Символика индийского семиступенного звукоряда
Музыкальные звуки | Социа льная группа | Планеты | Созвез дия | Цвет | Живо тные | Органы тела | Этическое воздействие |
Шадджа | Брахманы | Сатурн | Водо лей | Цвет лотоса | Павлин | Душа | Изумление и героизм |
Ришабха | Кшатрии (воины) | Венера | Весы | Оран жевый | Бык | Голова | Гнев |
Гандхара | Вайшья (земледель цы и торгов цы) | Луна | Рыбы | Цвет золота | Козел | Руки | Умиро тво рение |
Мадхьяма | Брахманы | Солнце | Лев | Цвет жасмина | Кроншнеп | Грудь | Любовь |
Панчама | Брахманы | Меркурий | Дева | Белый | Кокила | Шея | Любовь |
Дхайвата | Кшатрии | Юпитер | Стре лец | Желтый | Лошадь | Бедра | Отвращение |
Нищада | Шудры (слуги) | Марс | Скорпион | Пестрый | Слон | Ноги | Сострадание |
Индийское музыкальное мышление в корне отличается от европейского. Его основой стала концепция раги (от санскритского «краска», «окрашивать», но также и «чувство, страсть»). Подобно арабскому макаму, рага имеет несколько семантических уровней:
· принцип ладово-мелодического и метроритмического развёртывания (тала);
· специфическая ладовая организация;
· психоэмоциональный строй мелодии.
Считалось, что под влиянием рага у человека зарождаются определённые настроения и чувства – раса. Индийцы различают 9 основных раса: любовь, веселье, сочувствие, гнев, отвага, ужас, отвращение, изумление, покой. Нередко характер раса связан с картинами природы, с пейзажем (некоторые раса имеют название: «Весна», «Вечерняя краска», «Медовый цветок» и т.д.).
Содержание той или иной раги определено, с одной стороны, ладом, с другой – ритмом. Выбор в качестве доминирующей ступени лада того или иного звука (свара) определяет характер раса всей раги в целом. Например, если преобладает первая ступень лада – шадджа – то возбуждается раса изумления, героики и отваги.
Исполнение определённых рага предписывалось в предустановленное время суток (раги раннего утра, заката солнца, сумерек и т.д.) и года, подчинялось движению светил и т.д. Если данная рага не совпадает с предопределённым для неё временем звучания, то композиция, по мнению древнеиндийских философов и музыкантов, может оказать вредное воздействие на человека, вплоть до возникновения у него смертельной болезни.
Таким образом, в раговой композиции (как вокальной, так и инструментальной) нет такого уровня музыкальной организации, который не подчинился бы единой задаче воссоздания свойственной той или иной раге ментальной природы. Вся эстетико-философская система индийской классической музыки призвана гармонизировать и соединить в неразрывном целом Космос, Звук и Человека.
Музыкальный инструментарий:
· струнно-щипковые - вина, ситар, тампура;
· струнно-смычковые – саранги, рабаб;
· духовые - разновидности флейты, гобоя;
· ударные - табла, гонги, тарелки (особая техника игры: удар не кистью, а пальцами – извлекаются тоны определённой высоты).
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 368;