БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аллард Э. Сомнительные достоинства концепции модернизации// Социологические исследования. 2002. № 9.
2. Американская социологическая мысль. Тексты/ Под ред. В.И. Добренькова – М., 1994.
3. Американская социология: перспективы, проблемы, методы. – М.: 1972.
4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.
5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.,1995.
6. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
7. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004.
8. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX – ХХ вв. – М., 1995.
9. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М., 1997.
10. Ромов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. – СПб., 1997.
11. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1990.
12. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. – СПб., 1998.
13. Елсуков А.Н. Краткий курс теоретической социологии: Учебное пособие. – Минск, 1999.
14. История социологии/ Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. – Минск, 1997.
15. История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов/ Отв. ред. акад. Г.В. Осипов. – М., 1998.
16. История теоретической социологии: В 4-х тт. – М., 1997.
17. Кармадонов О.А. Откровения и парадоксы символического интеракционизма// СОЦИС. 2006. № 2.
18. Кравченко С.А. Куда идет развитие мировой социологии// СОЦИС. 2007. № 1.
19. Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические концепции: Учебник/ Под ред. Т.Н. Юдиной. – М., 2000.
20. Осипов Г.В. Возрождение российской социологии (60-90-е годы ХХ века): страницы истории// СОЦИС. 2004. № 2.
21. Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке// СОЦИС. 2004. № 3.
22. Очерки по истории теоретической социологии ХХ столетия (от М. Вебера к Ю. Хабермасу, от Зиммеля к постмодернизму)/ Под ред. Ю.Н. Давыдов, А.Б. Гофман и др. – М., 1994.
23. Социология в России XIX – начала XX веков. История социологии. Социологическое образование: Тексты/ Под ред. В.И. Добренькова. – М., 1997.
24. Социология и современная Россия/ Под ред. А.Б. Гофмана. – М., 2003.
25. Романовский Н.В. О современном этапе развития социологии// СОЦИС. 2007. № 1.
26. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994.
Тема 3. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА
3.1. Общество: сущность, признаки, факторы целостности.
3.2. Системность общества. Социальные взаимодействия.
3.3. Проблема типизации общества.
Общество: сущность, признаки, факторы
Целостности
Уже при определении предмета социологии была дана самая общая и очень краткая характеристика общества как особой, специфической, реальности. С позиции общей теории социологии общество рассматривается как своеобразный и целостный социальный организм, как единая социальная система. Системный подход к обществу предполагает изучение его в трех взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных ракурсах - структурном, функциональном и динамическом.
Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни людей, всегда находился в центре внимания социологии. Как это видно из краткого экскурса в историю этой науки, в зависимости, чаще всего, от ответа именно на этот вопрос, различались основные направления в социальной мысли.
Общество и природа.
Прежде чем дать определение общества, необходимо разграничить такие широкие понятия, как "природа" и "общество", выяснить соотношение между ними. И хотя, строго говоря, эту проблему призвана решать в первую очередь не социология, а социальная философия, ее правильное решение имеет для социологии исходное, методологическое значение.
Мы часто и не без основания говорим, что человек, общество - часть природы. И в то же время не менее часто и с не меньшим основанием четко различаем и даже противополагаем человека, общество природе. Нет ли здесь противоречия? Думается, что нет, если учитывать, в каком конкретно аспекте рассматривается каждый раз данная проблема.
В первом случае понятие "природа" употребляется в предельно широком смысле, выражающем природное единство всего мира, всей действительности (неорганического и органического мира, человека и общества). Тезис "общество - часть природы" отражает тот непреложный факт, что человек, а следовательно, и общество происходят из природы; человек - существо и биологическое, имеющее немало общих черт и свойств с другими живыми существами и подчиняющееся законам природы; человек является высшей ступенью развития живой природы; общество находится в органической связи и теснейшем взаимодействии с природной средой и не может функционировать и развиваться вне природы, в отрыве от нее; и природа и общество подчиняются в своем развитии некоторым общим фундаментальным законам и т.д.
Во втором случае понятие "природа" используется в более узком смысле, как часть, а не весь реальный мир, как внешняя (природно-географическая) среда по отношению к человеку, к обществу. Это особенно важно тогда, когда необходимо отразить и подчеркнуть, что человек - это не только и не столько биологическое (живое, природное) существо, пусть и в высшей форме своего проявления, а качественно новое, принципиально особое явление с присущими только ему социальными качествами и свойствами, вырастающими из взаимодействия людей друг с другом; а жизнь общества - это качественно своеобразная, социальная жизнь, которая несводима к биологической жизни (включая и жизнь высокоорганизованных животных - человекоподобных обезьян), где действуют особи, лишенные социального сознания и не выделяющие себя из мира животных.
