Натюрморт и его изобразительные возможности

В изобразительном искусстве натюрмортом «мертвая природа» принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины или портрета.

Многие художники обращаются к изображению натюрморта в тематических картинах с целью более полного раскрытия смыслового содержания произведения. В отдельных случаях натюрморт становится своеобразным композиционным центром картины.

Показанные на переднем плане предметы являются ключом к раскрытию не только идейного содержания произведения, но и пластического строя всей композиции. В картине, предметный план занимает всю среднюю часть картины, условия тем самым смысловое звучание произведения. Каждая вещь размещена в соответствии с замыслом художника и помогает развитию сюжета.

Воздействие натюрморта на зрителя происходит по линии ассоциативных представлений и мыслей, возникающих при рассматривании изображенных предметов. Художник, используя эту особенность «говорящих вещей», сознательно подбирает и группирует их, то есть придает картине нужный смысловой оттенок.

В «Натюрморте из атрибутов искусства» (рис. 1) изображена раскрытая книга, говорящая о неравнодушии к литературе. Расположенный рядом мяч говорит о любви к спорту, а стоящая неподалеку гитара к музыке. Таким образом, объединенные доступными художнику средствами композиции вещи слагаются в изображении в эмоционально насыщенный образ.

 

Рис.1

Стержень композиции составляет табурет с изображенным на ней графином и фруктами, и это заставляет натюрмортную часть говорить во весь голос.

В сюжетно-тематических картинах натюрморт имеет хотя и важное, но все же подчиненное значение. Художник отводит ему строго определенное место. Предметы размещаются в зависимости от общего построения композиции: они не имеют строго очерченных границ, а их живописное решение подчинено колористическому строю картины. Эти «ограничения» являются специфическими лишь для жанровой картины.

Как самостоятельный жанр искусства натюрморт обладает большими изобразительными возможностями. В нем показывается не только внешняя, материальная сущность предметов. Вместе с конкретным изображением вещей в натюрморте в образной форме могут быть переданы существенные стороны жизни, а также отражаться эпоха, важнейшие исторические события. Происходит это потому, что художник целенаправленно отбирает объекты изображения, выражая собственное отношение к миру, высказывая свои мысли, чувства. В этом отношении натюрморт близок к другому жанрам искусства - сюжетно-тематической картине, пейзажу, портрету.

В лучших своих проявлениях он становится действенным средством идейного и эстетического воспитания людей, формируя их вкусы, понятия, представления.

Другое назначение натюрморта - служит своеобразной творческой лабораторией, где художник ставит и решает различные профессиональные задачи, совершенствует мастерство, вырабатывает свой стиль, почерк (Рис. 2).

Рис. 2

 

Своеобразие работы над натюрмортом состоит в том, что его можно ставить и писать в различных условиях: в помещении при дневном и искусственном освещении, на открытом воздухе - в тени и на солнце. Можно бесконечно разнообразить комбинации предметов, условия освещения, создавать любые живописные ситуации, что дает возможность решать многообразные творческие и учебные задачи.

В отличие от творческого натюрморта учебный натюрморт имеет узкую, строго направленную цель: способствовать активизации познавательной деятельности детей. Неподвижные предметы, поставленные в соответствии с дидактическими требованиями, способствуют успешному освоению изобразительной грамоты, а на более поздних стадиях обучения - приобщению к самостоятельной творческой работе.

Натюрморты ставятся, как правило, в зависимости от очередной учебной задачи; предметы подбираются, группируются и освещаются таким образом, чтобы эта задача могла быть успешно решена. В связи с этим учебный натюрморт, сохраняя в целом основные требования реалистической композиции, допускает известную долю условности. В учебных постановках место действия часто не играет той существенной роли, которую оно выполняет в творческом натюрморте.

Учебные натюрморты включают драпировки, имеющие сугубо дидактическое назначение: они ставятся как фон или вводится в постановку, чтобы подчеркнуть и выявить форму предмета, создать контраст или быть пятном для объединения группы (Рис. 3).

 

Рис. 3

«Школу» натюрморта в той и иной мере прошел каждый художник, причем не только в годы ученичества. В перерывах между написанием крупных полотен натюрморту посвящают время художники, работающие в других жанрах.

Методы и приемы изображения, разрабатываемые в жанрах сюжетно-тематической картины, портрета, переносились и в области натюрморта. Именно здесь вырабатывается основной тип натюрморта с четким трех плановым членением пространства, с ясно выраженным композиционным центром.

По классической схеме построения центр композиции картины помещался на среднем плане; передний план заполнялся дополнительными, как правило, мелкими предметами, служащими вводом в изображение. Роль третьего плана выполнял фон, который надлежало писать в виде нейтрального пространства.

