Основные периоды развития святости в эпоху безбожного гонения на РПЦ в XX в.


21. Канонизация святых в Русской Православной Церкви после 1988 г. (2 часа).

21.1. Работа Комиссии Священного Синода РПЦ по канонизации святых.

21.2. Канонизация новомучеников-исповедников Российских. Канонизация императора Николая II и его семьи.

21.3. Канонизация местночтимых святых. Собор Тульских святых.

21.1. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя синодальной комиссии по канонизации святых

Как митрополит Крутицкий и Коломенский, представляю вопрос об общецерковном прославлении преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца († 1395, память 12/25 сентября). На мое имя поступили обращения пяти Преосвященных архиереев, поддерживающих эту инициативу. Множество чудес происходит при обращении к преподобному Афанасию. Серпуховский Высоцкий монастырь, где почивают мощи святого, ежедневно посещает большое количество богомольцев, со всех концов страны поступают в обитель прошения совершить молебен перед мощами святого. Почитание его как святого сомолитвенника преподобного Сергия Радонежского в Московской епархии началось еще в глубокой древности и теперь приобрело общецерковный характер.

Преосвященный Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский, представил на имя Его Святейшества материалы о почитании в Русской Православной Церкви преподобного Феодора Санаксарского (Ушакова; 1719—1791, память 19 февраля/4 марта и 21 апреля/4 мая) и праведного воина Феодора (Ушакова; 1745—1817, память 23 июля/5 августа и 2/15 октября), прославленных в лике местночтимых святых Саранской епархии соответственно в 1999 и 2001 годах. Ходатайство архиепископа Варсонофия поддержали шесть Преосвященных архиереев.

Совместно с Преосвященным архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием ходатайствую об общецерковном прославлении двух сподвижников, великих делателей Иисусовой молитвы преподобных Василиска Сибирского († 1824, память 29 декабря/11 января) и Зосимы (Верховского; 1768—1833, память 24 октября/6 ноября). Преподобный Василиск прославлен в лике местночтимых святых Екатеринбургской епархии в январе 2004 года, а преподобный Зосима — в лике местночтимых святых Московской епархии в 2000 году. Святость их жизни и высота совершенного подвига засвидетельствована многими современниками. Память о преподобных старцах с благоговением почитается в различных местах нашего Отечества, где они совершали свои подвиги: в Рославльских и Брянских лесах, в Коневском Рождества Богородицы монастыре, в Кемеровской епархии. По свидетельству Преосвященного архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония, на место подвигов преподобных, находящееся в глухом таежном урочище в 50 верстах к северу от города Новокузнецка, постоянно совершается паломничество православных Кузбасса, Сибири и других регионов России. Жития преподобных Василиска и Зосимы были переведены на английский и греческий языки и получили широкое распространение среди православных в Греции, на Кипре, а также в Северной Америке, где, например, житие преподобного Зосимы было издано уже три раза.

Преосвященный архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл ходатайствует об общецерковном прославлении Христа ради юродивого блаженного Андрея (Огородникова; † 1841; память 21 мая/3 июня и 27ноября/10 декабря). Прославление святого в лике местночтимых святых Ульяновской, ныне Симбирской епархии, состоялось в 1998 году. В Комиссию с прошениями в поддержку просьбы Преосвященного архиепископа Прокла обратились семь Преосвященных архипастырей.

Преосвященный Вениамин, епископ Люберецкий, викарий Московской епархии, представил на имя Его Святейшества материалы о почитании в Русской Православной Церкви преподобного Пимена Угрешского (Мясникова; 1810—1880, память 17/30 августа), прославленного в 2000 году в лике местночтимых святых Московской епархии. Ходатайство епископа Вениамина поддержали девять Преосвященных.

Церковным народом с особой любовью почитаются преподобные, блаженные и Христа ради юродивые Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, жизнь и служение которых протекли под особым водительством и молитвенным заступничеством преподобного Серафима Саровского.

