Тональность СИ b - мажор.
Задание 55. Постройте гамму «Си -мажор». Сначала под нотной строчкой римскими цифрами напишите ступени (устойчивые – красным цветом, неустойчивые – зеленым), затем подпишите расстояние между ними (Т,П). Потом определите, какие ноты должны находиться на соответствующих ступенях мажорной гаммы. Скрипичный ключ и ноты пишите карандашом. Обратите внимание, что в этой гамме первая ступень (тоника) – нота Си .
Задание 56. Спойте данные примеры с дирижированием. Подпишите ступени в начале каждой фразы, найдите вводные звуки и трезвучия в мелодии.
а)
б)
в)
г)
Задание 57. Придумайте и запишите окончания следующих примеров. Спойте их с дирижированием:
а)
б)
Опевание.
ОПЕВАНИЕ – это окружение какого-либо звука соседними ступенями.
Например, Тоника окружается вводными тонами:
VII II I II VII I VII II I VII II I
Обратите внимание, что опеваемая ступень стоит в конце опевания, после звуков, которые её опевают. Опеваться может любой звук или ступень лада, но чаще всего опеваются устойчивые ступени: I, III и V.
IV VI V VI IV V V VI IV V VI IV V
II IV III IV II III IV II III IV II III
Задание 58. Спойте следующие нотные примеры с названием нот и с дирижированием. Найдите в них опевания. Обведите красным цветом опеваемые звуки, а зеленым - ноты, которые их опевают. Подпишите ступени.
№ 53. Ах ты, береза
Русская народная песня
№ 54. Венгерская народная песня
Скоро
№ 55. Уж я золото хороню
Оживленно Русская народная песня
№ 56. Топ-топ
Детская песенка М.Красев
Задание 59. Прохлопайте следующие ритмические рисунки. Проговорите их слогами («ти», «та», «та-я») с одновременным дирижированием. Сочините и подпишите к каждому ритму вторую партию («топ»), чтобы получился ритмический дуэт.
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
Размер
Вы, конечно, помните, что у каждого музыкального произведения есть пульс, который меряется сильными и слабыми долями (см. тему «МЕТР. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ДОЛИ. ТАКТ.»). По количеству долей в такте определяется размер такта (расстояние от одной сильной доли до другой). В такте может быть только одна сильная доля, которая всегда стоит на первом месте, сразу после тактовой черты. Так, например, в двухдольных тактах всего 2 доли: первая – сильная, вторая – слабая. А в ТРЕХдольных тактах 3 доли: первая – сильная, вторая и третья – слабые.
Вот 3 стихотворения, которые имеют трехдольный метр:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
М.Ю.Лермонтов
Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!
Д.Хармс
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
А.С.Пушкин
Самый популярный танец – вальс тоже имеет ТРЕХдольный метр.
Вот один из них:
№ 57.
Наш край
В темпе вальса Д.Кабалевский
Задание 60. Продирижируйте №56. Помните, что в дирижировании сильную долю всегда показывают движением руки вниз. Вторая доля в ТРЕХдольных тактах – движение руки в сторону (от себя), третья – вверх.
левая рука правая рука
Задание 61. Прочитайте слова следующих песен с дирижированием. Просольфеджируйте, а затем спойте мелодию с названием нот и со словами.
№ 58. Котик
Умеренно
№ 59. Чудак
Подвижно Музыка В.Блага
№ 60. Мелодия
Довольно скоро С.Майкапар
№ 61. Украинская народная песня
Не спеша
№ 62. Вечерняя песенка
Медленно А.Березняк
Вы заметили, что в последнем такте «Вечерней песенки» рядом с нотой «соль» стоит точка? Точка около ноты – не то же самое, что точка в конце предложения. У нее совсем другая роль. Какая, вы узнаете в следующей главе.
НОТА С ТОЧКОЙ.
Точка рядом с нотой – не простой значок, не клякса и не случайность. Она обладает волшебной силой увеличивать или уменьшать длительность ноты. Встанет точка справаот ноты – и длительность увеличитсяна половину, встанет наднотой или под ней – длительность наполовину уменьшится. Вот примеры уменьшения длительности:
а)
=
б)
= =
Такое звучание (с паузами между нотами) называется Staccatto (стаккато), что в переводе с итальянского означает - отрывисто, коротко.
В следующих примерах точка рядом с нотой увеличивает длительность на половину:
в) = + = + +
г) = + = + +
д) = + = + +
Задание 62. Спойте гаммы до-, фа-, соль-, ре- и си -мажор вверх и вниз в следующих ритмах с дирижированием:
а)
б)
в)
г)
д)
е)
Задание 63. Спойте следующие музыкальные номера с дирижированием. Найдите в них опевания.
№ 63. Детская песенка
Умеренно
№ 64. Литовская народная песня
Довольно скоро
Задание 64. Спойте № 64 с названием нот, со словами и с ритмическим аккомпанементом. Будьте особенно внимательны при исполнении q. ,
делайте внутренний акцент на вторую долю.
№ 65. Гусята
немецкая народная песня
Секвенция.
Спойте №№ 66, 67 с названием нот, отметьте лигами музыкальные фразы.
