голод, война, смуты, правосудие, многое другое — все это такие вещи, от влияния которых никто не застрахован. Их переживают, но не везде одинаково. Если есть семьи, на которые общественные нравы и жизнь оказыва­ют, можно сказать, подавляющее влияние, то есть и такие, которые охраняют «святая святых» от всякого рода бурных волн житейского моря. В этих семьях живут любовь и согласие, когда кругом грызут­ся, в них верят в добро и правду, когда кругом все изолгались. В этих семьях дети — радость, тогда как в других они — лишние рты, обуза, помеха устроиться, ими тяготятся, и дети живут в загоне и пренебре­жении.

Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Ду­ша его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребе­нок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к тру­ду или праздности, получает первые эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты. Вследствие этого влияния, которое оказывает на семей­ную жизнь общественная, дети рано начинают складываться в детей своего времени, детей известной эпохи. Дети двух поколений, от­стоящих одно от другого на какой-нибудь десяток лет, чаще все­го выносят из своего детства далеко не одинаковые впечатления и влияния.

Вопросы для самоконтроля

1.Что вы можете сказать о роли отца и матери в семье?

2.Расскажите о роли общения в семье.

1. Что такое быт семьи?

2. Общность быта – важнейший признак семьи. Обоснуйте это.

3. Что вы можете сказать о влияние быта на жизнь и формирование личности?

 

 

Лекция 5

Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Механизмы семейного воспитания, родительский дом, отец и мать как воспитатели. Любовь в семье как моральная ценность, авторитет родителей, традиции семьи Содержание и методы семейного воспитания

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать духовную, физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к трудовой, об­щественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направ­ления— физическое, нравственное, интеллектуальное, эсте­тическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономиче­ским, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.

Физическое воспитание детей и молодежи выступает сего­дня на первый план. Уже никто не сомневается, что приоритет здоровья незаменим. Физическое воспитание в семье основы­вается на здоровом образе жизни и включает правильную орга­низацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание орга­низма и т. д.

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересован­ное участие родителей в обогащении детей знаниями, формиро­вании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.

Нравственное воспитание в семье является стержнем от­ношений, формирующих личность. Здесь на первый план вы­ступает воспитание непреходящих моральных ценностей — любви и уважения, доброты и порядочности, честности, спра­ведливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и другие нравственные качества: разумные потребности, дис­циплинированность, ответственность, самостоятельность, бе­режливость. Совсем не важно при этом, на какие основы мораль­ных ценностей опираются родители и дети — на христианскую мораль, общеэтические учения, моральный кодекс. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.

Эстетическое воспитание в семье призвано развить талан­ты и дарования детей или как минимум дать им представление о прекрасном в жизни. Это особенно важно теперь, когда преж­ние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появи­лось множество ложных ценностей, сбивающих детей и роди­телей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь — поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пу­ти, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.

Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень оп­рятны», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети уди­вительно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства»? Кому не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, бальному танцу, а не алко­голю, напряженному самообразованию, а не растранжириванию времени.

Но для этого нужно долго и упорно трудиться на ниве воспи­тания. Для родителей семейное воспитание — процесс созна­тельного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Этим определяется сознательный ха­рактер семейного воспитания, требование разумного, взвешен­ного подхода к решению воспитательных задач.

Стили семейных отношений

Семейное воспитание в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, которые всегда имеют воспитательный характер. Воспитательная работа родителей в семье — это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родите­лю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотноше­ниями с детьми. Изучение воспитательных, педагогических отно­шений в семье имеет особое значение для предупреждения отклоне­ний в нравственном развитии школьников.

В современной практике семейного воспитания довольно опреде­ленно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, де­мократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

1. Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми харак­теризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью.

Угрозы, понукания, принуждение — здесь главные средства. У детей это вызывает чувство страха, незащищенности, что ведет к внутрен­нему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживо­сти, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо апатию и пассивность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А.С. Мака­ренко выделял две разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. Авторитет по­давления он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор - вот основные черты такого отношения ро­дителей (чащеотца) к детям. Всегда держать детей в страхе — таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, за­битых, «слякотных», озлобленных, мстительных и, нередко, само­дурствующих.

Авторитет расстояния и чванства проявляется в том, что роди­тели либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоя­тельствам стараются быть подальше от детей — «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей — явление чрез­вычайно редкое: воспитание они поручают бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним непослу­шание и трудновоспитуемость.