Канонизация преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии состоялась в декабре 2000 года. Мощи подвижниц пребывают в Богородице-Рождественском приделе Казанской церкви Дивеевского монастыря, на поклонение которым ежедневно приходят сотни паломников. Почитание первоначальницы Дивеевской обители схимонахини Александры (Мельгуновой; † 1789; память 13/26 июня), а также схимонахини Марфы (Милюковой; 1810—1829; память 21 августа/3 сентября) и монахини Елены (Мантуровой; 1805—1832; память 28 мая/10 июня) было начато еще при жизни преподобного старца Серафима и завещано всем его почитателям. Со дня своей праведной кончины преподобные жены Дивеевские пользуются непрекращающимся народным почитанием.

Особую известность Серафимо-Дивеевский монастырь получил и благодаря сонму святых жен, подвизавшихся в подвиге юродства ради Христа: блаженных Пелагии (Серебренниковой; 1809—1884; память 30 января/12 февраля), схимонахини Параскевы (Паши Саровской; † 1915; память 22 сентября/5 октября) и Марии (Фединой; † 1931; память 26 августа/8 сентября). Из всех подвигов христианского жительства подвиг юродства ради Христа — один из самых трудных. Священномученик Серафим (Чичагов) в составленной им «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» о служении дивеевских блаженных сказал: «Назначение блаженных в обители: спасать души монашествующих от натисков врага человечества, от искушений и страстей, им ведомым по прозорливости...» Смирение, с которым блаженные Пелагия, Параскева и Мария пронесли подвиг Христа ради юродства, обильные благодатные дары Духа Святого, явившиеся в них преизобильно, чудеса по их молитвенному предстательству при жизни и после кончины, — все это дало основание для их канонизации.

Вопрос о прославлении дивеевских блаженных в лике местночтимых святых Нижегородской епархии рассматривался Комиссией 1 октября 2001 года. Дав положительное заключение, члены Комиссии тогда отметили, что «есть основания ставить вопрос об их и общецерковном прославлении на ближайшем Архиерейском или Поместном Соборе».

Святейший Патриарх благословил совершить прославление дивеевских блаженных как местночтимых святых Нижегородской епархии во время празднования 250-летия со дня рождения преподобного Серафима и освящения восстановленной Казанской церкви Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, что и было совершено сонмом архипастырей 31 июля с.г.

Благословение рассмотреть вопрос о причислении к лику общецерковных святых блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881—1952, память 19 апреля/2 мая), местночтимой святой Московской и Тульской епархий, исходит от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Ее прославление в лике местночтимых святых Московской епархии состоялось в 1999 году. С тех пор почитание блаженной приобрело общецерковный характер. Ежедневно Покровский монастырь в Москве, где покоятся мощи праведницы, посещает около 5000 паломников, а в дни памяти святой — не менее 20 000 человек. На поклонение святой едут из многих стран. Почти во всех храмах Русской Православной Церкви имеется ее образ, многие епархии и монастыри обратились к Святейшему Патриарху с просьбой получить частицы святых мощей блаженной Матроны. В самой Покровской обители собраны многие сотни свидетельств о чудесной помощи, полученной богомольцами по молитвам к святой старице.

Поскольку критерии канонизации местночтимых и общецерковных святых одинаковы, разница лишь в границах почитания святого, учитывая, что чин их канонизации уже был совершен, предлагается, в случае общего соборного согласия на причисление сих подвижников к лику общецерковных святых, вторично этого чина не совершать.

Считаю необходимым остановиться на начавшейся еще в 1990-е годы кампании вокруг имен царя Ивана Грозного и Григория Распутина, участники которой настойчиво требуют канонизации этих лиц в сонме святых.

Образы Ивана Грозного и Григория Распутина преподносятся как символы особой «народной» религиозности, которая противопоставляется «официальной религиозности» Церкви.

Инициаторы этой канонизации не могут не сознавать, что само обсуждение такого прославления способно вызвать (и уже вызвало) смущение среди православных верующих, ведет к соблазну и дискредитации самой идеи канонизации святых.

