Мораль как форма общественного сознания


1. Понятие духовной сферы жизни общества в истории философской мысли.Духовная сфера является возвышенной сферой жизнедеятельности общества и человека. Духовная сфера жизни общества соотносится с таким понятием как духовность, именно духовность отличает человека от других живых существ. Духовность в человеческом обществе возникла еще на заре его исторического становления и присутствует в нем в качестве жизнеутверждающего идеала. Представить процесс эволюционного движения общества вне духовности, а человека без духовных качеств, духовных целей, состояний и активности невозможно. Именно духовность является механизмом смысла жизни и гарантом сохранения рода человеческого. Духовность человека сравнивают с горящим светильником, который озаряет внутренний мир людей и облегчает им поиск пути в самых разных ситуациях. Как образно заметил Н.А.Бердяев (1874-1948), без духовности «нельзя нести жертвы и совершать подвиги»[28].

Философский анализ понятия духовность дает возможность проследить отраженные в работах мыслителей прошлого становление понятия духовная сфера жизни общества.

Первым философом, которого стали интересовать вопросы духовности, по мнению А.Ф.Лосева, был Сократ (469-399 гг. до н.э.).

В своих трудах Сократ напрямую связывал душу с сущностью человека. Под душой Сократ понимал и мыслящую активность, и разум человека, и нравственно ориентированное поведение.

Философия Сократа основана на принципах познания, самопознания. Реализация «истинных», «правильных» знаний ведет к добродетели. Бездуховность, безнравственность возникают, по мнению Сократа, от того, что люди не знают, что есть добро и что есть зло. Именно незнание толкает человека в «животное» (и, следовательно, бездуховное) существование. Дух неотделим от знания, и задача состоит в том, чтобы это знание человеку дать.

Ученик Сократа Платон (427-347 гг. до н.э.) в своих изысканиях также пытался отделить духовное состояние индивида от «чувственных наслаждений» Платон, первый в истории философии, ставит вопрос о соотношении духа и материи и рассматривает его с разных позиций: «Душа возникла у нас раньше тела… так что властвует душа, а тело, по сути, должно находиться у нее в подчинении».[29] Вслед за пифигорецами, представляющими душу как начало, воплощающее гармонию частей тела, Платон полагал, что основа души – любовь и гармония[30].

Исследование духовности в Средневековье в работах «отцов церкви» Августина Аврелия (354 - 430) и Фомы Аквинского (1225 или 1227-1274 гг.) проходит на фоне «открытия» феномена личности, носившего теологический характер. Средневековая мысль выводит индивида из природы, «поднимая» его до «царя» земной природы. Созданный «по облику и подобию божьему» человек не может быть похож ни на кого другого.

Постепенно сакральность духовности человека теряет свой религиозный и приобретает общекультурный смысл. Философия Возрождения не обходит религиозных проблем, выражая проблемы бытия и познания еще в теологической форме. Но она пронизана уже гуманистическим пафосом.

Особая роль в переосмыслении сути духовности принадлежит И. Канту (1724-1804). В практической философии И. Кант стремился найти общезначимые и необходимые эстетические законы, которые определяют поступки и жизнедеятельность людей. Он рассматривал бытие человека как продукт творческой свободы человека, его деятельности[31].

Кантовское понимание духовности основано на необходимости поступать «только согласно той максиме, руководствуясь которой ты в тоже время можешь пожертвовать, чтобы она стала общим законом»,[32] «чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству».[33] При этом сопричастность и следование общечеловеческим нормам и правилам вовсе не ведет по И. Канту к растворению, «уничтожению своей личности». Подлинно духовно развитая личность, прошедшая стадии самопознания, самоанализа, самокритики, самодисциплины, характеризуется тем, что «душевные способности воспитываются лучше всего тогда, когда человек сам делает все то, что хочет делать».[34] Духовность, имея основной характеристикой способность самосовершенствоваться, все меньше зависит от стихийных воздействий внешней среды и уже не нуждается в жестком контроле, регулировании извне.