2) Либеральныйстиль предполагает всепрощенчество, терпи­мость в отношениях с детьми. Источником ее является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безот­ветственными.

Попустительский тип отношений А.С. Макаренко называет «ав­торитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в по­гоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчет­ливого, умеющего «подыгрывать» людям. Это, можно сказать, соци­ально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А.С. Макаренко на­зывал «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неум­ный, самый безнравственный вид взаимоотношений.

3) Демократический стиль характеризуется гибкостью. Роди­тели, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут послушными, инициативными, с чувством собственного достоин­ства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами.

Люди меняются от поколения к поколению, поэтому воспитатель­ные процессы в семье существенно отличаются в каждом поколении.

Методы воспитания детей в семье — это способы, с помо­щью которых осуществляется целенаправленное педагогиче­ское влияние родителей на сознание и поведение детей.

Они не отличаются от рассмотренных выше общих методов воспита­ния, но имеют свою специфику:

• влияние на ребенка индивидуальное, основанное на кон­кретных поступках и приспособлено к личности;

• выбор методов зависит от педагогической культуры роди­телей: понимания цели воспитания, родительской роли, пред­ставлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов. Например, убеж­дение у одних родителей — мягкое внушение, у других — угро­за, окрик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод — поощрение. При отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспита­тельных приоритетов: одни хотят воспитать послушание, а по­этому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно вы­полнял требования взрослых. Другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для этого соответствующие методы.

Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях, по совету педагогов, создаются и используются воспитывающие си­туации.

Разнообразны и средства решения воспитательных задач в семье: слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д.

Выбор и применение методов родительского воспитания опи­раются на ряд общих условий.

1. Знание родителями своих детей, их положительных и от­рицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие по­ручения выполняют, какие трудности испытывают, какие у них отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, ма­ленькими, что более всего ценят в людях и т. д.

2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отноше­ний в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.

3. Если родители отдают предпочтение совместной деятель­ности, то обычно превалируют практические методы. Интенсив­ное общение во время совместного труда, просмотров телепе­редач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет со­вместной деятельности — нет и повода и возможности для об­щения.

4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания.

Роль отца и матери в семье

Семья—неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходи­лось без семьи. Семья в своем разви­тии прошла долгий и сложный путь, вершина которого—пожизненное единобрачие. На протяжении XX в. В индустриально-развитых странах произошли радикальные семейные изменения из-за переворота в системе жизненных ценностей. Многие браки перестали быть пожизненными, раз­воды, неполные семьи и матери-оди­ночки оказались почти нормальным явлением, а рождаемость столь мала, что даже семья, имеющая двух детей, стала считаться многодетной.

Развитие семьи, укрепление, ее стабилизация, превращение в источ­ник человеческого счастья—дело не только государства и общества, но и прежде всего самих супругов, потому что общество никогда не сможет предусмотреть все конкретные нюансы обстановки в семье того или иного человека. Развитие семьи, укрепление, ее ста­билизация, превращение в источник человеческого счастья прежде всего важно потому, что воспитание интеллектуально, нравственно, психологически полноценного человека возможно лишь в обстановке эмоционального тепла, любви, подлинно человеческих взаимоотношений, которыми отличается здоро­вая, благополучная семья.

Самое важное для стабильности семьи—супружеские отно­шения. Они играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в развитии общества и личности. В большинстве семей суще­ствует разумный ритм жизни с определенными правилами и привычками, которые обыденны, просты и выполняются уже как бы автоматически. Традиции каждой семьи имеют свои особенности. Добрые традиции сплачивают семью, позволяют сберечь то разумное, что уже имеется в семье. Воспитательная сила традиций заключается в том, что присутствующий в них опыт воспринимается подрастающим поколением наиболее естественным путем. Семью как коллектив объединяют общие цели, интересы, единство взглядов и устремлений. Быть или не быть семье коллективом зависит в первую очередь от харак­тера внутрисемейных отношений.

Важнейшей основой семьи является супружеская, родитель­ская, сыновняя, дочерняя любовь. Семейные отношения должны характеризоваться сердечностью, особой тактичностью, вза­имной уступчивостью, стремлением каждого выполнять свои обязанности. В формировании таких отношений и для полно­ценного развития и воспитания ребенка в семье важное зна­чение играет роль отца и матери.

Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подго­тавливается к тому, чтобы стать мужем, отцом, как и каждая женщина—матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подме­чено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответствен­ность—быть отцом, опорой в семье.