В течение минувшего времени синодальная Комиссия по канонизации святых изучала данный вопрос. Оценивая общие итоги пропагандистской кампании в поддержку канонизации царя Ивана Грозного, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, сторонникам канонизации не удалось представить ни одного нового источника, опираясь на который можно было бы поставить под сомнение сложившуюся в исторической науке традицию в целом отрицательного изображения царствования и личности Ивана Грозного.

Во-вторых, в среде почитателей Ивана Грозного не появилось исследований, которые могли бы опровергнуть наличие традиционно инкриминировавшихся Ивану Грозному злодеяний и пороков. В данном случае прежде всего имеются в виду многотысячные и чаще всего безвинные жертвы опричного террора, разрушавшая страну внутренняя и внешняя политика второй половины его царствования, гонения и убийства, в том числе и впоследствии канонизированных священнослужителей Церкви, а также собственного сына. Речь также идет и о многоженстве, в результате которого последние десять лет своей жизни царь был отлучен от причастия Святых Христовых Таин.

В-третьих, сторонники канонизации Ивана Грозного навязывают церковному народу идею о святом царе, ставшем жертвой невиданного в мировой истории четырехвекового «клеветнического заговора», участниками которого объявляются иностранные дипломаты и опричники, русские летописцы и агиографы и опиравшиеся на них в своих исследованиях все крупнейшие русские церковные и светские историки последних трех веков.

В-четвертых, почитателям Ивана Грозного не только не удалось найти в Русской Церкви «прикровенно» совершившейся канонизации «оклеветанного» царя, но и обнаружить достоверные свидетельства его почитания как святого в русском церковном народе.

Подробно и тщательно изучив все доводы сторонников канонизации царя Ивана Грозного, Комиссия пришла к выводу о том, что нет оснований ни для его прославления, ни для опровержения авторитетных общепризнанных выводов исторической науки.

Подобное следует сказать и о кампании в поддержку канонизации Григория Распутина.

Во-первых, немногочисленные сочинения, приписываемые Распутину, свидетельствуют не только о богословском невежестве сибирского «старца», но и о его приверженности духовным настроениям, свойственным сектантам мистическо-харизматического толка.

Во-вторых, материалы незавершившегося консисторского следствия по делу о принадлежности Г.Распутина к секте «хлыстов» оставляют открытым вопрос о его непосредственных связях с сектантами и о степени мировоззренческого влияния на него сектантской идеологии. При этом неоднократно отмечавшиеся современниками гипнотические способности Григория Распутина, которые в конце петербургского периода своей жизни он совершенствовал под руководством профессионального гипнотизера, могут свидетельствовать не о благодатной одаренности Г.Распутина, а о влиянии на него псевдомолитвенной экстатической религиозности мистических сект.

В-третьих, безнравственность Г.Распутина, выражавшаяся в безудержном пьянстве и разврате, была неоднократно и неопровержимо засвидетельствована многочисленными и весьма авторитетными современниками.

В своих обращениях на епархиальных собраниях к клиру и приходским советам города Москвы Святейший Патриарх Алексий неоднократно касался этой темы. В частности, он указывал: «В последнее время появилось довольно много цветных, прекрасно изданных, с позволения сказать, “икон” царя Ивана Грозного, печально известного Григория Распутина и других темных исторических личностей. Им составляются молитвы, тропари, величания, акафисты и службы. Какая-то группа псевдоревнителей Православия и самодержавия пытается самочинно, “с черного хода”, канонизировать тиранов и авантюристов, приучить маловерующих людей к их почитанию.

Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорвать ее моральный авторитет. Если признать святыми царя Ивана Грозного и Григория Распутина и быть последовательными и логичными, то надо деканонизировать священномученика митрополита Московского Филиппа, преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского и многих других умученных Иваном Грозным. Нельзя же вместе поклоняться убийцам и их жертвам. Это безумие. Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убийц и мучеников, развратников и святых?..»

«Перед нами не внутрицерковная дискуссия, — говорится в другом Обращении Святейшего Патриарха. — Все более очевидными становятся намерения организаторов — внести разделение в церковную среду».

 

21.2. Причисленные к лику святых

Опыт написания житий святых, новомучеников и исповедников Российских.