Согласно И. Канту, духовность личности существует потому, что личность нуждается в духовности. Личностная духовность поэтому «должна быть», даже если она и не существует сейчас в действительности. Личность не «должна» подтверждать факт существования духовности «практически»[35].

Различные аспекты духовности в таких произведениях, как «Феноменология духа» и «Наука логики», раскрыл Г.В.Ф. Гегель (1770-1831). Гегелевская философия – это апология духа. Абсолютный дух, по Г.Гегелю, покинув неадекватную его содержанию форму природы, стремится познать себя в истории, человеке и его духе. Человек отличается от природы тем, что он мыслящий дух. Вся «Философия духа», в принципе, и посвящена становлению мыслящего духа. Г. Гегель определяет дух как саморазвитие идеального начала, различая при этом субъективный дух – «единый в истине и реализующийся в религии, искусстве, философии».[36]

Глубокий анализ современного ему общества определил взгляды на проблему духовности К.Маркса (1818-1883). Его учение основывалось на выводе о «предметной истинности» человеческого мышления. Именно «в практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, потусторонность своего мышления»,[37] – считал К.Маркс. По К.Марксу, личностная духовность – это единство теоретического и практического аспектов реализации духовных потенций личности. К.Маркс предполагал, что в современном ему обществе наиболее «истинным» воплощениям духовных потенций индивида соответствуют «революционные», «практически-критические» формы личностной духовности[38].

В ХХ столетии наблюдается «взрыв» интереса к проблемам духовности, который объясняется «сдвигом» смыла индивидуальной жизнедеятельности к преимущественно материальному потреблению. А потому большая группа философов, по выражению А.В. Гулыги, «идет на выручку» к прошлому, пытаясь найти в нем то, что утеряно в настоящем. [39]

Не случайным в этом контексте представляется обращение мыслителей ХХ века к «фундаментальным» характеристикам личности. Так, для основоположника персонализма Е.Мунье «набор» подобных характеристик включает следующие аспекты:

1. Выход личности за собственные границы и открытость «другому»;

2. Умение понимать другого, искать взаимного согласия;

3. Способность разделить тяготы и радость «другого»;

4. Умение быть великодушным;

5. Способность к созидающей верности другому на протяжении жизни.[40]

Предпринятый ретроспективный анализ понятия духовность как неотъемлемой части понятия духовная сфера жизни общества позволяет сделать вывод о том, что духовность понимается учеными-философами, как особое возвышенно-нравственное состояние, которое ориентировано на абсолютные ценности – добро, зло, истину и т.д. и пытается реализовать их в своей предметно-целенаправленной деятельности и общении. Она проявляется в соотношении индивидуального и общественного сознания, и непременно сопровождается духовным производством.

2. Структура духовной сферы жизни общества. Совокупным продуктом духовного производства является общественное сознание. Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Во-первых, таким основанием может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда речь идет о его формах: политическое сознание, правосознание, религиозное сознание, эстетическое, философское.

Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и цельных теоретических систем, отражающих конкретные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и политическим институтам общества. Политическое сознание отличается от других форм сознания специфическим объектом отражения (политическое бытие общества) и – соответственно – специфическим категориальным аппаратом, а также более конкретно выраженным субъектом познания. В политическом сознании общества определенное место занимают категории, отражающие общецивилизационные политические ценности (демократия, разделение власти, гражданское общество и т.д.), однако в нем превалируют те чувства, традиции, взгляды и теории, которые, циркулируют короткое время и в более сжатом социальном пространстве. Возникновение политического сознания связано с расколом общества на большие социальные группы с диаметрально противоположными социально-экономическими интересами. Кроме того, появляются полиэтнические государства с весьма сложными отношениями как между народами, населяющими эти государства, так и не менее сложными межгосударственными отношениями.