Разрабатываемые в голландском искусстве художественные принципы во многом предопределили дальнейшее развитие натюрморта. Его основными качествами были: реализм, тонкость наблюдения жизни, умение подметить и передать эстетическую ценность вещи.

Для создания своих произведений художники избирали предметы, используемые в повседневном быту, однако составляли их с большим вкусом, стремясь добиться гармонии и изящества всей группы.

Характерным для живописи Шардена является совершенство и разнообразие приемов, используемых для передачи материала предметов в их неразрывной связи со световоздушной средой. "Свежесть красок и сочность рефлексов Шардена поражают и сейчас, когда его натюрморты висят рядом с работами других мастеров XVIII века... Он передает не только особенности фактуры предметов, но и заставляет ощущать их плоть, например, нежную мягкость и переливы соков под прозрачной кожицей спелых плодов".

Развивая принципы реалистического искусства, Шарден вместе с тонким колористическим ведением натуры внес в натюрморт и ту особую одухотворенность, душевную теплоту, которые составляют отличительные особенности искусства этого мастера. Изображаемые им вещи всегда несут на себе печать общения с человеком. Посмотрите на натюрморт "Медный бак". Этот предмет немало послужил людям, на нем видны следы времени в виде помятостей, потертостей. Под стать ему и другие предметы, стоящие рядом: бак с водой, металлический черпак с длинной ручкой, темный кувшин. Другой пример - "Натюрморт с коробкой, трубкой и кувшином". И здесь человек - незримый герой произведения, на всем лежит печать времени, обстановки, в которой живет хозяин этих вещей. Они определенно говорят о его не совсем высоком материальном положении.

Но не всегда и не у всех художников задача раскрытия социального содержания жизни посредством "говорящих вещей" была главной в создании художественного произведения. Менялись вкусы, эстетические представления, менялось и отношение к окружающей действительности. Художники стали подмечать в окружающей жизни иные качества материального мира, которым ранее не придавалось столь большего значения. Важной проблемой становится среда, в которой находится предмет, - передача света, воздуха, состояния природы. Световоздушная среда оказывает существенное влияние на восприятие изображаемых объектов (Рис. 4).

Рис. 4

Начиная с середины XIX века сильное влияние на судьбы искусства стал оказывать имперсионизм. Старым академическим традициям. которые к этому времени выродились в крайне условные формы салонного искусства, импрессионисты противопоставили свое понимание живописи. К. Монэ, К. Писсаро, А. Сислей и другие художники, обратившись в своем творчестве непосредственно к работе над природными мотивами, ставили и решали проблему создания живописного изображения спектрально чистыми красками. Их главной заботой было воспроизведение на картине быстро меняющегося состояния природы; сам же предмет изображения с его объективными свойствами утратил былое значение, как бы растворился в световоздушной среде.

Живописная система импрессионизма, получившая наиболее полное развитие в пейзаже, неизбежно затрагивала и область натюрморта. И здесь художники, увлеченные идеей цвета и света, стремились передавать не сами свойства предмета, а мимолетную игру цветовых и световых пятен на его поверхности. Этим объясняется резкое снижение интереса к содержательной стороне искусства, к объективной оценки действительности.

Надо отметить безусловную положительную роль, которую сыграл импрессионизм в искусстве. За счет обогащения цветовой палитры художники значительно расширили свои живописные возможности, активно используя в процессе создания художественного произведения цвет, его изобразительные и психологические свойства.

Однако развитие жанра натюрморта в это время следует видеть не в русле общего движения импрессионизма, а скорее на пути преодоления его узких мест, связанных, в частности, с разрушением объемной формы.

Для решения поставленной задачи художник использует в основном выразительные возможности цвета, главным образом закон цветовых контрастов. "Не существует линий, не существует светотени, существуют лишь контрасты красок. Лепка предметов вытекает из верного соотношения тонов" (Сезанн) (Рис. 5).

Рис. 5

Написание натюрморта в живописи основано на точном определении планов, составляющих конструкцию объема, где каждый цвет, мазок должен выражать изгиб, поворот формы в соответствии с количеством получаемых световых лучей. В таком аналитическом подходе к изображению натуры состоит главная положительная сторона живописи художника. Несмотря на его рационализм в создании живописной формы, стремление к передаче пластики объема предмета, его материальной сущности остается главным мотивом в работе над натюрмортом. В лучших своих произведениях мастер обнаруживает глубокое понимание задач реалистического искусства, достигая вершин живописного мастерства.