Проблемы жанра

(Текст доклада, прочитанного на XI Международных Рождественских образовательных чтениях

29 января 2003 года.

Имеется звукозапись доклада [список аудиофайлов доклада])

Соборное прославление святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе в августе 2000 г. и подготовка к этому прославлению поставили перед РПЦ задачу составления житий новопрославляемых святых. В начале 90-ых гг. XX в. решение этой труднейшей задачи осложняли следующие факторы: Огромное количество пострадавших. По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий только за 1937–38 гг. было арестовано около 165 тыс. православных священнослужителей и около 107 тыс. из них расстреляно [1, с. 23].

1. Отсутствие опыта подобной работы. В советское время мало кто предполагал, что в обозримой перспективе возможна такая канонизация. Единицы занимались сбором устного церковного предания, а работа в архивах была почти невозможна.

2. Недоступность архивов репрессивных органов. Только в начале 90-ых гг. прошлого века некоторые исследователи получили частичный доступ к архивам КГБ, и лишь в конце 90-ых гг., когда началась передача фондов со следственными делами в государственные архивы, стало возможным массовое ознакомление с этими документами.

3. Малоизученность церковных фондов XIX–XX вв. В советский период эта тема считалась неактуальной, поэтому исследования почти не проводилось или носили тенденциозный характер. Часть церковных фондов вообще была закрыта.

4. Психологический фактор. Грандиозность и важность предстоящего дела (я имею в виду соборное прославление новомучеников) в сочетании со всеми вышеперечисленными сложностями заставляли сомневаться в том, что такая канонизация возможна в ближайшие годы. Следствием этого стала определенная пассивность со стороны тех, кто мог бы приступить к подготовке канонизации новомучеников.

Тем не менее, начиная с прославления свт. Тихона патриарха Московского и всея Руси на архиерейском соборе в октябре 1989 г. и до соборного прославления на архиерейском соборе в августе 2000 г. велась напряженная работа, плодом которой стала поименная канонизация 13 новомучеников и исповедников Российских. В их числе – священномученики митр. Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский), митр. Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, священномученики Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Крутицкий Петр (Полянский), митр. Серафим (Чичагов), архиеп. Фаддей (Успенский) и др. Эти канонизации имели колоссальное значение. Появился первый опыт составления житий, первый опыт их обсуждения в Комиссии по канонизации, церковная общественность постепенно стала осознавать важность прославления всего собора новомучеников и исповедников.

16 февраля 1999 г. Святейший Синод РПЦ принял решение о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских на архиерейском соборе. Это существенно изменило всю работу по подготовке канонизации. Если прежде вся работа велась исключительно силами Синодальной Комиссии по канонизации святых, то решение Синода обязало Правящих Преосвященных «провести тщательное документальное исследование материалов о новомучениках и исповедниках XX в., пострадавших в их епархиях» [2, сс. 8–11]. Епархиальные комиссии и группы исследователей начали работу по сбору материалов.

Первый сложнейший вопрос, который встал перед всеми исследователями — это вопрос о критериях святости применительно к новым мученикам. Новомученики Российские, подобно древним мученикам, пострадали за Христа, но было и существенное отличие — «…В языческой Римской империи Церковь была вне закона и уже сама принадлежность к ней каралась смертной казнью на юридических основаниях, а отречение обвиняемого в принадлежности к Церкви сохраняло вероотступнику жизнь и возвращало ему свободу. Российские новомученики, как правило, не стояли перед таким…ясным выбором». Их убивали или без суда, или по суду, но, предъявляя обвинения, прямым образом не связанные с исповеданием Христа, а в пору массовых гонений даже отречение от веры едва ли могло избавить от расправы. Поэтому погибали и люди, отпадшие от Церкви, и мы не можем считать мучениками всех погибших в то время. Для канонизации требуется серьезное исследование обстоятельств жизни и смерти каждого пострадавшего [2, сс. 171–172].

Изучая подвиг новомучеников, Синодальная Комиссия по канонизации святых в 1995 г. выработала одобренный Священным Синодом документ «Историко-канонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями XX века». В этом документе отмечается, что, совершая канонизацию новомучеников, РПЦ опирается на примеры почитания «мучеников в первые века христианской истории», когда «необходимым условием почитания было исповедание ими правой веры» [2, с. 171].