№ 66. Канон
№ 67. Эстонская народная песня
Оживленно
Вы заметили, что в этих песнях некоторые фразы очень похожи ритмом, направлением мелодии? По сути – это одна и та же фраза, только начинается она от разных нот, ступеней. Такой прием в музыке имеет специальное название – СЕКВЕНЦИЯ. Она напоминает цепочку из одинаковых звеньев. Звенья в этой цепочке – это одинаковые фразы, которые отличаются друг от друга только высотой. Итак, запомните:
СЕКВЕНЦИЯ – это повторение мотива или фразы от разных нот. Если каждое следующее звено выше предыдущего, секвенция будет ВОСХОДЯЩАЯ, (№43), если ниже – НИСХОДЯЩАЯ (№ 45). |
Задание 65. Спойте следующие песни со словами и с названием нот, найдите в них секвенцию, каждое звено выделите скобкой ( ). Определите направление секвенции (восходящее или нисходящее).
№ 68. Вот мы идем
Английская народная песня
(канон)
Умеренно
№ 69. Скороговорка
Задорно Т.Зебряк
№ 70. Кукушка
Немецкая народная песня
Спокойно
Задание 66. В № 71 подпишите ступени в начале и в конце фразы. Перепишите этот номер из До-мажора в тональности Ре-мажор и Си -мажор. Спойте его во всех трех тональностях с дирижированием.
№ 71. Ладухин.№5
ЗАЛИГОВАННЫЕ НОТЫ
Вы, наверное, помните, что такое ЛИГА ? У этого знака несколько назначений: ЛИГА в переводе латинского означает связь, связывать.
Объединяя несколько звуков, она показывает границы музыкальной фразы (например, в №№ 56,63), то есть, все звуки музыкальной фразы должны исполняться связанно (legato), на одном дыхании. В нотах для скрипки, виолончели, контрабаса лига объединяет звуки, которые исполняются на одном движении смычка. При записи песен связанные лигой ноты поются на один слог (пример - №№ 47,48,55).
Если же лига связывает одинаковые по высоте ноты, то длительность первой ноты увеличивается за счёт второй. Вторая же нота является продолжением первой и повторяется только про себя - на ней необходимо сделать внутренний акцент, как при исполнении точки в ритме
Задание 67. В №№ 72,73 найдите залигованные ноты. Определите количество фраз и обозначьте их лигами (цветным карандашом). Определите, в каких местах мелодия движется по звукам трезвучия, подпишите их названия. Спойте номера с дирижированием. Не забудьте сделать внутренний акцент на второй залигованной ноте.
№ 72. Польская народная песня
Подвижно
№ 73. Ладухин. №19
ИНТЕРВАЛЫ
Как вы думаете, может ли мелодия или музыкальное произведение состоять из одной единственной ноты?.. Конечно, нет! Она состоит из множества звуков различной высоты и длительности. Насколько один звук выше или ниже другого можно определить с помощью интервалов.
ИНТЕРВАЛ (в переводе с латинского - промежуток) – это расстояние между двумя звуками. Когда оно маленькое – интервалузкий, когда большое – интервалширокий.
Задание 68. Спойте №73 и найдите в мелодии узкие и широкие интервалы.
№ 74. В лесу родилась елочка
Красев
Мелодическими интервалами измеряется ширина шага мелодии. Если два звука звучат вместе, одновременно (например, при пении на два голоса), они образуют гармоническийинтервал.
Гармонические интервалы могут звучать красиво, мягко (тогда они называются консонансы) или резко, напряженно (это диссонансы).
Задание 69. В следующих примерах спойте сначала верхний голос (ноты со штилями вверх), затем нижний голос (ноты со штилями вниз), затем разделитесь на две группы и спойте их на 2 голоса.
№ 75.
а)
б)
У каждого интервала (и гармонического, и мелодического) своя, особенная окраска и выразительное значение. Одни звучат очень ярко, празднично, мажорно; другие – грустные, минорные; третьи – резкие и звучат очень неустойчиво.
Задание 70. Найдите в знакомых песнях мажорные, минорные, устойчивые и неустойчивые интервалы.
Называются интервалы по количеству входящих в него ступеней. Имена их на латинском языке звучат так:
1 – ПРИМА
2 – СЕКУНДА
3 – ТЕРЦИЯ
4 – КВАРТА
5 – КВИНТА
6 – СЕКСТА
7 – СЕПТИМА
8 – ОКТАВА
Вы, наверное, помните, что в ладу 7 ступеней, при пении гаммы мы для устойчивости добавляем ещё одну I ступень сверху, поэтому ступеней получается 8, и интервалов тоже – 8.
Есть интервалы и шире октавы (например, НОНА – 9 и ДЕЦИМА – 10). Но в мелодии они встречаются довольно редко и могут быть разложены на 2 интервала: секунда через октаву, терция через октаву, секста через октаву и т.д.
Задание 71. Выучите названия всех интервалов. Спойте песенку про интервалы со словами и с названием нот.
№ 76.
Задание 72.Спойте гармонические интервалы двухголосно, разделившись на две группы.
Если вы пели интервалы очень чисто, то наверняка заметили, что в некоторых интервалах два звука сливаются. Иногда даже кажется, будто звучит не два звука, а один. Такие интервалы называются чистыми интервалами.
Дата добавления: 2016-12-16; просмотров: 3764;