Экономический потенциал России. Природные и человеческие ресурсы. Производственный и научно-технический потенциал.


 

Среди основных макроэкономических показателей наиболее комплексным является показатель ВВП, характеризующий стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта.

Валовой внутренний продукт России, по данным Госкомстата, исчисленный в соответствии с новой концепцией национальных счетов, в период с 1991 г. по 1995 г. сократился более чем наполовину (1991 г. — 12,5%; 1992г. — 14,5; 1993 г. — 8,7; 1994 г. - 12,6; 1995 г. — 4%; 1996 г. — 6%).

 

По размеру валового внутреннего продукта, исчисленного в постоянных ценах 1989 г., Россия занимала в 1993 г. 45-е место в мире.

Объем ВВП России за 1998г., по предварительной оценке, составил в текущих рыночных ценах 2684,5 млрд. рублей. Темп его реального объема относительно 1997г. составил 95,4%.

Сокращение абсолютных размеров ВВП в России сопровождается снижением ВВП на душу населения. Этот показатель в 1993 г. составлял 1094 долл., что соответствовало 39-му месту в мире. Причём Россию опережали по этому показателю многие развивающиеся страны, в том числе Колумбия, Таиланд, Чили, Малайзия и многие другие.

ВВП России на душу населения в десятки раз ниже, чем в ведущих промышленно развитых странах — Японии (34148 долл.), Швейцарии (33813 долл.), Дании (26107 долл.), США (24520 долл.), Норвегии (23993 долл.), Германии (23321 долл.).

Очень низкий показатель имеет Россия по соотношению между стоимостью валового внутреннего продукта и общим числом занятых в народном хозяйстве. В 1992 г. на одного занятого в России приходилось лишь 739 долл. созданного ВВП, в то время как в Швейцарии — 69360 долл., Франции — 60132, Швеции — 58180, Японии — 54729, Норвегии — 57423, Бельгии/Люксембурге — 52283, США — 51349, Финляндии — 51349 долл.

По этому показателю, который косвенно свидетельствует о производительности труда в народном хозяйстве, Россию опережали многие развивающиеся страны, в том числе Чили — 8603 долл., Малайзия— 8463, Бразилия— 8118, Таиланд— 3158, Филиппины — 2296, Индонезия — 1623 долл.

Приведённые выше расчёты сопоставления ВВП России (в том числе на душу населения) с другими странами базируются на системе национальных счетов ООН с пересчётом по текущему обменному курсу национальных валют.

Поскольку валютные курсы подвержены постоянным колебаниям не только по экономическим, но и по политическим причинам (кроме того, велики размеры мировых валютных спекуляций), курсы национальных валют многих стран, в том числе и России, занижены и не вполне точно отражают реальное экономическое положение государств.

Однако в рамках ООН существует специальная программа "Международные экономические сопоставления", которая была разработана в конце 60-х годов согласно решению Экономического и социального совета ООН. Целью программы было провозглашено получение более достоверных и сопоставимых статистических данных по сравнению с данными, получаемыми при расчёте системы национальных счетов стран мира на основе обменных валютных курсов.

Программа международных экономических сопоставлений представляет собой широкую исследовательскую программу, выполняемую силами статистических органов международных организаций, национальных статистических служб и научно-исследовательских организаций. Эту программу можно рассматривать как логическое развитие системы национальных счетов от данных в текущих и неизменных национальных ценах к межстрановому набору международных счетов в сравнимой валюте.

В настоящее время в программе принимают участие 90 стран из всех регионов мира. Исследования проводятся периодически примерно один раз в 5 лет.

Методология сопоставлений, разработанная Статистической комиссией ООН, основывается на репрезентативной выборке идентичных товаров и услуг и корректировке их цен в соответствии с качественными характеристиками.

Основным объектом сопоставлений является показатель валового внутреннего продукта, исчисляемый методом конечного использования, и его основные компоненты.

Для целей сопоставления ВВП разбивается согласно заданной классификации на большое число детализированных товарных групп, внутри которых выбирается необходимое число товаров, определяющих содержание группы.

Для каждой группы подбирается 2-4 товара-представителя с национальными среднегодовыми ценами, усреднёнными по территории страны.