Однако с распространением городского образа жизни, факти­чески все чаще семейной жизнью руководит женщина-жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных квартирах есть все и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд почти полнос­тью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже работает на производстве, рабочий день дома тоже существует. Однако, все равно отец—это сила, ум и опора семьи в житей­ских вопросах.

Отцовство—также экзамен на социальную и нравствен­ную зрелость мужчины. Всегда есть молодые люди, вступаю­щие в брак, но боящиеся отцовства или же не готовые к нему. Ребенок—большое испытание на прочность семьи. В практике встречаются пары, до рождения первенца жившие нормально, а после его рождения ухудшившие свое общение. Муж все чаще не появляется дома, избегает ребенка и жену. Это может сви­детельствовать об отсутствии, недоразвитии отцовского чув­ства или отцовской культуры, хотя и неприятно, но не явля­ясь при этом чем-то патологичным.

Справедливости ради, можно отметить, что чувство отцов­ства рождается несколько позднее чем чувство материнства. Аристотель заметил, что по-настоящему отцами мужчины ста­новятся позже, чем женщины—матерями. Молодые люди из-за отсутствия детей редко оставляют жену. Чаще это проявляется у мужчин с развитым духом собственничества, которые хотят иметь наследников, свое продолжение на Земле,

В наше время российская действительность такова, что и детских садах и школах с детьми работают в основном жен­щины, ощутимым становится дефицит мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессив­ность. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае воспита­ние будет ущербным.

Сейчас критика в адрес отцовства исходит в основном из уменьшения уделяемого времени не только жене, но и детям, с уменьшением времени бесед и обычного общения. Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т. д.— вот первостепенная задача отца.

Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов.

Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех его делах, должен быть другом своему ребенку.

В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перени­мают походку, манеру разговаривать, жесты и проч. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, муж­скую надежность, предприимчивость, отношение к противо­положному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным относиться так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.

Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях детям—увеличивается общее коли­чество неврозов, растет пугливость, падает успеваемость.

Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необходим институт отцовства в семьях.

Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к вос­питанию детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он ответственен перед семьей за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие дела в хозяйстве, снабжение про­дуктами и т. д.—это прежде всего обязанность отца.

Некоторые отцы вообще все сваливают на хрупкие плечи жены: и хозяйство, и бюджет, и воспитание детей. Отцы должны больше времени уделять воспитанию детей и домаш­ним делам.

Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье. Келлер проводил интересные опыты с обезьянами. Сначала маленьких обезьянок отнимали от матерей. Для живот­ных это обернулось трагедией, замедлилось психическое раз­витие малышей. Эксперимент пришлось прекратить. При вто­ром эксперименте обезьянок отняли от матерей сразу после рождения, а в роли «мамы» выступало кресло с меховой обив­кой. В спинку кресла встроили бутылку с соской и вскармли­вали обезьянок искусственно. К креслу обезьянки относились как к матери и когда кресло убирали, они начинали волно­ваться. Но вот эксперимент был закончен и выросших обезья­нок пустили в общее стадо обезьян. Они оказались очень необ­щительны и были настолько агрессивны, что не смогли создать семейной пары. Искусственным путем дождались от обезьян, выросших без мам, потомства. Но они не проявили к собственным детям никаких нежных чувств. Одна даже оторвала руку своему ребенку, а другая раскусила голову. Они не обращали внимание на то, что малышу плохо, тогда как в стаде в этих случаях к нему немедленно бросается мать или кто-нибудь из других обезьян. У тех животных, в роли матери которых был неодушевленный предмет, совершенно отсутствовал материн­ский инстинкт, считающийся врожденным, да и психическое развитие их явно отклонялось от нормы. Вот как оказалось важ­ным для малышей чувствовать материнское тепло, ее опеку.

Мать учит детей добру и любви, дает первые уроки человеч­ности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.

Мать—это зеркало в которое смотрится ребенок. Может ли она воспитать опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в грязном халате? Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.

Помимо воспитания детей, мать еще является и хозяй­кой в доме. Она моет, стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что средняя домашняя нагрузка жен­щины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, л ее общая трудовая нагрузка больше на 15—20% общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина-мать имеет двойной рабочий день—на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервоз­ность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца—му­жество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

Общение в семье

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр обще­ния в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и зна­комых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее.

Удовлетворенность супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения.

Социологические исследования показывают, что при нор­мальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи.