Правосознание общества включает систему общеобязательных социальных норм и правил, установленных в законах, а также систему взглядов людей (и социальных групп) на право, оценку ими существующих в государстве норм права как справедливых или несправедливых, а также поведения граждан как правомерного или неправомерного. Правовое сознание определяется при этом как совокупность прав и обязанностей членов общества, убеждений, идей, теорий, понятий и правомерности или неправомерности поступков, о законном, должном и обязательном отношении между людьми данного общества. Выделяют два уровня правосознания: социально-психологический и идеологический. На социально-психологическом уровне правосознание представляет собой совокупность чувств, навыков, привычек и представлений, позволяющих человеку ориентироваться в правовых нормах и на правовой основе регулировать свои отношения с другими физическими и юридическими лицами, государством и обществом в целом. Различают общественное и индивидуальное правосознание. Общественно правосознание есть система правовой культуры общества (нации, государства). Индивидуальное же правосознание относится к правовой культуре индивидуума. Другой уровень правосознания представлен правовой идеологией, если на психологическом уровне зримо проявляется элемент индивидуального правосознания, то на идеологическом уровне это индивидуальное нивелируется, и правовая идеология предстает перед нами как теоретическое знание, выражающее правовое взгляды и интересы больших социальных групп.

Право тесно связано с политикой, с государством, кроме того, право базируется (или должно базироваться) на нормах нравственности. Нравственное и правовое сознание выполняют единую регулятивную функцию в обществе.

Религиозное сознание – составная часть общественного сознания, сфера духовной жизни общества, основанная на вере в сверхъестественное.

Оно включает два взаимосвязанных уровня явлений: обыденный и концептуальный (идеологический), или религиозную психологию и религиозную идеологию.

Религиозная психология представляет собой совокупность религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей присутствующих в массе верующих, она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии.

Религиозная идеология – это более или менее стройная система понятий, идей, принципов, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа.

Религиозную идеологию и религиозную психологию объединяет то, что они детерминированы социальными отношениями своей эпохи и являются специфическим, иллюзорным отражением действительности.

Для религиозного сознания характерны такие особенности:

· в нем в большей мере, чем в других формах общественного сознания людей, идеология связана с психологией;

· его содержанием, цементирующей основой является религиозная вера, т.е. вера в сверхъестественное;

· основными предпосылками формирования и развития религиозного сознания выступают религиозная деятельность (культ) и религиозный опыт.

Содержательная сторона религиозного сознания – это религиозные потребности, представления, установки, традиции, верования и опыт, являющейся побудительной силой приобщающихся к религии людей.

Функциональную сторону религиозного сознания составляют религиозный опыт, религиозные отношения, религиозное общение и религиозная деятельность, реализующаяся в процессе богослужения, праздников, соблюдения постов, отправления молитв и других обрядов, а также в ходе взаимодействия верующих друг с другом.

Философское сознание имеет в центре своего проблемного поля вопрос об отношении человека и мира. Оно есть система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. По определению В.С. Степина, философия есть «особая форма общественного сознания и познания мира вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих существенных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни».

Эстетическое или художественное сознание принадлежит к числу древнейших форм общественного сознания. Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Эстетическое сознание подразделяется на объективно-эстетическое и субъективно-эстетическое. Объективно-эстетическое связано с гармонией свойств, симметрией, ритмом, целесообразностью, упорядоченностью и т.д. Субъективно-эстетическое предстает в форме эстетических чувств, идеалов, суждений, взглядов, теорий. Духовный мир человека не безразличен ко всему , с чем он встречается в практической деятельности с чем он взаимодействует в своем существовании. Сталкиваясь с прекрасным, как и с другими сторонами мира, он переживает его. Прекрасное вызывает в нем чувство удовлетворения, радости восторга потрясения.

Эстетическое восприятие мира тесно связано, прежде всего, с деятельностью художников, представителей искусства. Но оно сопровождает также и другие виды деятельности – спорт, создание средств труда, предметов быта и д.т. Прекрасное является ведущим аспектом вещей, явлений, которое входит в эстетическое сознание общества.

Структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровня, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеологии.

Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. (классы, нации и .д.) . Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой их больших групп различны, неизбежно различаются между собой и социально-психологические комплексы. Эти специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе. Разумеется, в социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности и т.д.