Натюрмортам присуща строгость и продуманность композиции. Отбирается обычно несколько предметов, но составляют их так, что они создают впечатление реального куска природы. Компоновка их проста, естественна, но она никогда не бывает статичной, всегда служит динамичному развертыванию цвета на полотне. Всегда в натюрморте имеется центр композиции, через который мы воспринимаем все богатство живописной среды.

Особое внимание обращается на приобретение знаний и навыков построения формы, умение видеть и передавать разнообразное состояние натуры в зависимости от условий освещения и правильную методическую последовательность ведения работы по живописи натюрморта.

При выполнении этюда натюрморта количество этапов определяется сложностью натурной постановки, однако основными этапами принято считать следующие:

1) композиционное размещение изображения всей группы и отдельных предметов на плоскости листа;

2) линейно-конструктивное решение формы с учетом их пропорций, движения и пространственного положения;

3) определение общего цветового тона; передача общих больших тоновых и цветовых отношений, пропорциональных натуре;

4) моделировка объемной формы предметов, выявление градаций светотени и их живописная проработка с учетом воздушной перспективы;

5) обобщающий этап работы над завершением этюда; выявление главного и второстепенного в цветовом строе этюда; подчинение всех частей изображения целому.

Сначала надо рассмотреть натюрморт с различных точек зрения и выбрать наиболее удачную, обратив внимание на эффекты освещения, то есть с какой точки зрения более интересно выглядят формы предметов. Обычно более интересно и выразительно они выглядят при боковом освещении. Садиться против света не рекомендуется.

Следует продумать, какой выбрать формат бумаги и как лучше скомпоновать натюрморт на листе - вертикально или горизонтально. Например, если нужно включить в композицию угол стола, то лист бумаги лучше положить вертикально.

Начинать рисунок всегда нужно с композиционного размещения изображения. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Для этого мысленно объединяем всю группу предметов в одно целое и продумываем ее размещение в соответствии с форматом листа бумаги.

Учитель должен объяснить ученикам, что сверху надо оставлять больше места, чем снизу - тогда у зрителя создастся впечатление, что предметы крепко стоят на плоскости. Вместе с тем надо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги и, наоборот, чтобы не оставалось много пустого места.

Композиционная задача не всегда решается просто. Иногда ученику приходится затрачивать много сил и времени, чтобы добиться успеха. А если постановка очень сложная, то без помощи педагога не обойтись. Объясняется это тем, что кроме размещения изображения на листе бумаги, ученику необходимо еще найти композиционный центр на картинной плоскости.

В большинстве случаев зрительный центр не совпадает с композиционным, зависящим от расположения главного предмета, вокруг которого группируются остальные. Ведь пространственное положение предметов относительно друг друга в изображении зависит и от выбора точки зрения, которая непременно влияет на компоновку натюрморта в задуманном формате.

Вначале, легко касаясь карандашом бумаги, намечаем общий характер формы предметов, их пропорции, а также расположение в пространстве. Короткими отрезками линий ученики ограничивают общее пространственное расположение всей группы предметов натюрморта.

Построение формы предметов ведем тем же способом, как и в заданиях по рисованию отдельных предметов. Намечаем поверхности каждого предмета, как видимые, так и невидимые. Таким образом, на рисунке получается, как бы изображение проволочных моделей.

Так посередине намеченного очертания предмета (например, чайника) проводится осевая вертикальная линия, на которой уточняется высота, и через точки, определяющие его высоту, проводятся горизонтальные отрезки. На них определяется ширина горловины и дна чайника. Рассматриваем пропорции основной части чайника - сосуда и прорисовываем дно и горловину. Тонкими линиями намечаем носик, крышку, ручку чайника. Еще раз проверяем и сразу же уточняем пропорции как всей формы чайника, так и основных частей.

Точно так же нужно работать над изображением яблока. Вырисовывать и уточнять контур предметов сразу не следует; главное - определить размеры и пропорции каждого из предметов (по высоте, ширине, глубине).

Выявляя конструктивную основу формы предметов, необходимо внимательно проверить перспективу. Особое внимание надо обратить на перспективное изображение оснований предметов. Нельзя допускать, чтобы в рисунке следок одного предмета «наступал» на следок другого, иначе говоря, ученик должен четко представлять, какой предмет находится на первом плане, какой - на втором. Начинающие рисовальщики обычно не следят за этим, и у них в рисунке не получается пространства между предметами. Тогда они начинают вводить тон в рисунок, рассчитывая, что дефект можно таким образом выправить, однако это не дает желаемых результатов.

