Раздел 3. ДРАМАТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА


ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ МЕДИЦИНЫ О ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКЕ И МЕДИЦИНСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ

 

Если, стремясь постигнуть медицинскую профессию, ты хочешь достичь успеха в работе, богатства славы, и небес после смерти, ты должен всегда думать о благе всех живых существ, почитая прежде всего корову и брахмана. Ты должен прилагать все усилия для сохранения здоровья пациента всеми возможными способами. Ты не должен покидать пациента или плохо думать о нём даже ценой своей смерти. Даже в мыслях своих ты не должен желать чужой жены или чужого имущества. Твои одежда и вещи должны быть скромны. Ты должен быть смиренным. Ты не должен злоупотреблять спиртными напитками, совершать грехи и общаться с неправедными людьми. Твоя речь должна быть мягкой, чистой, справедливой, благодарной, правдивой, достойной, полезной и умеренной. Ты всегда должен учитывать место и время, обладая хорошей памятью и постоянно стремясь к всемерному увеличению знаний и их совершенству. Находясь в доме пациента, ты не должен говорить ни с кем, кроме пациента, думать о чём-либо, кроме его блага и направлять внимание на что-либо кроме его тела. Ты не должен разглашать ничего из увиденного в доме пациента и, даже зная о том, что его жизнь подошла к концу, ты не должен говорить об этом там, где это может причинить вред ему или другим людям. Даже если знания твои достаточны, ты не должен хвалиться ими чрезмерно, поскольку хвастовство раздражает людей даже тогда, когда для него есть основания.

Нет конца Аюрведе (науке жизни), поэтому нужно посвящать себя ей постоянно, не допуская небрежности. Далее нужно учиться, не ревнуя к знаниям других, даже если они недоброжелательны к тебе, потому что для мудрого человека весь мир – враг. Следовательно, мудрому человеку, по должном размышлении, следует выслушать и принять совет, который несёт благо, известность, долголетие, силу и славу, даже если он дан врагом.

 

ГИППОКРАТ

(460 – 377 гг. до н.э.)

 

КЛЯТВА ВРАЧА

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанными обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Чтобы при лечении - а также и без лечения я не увидел или услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда – либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

 

О БЛАГОПРИЛИЧНОМ ПОВЕДЕНИИ

1. Не без основания некоторые утверждают, что мудрость полезна для многих вещей, именно мудрость, относящаяся к жизни. Ведь многие мудрости, по-видимому, возникли из любознательности: я разумею те, которые не приносят никакой пользы всему тому, о чем рассуждают. Некоторую часть их можно еще принять на том основании, что где нет праздности, там нет, следовательно, и зла, ибо праздность и ничегонеделание ищут порочности и влекут ее за собой; напротив того, бодрость духа и устремление ума к чему-либо приносят с собой нечто направленное к украшению жизни. Поэтому я оставляю в стороне те диалектические тонкости, которые не приносят никакой пользы, ибо приятнее мудрость, направленная на что-либо иное, становящаяся именно искусством, - искусством, ведущим к благоприличию и славе.

2. Действительно все мудрости, не связанные с постыдной прибылью и позором, в которых дело совершенствуется техническим методом, прекрасны. В противном случае они не без оснований изгоняются; иноки увлекаются ими, но когда вырастут, от стыда покроются потом, смотря на них, а сделавшись стариками, изгоняют их из городов суровым законодательством. Это те люди, которые устраивают сборища, обладая профессиональной ловкостью, обманывают людей и переходят из города в город. Их всякий может узнать по одежде и прочим украшениям. Но чем больше они будут украшены, тем с большей ненавистью должно отвращаться от них и избегать их тем, которые их увидят.

3. Противоположную же мудрость должно усматривать следующим образом: если у кого нет изысканного и тщеславного украшения, ибо из одеяния приличного и простого, сделанного не для излишнего хвастовства, а для доброй славы, вытекает серьезность и соответствие с самим собой как в мыслях, так и в походке. Каковы они по внешнему виду, таковы они в действительности: не склонны к развлечениям, в собраниях людей серьезны, расположены к ответу, к спорщикам требовательны, предусмотрительны в завязывании знакомств с подобными себе, со всеми скромны, при возбуждении молчаливы, в ответах остроумны и снисходительны, к благоразумному пользованию случаем годны и приспособлены, в пище умеренны и довольствуются не многим; они терпеливы, в речи очень деятельны: они отдают в общее сведение все, что приняли от науки, пользуются способностью красноречия, склонны к благодарности, уверены в доброй славе, которая из всего этого проистекает, и обращают внимание на истину в том, что составляет предмет их учения.

