Киевская Русь при Олеге, Игоре, Ольге.
Олег княжил 33 года: с 879 по 912 годы. С его именем и происхождение связано много легенд, преданий. Он, являясь воеводой или родственником Рюрика, начал править как регент при его малолетнем сыне Игоре. Три года Олег оставался в Новгороде. Затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг. Сначала он занял Смоленск и посадил там «своего мужа», потом перешел в землю северян и здесь, в Любече, также «посадил мужа». Затем Олегу подчинились дулебы, тиверцы и хорваты на левобережье Днепра. В Киеве княжили Аскольд и Дир. По преданию, Олег хитростью выманил их из города и убил. Он не только распространил свою власть на Киеве, но и сделал его официальной столицей складывающегося Древнерусского государства.
Первым делом Олега в Киеве было построение городов, острожков, сколько для утверждения своей власти в новых областях, столько же и для защиты со стороны степей. Потом нужно было определить отношения к старым областям, к племенам, жившим на северном конце водного пути, что было необходимо вследствие нового поселения на юге; главная форма, в которой выражались отношения этих племен к князю, была дань, и вот Олег уставил дани славянам (ильменским), кривичам и мери; новгородцы были особо обязаны платить ежегодно 300 гривен для содержания наемной дружины из варягов, которые должны были защищать северные владения.
Построив города и установив дани у племен северных, Олег, по преданию, начинает подчинять себе другие племена славянские, жившие к востоку и западу от Днепра. Прежде всего Олег идет на древлян, у которых давно шла вражда с полянами; древляне не поддались добровольно русскому князю, их нужно было примучить, чтобы заставить платить дань, которая состояла в черной кунице с жилья. В следующем году (884) Олег пошел на северян, победил их и наложил дань легкую; эта легкость должна объясняться малым сопротивлением северян, которые платили дань хазарам и, следовательно, могли легко согласиться платить ее русскому князю; с своей стороны Олег должен был наложить на них только легкую дань, чтобы показать им выгоду русской зависимости перед хазарской Радимичи, платившие также дань хазарам, в следующем году не оказали никакого сопротивления.
В 907 году Олег предпринял поход на греков, оставив в Киеве Игоря. Во главе громадного объединенного войска почти всех славянских племен: ильменских славян, чуди, кривичей, мери, полян, северян, древлян, радимичей, хорватов, дулебов и тиверцев, а также варягов - Олег совершил удачный поход на Царьград (Константинополь). При приближение русских к Константинополю греки замкнули гавань и заперли город. Олег, войско которого двигалось на кораблях, вышел на суша и стал опустошать окрестности, разрушать здания и храмы, мучить, избивить и бросать в море жителей. Олег и на греков наложил дань. Свою мудрость он проявил и тогда, когда греки, решив отравить Олега, прислали ему кушанья и напитки. Он не принял их, и замысел коварных ромеев не удался.
Начались переговоры. Олег послал к императору послов Карла, Фарлофа, Велмуда, Руслава и Стемира. Переговоры были трудными, но результат был очень важным: Олег добился первого равноправного международного договора молодого Русского государства с мощной и влиятельной Византийской империей. В Киев Олег возвратился с золотом, дорогими тканями, овощами, винами и всякими другими подарками.
В 911 году Олег послал «своих мужей» в Константинополь утвердить договор, заключенный после похода. Договор установил, что при разборе дел о преступлении нужно основываться на точных показаниях; если кто поставит под сомнение достоверность показаний, то должен поклясться по обрядам своей веры, что оно ложно; за ложную клятву полагалась казнь. Мудрый Олег пропустил через свои земли племена угров (венров), которые под давлением печегенов из юго-восточных степей на территории Восточно-Европейской равнины переселились на территорию Молдавии, Бессабарии, Валахии.
Говорят, что природа «отдыхает на детях». Смысл данного утверждения в том, что у выдающихся, талантливых и даже гениальных людей чаще всего вырастают заурядные, средние по способностям и иногда даже никчемные дети.