Метод линейно-конструктивного построения изображения помогает решить эту задачу. Отдельно нужно сказать об изображении драпировки, которая спускается сверху и покрывает предметную плоскость. При изображении драпировки сначала определяем горизонтальную и вертикальную плоскость, а уж затем приступаем к рисованию складок. Светлая по тону и тонкая по своей структуре и материалу ткань образует на вертикальной плоскости выразительные по пластике и светотеневой моделировке складки. На предметной плоскости складки драпировки слегка намечены. При построении объемных складок можно использовать метод обобщения формы (обрубовки). Ученик должен предельно обобщить сложную форму складок до прямолинейных геометрических форм. Этот метод поможет понять форму складок и правильно решить тоновые задачи рисунка драпировки.

Затем более детально прорисовываем все предметы натюрморта, убрав линии построения.

В процессе обучения рисованию с натуры ученики должны научиться видеть и понимать взаимосвязь конструкции предмета с явлениями светотени, владеть средствами светотеневого рисунка. Не зная законов распределения света на форме предмета, они будут пассивно копировать с натуры светлые и темные пятна, но не достигнут убедительности и правдоподобия изображения.

В процессе учебы педагог должен подробнее остановиться на светотеневой и тоновой теории в рисунке.

Приступая к выявлению объема предметов, прежде всего надо определить самое светлое и самое темное место в натюрморте. Установив эти два полюса, следует обратить внимание на полутени. Для этого внимательно прослеживаем направление световых лучей и определяем, на какую плоскость предмета лучи света падают прямо, то есть где будет свет, а на какую не падают совсем, то есть где будет тень. Затем намечаем тени, падающие от каждого предмета.

Вначале, легко прикасаясь карандашом к бумаге, прокладываем тоном теневые места на каждом предмете: на чайнике, яблоке, драпировке. Это поможет яснее увидеть массу каждого предмета, а следовательно, еще раз проверить пропорции и общее состояние рисунка.

Затем прокладываем полутени, усиливая тон в теневых местах и наконец, тени, падающие от предметов. Именно такой порядок выявления объема предметов тоном всеми художниками считается обязательным.

Когда общий рисунок натюрморта намечен верно, можно усилить нажим карандаша на бумагу и проложить тон, приступая к детальной прорисовке каждого предмета.

При детальной прорисовке формы надо внимательно наблюдать за всеми оттенками и переходами светотени, за всеми деталями формы. Но, работая над деталью, нельзя забывать сравнивать ее с рядом находящейся. П.П.Чистяков рекомендовал: «Работать над деталью долго не следует, так как пропадает острота восприятия, лучше перейти к другой, рядом находящейся части. Когда вернешься к проделанной вначале работе, легко увидеть недоделки. Итак, в процессе всей работы, переходя с одного места на другое, держи в глазу всю фигуру, не стремись сразу к общему, а вникай в детали, не бойся первоначальной пестроты, обобщить ее не так трудно, было бы что обобщать».

При проработке форм предметов натюрморта должна проходить серьезная аналитическая работа. Надо внимательно прорисовать каждую деталь предмета, выявить ее структуру, передать характерные особенности материала, проследить, как увязываются составные элементы между собой и с общей формой, например, ручка, носик чайника, фактура и форма яблока, чем отличаются блики на различных предметах друг от друга.

Внимательно прорисовываем тени, падающие от деталей, - тень от чайника, яблока. Такая проработка формы поможет сделать рисунок убедительным и выразительным.

Заканчивая рисунок, ученики под руководством педагога внимательно анализируют тоновые отношения предметов натюрморта, определяя общий тон чайника, яблока, драпировки, различные оттенки тона на свету, в тени, в полутени: на переднем и заднем плане. Надо тщательно проследить за тем, чтобы отдельные предметы не были слишком сильны по тону (черными) и не выпадали (не вырывались) из рисунка. Для этого нужно посмотреть на рисунок издали прищуренными глазами и сравнить силу рефлексов с натурой. При этом необходимо помнить, что рефлексы не должны быть очень яркими или спорящими со светом, с полутенями. И когда рисующий смотрит на них прищуренными глазами, они должны пропадать, сливаться с тенями.

Один из предметов должен стать композиционным центром постановки и выделяться по размерам и тону. Его следует помещать ближе к середине постановки, а для придания постановке динамичности (движение пятен) можно сдвинуть вправо или влево.

Таким образом, можно заключить, что суть композиции заключается в том, чтобы найти такое сочетание, организацию изобразительных элементов, которые содействовали бы выявлению содержания.