Из сказанного следует, что нельзя ни отождествлять понятия "природа" и "общество", "природное" и "социальное", ни абсолютно разрывать и противопоставлять их. Природа и общество - это две качественно различные формы проявления единой реальности, которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области - естествознание и обществознание.
Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую (именно двуединую, а не двойную, дуалистическую) природно-социальную, биосоциальную основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве. В истории социологии, как известно, имели место обе эти крайние точки зрения: полный отрыв человека, общества от их природных основ (социологизаторство) и абсолютизация места и роли биологического в ущерб социальному (биологизаторство).
Все это имеет не только теоретическое, но и практически-политическое значение. Исторический опыт убедительно свидетельствует, например, о том, что всякие попытки строить социально-экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям личности и общества, неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки строить политику на основе признания решающей роли биологического в жизни человека и общества, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к крайне реакционным выводам и не менее негативным последствиям на практике.
Что же такое общество?
Первое, что бросается в глаза при самом общем взгляде на общество, это то, что оно - совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного (в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян - антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства. Общество - это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются, в сущности, их отношениями к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу.
Во-вторых, не могут служить примерами общества одиноко, как Робинзон, живущий человек или более или менее значительное число людей, изолированных друг от друга и от других людей. Как отмечал П.А. Сорокин, "для того чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления". "Что такое общество, какова бы ни была его форма?" - ставил вопрос К. Маркс. И отвечал: "Продукт взаимодействия людей".
Общество - это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей. Хотя в повседневной жизни понятие "общество" используется достаточно широко и многозначно - от небольшой группы людей до всего человечества и от общества любителей пива до всероссийского общества, тем не менее в социологии под обществом понимается объединение людей, характеризующееся:
а) общностью территории их проживания, обычно совпадающей с государственными границами и служащей тем пространством, в рамках которого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимодействия членов данного общества;
б) целостностью и устойчивостью, тем, что П.А. Сорокин называл "коллективным единством или коллективом", отличающим сумму невзаимодействующих людей от общества как особого единого целого;
в) самовоспроизводством, самообеспеченностью (самодостаточностью), саморегулируемостью, понимаемыми, конечно, не в абсолютном, а относительном смысле и поэтому не исключающим, например, увеличение численности населения за счет иммиграции или удовлетворение потребностей путем импорта и т.д.;
г) таким уровнем развития культуры, который находит свое выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.
Сложность общего определения понятия "общество" связана с рядом обстоятельств. Во-первых, это очень широкое по объему и высоко абстрактное по характеру понятие. Во-вторых, общество - чрезвычайно сложное, многослойное и многогранное явление, позволяющее рассматривать его в самых различных ракурсах. В-третьих, общество - понятие историческое, общее определение которого должно охватывать все этапы его развития. В-четвертых, "общество" - это стыковая категория и социальной философии, и социологии, и истории, и социальной психологии, и некоторых других наук, каждая из которых по-своему, в соответствии со своим предметом и методом исследования, определяет общество. В-пятых, как уже отмечалось, понятие "общество" используется в жизни очень широко и многозначно, в том числе как в широком, так и в более или менее узком смыслах, что необходимо требует каждый раз оговорки при его употреблении.
С учетом сказанного, можно дать следующее общее социологическое определение общества: общество - совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.
В более узком смысле слова, когда, например, речь идет о российском, американском, японском или французском обществах, под обществом понимается конкретный вид общества со всеми его историческими, социокультурными и иными особенностями. Имея в виду именно такое понимание общества, известный современный американский социолог Н. Смелзер определяет общество как "объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность".
При всей теснейшей взаимосвязи таких важнейших и широко употребимых понятий, как "общество", "страна" и "государство", их необходимо строго разграничивать. "Страна" - это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определенной границами независимого государства. "Государство" - понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории прежде всего политологии. "Общество" - понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии.
В общем и целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи как в прошлом, так и сегодня нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что конкретно служит первоосновой объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел ее в надиндивидуальной общности коллективных представлений, чувств, верований, в солидарности как "коллективном сознании", противостоящем природному эгоизму; М. Вебер - в ориентированных на других (т.е. социальных) действиях; Т. Парсонс и Р. Мертон - в общности тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности; Э. Шилз - в общности центральной власти, территориальной целостности и согласии центра и периферии.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 263;