4. Для всего вышеизложенного наивысшей руководительницей является природа. Действительно, если она будет налицо у тех, которые занимаются искусствами, тогда им открывается путь ко всему вышесказанному. Ведь правильному пользованию нельзя научиться ни от мудрости, ни от искусства; прежде чем искусство изучено, природа истекает и разливается, чтобы взять начало: мудрость же заключается в том, чтобы познать все то, что сделано природой. Многие, потерпевшие неудачу в рассуждениях, относящихся к мудрости и искусству, никогда не приводили в доказательство те или иные дела. Поэтому, если кто-нибудь будет исследовать истинность каких-нибудь положений их речи, то никоим образом у него не получится соответствия с природой. Оказывается таким образом, что они идут тою же дорогой, как и прежде упомянутые. Поэтому разоблаченные – они надевают на себя всяческую негодность и срам. Прекрасное дело – рассуждение на основании изученной работы; ибо все, что сделано по правилам искусства, вышло из рассуждения. Но что сказано по правилам искусства, но не сделано, – это указатель пути, чуждого искусству, ибо думать, но не приводить в дело – признак незнания и недостатка искусства. Действительно, в медицинском искусстве думание скорее всего делает виноватым тех, которые им пользуются, и приносит гибель тем, к которым его применяют, ибо, если своими рассуждениями они сами убеждаются и воображают, что знают дело, которое требует обучения, то они показывают себя как бы плохим золотом, испытываемым в огне.

5. Поэтому должно, собравши все сказанное в отдельности, перенести мудрость в медицину, а медицину в мудрость. Ведь врач-философ равен богу. Да и немного в самом деле различия между мудростью и медициной, и все, что ищется для мудрости, все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам,

совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами, божественное превосходство. То, что они имеют, они имеют против невоздержанности, против корыстолюбия и чрезмерной жажды приобретения, против алчности, против хищения, против бесстыдства.

Итак, когда все это имеется, врачу следует иметь своим спутником некоторую вежливость.

Из «Сборника Гиппократа»

О ВРАЧЕ

1. Врачу сообщает авторитет, если он хорошего цвета и хорошо упитан, соответственно своей природе, ибо те, которые сами не имеют хорошего вида в своём теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других. Затем, ему прилично держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо всё это обыкновенно приятно для больных. Должно также ему наблюдать всё это и в отношении духа; быть благоразумным не только в том, чтобы молчать, но также и в остальной, правильно устроенной жизни. И это наибольше принесёт ему помощь для приобретения славы. Пусть он также будет по своему нраву человеком прекрасным и добрым и, как таковой значительным и человеколюбивым. Ибо поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывают весьма полезны, презираются.

2. Что касается до внешнего вида врача, пусть он будет с лицом, исполненным размышления, но не суровым потому что это показывает гордость и мизантропию. Тот врач, который изливается в смехе и сверх меры весел, считается тяжелым, и этого должно в особенности избегать. Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости, а у врача с больными - немало отношений: ведь они поручают себя в распоряжение врачам, и врачи во всякое время имеют дело с женщинами, с девицами и с имуществом большой цены, следовательно, в отношении всего этого врач должен быть воздержанным. Итак, вот этими доблестями души и тела он должен отличаться.

 

КЛЯТВА МАЙМОНИДА

Арабский философ, врач Маймонид (1135 – 1204 гг.) предложил текст присяги, которую он назвал ежедневной молитвой врача:

«Пускай душа моя воспламеняется любовью к искусству.

Не допускай чтобы жажда наживы и славы руководила мною в практической работе: враги правды, мира и любви среди людей могут легче подвести и помешать нести помощь людям твоим.