Идеология есть система теоретических взглядов, отражающих степень познания обществом мира целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более вы кой по сравнению с общественной психологией уровень общественного сознания – уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом «общественная», ибо существует еще психология возрастная, профессиональная и т.д., то понятие «идеология» в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной, она всегда носит общественный характер.

Необходимо иметь ввиду, что понятие «идеология» употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле – как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражая ее конкретные интересы. Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выявляется уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент смещается в сторону аксиологического (ценностного) аспекта, причем оценка тех или иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.

Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности. Соотношение между общественно психологией и идеологией предопределено, тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая – рациональным уровнем общественного сознания.

В последнее время в исторической, социально-психологической и философской литературе появилось понятие менталитет. Четкого определения которого еще нет. Ученые определяют менталитет как систему взаимосвязанных представлений, регулирующих поведение членов социальных групп, либо как духовно-психологический облик общества. Идеология не создает в массах какие-то новые чувства, а лишь кристаллизует, осознанно оформляет их, активизируя (в зависимости от социально-классового содержания идеологии и надстройки в целом) и погашая по мере возможности другие. Таким образом, менталитет представляет собой наиболее фундаментальное и глубинное, а потому и наименее изучаемое в общественной психологии большой социальной группы (класса, нации и.т.д.), в то время как политические и идеологическое воздействие на него сравнительно кратковременно и приводит лишь к количественным, внутримерным изменениям менталитета.

В обществознании наряду с общественным сознанием выделяют и индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание есть отражение общественного бытия отдельным человеком через призму конкретных условий его жизни и деятельности. Это значит, что в сознании индивида существуют (в одних случаях гармонично сочетаясь друг с другом, а в других – антагонистически противореча) различные духовные пласты и элементы, связанные с воздействием сознания того или иного класса, малых социальных групп (например семьи), национального сознания и, наконец, общественного сознания. Таким образом, индивидуальное сознание – это своеобразный сплав общего, особенного и единичного в сознании личности. Общее в индивидуальном сознании отражает те стороны общественного бытия, которые характерны для данной исторической эпохи и для данной общественно-исторической формации. Особенно – это отражение принадлежности его к данному классу, нации, социальной и профессиональной группе и т.д. Единичное – это все то, что связано с индивидуальностью данной личности, что отличает ее от других членов общества. Уникальность, неповторимость сознанию индивида придает именно специфическое сочетание в каждом отдельном случае элементов единичного, особенного и общего.

Взаимодействие, взаимоотношения общественного и индивидуального сознания носят противоречивый характер. С одной стороны, индивидуальное сознание проникнуто, и как правило, в массе своей организовано общественным сознанием «насыщено» им. Но с другой стороны, содержание самого общественного сознания имеет своим единственным источником сознание индивидуальное.

Для правильного понимания характера, содержания, уровня и направленности индивидуального сознания большое значение имеет социальная среда.

3. Мораль как форма общественного сознания. Особую роль в жизни общества, в регулировании поведения его членов играет мораль. Мораль – форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Наряду с правом мораль выполняет роль регулятора поведения людей, но вместе с тем имеет отличительные особенности.

1. Мораль - такая регулятивная система, которая обязательна для каждой формационной и цивилизационной ступеней развития общества. Право же является атрибутом только «государственных» формаций, в которых мораль, сама по себе не может обеспечить соответствующее данному общественному порядку поведение людей.

2. Нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, правовые нормы – всей силой государственной власти. Соответственно и нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеально-духовный характер: человек должен осознавать оценку его поведения общественным мнением, понять его внутренне и скорректировать свое поведениена будущее. Юридическая же санкция (награда или наказание) принимает характер принудительной меры общественного воздействия.

3. Принципиально отличаются друг от друга и категории правовых и моральных систем. Если основными категориями права выступает законное и незаконное, правомерное и неправомерное, то основными оценочными категориями морали и этики (науки, изучающие моральные отношения и моральное сознание) являются: добро, зло, справедливость, долг, счастье, совесть, честь, достоинство, смысл жизни.