Важную роль в композиции постановки натюрморта играет освещение - искусственное или естественное. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным (из окна или с общим освещением). При освещении натюрморта направленным светом спереди или сбоку у предметов появляется контрастная светотень, при этом для выделения первого (или главного) плана можно закрыть часть света, попадающего на задний план. При освещении натюрморта из окна (если предметы поставлены на подоконник) будет силуэтное решение темного на светлом, и часть цвета будет пропадать, если решать натюрморт в цвете. Тональная разница у предметов заметнее при рассеянном свете.

Рекомендации для составления натюрморта:

- состоит из трех предметов (одного большого - центра композиции и двух-трёх меньшего размера) и драпировок;

- предметы разные по цвету, но не интенсивных цветов;

- маленькие предметы могут быть активными по цвету (по ним ведут сравнение цветовых характеристик);

- предметы и драпировки должны иметь выраженную тональную разницу;

- размещение постановки при прямом дневном освещении (легко читаются большие цветовые отношения, имеют декоративную привлекательность).

Соблюдение этих правил позволит обучающимся в процессе практической работы над учебным натюрмортом наиболее четко выявить основные живописные отношения, нацелит на правильное видение тональных различий, способствующее верной передаче цветом материальности вещей.

Возможности живописи акварелью. Акварель – водяные краски, растертые на легко растворяемых водой прозрачных клеях. Акварель легко смывается водой.

Работа кистью: всем ворсом и концом кисти (Рис. 6).

Рис. 6

Возможности живописи гуашью. Гуашь отличается от акварели тем, что она кроющая: после высыхания одного слоя краски его легко можно перекрыть другим.

Работы, выполненные гуашью отличаются матовостью и бархатистостью.

Цвета делятся на теплые и холодные. В теплых цветах преобладают оттенки желтого и красного. К холодным относятся синий, голубой, фиолетовый.

Художественно – выразительные средства живописи: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст, тон, колорит, композиция, силуэт.

С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и тепловых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения – радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

Мазок – след кисти с краской, оставляемый на холсте, листе бумаги, картоне. Техника живописи мазками очень разнообразна и зависит от индивидуальной манеры художника, от задачи, которую он поставил перед собой, от особенностей натуры.

Линия – четкое очертание краской конкретного предмета на картине. Пятно – силуэтное, тональное изображение в цвете того или иного объекта или его части. Это относительно большого размера участки изображаемого одного цветового тона.

Цветовой и световой контраст – когда резко выделяются светлые и темные отношения пятен, участков картины, различные цветовые ее оттенки (Рис. 7).

Рис. 7

Светотень – это градация светлого и темного, соотношения света и тени на форме. Светотень показывает степень освещенности поверхности предмета. Светотень помогает выявить форму и объем предметов.

Свет – освещенная поверхность предмета.

Тень – поверхность, куда лучи света не попадают, то есть неосвещенная поверхность предмета.

Полутень – поверхность предмета, освещенная косыми, скользящими лучами света.

Рефлекс – отражение в теневой части предмета света и цвета другой поверхности.

Блик – самое светлое пятно на поверхности предмета.

Падающая тень – тень, которая образуется от конкретного предмета на какой-либо поверхности.

Композиция в изобразительном искусстве. Композиция – это расположение всех основных элементов и частей произведения в определенной системе и последовательности для наибольшей выразительности и раскрытия художественного образа.

Композиция картины бывает вытянутой в прямоугольнике по вертикали, по горизонтали, может быть в квадрате, круге, овале.

Перспектива – это правила и закономерности изображения предметов и объектов в пространстве. Перспектива подразделяется на фронтальную, угловую и воздушную.

Цвет в изобразительном искусстве. Колорит – это гармония и красота цветовых сочетаний, богатство цветовых оттенков в картине. Колорит может быть холодным, теплым, серовато-серебристым, красноватым, зеленоватым и т.д. (Рис. 8)

Рис. 8

 

Контрастные цвета – цвета, которые расположены в цветовом круге друг против друга. Контрастные цвета, помещенные рядом, усиливают яркость друг друга.

Цветовой тон характеризует цвет или цветовой оттенок предметов – красный, оранжевый, зеленый и т.д.

Светлота – это степень высветления цвета. Т.е. это сравнительная степень отличия от темного: чем дальше от темного, тем большую светлоту имеет цвет.

Насыщенность цвета – степень интенсивности (яркости) цвета.

Родственные цвета. В цветовом круге каждый основной цвет и примыкающие к нему соседние называются родственными цветами. Контрастный цвет ярко выделяется на фоне родственных (Рис. 9).

Рис. 9

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Применение ЭЛТ: осциллограф, кинескоп. | Предложение и функции предложения.

Дата добавления: 2017-05-02; просмотров: 9809;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.03 сек.