История становления психологии как науки


В становлении и развитии психологических идей выделяют три основных этапа.

Донаучный этап:Возникновение представлений о душе связано с анимистическими взглядами первобытных людей и относится к наиболее ранним этапам человеческой истории. Анимизм – вера в духовные существа, которые вселяются в различные объекты, растений, животных и влияет на жизнь людей. Помимо анимистического представления существовало мифологическое мышление. Душа представлялась в образах птицы, или бабочки, покидающей обездвиженное тело после смерти.

Со временем анимистические и мифологические представления уступают место попыткам истолкования души в контексте натурфилософской картины мира. Так, согласно воззрениям Гераклита всё, что существует в мире: телесное, и душевное, непрерывно изменяется, безостановочно «течет». Он впервые разделил психические и до психические состояния в организме. Внутри психического им были выделены чувственное познание и мышление, признана неразрывность индивидуальной души с космосом.

Представления о душе и целесообразности мира разрабатывались и в работах Демокрита. В основе учения Демокрита лежит взаимодействие микроэлементов – атомов в живых организмах. Человек также создан из атомов разного сорта, самые подвижные из которых атомы огня образуют душу. Впервые составил научные классификации многих наблюдаемых природных и психологических явлений Аристотель. Он описал пять чувств, положив начало изучению познавательных процессов человека. Осязание, он считал, основным и наиболее важным чувством, т.к. благодаря этому чувству человеческое познание становится активным и предполагает действие. Значительным вкладом Аристотеля в психологию можно считать описание содержаний сознания.

Этап философской психологии: В эпоху Возрождения зарождается гуманистическая психология, в основе которой лежит интерес к человеческой личности. Личность представляется как конкретное и совершенное воплощение божественного разума, как субъект, стремящийся одновременно к самосохранению, самопознанию и саморазвитию.

Следующий решающий этап развития психологии приходится на 17-19 века и связан с именами таких мыслителей, как Декарт, Спиноза, Джон Локк, Спенсер и др. Декарт открыл рефлекторную природу поведения и одновременно заложил философскую основу понимания души, выделил существенную роль мышления в жизни человека. Декарт не допускал существование бессознательной сферы психического, по его мнению – в душе имеются лишь те восприятия, которые она осознает. С именем Декарта связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое духовное бытиё, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру.

Попытку вновь соединить тело и душу предпринял голландский философ Б. Спиноза. Душа и тело определяются материальными причинами, причём важное значение во всех психических процессах и явлениях принадлежит мышлению. Дж. Локк сформулировал «закон ассоциаций» - о закономерной связи всех душевных феноменов. По мнению ученого, любое знание человека о мире основывается на опыте. Простые идеи соединяются, ассоциируются в сложные так, что все разнообразие душевного опыта может быть объяснено как результат бесчисленных соединений (ассоциаций) идей. Так начал развиваться в психологии ассоцианизм.

Этап научной психологии: Основные представители этого этапа в психологии – Вундт, Спенсер, Рибо, Джемс и многие другие. Примерно с этого времени возникает новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания. Однако сознание долго понималось как явление особого рода, обособленное от других естественных процессов.

Выделение психологии в самостоятельную науку, т.е. формирование научной психологии, принадлежит Вильгельму Вундту, который предложил цельную программу разработки экспериментальной психологии. Задачи психологии он сводил к изучению элементов сознания и определению законов, по которым устанавливаются связи между элементами сознания. Вундта интересовала структура сознания, разработанная им теория известна в науке как теория элементов сознания. Им была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория, где изучались ощущения, время реакций на различные раздражители, качества внимания, простейшие чувства человека.

Другим крупным психологом того времени, внесшим большой вклад в становление научной психологии был Уильям Джеймс, американский психолог и философ, который на животных изучал центральную нервную систему, исследовал стрессы человека и влияние гипноза. Джеймс отвергал членение сознания на элементы, а предлагал рассматривать целостность сознания. Особое значение им придавалось активности и избирательности сознания. Его учение было альтернативно учению Вундта, который трактовал сознание как набор определенных элементов. Согласно учению Джеймса, предназначение души заключается в том, что она позволяет индивиду более гибко и совершенно приспосабливаться к миру.

В конце 19 – начале 20 века в психологии происходит теоретико-методологический кризис, который был вызван понимаем ограниченности интроспективного метода. Появляются исследования предпринимающие попытки выйти за пределы сознательного и открыть миру доступ к бессознательным процессам и образованиям психики. В психологии укрепляются такие направления как психоанализ и бихевиоризм.

В начале 20 века возникло новое направление в психологии предметом, которой была не психика, не сознание, а поведение. Психология должна была наблюдать и изучать двигательные реакции человека. Это направление получило название «бихевиоризм», что в переводе с английского означает поведении. Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующего к окружающей его среде. Единицей анализа в бихевиоризме признается не содержание сознания, а связь внешнего стимула и вызываемой им условно-рефлекторной реакции. Параллельно с бихевиоризмом развивается психоанализ, благодаря существенному вкладу З.Фрейда.

В начале 20 века, в период развития психодиагностики, психотерапии предметом изучения психологии становится личность. Всесторонне исследуется её структура, уровни функционирования, факторы развития, аномалии, защитные и адаптивные функции. Научные представления о личности дифференцировались в процессе развития психодиагностических методов исследования, психоанализа и т.д. Теории личности постепенно образовали фундамент, на котором базируются современные школы психотерапии и психологического консультирования.

В первой половине 20 века в отечественной и зарубежной психологии возникли многочисленные отрасли прикладной психологии, которая с тех пор перестала быть «чистой» наукой и нашла широкое применение в практике. Широко стала развиваться психология труда, педагогическая, возрастная психология, медицинская психология, социальная, дифференциальная психология и т.д. Во второй половине 20 века в связи с развитием научно-технической революции активно начинают применяться в психологии математические методы, информационные технологии и т.д.

 

Список литературы

  1. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии [Электронный ресурс]: учебник/ Немов Р.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2013.— 687 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14187.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 142 с.

 

 



Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 254;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.