Можно только предположить, что легендарный основатель Древнерусского государства Рюрик стал отцом в последние годы своей жизни. Опекуном при малолетнем Игоре стал Олег. Сын Рюрика Игорь не менее чем тридцать лет имел возможность набираться государственного опыта у своего старшего товарища.
Существует версия, что Игорь был не сыном, а внуком или даже правнуком Рюрика и реально правил непродолжительное время в первой половине 40-х годов Х века. После «вещего» Олега, по мнению ряда авторов, правил «неучтенный» и не очень удачливый Олег II, сын Олега I. Приближение Игоря к Рюрику осуществлено для того, чтобы обеспечить единство правления и четкое наследование от отца к сыну в династии Рюриковичей.
Трудностей и на его княжеский век (912-945 годы) хватило избытком. Едва смерть Олега стала известной, древляне и другие племена восстали, но Игорь заставил их смириться. Его воевода Свинельд покорил угличей, взял их город Пересечень, за что и получил их землю в управление. В 914-915 годы началась борьба с печенегами. Игорь встретил печенегов с многочисленным войском. Печенеги, не решаясь вступить в бой, заключили с Игорем перемирие на пять лет.
Игорь - первый русский князь, о котором сообщают иноземные писатели (Симеон Логофет, Лев Грамматик, Георгий Мних, Зонара, Лев Диакон, кремонский епископ Лиутпранд). В 941 и 944 годы состоялись не очень удачные походы на Византию. В 941 году Игорь предпринял поход на Грецию. С флотом в несколько сотен ладей Игорь пристал к берегам Вифинии, опустошил по тогдашнему обыкновению значительные территории и подступил к Константинополю. Большая часть греческого флота была в то время в походе против сарацин (арабов). Но остававшиеся суда использовали против флотилии Игоря «греческий огонь» и подожгли множество русских ладей. Игорь смог уйти только с 10 судами.
В 944 году Игорь при содействии варягов и печенегов возобновил нападение на Грецию, но греческие послы перехватили его до перехода через Дунай. Они предложили выкуп. Был восстановлен мир с греками, а в 945 году обе стороны заключили мирный договор «на все лета». Договор этот но не предоставляет русским купцам права беспошлинной торговли и обязывает великого князя Киевского оказывать греческому правительству военную помощь, когда она ему потребуется.
Серьезной проблемой оставалось сохранение контроля над племенами, которые были подчинены Олегом. В племенных союзах сохранялись достаточно прочные внутренние связи, и местные вожди стремились сохранить максимум самостоятельности в распоряжении местными ресурсами. А местные ресурсы уже были «на заметке» у главного князя, сидевшего в Киеве.
Важным механизмом сохранения контроля над государственной территорией в начале X в. стало «полюдье» - объезд князем вместе с дружиной подвластных земель с глубокой осени до ранней весны. Полюдье - это не только сбор дани-налога, но и способ управления страной при отсутствии государственного аппарата: во время объезда князь лично разрешал конфликты, творил суд, улаживал пограничные споры. Но это не означало, что он мог самоуправствовать.
В 913-914 годах Игорь подавил бунт древлян и увеличил дань, взимаемую с их земель. Кроме племен, обитавших по обе стороны Верхнего и Среднего Днепра, владения Руси при Игоре распространялись на юго-восток до Кавказа и Таврических гор. По договору 945 года, Игорь должен был не допускать нападений черных болгар на Корсунь и другие греческие города в Тавриде. На северном направлении владения Игоря достигали берегов Волхова.
Неудачная борьба с Византией побудила князя обратить свои взор на древлян. Дважды дружина Игоря наведывалась с полюдьем в Искоростень. Но и этого показалось мало. Игорь в третий раз отправился в древлянскую землю, чтобы найти здесь свою погибель. Когда те узнали, что Игорь возвращается за повторной данью, собрали вече и вместе со своим князем Малом решили наказать жадного Игоря.
Дружину перебили, самого Игоря привязали к двум наколенным деревьям и разорвали надвое.