Укрепи силы моего сердца так, чтобы оно могло одинаково реагировать на страдания бедного и богатого, помогать одинаково другу и врагу. Сделай так, чтобы при страданиях я видел только человека, пусть дух мой у постели больного всегда будет на высоте положения: все силы мои должны концентрироваться вокруг больного, а действия опираться на опыт и исследование. Сделай так, чтобы больше верили мне, моему искусству, чтобы они слушали моих советов и указаний. Отстрани от кровати всех шарлатанов и всю армию советующих родных и «слишком умных» медсестер, ибо эти люди часто мешают врачебному искусству. Удели мне терпеливости и спокойствия перед оскорбляющими меня больными, сделай меня умеренным в своих суждениях и действиях во всем, кроме приобретения знаний. И пускай далеко от меня останется мысль о том, что я все знаю и умею. Дай мне силы, волю и способность, чтобы мой дух мог обнаружить и осознать ошибки в искусстве, которых еще вчера не замечал: искусство- это великое дело, но человеческий ум детально и глубоко постигает его». (Маймонид имеет в виду искусство врачевания).

 

«Сила врача – в его сердце, работа его должна руководиться богом и освещаться естественным светом и опытностью: величайшая основа лекарства – любовь» (Парацельс).

 

 

«КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК» О ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКЕ

НА РУСИ XI-XII ВЕКОВ.

«Лечец должен быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования; ради больного выполнять самые чёрные работы; быть терпимым и сердечным по отношению к нему; делать всё, что в его силах для излечения больного и не заботиться о личном обогащении и профессиональном тщеславии».

 

 

«Врач чужих тел должен быть искусным во врачевании своей души».

(Из жития преподобного Агапита, врача безмездного).

«Для медика не должно существовать ни «клинического случая», ни «объекта исследования», а только «живой страдающий человек» В.Ф. Войно-Ясенецкий (Святитель Лука).

 

М.Я. МУДРОВ

Из «Слова о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных».

К вам обращаю речь мою, юные воспитанники врачебной науки!

Цветите и спейте здесь, отверзите (откройте) ум и сердце ваше к восприятию благотворной росы в поучениях мудрых наставников ваших!

…Я, желая споспешествовать (способствовать) всеми силами, чтобы сей наш новый Клинический институт принёс вам и Отечеству всю возможную пользу, по долгу знания моего предприемлю изложить обязанности ваши здесь при постелях больных и преподать прочные правила, служащие основанием деятельному врачебному искусству, дабы вы, вступив в службу, и в мужестве, и в старости следовали наставлениям, кои опытность многих лет приносит вам в дар. Ибо позднее для вас наступит то златое время, когда вы будете руководствоваться уже собственным суждением практическим, которое приобретается единственно долголетней опытностью и наблюдением. Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку. Наша наука так обширна, говорит Гиппократ, что целая жизнь для неё не достаточна.

Я должен бы, любезные юноши, сие врачебное учение начать с врачевания вас самих, т.е. с лечения вашей наружности в чистоплотности, в опрятности одежды, в порядке жилища, в благоприличии вида, телодвижения, взглядов, слов, действий и пр., потом перейти к врачеванию душевных свойств ваших.

Начав с любви к ближнему, я должен бы внушить вам всё прочее, проистекающее из одной врачебной добродетели, а именно, услужливость, готовность к помощи во всякое время, и днём и ночью, приветливость, привлекающая к себе робких и смелых, милосердие к чувствительным и бедным; бескорыстие; снисхождение к погрешностям больных; кроткую строгость к их непослушанию; вежливую важность с высшими: разговор только о нужном и полезном; скромность и стыдливость во всяком случае; умеренность в пище; ненарушимое спокойствие лица и духа при опасностях больного; весёлость без смеха и шуток при счастливом ходе болезни; хранение тайны и скрытность при болезнях предосудительных; молчание о виденных или слышанных семейных беспорядках; обуздание языка в состязаниях, по какому бы то поводу ни было; радушное принятие доброго совета, от кого бы он ни шёл; убедительное отклонение вредных предложений и советов; удаление от суеверия; целомудрие, словом мудрость. Медицину должно соединять с мудростью, ибо, по словам Гиппократа, врач, любящий мудрость, подобен богу.»

ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ДОКТОРА Ф.П. ГААЗА К РУССКИМ ЖЕНЩИНАМ (середина XIX века)

«Вы призваны содействовать перерождению общества, и если вы этого достигнете, действуя, мысля в духе кротости, терпимости, справедливости, терпения и любви. Поэтому, избегайте злословия, заступайтесь за отсутствующих и беззащитных, оберегайте окружающих от вредных увлечений, вооружаясь твёрдо и мужественно против всего низкого и порочного, не допускайте близких до злоупотребления вином, до увлечения картами…

Берегите своё здоровье. Оно необходимо, чтобы иметь силы помогать ближним, оно дар Божий, в растрате которого без пользы для людей придётся дать ответ перед своей совестью. Содействуйте, по мере сил, учреждению и поддержанию больниц и приютов для неимущих, для сирот и для людей в преклонной старости, покинутых, беспомощных и бессильных. Не останавливайтесь в этом отношении перед материальными жертвами, не задумывайтесь отказываться от роскошного ненужного. Если нет своих средств для помощи, просите кротко, но настойчиво у тех, у кого они есть. Не смущайтесь пустыми условиями и суетными правилами светской жизни. Пусть требование блага ближнего одно направляет ваши шаги! Не бойтесь возможности уничижения, не пугайтесь отказа…

Торопитесь делать добро!Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло добром. Не стесняйтесь малым размером помощи, которую вы можете оказать в том или другом случае. Пусть она выразиться подачею стакана свежей воды, дружеским приветом, словом утешения, сочувствия, сострадания, - и то хорошо… старайтесь поднять упавшего, смягчить озлобленного, исправить нравственно-разрушенное».

 

ФАКУЛЬТЕТСКОЕ ОБЕЩАНИЕ

(Обещание врачей в дореволюционной России)

«Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачить чести сословия, в которое ныне вступаю.

Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверенные мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия.

Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми силами ее процветанию, сообщая ученому свету все, что открою.

Обещаю не заниматься приготовлением и продажей тайных средств.

Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам – врачам и не оскорблять их личности: однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных: когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям».

 

ЖЕНЕВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

(В 1948 году Генеральной Ассамблеей Международной медицинской ассоциации была принята Женевская декларация)

«Поведение врача должно во всех случаях соответствовать самым высоким требованиям., осуществляя свою профессию, он не должен руководствоваться прежде всего материальными соображениями. Врач не должен практиковать или допускать рекламу своего профессионального состояния или достижений, кроме той, которая допускается национально-этическим кодексом в его собственной стране. Врач не должен принимать условий работы, которые не гарантируют его профессиональной независимости. Врач не должен участвовать в каком-либо дележе гонорара, о котором не извещен больной.

Врач ни в коем случае не может совершить или допустить совершения чего-либо, что ослабило бы физическую или духовную силу сопротивления какого либо человеческого существа, кроме как с целью предотвратить или излечить болезнь.

Врач должен всегда иметь в виду значение сохранения человеческой жизни от зачатия до смерти. Он не должен колебаться, предлагая или принимая консультацию с коллегой по профессии, если это служит интересам больного.

Врач должен оказывать необходимую помощь в неотложных случаях, пока не убедится, что ее может оказать и другой.

Врач должен поддерживать товарищеские отношения со своими коллегами, считаясь с их мнениями и достижениями и ни в коем случае не допуская подрыва доверия к ним.

Врач не должен стремиться отвлекать больных от своих коллег иначе, как через нормально установленную профессиональную репутацию».

 

КЛЯТВА ВРАЧА

(клятва врача Российской Федерации)

«Получая высокое звание врача, и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения по предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к эвтаназии;

хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины».

(Статья 71. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации »)

 

Вопросы к разделу 1.

1.Перечислите основные принципы врачебной этики древнеиндийского врача.

2. Сопоставьте этот текст с другими врачебными присягами, в частности с клятвой Гиппократа.

3.Перечислите основные проблемы биоэтики, нашедшие отражения в клятве Гиппократа.

4. Сравните этот текст с текстами современных присяг. В чем разница между ними?

Раздел 2. ЭМБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ

Эмблема (греческое слово emblema – вставка, выпуклое украше­ние) является условным символическим изображением какого-либо понятия или идеи. Медицинские эмблемы служат символическим изоб­ражением врачевания медицины.

1. ОБЩИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ЭМБЛЕМЫ

 

ЗМЕЯ

Наибольшее распространение получила и сохранилась до наших дней эмблема с изображением змеи. Вместе со змеей у разных народов существовал культ и других животных - коров, тигров, медведей, некоторых птиц.

Весь фольклор народов всех континентов отражает признание змеи носительницей всех знаний, высшей мудрости: «Будьте мудры, аки змии». Постоянная потребность людей в помощи лекаря (при ро­дах, травмах, отравлениях и т.п.) привела к тому, что медицина одна из первых выделилась из общего свода знаний (сначала эмпи­рически, а затем и научных) и получила эмблему змеи.