Таким образом, для качественного проведения сопоставлений оптимальным считается набор из 600—800 потребительских товаров и услуг, 200-300 инвестиционных товаров (машины, оборудование, технологии), 10-20 условных строительных объектов-представителей.

Результатами сопоставлений являются стоимостные объёмы ВВП и его компонентов в сопоставимой валюте, а также паритеты покупательной способности национальных валют, что позволяет проводить сравнение уровней как экономического развития, так и внутренних цен на целый ряд товаров и услуг.

По данной методологии в 1994 г. Госкомстат произвёл подсчёт и сопоставление валового внутреннего продукта России с ВВП других государств мира. Данные по всем странам были приведены к сопоставимому виду с учётом особенностей расчёта отдельных показателей в различных странах мира.

В результате, по данным Госкомстата, в 1993 г. ВВП России составил 735,2 млрд. долл. или 3% общемирового. По этому показателю Россия занимала 9-е место в мире. Валовой внутренний продукт России в 1993 г. составил 11,7% ВВП США, против 23% в 1990 г.

По показателю ВВП на душу населения (4950 долл.), посчитанному по данной методологии, Россия оказалась в шестой десятке стран мира, тогда как в 1990-1991 гг. она входила в число тридцати наиболее развитых стран мира.

Использование этой методики значительно повышает показатель народнохозяйственной эффективности и производительности труда. Показатель годовой выработки на одного занятого, рассчитанный делением условно чистой продукции на количество занятых в народном хозяйстве, составил в России в 1993 г. 10 тыс. долл. против 51 тыс. долл. в США. Разница пятикратная, в то время как разница при сопоставлении по текущим ценам и курсу составляла 9,3 раза.

Показатель ВВП России по паритету покупательной способности в 1994 г. сократился до 656 млрд. долл. и в 1995 г. до 626 млрд. долл., а ВВП на душу населения уменьшился соответственно до 4426 и 4221 долл., что естественно ухудшило и показатели международных сравнений России с другими странами мира. В частности, доля России в мировом ВВП в 1995 г. сократилась до 2%.

Значительная разница в оценке стоимости ВВП России при применении различных методик свидетельствует, прежде всего, об искусственном занижении курса национальной российской валюты. Разрыв между паритетом покупательной способности и валютным курсом российского рубля по отношению к доллару США составлял в 1994 г. — 4,0 раза, в 1994 г. — 2,3, в 1995 г. — 1,7 раза.

Структура ВВП России имеет ряд особенностей и характерных черт, отличающих её от других стран мира. В период экономических реформ произошли определённые изменения в структуре ВВП России. Если в 1992 г. доля валовых накоплений в ВВП составляла 36%, и по этому показателю Россия занимала 3-е место в мире после Сингапура и Южной Кореи, то в 1995 г. эта доля сократилась до 29.

Удельный вес расходов на конечное национальное потребление возрос с 50% в 1992 г. до 66% в 1995 г. Однако это свидетельствует не о росте благосостояния населения, а скорее о проедании национального богатства.

Если сравнить величину расходов на конечное потребление в расчёте на душу населения (в России в 1993 г. это лишь 505 долл.), то окажется, что данный показатель почти в 40 раз меньше, чем в ведущих промышленно развитых странах (Швейцария — 19730 долл., Япония — 19523, США — 16982 долл.). По данному показателю Россия занимала 39-е место, уступая таким странам, как Колумбия, Филиппины, Индонезия, Индия, Китай, и др.

Весьма гипертрофированной, с точки зрения современной развитой рыночной экономики, выглядит отраслевая структура ВВП России. С одной стороны, около 40% ВВП приходится на промышленность — это самый высокий показатель в мире; с другой стороны — лишь 20% ВВП составляет сфера услуг — это один из самых низких показателей в мире (США — 75%, Гонконг — 73, Канада — 68, Франция — 67, Нидерланды — 65%).