Давая оценку расколам и разделениям, возникшим в нашей Церкви в 20-е годы, Синодальная Комиссия пришла к выводу о невозможности канонизации обновленцев, находившихся под контролем ВЧК, поправших многие каноны Церкви, а также стремившихся к пересмотру догматического учения Церкви; последователей григорианского раскола, которые пытались захватить власть высшего управления Церкви; самосвятов-липковцев и других позже возникших группировок украинских автокефалистов, которые имели преемственную связь с самосвятами.

Этот общий вывод не распространяется на тех, кто, на время присоединившись к обновленцам, потом оставлял раскол, через Покаяние возвращался в лоно Церкви и впоследствии становился жертвой антицерковных репрессий.

Иная оценка была дана Синодальной Комиссией так называемым «правым» расколам. В докладе отмечалось, что «В действиях «правых» оппозиционеров, часто называемых «непоминающими», нельзя обнаружить злонамеренных, исключительно личных мотивов. Их действия обусловлены были по-своему понимаемой заботой о благе Церкви. Как хорошо известно, «правые» группировки состояли из тех клириков и мирян, кто, не соглашаясь с церковно-политической линией Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, прекращал возношение его имени за богослужением и таким образом порывал каноническое общение с ним. Но порвав с Заместителем Местоблюстителя, они, как и сам митрополит Сергий, главой Церкви признавали митрополита Петра — Местоблюстителя Патриаршего Престола» [3, сс. 15–16].

При массовом изучении следственных дел стало ясно, что участие в расколе далеко не единственная форма отпадения от Церкви в гонениях XX века. Отречение от сана, отречение от монашества, работа в органах НКВД в качестве секретных сотрудников также делают невозможным прославление этих клириков и мирян в лике святых.

Кроме того, при изучении обстоятельств жизни пострадавших, важное место занимают свидетельства о личном благочестии клириков и мирян. Чаще всего, если такие свидетельства находятся, они носят положительный характер, но в редких случаях мы сталкиваемся с различными пороками священнослужителей, которые несовместимы с идеалом христианского пастырства, такими как пьянство, драки, воровство (в последнем случае само осуждение могло даже быть не по политической, а по уголовной статье).

И, наконец, наверное, самая распространенная причина, по которой пострадавший член Церкви не может быть прославлен в лике святых — это лжесвидетельство в различных проявлениях: оговор товарищей по своему делу, самооговор, лжесвидетельство по другим следственным делам, а иногда лжесвидетельства по ряду дел. Следствием такого оговора зачастую становился арест, заключение и смерть ни в чем неповинных людей. Малодушие, проявленное в таких обстоятельствах, не может служить примером, а нельзя забывать, что «канонизация – это свидетельство святости и мужества подвижника, подражать которым призывает Церковь Христова своих чад» [3, с. 17].

Вышеперечисленные критерии, конечно, не исчерпывают всех возможных случаев. Поэтому ориентиром для агиографа, наверное, должно быть общее соответствие материалов, которыми он располагает об обстоятельствах жизни и смерти православного пастыря или мирянина, христианскому идеалу святости.

Особую сложность составляют случаи, когда недостойное поведение христианина проявляется либо в более ранних делах этого же клирика или мирянина, либо в делах в отношении других лиц. Поэтому крайне желательно, чтобы перед составлением жития исследователь выявил все следственные дела в отношении пострадавшего, а также дела, где он был свидетелем, и дела, содержащие упоминания о нем. На практике это, конечно, невозможно до изучения всего массива следственных дел, когда крупицы сведений об одном мученике, распыленные по многим следственным делам, будут собраны воедино, а также можно будет проследить связи между отдельными людьми.

В случае если после предварительного изучения документов не обнаружено вышеперечисленных препятствий для прославления мученика, агиограф приступает к составлению жизнеописания.