Однако не бывает идеального общения в семье, т. е. обще­ния, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно понять супругам пози­цию друг друга, поставить себя на его место. Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональ­ный настрой принято называть психологическим климатом. Он неразрывен с идейно-нравственными ценностями семьи, является показателем качества межличностных отношений чле­нов семьи. Психологический климат не является чем-то неиз­менным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит каким он будет. Многие иссле­дователи выделяют два типа психологического климата семьи: благоприятный и неблагоприятный'. Многие наблюдения пока­зывают, что значительной части семей присущ противоречи­вый психологический климат. На благоприятный климат семьи в значительной степени влияет внутрисемейное общение.

В семейном общении очень важны нравственные прин­ципы, главным из которых является—уважение другого, его «я». Нередко, после трудного трудового дня супруги стремятся сорвать свое плохое настроение на близких, дать выход накопив­шейся озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать, делать замечания, кричать. В результате такой разрядки человек может получить временное облегчение, хотя последствия могут ока­заться тяжелыми. Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и несдержанность. Других—обида за несправедливые обвинения и упреки. В результате это спо­собствует разрушению семьи.

Иногда полезно делать компромиссы, т. е. идти на уступки друг другу. Также очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться.

Очень важно почаще делиться своими мыслями, не ску­питься на похвалу, добрые слова.

Не сложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим последствиям. Психологами установлено, что суще­ствует связь между супружескими конфликтами и нервно пси­хическими расстройствами. Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчужденности, к ухуд­шению психологического и физического состояния, значи­тельному понижению работоспособности человека. Неумение общаться способно разрушить семью. Основными компонен­тами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. Особая способность к обще­нию—умение признать ценность другого, даже при несовпаде­нии позиций. Только таким образом можно достичь гармонии в семейной жизни.

В семье, кроме взрослых, в неполноценном общении нужда­ются также и дети. Общение является одним из основных фак­торов формирования личности ребенка. Потребность в обще­нии появляется у младенца с самого рождения. Уже в возрасте 2-х месяцев при виде матери его лицо озаряется улыбкой.

Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишенные воз­можности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.

Во многих семьях в большинстве своем дети чаще общаются с матерью, чем с отцом. Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых детей вообще отсутствуют доверительные отношения, как с отцом, так и с матерью. Чаще всего это бывает в семьях, где не установились близкие духовные контакты, как между супругами, так и между родителями и детьми. В таких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с другими членами семьи осно­вывается на приказах, подчинении, оскорблениях. Это оказы­вает отрицательное влияние на формирование у детей способ­ности к полноценному общению.

Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к человеческому общению, так как именно в семье дети усваивают характер общения. Кроме того, от умения супругов общаться во многом зави­сит и нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи. Неблагоприятный социально-психологический климат семьи ведет к депрессиям, ссорам. Если члены семьи не стре­мятся изменить такое положение к лучшему, то само существо­вание семьи становится проблематичным.

Супруги имеют равные права и обязанности: совместно воспитывают детей, по обоюдному согласию решают все во­просы семейной жизни. Они имеют равные права владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым во вре­мя брака, во взаимном материальном содержании друг дру­га. Супруги свободны в выборе занятий, профессии и места жительства.

Быт семьи

В современных условиях своеобразие преобразований в системе семейно-брачных отношений заключается не только в повыше­нии духовно-нравственного потенциала семьи, но и в форми­ровании новых стереотипов сознания, поведения, межличност­ных отношений членов семьи.

Важнейшим признаком семьи является общность быта, который складывается и изменяется под влиянием матери­ального производства, общественных отношений, уровня куль­туры и оказывает огромное влияние на другие стороны жизни людей, на формирование личности.

Быт представляет область социальной жизни, связанной с восстановлением жизненных функций человека, его работо­способности и творческой деятельности. Основой быта явля­ется личное, семейное и общественное производство и потре­бление необходимых благ. Быт—сфера внепроизводственно экономической и социальной жизни, включающая деятельность, связанную с удовлетворением материальных потребно­стей людей в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, и деятельность, связанную с освоением духовных благ, куль­туры, с общением, отдыхом, развлечениями. Составной частью быта является домашнее хозяйство. Оно представляет сферу человеческой деятельности, при которой кустарно, на основе индивидуальных затрат труда и времени, организуется вся система производства и потребления (питание, стирка, уход за квартирой и т. д.).