В качестве эмблемы медицины змея сначала изображалась без ка­ких-либо иных атрибутов.

В древней Вавилонской мифологии все изображения богини исцеле­ния НИГГИЗЗИДЫ сопровождают 2 змеи. Это, пожалуй, одно из первых использований в истории изображения змеи в качестве медицинской эмблемы (IV-Ш тысячелетие до н.э.).

Змея являлась атрибутом ТОТА, главного бога еги­петских врачей. Часто она встречается в виде орнамента на коро­нах египетских богов и фараонов, у ИЗИДЫ – богини жиз­ни и здоровья, олицетворяя символ вечной жизни. Это созвучие финикийской легенды о том, что змея обладает силой омоложения в пожилом возрасте.

 

ЧАША СО ЗМЕЕЙ

В Древней Греции, начиная с VII века до н.э., стал широко рас­пространяться культ бога врачебного искусства АСКЛЕПИЯ, откуда во П веке до н.э. этот культ проник в Древний Рим. Латинизиро­ванное имя АСКЛЕПИЯ – Эскулап или правильнее Эскулапий.

По преданию Асклепий существовал на самом деле, это был врач, живший на севере Греции, впоследствии обожествленный. В честь Асклепия создавались храмы с лечебницами – асклейпейонами (в Афинах, на острове Kос, полуострове Книд и др.). По древне­греческой мифологии, врачевание открыл АПОЛЛОН – всеисцеляющий, бог Солнца, Света и покровитель искусств. Сын его Асклепий и стал богом врачебного искусства.

В одном из мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец легендарного царя Крита МИНОСА, чтобы воскресить его умершего наследника. По дороге он увидел на своем посохе змею и убил ее. Вдруг появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила ею убитую. Асклепий понял, что этой травой он сможет оживить умершего царевича. В дальнейшем он якобы исцелял травой все людские болезни. С тех пор посох со змеей стал частным ат­рибутом медицинской эмблемы. Асклепий изображался старцем с посохом, в виде суковатой палки, вокруг которой всегда обвивалось змея. Посох из необработанного, суковатого дерева, символи­зировал трудность медицинского искусства и непосредственную связь между богом и природой, от которой он получил свою силу. Люди постоянно чувствовали доверие к пожилому врачу, потому что годы приносят знания и мудрость. Поэтому некоторые авторы счи­тают, что посох мог быть символом зрелости.

Змея у многих народов считалась символом бдительности и осто­рожности, т.е. тех качеств, которые требуются от врача. Иногда на раннем этапе формирования культа бога врачевания Асклепий сам изображался в виде змеи, которой приносят дары.

Имя Асклепия – Эскулапа стало впоследствии нарицательным, эс­кулапами стали называть медицинских работников часто с оттенком иронии.

«... Я ускользнул от Эскулапа,

худой, обритый, но живой.

Его довлеющая лапа

не тяготеет надо мной».

(А.С.Пушкин)

По преданию у Асклепия было две дочери: ПАНАКЕЯ – покровитель­ница лекарственной терапии (отсюда «панацея», т.е. все исцеляющее средство) и ГИГИЕЯ (гигиея – греческое слово – «здоровье»), оли­цетворяющая профилактику. Гигиея считалась любимой дочерью Аскле­пия и только ей он доверял кормить змею.

Атрибутами Гигиеи были чаша и змея, которые вначале изобража­лись отдельно, а потом были соединены воедино. Так появилась ши­роко распространенная в наше время эмблема – чаша со змеей.

Убедительно звучит точка зрения на чашу как на сосуд с про­тивоядием. Лекарства в древности били очень сложного состава, до 70 ингредиентов, а в качестве противоядия в них входил змеи­ный яд, который собирался и хранился в специальных чашах.

Вернее всего, чаша в эмблеме представляет собой сосуд с исцеляющими средствами природы в широком смысле этого по­нятия. В античной мифологии чаша была сосудом, из которого боги черпали бессмертие, причем, вероятнее, ведущее место в эмблеме принадлежит все-таки змее, а чаша имеет дополнительное значение и сама по себе не может служить эмблемой медицины.