4. Моральные нормы распространяются и на такие отношения между людьми которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь и т.д.)

С появлением классового общества мораль принимает во многих своих проявлениях классовый характер не только по своему содержанию, но и по своему субъекту: можно совершенно точно говорить о морали классов господствующих и о морали классов угнетенных. В связи с этим можно выделить исторические типы морали: мораль рабовладельцев и мораль рабов, мораль феодалов и мораль крепостных крестьян, мораль буржуазии и мораль пролетариата.

Основными понятиями морали являются «добро» и «зло», «справедливость», «правильное» и «неправильное», «честь», «долг», «стыд», «совесть», «счастье» и др. В истории общества менялось содержание категории морали. Люди по-разному понимали, к примеру, что такое «добро» или «счастье». Однако оставалось, несомненны, что высшими ценностями являются добро, совесть, справедливость, честь, долг, счастье человека. Опираясь на соответствующие представления, люди вырабатывали правила или заповеди, принципы поведения, отношения к себе подобным и к обществу в целом. Ряд таких правил (заповедей) сформулирован в религии, в частности, в христианской.

Рассмотрим основные категории морали.

Важными и первыми категориями являются добро и зло, поскольку служат для различения морального и аморального, нравственного и безнравственного. Ответственного и безответственного в поведении человека.

В словаре В. Даля слово «добро» определяется вначале как вещественный достаток, имущество, стяжание. Затем как нужное, подходящее лишь в «духовном значении» - как честное и полезное, соответствующее долгу человека, гражданина, семьянина[41].

В понятии добра отражается в виде абстрактной моральной идеи то, что должно быть и заслуживает одобрения; люди выражают в понятии добра свои наиболее общие интересы, пожелания, надежды на будущее. Добро – этот нравственное выражение того, что способствует счастью людей.

О значении нравственной категории добра в системе духовных ценностей человека прекрасно сказал известный русский религиозный философ В.С. Соловьев (1853 – 1900): «Наша жизнь, чтобы иметь настоящий смысл, или быть достойною духовной природы человека, должна быть оправданием добра. Этого требует и этим удовлетворяется наше нравственное существо… Чтобы жизнь человека имела такой смысл, или была оправданием добра, кроме естественных добрых чувств стыда, жалости и благочестия, принадлежащих самой природе человеческой, необходимо еще нравственное учение, которое не только закрепляет эти чувства в форме заповедей, но и развивает заложенную в них идею добра, проводя в разумную связь все ее, в природе и истине данные, проявления и выводя из нее полноту нравственных норм для направления, управления и исправления своей личности и общественной жизни»[42].

Понятию «добро» противостоит понятие «зло». Понятие «зло» – это категория, которая по своему содержанию является противоположностью добру. Добро и зло проявляются как нормативно оценочные понятия и явления, и в зависимости от того, что подлежит оценке, выделяют добродетели, имеющие моральную ценность и пороки, не содержащие ее. К наиболее известным комплексам добродетели относится мудрость, мужество, умеренность, справедливость; христианские добродетели веры, надежды, любви, покаяния, смирения, милосердия и сострадания; добродетели этики ненасилия; толерантность, согласие, понимание. Проявления добра в жизни связывают с ценностями здоровья, мира, идеями альтруизма, добровольности, долженствованием, отношением к человеку как к цели. К проявлениям зла относятся различные формы девиаций и деструктивности, враждебность и равнодушность к человеку, отношение к нему как средству, греховность и порочность, корыстные ориентации.

Таким образом, при помощи добра и зла люди дают оценку поступкам человека, моральным качествам личности, взаимоотношениям людей, состоянию общества в целом. Добро и зло, взаимодополняя друг друга, всегда существуют в единстве, выступая как один из атрибутивных, фундаментальных признаков бытия, как одна из его существенных закономерностей.

Одной из основных моральных категорий является совесть. Совесть – это категория, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть, таким образом, является внутренним контролем механизмов сознания. Человек переживает свое поведение и поведение окружающих, задумывается над тем, кто он и как должен поступать.