Власть получила хороший урок. Так проявила себя назревшая необходимость реформ, которые провела вдова Игоря правительница Ольга.
В 945 году, узнав о смерти мужа, Ольга (945-964) приняла бразды правления страной в свои руки, поскольку ее с Игорем сын и законный наследник Святослав, был еще слишком мал. Но и позднее, когда он подрос, он интересовался только военными походами, а управление русскими землями по-прежнему находилось в руках княгини Ольги до самой ее смерти.
Начало правления Ольги омрачено варварскими, истинно средневековыми актами мести древлянам за гибель мужа. Сначала она велела закопать живыми в землю древлянских послов, приехавших сватать ее за своего князя. А двоих из них сожгла в бане. Затем она с помощью дьявольской хитрости сожгла столицу древлян, город Искоростень. Надо сказать, что ее собственная дружина эти поступки вполне одобрила.
Победа ее над древлянами, несмотря на суровость победительницы, была победой христианских, созидательных сил в Русском государстве над силами языческими, темными и разрушительными.
Несмотря на преклонный возраст, княгиня за время своего правления объехала всю державу и повсюду оставила следы своей хозяйственной деятельности. Уже в первые годы она завоевала расположение народа прекращением внешних военных походов. Отряды наемников-варягов, которые всегда находили себе работу при Игоре, Ольга регулярно отправляла в помощь Византии, экономя тем самым на их содержании. Незаурядные ум и энергия позволили ей создать первую на Руси эффективно работающую систему управления княжеством. Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. Она установила «уроки» - размеры дани и «погосты» - места сбора дани. Устроенные Ольгой погосты, являясь финансово-административными и судебными центрами, представляли прочную опору великокняжеской власти на местах. Ольгины погосты стали важнейшей ячейкой этнического и культурного объединения русского народа. Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Ко времени Ольги историки относят установление первых государственных границ - на западе, с Польшей. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно - древлян.
Княгиня положила начало каменному строительству. Первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги. Началось строительство храмов - храм Софии Премудрости Божией в Киеве, заложенный вскоре по возвращении Ольги из Царьграда, и освященный 11 мая 960 года. Этот день отмечался впоследствии в Русской Церкви как особый церковный праздник.
С целью налаживания торговых и дипломатических отношений киевская княгиня неоднократно посещала Византию.
Киевская княгиня первой из верховных русских правителей приняла обряд крещения в православную веру. Таинство Крещения совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт (933-956), а восприемником был сам император Константин Багрянородный (912-959). Ей было наречено в Крещении имя Елена в честь святой равноапостольной Елены.
Но среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей которые, «возненавидели Премудрость», как и святую княгиню Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подраставшего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство и даже гневавшегося на нее за это. Коварство Византии, не пожелавшей дать Руси христианство, было на руку язычникам. В поисках решения святая Ольга обращает взоры на запад. Святая Ольга принадлежала еще к неразделенной Церкви и вряд ли имела возможность вникать в богословские тонкости греческого и латинского вероучения. Противостояние Запада и Востока представлялось ей прежде всего политическим соперничеством, второстепенным по сравнению с насущной задачей - созданием Русской Церкви, христианским просвещением Руси.
Оказалось, что за прошедшие два года, как и предвидела Ольга, в Киеве совершился окончательный переворот в пользу сторонников язычества и, не став ни православной, ни католической, Русь вообще раздумала принимать христианство. По приказу Святослава, был убит племянник святой Ольги Глеб и разрушены некоторые достроенные ею храмы. Разумеется, здесь не обошлось без византийской тайной дипломатии: настроенные против Ольги и встревоженные возможностью усиления Руси за счет союза с Оттоном, греки предпочли поддержать язычников.
Дни ее были сочтены, труды и скорби подорвали ее силы 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки, и все люди». Последние годы среди торжества язычества, ей, когда-то гордой владычице, крестившейся от Патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианского фанатизма. Но перед смертью, вновь обретя прежнюю твердость и решимость, она запретила совершать над ней языческие тризны и завещала открыто похоронить ее по православному обряду.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 5790;