Схема 1. Структура религии


 

РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ: РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:
систематизированное Несистематизированное
Религиозное ИСКУССТВО ТЕОРИЯ: -теология, -идеология ОБЫДЕННОЕ: идеи, представления ПСИХОЛОГИЯ: чувства, эмоции, видения настроения таинства, иные священнодействия, молитвы, посты, обряды, богослужения, катехизация, миссионерство руководящие центры, региональные организации низовые организации

 

Рассмотрим виды основных религий современности. По степени распространенности можно выделить:

I. Мировые религии:

1) Христианство, существующее с 1 в. н.э., имеющее ныне свыше 1 млрд. приверженцев (согласно Книге рекордов Гиннесса 2001, почти 2 млрд., или 33% населения Земли) и распадающееся на три ветви:

- католицизм - с 11-13 вв., в Италии, Испании, Португалии, Франции, Ирландии, Бельгии, Австрии, Латинской Америке, Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Хорватии, Словении, Литве, на западе Украины и Белоруссии 580 млн. католиков (по Гиннессу, 1045 млн., т.е. 17,4% землян);

- православие - с 4-11 вв., в Греции, Грузии, Румынии, Болгарии, Сербии, Албании, Молдавии, России (с 988 г. на Руси; с 1580 г. автокефальная, т.е. административно самостоятельная), Белоруссии, на Украине (с 1994 г. автокефальная) и на Кипре свыше 100 млн. православных (кроме того, большие общины имеются на Аляске США, в Сирии, Ливане, Японии); в России распространено среди русских, народов уральской языковой семьи (мордва, марийцы, удмурты и др.), некоторых тюркских народов (чуваши, якуты, татары-кряшены) и западных бурят, сочетается с шаманизмом у народов Сибири;

- протестантизм - с 16 в., среди народов германской языковой группы (США, Англии, ФРГ, Скандинавии (лютеране), Нидерландов, Швейцарии, Австралии, Новой Зеландии, Канады), в Эстонии и Латвии (лютеране), среди российских немцев; всего в мире 340 млн. баптистов, лютеран, англичан, кальвинистов, методистов и иных протестантов.

2) Ислам, развивающийся с 7 в. на Ближнем и Среднем Востоке, в Азии (Пакистане, Бангладеш, Индонезии, Индии) и Африке, Албании, Боснии, США (3 млн. новых иммигрантов, 1 млн. обращенных негров и 80 тыс. белых), Франции (алжирцы), ФРГ и Швейцарии (турки), Азербайджане, Аджарии, Средней Азии, Казахстане, России (10 млн. в Поволжье, на Кавказе, Урале) насчитывается 500 млн.-1 млрд. мусульман (по Гиннессу, 1,16 млрд.). В исламе – два основных направления:

- суннизм (до 85% мусульман мира); преобладает во многих странах СНГ и иных странах;

- шиизм (в Нахичевани (Азербайджан), Иране, Ираке и др.

3) Буддизм, берущий начало в 6-5 в. до н.э.; в 21 в. развивается в основном в Азии (Шри Ланка, Таиланд, Китай, Монголия, Япония и др.) 250 млн. буддистов; его разновидность ламаизм, распространенную в Тибете и Монголии, исповедуют также буряты, тувинцы и калмыки.

II.Локальные религии:

1) Иудаизм - с 7 в. до н.э. (Ветхий Завет был написан в 13-2 вв. до н.э.; был религией евреев Израиля, Хазарии; сейчас распространен среди евреев США, Израиля, России, Европы, Эфиопии более 17 млн. иудеев;

2) Индуизм - с 1 тысячелетия н.э.; ныне – в Индии, Шри Ланке (среди тамилов) и Индонезии (у балийцев) 520 млн. приверженцев;

3) Синтоизм в Японии, 90 млн. верующих;

4) Даосизм (с начала н.э., 30 млн.верующих) и конфуцианство (180 млн.) в Китае;

5) Сикхизм с 16 в., в Пенджабе (Индии и Пакистане) 14 млн.сикхов.

III. Племенные религии(тотемизм, магия, фетишизм, анимизм, культ предков и шаманизм народов Тропической Африки и Сибири, индейцев бассейна Амазонки, аборигенов Австралии).

По степени развитости культа (включая число богов и обожествляемых феноменов) выделяются:

1) монотеистические (от греч.: единобожие): иудаизм, христианство и ислам;

2) промежуточные (неявный монотеизм): даосизм, конфуцианство;

3) дуалистические (двоебожные): зороастризм;

4) политеистические (от греч.: многобожие): индуизм, синтоизм, древние мифологии (греческая, римская, германская, славянская);

5) примитивные (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм, культ предков и шаманизм). Среди христиан все религии, не относящиеся к мировым и иудаизму, называются языческими, важным признаком которых считается многобожие.

Р. Беллах выделяет 5 стадий эволюции религий:

а) примитивная (австралийцы; мифы без церкви);

б) архаичная (полинезийцы и африканцы; культ, жертвоприношения могучим мифическим существам);

в) историческая (иудеи; наличие церкви);

г) раннемодерная (протестанты; добровольное членство в общине);

д) модерная (современная религия; главное – личная ответственность).

М. Вебер классифицировал религии по их подходу к спасению души:

1) требует ли оно: пассивного созерцания (мистицизма восточных религий) или активного управления своей волей (аскетизма западных религий и ислама);

2) происходит ли спасение души: в этом мире или ином мире (например, в царстве небесном)?

Соответственно, можно схематизировать различия между основными религиями в виде таблицы, дополнив Вебера анализом актуальных для нашей республики конфессий (См. схему 2).

Схема 2. Различия между религиями по подходу к спасению души (по М. Веберу)

 

Как спасается душа: Где спасается душа
в этом мире в потустороннем мире
МИСТИЦИЗМ Конфуцианство Индуизм
АСКЕТИЗМ Иудаизм Католицизм, Православие, Ислам

 

2. Одним из первых попытался разграничить религиозные организации немецкий теолог Эрнст Трельч в начале XX в. Можно выделить 4 формы религиозной организации: церковь; секта; деноминация; культ.

Рассмотрим специфику этих форм.

Церковь – религиозная организация, имеющая тесные связи с широкими слоями общества и действующая внутри него. Почти все члены общества проявляют преданность церкви, и она обычно связана с государством: раньше католицизм был государственной религией в Италии и Франции, православие – в России (хотя впоследствии церковь в этих странах отделили от государства); ныне англиканство считается таковой в Англии, а ислам – в ряде арабских стран. Трельч обнаружил парадокс: христианство в Европе может или оставаться церковью, т.е. пытаться влиять на все общество и быть открытой для всех людей, или стать сектой, т.е. влиять на общество через преданных последователей. Преобразование в секту приведет к изоляции и потере влияния. Трельч считал, что секуляризация значит конец религии как универсальной церкви. Церковью в настоящее время называют любую крупную религиозную организацию, признающую государство и иные светские институты, строящуюся на иерархии духовенства и рекрутирующую приверженцев путем передачи веры "по наследству" в семье, а не путем обращения неофитов-прозелитов. Более конкретно структуру самой религиозной организации можно раскрыть на примере Русской православной церкви (См. схему.2).



Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 264;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.