Этико-гуманистическое.


В западной Европе развивались оба эти направления; в Украине же - преимущественно этико-гуманистическое. Обращение к внутреннему миру человека (как его истинному бытию), к духовности, самосознанию личности, ориентации ее в мире духовных ценностей - вот главная задача воспитания, просвещение человека и философии как одного из средств просвещения. Особый, неиссякаемый интерес к нравственным проблемам, а также иррационализм - общие и главные черты отечественной философии (мы видели, как они проявлялись в философии Киевской Руси, в философии Просвещения, позже убедимся в их особенном проявлении в духовной культуре XIX и XX вв.)

Украинское просвещение, несмотря на отмеченные особенности, отличительные черты, по идейному содержанию ближе к западноевропейскому распространением идей гуманизма, утверждением идеала социально-активной, образованной личности, приоритетом духовных способов преобразования общества, преобразованием идей просвещенной монархии, стремлением к лучшему будущему, благу, счастью всех людей.

 

Для сравнения западноевропейского и отечественного просвещения проанализируйте фрагменты текстов:

 

Вариант 1.

(1). Григорий Сковорода

“Сіе-то есть быть щастливым - (узнать), найтить самаго себе. Лицемеры (говорится к нам), лицо небесное подлинно хорошо вы разбирать научились, а для чего не примечаете знаков, чтоб вам как по следу, добираться до имеющей ощасливить вас, истины? Все вы имеете, кроме что вас же самых найти не знаете и умеете, и не хащете. И пдолинно удивления достойно, что человек за 30 лет живет, а приметить не мог, что для него лучше всего и когда с ним наилучшее делается. Видно, что он редко бывает дома...”

Сковорода Г.С. Разговор пяти путников об истинном щастіи в жизни // Антология мировой философии. – К., 1991. – Т.1. – Ч.2. – С.234-236.

 

(2). Вольтер

“Неведом человек себе же самому

Кто я, куда иду, какой удел приму?

Рой жалких атомов над этой грудой праха,

У жребия в плену, на поводу у страха, -

Но зрячих атомов, чьи очи мысль зовет

Измерить пустоту безвестную высот;

Мы к бесконечному стремим свои желанья,

Не чая на земле вкусит самопознанья”.

Вольтер. Поэма о гибели Лиссабона // Вольтер. Поэмы. Философские повести. Памфлеты. – К.: Политиздат Украины, 1989. С.232.

 

Вариант 2.

(1) И. П. Пнин

“О человек! Что в мире зрю?

Снискавши мудрость сам собою

Через труды и опытность свою

Прошел препятствий ты пучину,

Улучшил ты свою судьбину,

Природной бедности помог,

Суровость превратил в доброту,

Вливал в сердца любовь, щедроту.

Ты на земле, что в небе бог!”

Пнин И. П. Человек // Русские просветители. Собр. Произв. В 2-х т. – М., 1966. – Т.1. – С.237.

 

(2) ГЕТЕ

“Мы побороть не в силах скуки серой,

Нам голод сердца большей частью чужд,

И мы считаем праздною химерой

Все, что превыше повседневных нужд.

Живейшие и лучшие мечты

В нас гибнут средь житейской суеты.

В лучах воображаемого блеска

Мы часто мыслью воспоряем вширь

И падаем от тяжести привеска,

От груза наших добровольных гирь.

Мы драпируем способами всеми

Свое безволье, трусость, слабость, лень.

Нам служит ширмой состраданья бремя,

И совесть, и любая дребедень.

 

Какой я бог! Я знаю облик свой.

Я червь слепой, я пасынок природы,

Который пыль глотает пред собой

И гибнет под стопою пешехода”.

Гете И. В. Фауст // Избр. произв. в 2-ч т. – М.: Правда, 1985. – Т.II. – С.148-149.

 

Вариант 3.

(1) А. Н. Радищев

“... О, человек, хотя ты есть существо сложное или однородное, мысленность твоя с телом разрушаться не определенна. Блаженство твое, совершенствование твое есть твоя цель. Одаренный разными качествами, употребляй их цели твоей соразмерно, но берегись, да не употребишь их во зло... Ты в себе заключаешь блаженство твое и злополучие. Шествуй во стезе, природно начертанной, и верь: ... состояние твое будущее соразмерно будет твоему житию, ибо тот, кто сотворил тебя, тот существу твоему дал закон на исследование, коего устраниться или нарушить невозможно; зло тобою сделанное, будет зло для тебя. Ты будущее твое определяешь настоящим; и верь, скажу паки, верь, вечность не есть мечта”.

Радищев А. Н. О человеке, его смертности и бессмертии // Избр. философ. Соч. - М., 1949. - С.398.

 

(2) Вольтер

“Раскроем крылья в небесах пошире

И поглядим, что происходит в мире.

Увы, такой же ад и белый свет,

И здесь невинности покою нет.

Здесь добродетель топчут лицемеры;

Ум, вкус, искусство, славные дела

Умчались прочь, в заоблачные сферы;

Политика - труслива и подла -”

Над всем главенствует, все заменяет;

Исподтишка святоша направляет

Оружье дураков на мудреца;

И Выгода, чьей власти нет конца,

Чей слух не режет гром сраженья гулкий,

Разлегшись возле денежной шкатулки,

Сильнейшему слабейший подает.

О люди! Жалкий и виновный род!”

Вольтер. Орлеанская девственница // Вольтер. Поэмы. Философские повести. Памфлеты. - К.: Политиздат Украины, 1989. - С.76



Дата добавления: 2016-10-18; просмотров: 1968;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.