Перед началом этой работы исследователю необходимо ознакомиться с комплексом документов, состоящим из распоряжений высшей государственной власти. Эти документы хранятся в бывших партийных архивах и Архиве Президента Российской Федерации. Из этих документов мы можем узнать, кем и в какие годы планировались гонения на Церковь, их масштаб и продолжительность, способы проведения в тот или иной период правления безбожных властей, а также их смысл — почему затевались гонения и какие цели предполагали достигнуть гонители [1, с. 9]. Наиболее важные из этих документов опубликованы в предисловиях ко 2 и 3 книгам игумена Дамаскина (Орловского) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия».

Начиная работу по составлению жития, агиограф вновь обращается к следственному делу мученика, которое становится главным, а иногда и единственным источником. Эти дела хранятся или в архивах ФСБ или, если уже произошла передача дел, то в Государственных архивах. Для Москвы и Московской области это фонд № 10035 Государственного Архива Российской Федерации. Документы следственного дела отражают причину, время и место ареста, следственный процесс, а также сведения о приговоре и его исполнении.

Не буду останавливаться на составе этих дел и анализе каждого вида документов. Этой теме посвящена подробная статья к.и.н. Зинаиды Петровны Иноземцевой и к.и.н. Светланы Николаевны Романовой «Дела по обвинению православного духовенства и мирян как исторический источник», которая опубликована в сборнике Российского общества историков-архивистов, посвященном 2000-летию Рождества Христова [4, сс. 112–131].

Хотелось бы остановиться на вопросе достоверности следственных дел этого времени как источника. В последние годы появились публикации, в которых ставится под сомнение возможность использования этих дел, а в частности протоколов допросов свидетелей и обвиняемых, в качестве исторических источников по причине их фальсификации составителями, а также вследствие применения пыток в ходе допросов.

Такой подход представляется необоснованным, т.к. следственное дело по определению, как продукт целенаправленной деятельности человека, является историческим источником, а задача исследователя состоит в том, чтобы, пользуясь методом источниковедческого анализа суметь оценить достоверность его отдельных документов. Надо сказать, что отечественная историческая наука накопила огромный опыт использования судебно-следственных дел различных исторических периодов, и она никогда не ставила под сомнение правомерность критического анализа этих источников и использования содержащейся в них информации. В примечаниях к уже упоминавшейся статье З. П. Иноземцевой и С. Н. Романовой приведен внушительный список подобных работ [4, сс. 128–129], причем это только работы по широко известным процессам, а исследований по частным следственным делам гораздо больше.

Как бы ни были тенденциозны записи протоколов допросов, в основном они представляют собой примерно то же, что и мученические акты древности. В римском суде, проходившем в присутствии стенографистов, судебные записи также имели вид протокола допроса. В них обозначалось имя проконсула, в области которого производился суд, год, месяц и день, а иногда и время дня суда, сам допрос, который представлял собой диалог между судьей, его служителями и обвиняемыми. По окончании допроса проконсул призывал прочитать его вслух, затем судья со своими асессорами выносил решение и читал приговор. Древние христиане часто выкупали эти записи, и именно они составили первые сборники житий — минологи. И в древности, и XX веке, мы видим одних и тех же действующих лиц: христиан и представителей антихристианского государства. Как в первые века христианства, так и в любую другую эпоху следствие стремится к обвинению и доказывает его либо с помощью свидетелей (или лжесвидетелей — вспомним суд синедриона над Христом), либо добиваясь признания обвиняемого. А подследственный может либо соглашаться с предъявленным обвинением, либо его отрицать.

Могу сослаться на собственный опыт изучения следственного дела другой исторической эпохи — XVIII века. Это — так называемое второе следственное дело прославленного на архиерейском соборе 2000 г. священномученика Арсения Мацеевича митрополита Ростовского, которое хранится в РГАДА (Российский Государственный Архив Древних Актов), Ф. 6, оп. 1, д. 399. Второе дело над владыкой, в отличие от первого, велось не Синодом, а обычными следственными органами той эпохи. Руководила процессом сама императрица Екатерина II и генерал-прокурор князь Вяземский. Допросы вел прокурор В.В. Нарышкин. Состав документов в деле очень похож на дела XX века: доносы; протоколы допросов свидетелей и обвиняемого; протоколы очных ставок; переписка следственных органов; переписка владыки Арсения, изъятая у него; опись его личных вещей, конфискованных следствием; приговор и документы об его исполнении.