Совесть является труднейшим для изучения феноменом морали. Специалисты считают, что совесть не относится к сфере эмоций, она действует как «орган» познания, а не переживания. Поэтому совесть - есть моральная интуиция, и в этом смысле она разумна.[43] Интуиция – это духовное видение, непосредственное переживание действительности. И. Кант различал логическую ясность, полученную с помощью образования понятий, и интуитивную, то есть чувственную ясность, приобретенную с помощью видения.[44] Шеллинг (1775-1854) трактовал эту разновидность познания как интеллектуальное созерцание. У Бергсона (1859-1941) интуиция – «одновременно и общее, и внутренне видение результатов анализа». Поэтому совесть – способность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и вместе с выдвигаемыми ими требованиями, это способ, каким понятие ценности становится значимым для человека. Феноменологическим проявлением совести является внутренний эмоциональный дискомфорт, чувство вины и раскаяния.

Любовь - величайшая моральная ценность. Любовь есть самая яркая эмоциональная потребность человека, она выражает тягу человека к совершенной жизни, которая должна строиться по законам красоты, добра, свободы, справедливости.

Понимание любви отражено в работах различных философов начиная с древности. Так для Аристотеля подлинная любовь покоится на взаимности, благожелательности, заботе, стремлении к добру и совершенству[45].

В Средние века небесная любовь, выражающаяся в стремлении к наслаждению Богом ради него самого, противопоставлялась земной любви как вожделения, стремления наслаждаться собой и близкими вопреки заповедям Божьим. Августин А. отвергал «плотские связи» как воплощение похоти.

В эпоху Возрождения была опоэтизирована человеческая чувственность. М. Монтень (1533-1592) в своих работах критиковал Аристотеля и других известных ему авторов за то, что они «онаучили природу» вместо того, чтобы представить природу в ее подлинном виде и не хотели увидеть самое простое: то, что любовь – это жажда вкусить наслаждение от предмета желаний; любовь от природы присуща всем, посредством нее управляются глупый с мудрым и человек с животным.

В Новее время Р. Декарт (1596-1650) различал любовь- привязанность (объект любви ценят меньше, чем себя), любовь-дружбу (другого ценят на равнее с собой), любовь-благоговение (объект любви ценят больше, чем самого себя).

И. Кант считал, что любовь не может быть предметом желания и тем более долженствования, он помещает любовь вне морали. По И. Канту, мотивом нравственной деятельности является не любовь, а долг. «Бескорыстное благоволение» (которое и называют любовью) может быть подчинено долгу, является долгом человека (он обязан делать добро другому не зависимо от отношения к нему)[46].

Ф.М. Достоевский (1821-1881) в отличии от И. Канта считал любовь метафизической основой нравственности. Писатель утверждал, что в любви человек имеет возможность для самореализации, для проявления деятельного, заботливого отношения к людям. Заповедь любви может быть реализована на основе долга, склонности и сострадания.

В.О. Соловьев считает, что любовь есть отношение полного и постоянного утверждения себя в другом, «влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни»[47]. Любовь есть признание безусловной ценности другого.

Итак, любовь принадлежит к самым сложным и многогранным человеческим отношениям. Любовь – это чувство привязанности к объекту любви, потребность в соединении и постоянном контакте с ним. Нравственные особенности такой привязанности различаются в зависимости от объекта, на который она направлена.

Можно выделить любовь ко всему миру, всем людям, способность к милосердию (гуманизм).

Любовь к Богу является проявлением трансцендентного начала.

Любовь к отечеству, народу лежит в основе мировоззрения и проявляется как глубокое патриотическое чувство.

Любовь к родителя, детям, внукам – одно из проявлений это чувства, которое часто смыслом жизни человека.

Любовь к своему делу, увлеченность своей профессией как всепоглощающая страсть.

Среди моральных ценностей личности особое место занимают понятия «честь» и «достоинство», поскольку они прямо и непосредственно касаются внутреннего мира личности.