Основой материального благосостояния семьи является добросовестный труд всех ее взрослых членов на обществен­ном производстве и дома, в быту. Труд для каждой семьи явля­ется не только источником материального благополучия, но и важнейшим средством всестороннего развития личности. В пределах домашнего хозяйства выделяется домашний труд, осуществляемый преимущественно женщиной. При помощи его производятся предметы потребления и услуги, необходи­мые семье. Домашний труд служит одной из важнейших сто­рон жизни человека и обеспечивает производство предметов потребления или их доработку: приготовление пищи, ремонт обуви и т. д. Другой частью домашнего труда является оказа­ние услуг внутри семьи. Домашний труд является общественно необходимым видом труда, так как обеспечивает жизнедея­тельность человека или семьи, несмотря на его индивидуаль­ную организацию.

Неумение наладить семейный быт, разделить обязанности, создать крепкую семейную экономику нередко ставит под угрозу само существование семьи. Организация семейной экономики в огромной степени зависит от семейного бюджета, который представляет собой баланс доходов и расходов, характеризую­щий уровень жизни семьи. Сегодня особую значимость приобре­тает проблема, как с наибольшей пользой распорядиться день­гами, и потому все более популярными становятся такие понятия как «разумные потребности» и «культура потребления». «Культура потребления»—это способность человека, семьи осознавать свои разумные потребности и находить для удовлетворения пути, наи­более эффективные в экономическом и нравственном плане.

Культура потребления продовольственных товаров слагается из той роли, которую пища играет в жизни человека, из умения разумно и экономно хозяйствовать. С экономией в быту связан очень важный экономический и нравственный принцип, суть которого в том, чтобы обеспечить семье полноценную жизнь в тех пределах, которые соответствуют ее доходам.

Домашний труд—самый массовый из всех видов труда, и, как правило, это монотонный, малопроизводительный и довольно тяжелый труд. По подсчетам социологов, с конца 20-х годов производительность труда возросла в промышленности в 23— 24 раза, а в домашнем хозяйстве—всего на треть, т. е. в 70 раз меньше. Женщина тратит на него 40 ч в неделю (в городе 30—35, в деревне 45—50), мужчина 15—20 ч в городе и до 30 ч в деревне. Подсчитано, что в среднем на домашнее приготовле­ние пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У жен­щин это занятие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашнего хозяйства. Велики затраты времени на стирку белья, глажение. Сегодня эти нагрузки еще более увеличились в связи с инфляцией, сокращением службы быта, дороговизной и мно­гими другими обстоятельствами.

И все это в основном лежит на плечах женщин. Более того, женщина, ведя хозяйство, экономит значительные суммы денег. В США подсчитали, что если платить за все, что делает жен­щина дома как прачка, уборщица, нянька, кухарка, то при­шлось бы тратить (по самым скромным подсчетам) дополни­тельно в месяц больше средней зарплаты мужа. В России рабо­тающая женщина, по данным журнала «Вопросы экономики», увеличивает совокупный семейный доход более чем в полтора раза. Поэтому отказ ее от работы в пользу семьи, ведения домаш­него хозяйства приводит к существенному его падению.

В настоящее время домашние обязанности женщин усложни­лись. Сокращение помощи государства в воспитании и материаль­ной поддержке детей требуют большего внимания со стороны роди­телей, больших затрат времени на организацию питания детей, уход за ними. Выход следует искать в развитии общественно-бытовой сферы, но идеальным вариантом должен стать принцип сочетания общественных, и личных интересов и на этой основе решатся проблемы сокращения затрат труда и времени женщин на удовлетворение бытовых потребностей. А это возможно лишь при нормальной экономической жизни общества. Тогда экономическое преимущество общественного сервиса, по сравнению с кустарным домашним хозяйством, будет главным условием успешного реше­ния проблем домашней занятости женщин.

Общность быта—важнейший признак семьи. И в настоящее время невозможно представить нормальное существование семьи без повседневного домашнего труда. Надежда на создание совер­шенной общественной системы бытового обслуживания населе­ния не оправдалась. Правда, большинство семей, живущих в круп­ных городах, ощущает ее помощь в виде работы службы бытового обслуживания населения, десятках видов разнообразных услуг и т. д. И все же в обозримом будущем вряд ли появится удобная для каждой семьи система бытового обслуживания. Немаловажно и то, что государственные и особенно коммерческие услуги еще очень дорого обходятся семье. Значит, перспективой является не ликвидация домашнего хозяйства, а его совершенствование и раз­умное ведение. От этого зависит и материальное благополучие семьи, и ее моральный климат, и прочее. Семьи, где достигнуты гармоничные отношения, используют несколько путей совершен­ствования ведения домашнего хозяйства: насыщение быта все­возможными электробытовыми механизмами; разумное пла<



Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 174;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.025 сек.