Власти придали делу характер политического процесса. Им было не важно, в чем конкретно обвинить непокорного митрополита, они стремились к его повторному осуждению и устрожению его заточения. В результате следствия митрополит был переведен из Николо-Корельского монастыря в страшный Ревельский каземат, где и скончался после четырехлетнего заключения.

Во время следствия архимандрит Антоний и другие свидетели под нажимом следователей проявили малодушие и начали оговаривать узника. А митрополит Арсений не только не согласился ни с одним обвинением, но еще и давал нравоучения прокурору Нарышкину, чем довел его до бешенства.

Возвращаясь к следственным делам XX века, мы можем также увидеть очень разное поведение обвиняемых на следствии. Одни, уже, как правило, имевшие опыт арестов и заключения, дают предельно сдержанные и лаконичные показания, не содержащие сведений о третьих лицах, и отрицают все ложные обвинения. Другие, не имевшие опыта общения с НКВД, нередко ищут способ защиты, аргументы в законодательстве, вступают в споры со следствием, также, не признавая собственной вины. А третьи оговаривают себя, других и Церковь [4, с. 121].

При этом вопрос о методах воздействия следствия, как правило, остается за рамками нашего исследования. Если только в самом деле нет дополнительных свидетельств о применении пыток в более поздних документах по пересмотру дела или если мы не располагаем свидетельствами самих мучеников и исповедников об этом. Мы знаем, что пыточные допросы в НКВД велись (как велись они и в древности), но это было далеко не всегда. Зачастую не менее страшными методами воздействия были психологическое давление следователей, режим нахождения в переполненных тюрьмах, неизвестность.

Иногда встает вопрос о подделке подписи под протоколами допросов обвиняемых. Хотелось бы отметить, что для следователей НКВД наличие признания обвиняемого не было необходимым условием для юридического оформления осуждения. Если обвиняемый не признавался, в ход шли показания лжесвидетелей. Двух таких показаний было достаточно для вынесения приговора. Конечно, нельзя полностью исключать возможность подделки подписи следствием, и в этом случае можно обратиться к методу графологической экспертизы. Но надо сказать, что те несколько раз, когда такая экспертиза проводилась, она подтверждала подлинность подписи обвиняемого.

Безусловно, никто из нас не может осуждать людей, не выдержавших мук, потерявших силы для сопротивления беззаконию, и, будучи невиновными, признавших обвинения [4, с. 122]. Члены нашей Московской епархиальной Комиссии всякий раз сталкиваясь с этим при обсуждении вопроса о прославлении того или иного пострадавшего клирика или мирянина, всегда единодушно подчеркивали, что мы не предвосхищаем суда Божия над человеком, не говорим о его посмертной участи, о том, что он не спасен, мы лишь не можем свидетельствовать о его мужестве и святости и не можем поставить его в пример для подражания всем чадам Православной Церкви. Тем более что подавляющее большинство таких же оклеветанных, униженных, подвергнутых физическим и моральным истязаниям пастырей и мирян РПЦ отрицали свою вину, не лжесвидетельствовали ни против себя, ни против ближних, ни против Церкви, и в этом нельзя не видеть проявления духовного величия и помощи Божией. Ведь мученик - это не просто мужественный сильный человек. Мученическая кончина – плод той духовной жизни, которую вел христианин до этого, это — плод любви ко Христу и такого смирения, когда христианин, не надеясь на свои силы, уповает лишь на Бога. Тогда только сбывается обетование Спасителя: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10, 19–20). Поэтому непризнание вины, зафиксированное в протоколе допроса обвиняемого, свидетельствует о присутствии Духа Божия в мученике или исповеднике, и здесь невозможна какая-то случайность или фальсификация.