Наиболее существенные изменения произошли в производстве ВВП по формам собственности. В первом полугодии 1994 г. доля добавленной стоимости негосударственных предприятий составила 58% ВВП против 52% в 1993 г., в том числе доля частных предприятий возросла до 23% против 21% в 1993 г. Это обусловлено интенсивным процессом приватизации и быстрым ростом количества коммерческих структур.

 

10.2. Переходный период экономики России. Основные проблемы экономической реформы: демонополизация и приватизация, развитие предпринимательства, финансовая зависимость.

После господства административно-командной системы в экономике России, затянувшегося на несколько десятилетий, на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям.

Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективные факторы):

- крайне высокая, даже для стран с административно-командной системой, степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие легального частного сектора при неуклонно расширявшейся "теневой экономике";

- длительное (на протяжении жизни трех поколений) существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;

- сверхмонополизация производства, что в условиях начавшейся либерализации экономики вело к раскручиванию инфляции;

- крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;

- неконкурентоспособность преобладающей части производств, отягченная затяжным структурным кризисом в сельском хозяйстве.

Все это было усугублено действием факторов, носивших субъективный характер: во-первых, нерешительностью в проведении экономических реформ в 1987-1991 гг.; во-вторых, политическим и социальным кризисом, обострившимся в 1989-1991 гг. и сохранившим свою остроту в последующие годы; в третьих, неготовностью значительной части населения к жизни в условиях рыночной экономики и т.д.

Формирование современной рыночной экономики в России происходит в условиях взаимопереплетающихся и взаимоотягощающих кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность переходных процессов.

Характеризуя формирующуюся в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую роль страны. Россия в социально-экономическом плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом плане российское общество сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты: огромную роль государства, как регулятора экономики; неразвитость частной собственности, прежде всего, на землю; отсутствие автономного от государства гражданского общества; неразрывную связь власти и собственности; слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских настроениях.

Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель рыночной экономики включает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство, даже после приватизации немалой части собственности, по-прежнему располагает мощным госсектором в важнейших отраслях хозяйства. Сравнительно небольшой остается доля мелкого и среднего частного предпринимательства. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности.

Характерной чертой переходной экономик в России является постоянное перераспределение прав собственности при активном участии неэкономических факторов, в частности государственных нормативных актов. В то же время сложившиеся в переходной экономике формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. Так, основная часть приватизированных, то есть формально частных, предприятий находится под контролем государства и трудовых коллективов, что означает отсутствие эффективного частного собственника.

Преобладание финансового капитала над промышленным также относится к числу характерных черт российской модели. При этом сформировались устойчивые противоречия в отношении распределения доходов и капиталов. Банки, сосредоточившие основные финансовые ресурсы, не считают выгодным вкладывать капиталы в производство. В то же время директора приватизированных предприятий не желают уступать достигнутый в последние годы контроль над собственностью в обмен на инвестиции со стороны банков. Формирование финансово-промышленных групп выступает как компромисс между различными видами капитала.

Переход к рыночным отношениям осуществляется крайне неравномерно в различных отраслях российской экономики. В денежно-кредитной сфере происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы. На этой основе усиливается противоречие между "традиционными" и "прогрессивными" отраслями и стоящими за ними слоями населения.

Неравномерным является также переход к рыночной экономике в отдельных регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, где сосредоточены основные банки и другие финансовые учреждения, получило широкое распространение частное предпринимательство. Напротив, в отдаленных регионах и в сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.

Присущая российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни обусловлена как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собственности, рост коррупции), так и страновыми особенностями. Среди последних необходимо отметить наследие тоталитарного режима: жертвами сталинских репрессий стали миллионы людей; даже выйдя на свободу, многие из них сохраняли лагерные привычки. Запрет на хозяйственную инициативу вплоть до конца 80-х гг. множил число прошедших тюрьмы и лагеря. Традиционные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Наконец, теневая экономика полукриминального типа долгое время была единственной сферой, где существовали рыночные отношения и откуда вышла часть российских предпринимателей.

На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства перерабатывающих отраслей (за исключением военно-промышленного комплекса), неэффективность сельского хозяйства и т.д. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка. Такая переходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению с административно-командной системой, со временем должна будет уступить место зрелой рыночной системе.

 



Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 192;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.