Фрейм — это абстрактный образ для представления стереотипа объекта, понятия или ситуации.


Интуитивно понятно, что под абстрактным образом понимается некоторая обобщенная и упрощенная модель или структура. Например, произнесение вслух слова "комната" порождает у слушающих образ комнаты: "жилое по­мещение с четырьмя стенами, полом, потолком, окнами и дверью, площадью 6—20 м2". Из этого описания ничего нельзя убрать (например, убрав окна, мы получим уже чулан, а не комнату), но в нем есть "дырки" или "слоты"— это незаполненные значения некоторых атрибутов — например, количество окон, цвет стен, высота потолка, покрытие пола и др.

 

В теории фреймов такой образ комнаты называется фреймом комнаты. Фреймом также называется и формализованная модель для отображения образа.

Различают фреймы-образцы или прототипы, хранящиеся в базе знаний, и фреймы-экземпляры, которые создаются для отображения реальных фактиче­ских ситуаций на основе поступающих данных. Модель фрейма является достаточно универсальной, поскольку позволяет отобразить все многообразие знаний о мире через:

фреймы-структуры, использующиеся для обозначения объектов и поня­тий (заем, залог, вексель);

фреймы-роли (менеджер, кассир, клиент);

фреймы-сценарии (банкротство, собрание акционеров, празднование именин);

фреймы-ситуации (тревога, авария, рабочий режим устройства) и др.

Традиционно структура фрейма может быть представлена как список свойств:

 

(ИМЯ ФРЕЙМА:

(имя 1-го слота: значение 1-го слота),

(имя 2-го слота: значение 2-го слота),

…………….

(имя N-гo слота: значение N-го слота)).

 

Ту же запись можно представить в виде таблицы (см. табл. 1.1), дополнив ее двумя столбцами.

Таблица 1.1. Структура фрейма

 

Имя фрейма
Имя слота Значение слота Способ получения значения Присоединенная процедура
       
       
       

В таблице дополнительные столбцы (3-й и 4-й) предназначены для описа­ния способа получения слотом его значения и возможного присоединения к тому или иному слоту специальных процедур, что допускается в теории фреймов. В качестве значения слота может выступать имя другого фрейма, так образуются сети фреймов.

 

Существует несколько способов получения слотом значений во фрейме-экземпляре:

• по умолчанию от фрейма-образца (Default-значение);

• через наследование свойств от фрейма, указанного в слоте АКО;

• по формуле, указанной в слоте;

• через присоединенную процедуру;

• явно из диалога с пользователем;

• из базы данных.

Важнейшим свойством теории фреймов является заимствование из теории семантических сетей — так называемое наследование свойств. И во фрей­мах, и в семантических сетях наследование происходит по АКО-связям (A-Kind-Of = это). Слот АКО указывает на фрейм более высокого уровня иерархии, откуда неявно наследуются, т. е. переносятся, значения анало­гичных слотов.

Например, в сети фреймов на рис. 1.4 понятие "ученик" наследует свойства фреймов "ребенок" и "человек", которые находятся на более высоком уровне иерархии. На вопрос "любят ли ученики сладкое?" следует ответ "да", т. к. этим свойством обладают все дети, что указано во фрейме "ребенок". Наследование свойств может быть частичным: возраст для учеников не насле­дуется из фрейма "ребенок", поскольку указан явно в своем собственном фрейме.


Рис. 1.4.Сеть фреймов

Основным преимуществом фреймов как модели представления знаний яв­ляется то, что она отражает концептуальную основу организации памяти человека [Шенк, Хантер, 1987], а также ее гибкость и наглядность.

Специальные языки представления знаний в сетях фреймов FRL (Frame Representation Language) [Байдун, Бунин, 1990], KRL (Knowledge Representa­tion Language) [Уотермен, 1989], фреймовая "оболочка" Kappa [Стрельников, Борисов, 1997] и другие программные средства позволяют эффективно строить промышленные ЭС. Широко известны такие фрейм-ориентирован­ные экспертные системы, как ANALYST, МОДИС, TRISTAN, ALTERID [Ковригин, Перфильев, 1988; Николов, 1988; Sisodia, Warkentin, 1992].



Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 238;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.