Что касается показаний свидетелей, то их можно разделить на 3 основных группы:

1. Показания «штатных» свидетелей, которые состояли на службе в НКВД и получали плату за свою работу. Их показания имеют последнюю степень достоверности. Они зачастую даже не знали тех, о ком свидетельствовали, просто подписывая то, что от них требовалось.

2. Показания «свидетелей по должности» (председатель колхоза, председатель сельсовета) весьма тенденциозны, так как они тоже выполняли заказ органов НКВД, но вместе с тем эти показания могут нести и какую-то правдивую информацию (например, время появления священника на последнем приходе).

3. «Независимые свидетели» (соседи, сослуживцы) — это очень разные люди с различным образом поведения. Некоторые пытались соотнести свои показания с требованиями властей, другие говорили правду, третьи на повторных допросах, проведенных через 20 лет, указывали, что написанного от их лица в протоколе они никогда не говорили.

Таким образом, протоколы допросов свидетелей содержат как реальную информацию, не навязанную следствием, так и недостоверную или просто фальсифицированную. Поэтому их использование при составлении жития без критического анализа и проверки недопустимо [4, с. 122].

Вторым, и не менее важным источником при составлении жития может стать устное предание, которое «во все времена было наиболее существенным источником для истории Церкви: его наличие и достоверность были всегда важны для членов Церкви, не заинтересованных даже в самом незначительном его искажении» [1, с. 8].

Особое значение устное предание приобретает при составлении житий мучеников, пострадавших в начале гонений (с 1918 г. до первой половины 20-ых гг.). Ранние гонения почти не оставили нам письменных источников, т.к. следствие в те годы практически не велось. В отдельных случаях сохранились только ордер на арест и приговор к расстрелу, а порой нет и этого. Поэтому воспоминания очевидцев становятся единственным источником для прославления этих святых.

При составлении житий пострадавших в более поздний период, агиограф также должен попытаться найти свидетельства очевидцев. Это могут быть родственники, духовные чада, иногда это уже не сами очевидцы, а те, кто слышал их рассказ и сохранил его. Такие воспоминания — бесценный источник, способный наполнить житие яркими красками, показать, какие внутренние мотивы двигали поступками людей, рассказать об их духовной жизни. Но этот уникальный источник также нуждается в детальной проверке, поскольку родственники и близкие часто бывают необъективны и могут вольно или невольно искажать информацию.

В исключительных случаях в распоряжении исследователя попадает семейный архив, который может содержать письма (в том числе из заключения), дневники, фотографии, записанные проповеди и другие богословские труды. Конечно, все это существенно обогащает текст жития.

Касаясь темы сбора свидетельств очевидцев, хотелось бы отметить, что эта задача не терпит отлагательства, потому что если архивные фонды могут ждать своих исследователей, то огромная часть истории, носителем которой являются свидетели и участники исторических событий, может быть безвозвратно утеряна с их смертью.

Следующим шагом исследователя после изучения следственного дела и поиска очевидцев может стать обращение к фондам центральных и местных архивов, содержащим самую различную информацию о жизни РПЦ во второй половине XIX–XX вв. Здесь набор архивных фондов может быть очень разным в каждом конкретном случае.

Работа с архивами при написании житий неизбежно ставит вопрос о координации действий различных групп исследователей, авторов-одиночек, научных коллективов кафедр истории России, истории Русской Церкви, архивоведения учебных заведений РПЦ, и, там где это возможно, светских ВУЗов и научных коллективов. Очевидно, что при написании одного жития, очень неэффективно ведется архивный поиск, оставляя за рамками конкретного исследования огромное количество «попутной» информации. Гораздо правильнее было бы идти в обратном направлении - от изучения архивных фондов по истории РПЦ, составляя алфавитные, географические и другие указатели, подготавливая публикации документов и т.д. Эта огромная работа потребует трудов не одного поколения историков-архивистов, но только она сможет собрать всю мозаику воедино и даст целостную картину, которую невозможно получить при изучении отдельных дел. Именно по причине необъятности трудов в этой области представляется важным хоть как-то координировать усилия всех, кто работает над изучением истории РПЦ этого периода.

Пока не введены в научны



Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 91;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.024 сек.