Честь (по В.И. Далю) есть внутренне нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. В содержание этого понятия входят также умение держать слово и выполнять свой долг[48]. Понимание чести, как отмечает С.И. Попов определяется положением человека в конкретной социальной среде, поэтому нет единого равнозначного для всех кодекса чети. Социально-групповые, сословные, национальные, профессиональные и другие социальные отношения оказывают решающее влияние на формирование кодексов чести.

Честь - понятие, которое отражает признание достоинства человека со стороны других, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг и находит отражение в его репутации, почитании, авторитете, славе.

Если понятие чести связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, то достоинство есть внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, которое выражается в сопротивлении всяким попыткам посягательствам на свою индивидуальность и независимость. Достоинство – это: создание собственно индивидуальной неповторимости; требовательность к себе и порядочность по отношению к другим.

В понятии достоинства заключено два начала – взаимоотношения личности и личности и взаимоотношения общества и личности. В первом случае достоинство выступает как основанное на осознании своей субъективности, своей самости неотъемлемое свойство и качество личной неприкосновенности и признания ценности другого, равного себе представителя общности, социального целого. Во взаимоотношениях общества и личности наиболее существенный момент – признание обществом социальной ценности личности, проявляющееся в уважительном отношении к личности, признание ее равной другим, признание ее права на самость, на субъективность.[49]

Аксиологическое рассмотрение духовности позволяет выявить способность человека производить ценностно-смысловые предметы и одновременно с этим конструировать себя как особый субъективный мир сосредоточения ценностей жизни и культуры.

Долг неотделим от осознания его индивидом как своей внутренней задачи. Осознающим субъектом долг воспринимается как раздвоение сознания на «я хочу» и «я должен». Это раздвоение – необходимое условие его функционирования. Долг обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения.

Справедливость – это общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренная главным образом под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; справедливость есть нравственно санкционированная соразмерность в распределении выгод и тягот совместной жизни людей, степень совершенства самого способа кооперирования деятельностей и взаимного уравновешивания конфликтующих интересов в обществе и государстве. Справедливость требует наказания за зло и воздаяние за добро.

Счастье. Существует множество его определений в различных словарях и энциклопедиях. Это объясняется емкостью, глубиной, многогранностью этого понятия и неизбежной субъективностью его оценки. «Счастье – понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная субъективная цель деятельности человека». В.И.Даль определяет счастье как отсутствие несчастья, или жизнь без горя.

Человек не может испытывать счастья, если считает свою жизнь лишенной смысла. Наличие смысла жизни – положительное эмоциональное состояние, которое сопровождается наличием цели; сознанием своей значимости в отношениях с другими людьми; принятием существующего миропорядка, признанием его как блага; осознанием своего места в мире, своего признания. Различают смысл жизни и осмысленность. Смысл предполагает объективную оценку, содержательный критерий. Осмысленность - это субъективное отношение к своей жизни, осознание ее смысла. Жизнь человека наполняется смыслом, становится содержательной только тогда, когда она полезна другим, когда человек с удовольствием и полной самоотдачей занимается своим делом, когда его существование проникнуто нравственным добром и справедливостью. С осознанием смысла тесно связано понятие цели. Цель – это определенный рубеж, а смысл жизни - не конечная цель, а генеральная линия, определяющая его цель.

Рассмотренные выше понятия морали составляют важнейшую часть науки этики. Этика исследует место морали в системе других общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Этик включает в себя помимо философского анализа морали и истории этических учений, нормативную этику, теорию нравственного воспитания, а также методологические проблемы профессиональной этики.

Профессиональная этика играет большую роль в жизни людей, в деятельности специалистов, врачей, инженеров и т.

Профессиональна этика есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к совокупному профессиональному долг, а посредством его – к людям, с которыми он связан в сил характера своей профессии ,и, в конечном счете, к обществу в целом.

Люди разных профессий трудятся не в совсем одинаковых практических, конкретно-социальных условиях. У одних профессий совершенно отсутствует живой объект труда, у других он есть и к тому же различен (больные – у медици



Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 242;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.031 сек.