ГОРЯЩАЯ СВЕЧА

Наряду с эмблемами врачевания, включающими змею, с древних времен существовала и другая медицинская эмблема - ГОРЯЩИЙ ФАКЕЛ или пламенеющий светильник, позднее свеча. У многих народов - ки­тайцев, индусов, египтян, греков и др. - огонь считался однимизосновных элементов природы. Огонь - основной элемент и сила при­роды по учению ГЕРАКЛИТА Эфесского (VI в. до н.э.) рассматрива­ется в античной медицине как крайнее всеисцеляющее средство, к которому обращались в случае безрезультатности медикаментозного и хирургического лечения. Один из афоризмов «отца медицины» ГИП­ПОКРАТА заканчивается словами: «Что не лечится огнем, то неиз­лечимо». На некоторых скульптурах и барельефах Асклепий изобра­жался с горящим факелом. Разные степени сближения обвитого зме­ей посоха Асклепия и горящего факела образуют переход к слиянию обеих символических эмблем, особенно на более поздних римских изображениях, где змея обвивает горящий факел.

К концу средневековья факел сменился в изображениях свечей, видимо в связи с общераспространенным церковным употреблением последней. При этом изображение свечи сопровождалось латинскими изречениями: «Allis lucens uror» – «Светя другим, сгораю»; «Allis inservendo ipse concumor» – «Служа другим, уничтожаю себя».

Знаменитый голландский врач бургомистр города Амстердама НИ-КОЛАС ВАН ТУЛЬП (1599 – 1674 гг.) – ТУЛЬПИУС активно пропагандировал горящую свечу в качестве медицинской эмблемы и не без успеха. Многие врачи и врачебные общества в XVII-XVIII вв. пользовались этой эмблемой вместо чаши со змеей.

ПЕТУХ И ЗМЕЯ

В древнем Китае, Греции и других странах иногда противополож­ные полярные начала обозначались петухом и змеей. Петух – свет или мужское начало, змея – тьма или женское начало (пассивное). Полагали, что вместе они способствовали излечению болезней и оживлению мертвых.

 

2. ЧАСТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ЭМБЛЕМЫ

ГОРЯЩИЙ ФАКЕЛ

В настоящее время горящий факел является эмблемой санитарного просвещения. Его изображение выбито на медалях проходившего в 1959 г. в Дюссельдорфе IV Международного конгресса по санитарному просвещению.

ЛАНДЫШ

В средневековой Европе медики были разделены на две большие группы - врачей (интернистов) терапевтов и хирургов. Первые го­товились в университетах, где господствовала церковь, и поэтому там не занимались хирургическими вмешательствами, т.к. церковь «боится крови» (не случайно в качестве церковного смертного на­казания применялось сожжение и повешение). Чтобы представителей этого направления не путали с медиками «второго класса» – хирур­гами, кончавшими специальные практические хирургические школы или обучавшимся у практиков-хирургов, терапевты взяли в качест­ве эмблемы изображение ландыша - лекарства, которое уже в то время было незаменимо в лечении сердечно-сосудистых заболеваний.

Эта эмблема до сих пор встречается на некоторых изданияхзарубежом. Известен автопортрет гениального польского астронома Николая Коперника, врача по образованию, с майским ландышем в руке.

 

ПЕНТАГРАММА

Эмблемой хирургов в средние века считалась пентаграмма - фи­гура, получающаяся из правильного пятиугольника, если продолжить все его стороны до взаимного (попарного) пересечения. На каж­дой из его сторон строится, таким образом, равносторонний тре­угольник; выходит звездочка, которую в древности и средние века считали таинственным знаком, талисманом против многих демонов, в том числе и тех, которые вызывали болезни.

В VI веке до н.э. ПИФАГОР из Самоса создал свою медицинскую школу. Пифагорийцы рассматривали болезнь как нарушение гармонии в человеке.

Восстановление здоровья они связывали, в частности с организацией «гармонически здоровой жизни». Считая ученых Вавилона своими учителями, Пифагор взял оттуда пентаграмму как эмб­лему своей школы. Пентаграмма, являясь геометрической фигурой, стала, у великого ученого, математика и врача символом здоровья.

 

КАПЛЯ КРОВИ. ПЕЛИКАН

Возникшая в XIX в. и достигшая особого развития в наше вре­мя служба переливания крови взяла в качестве эмблемы в одних странах изображение капли крови, а в других пеликана, первого легендарного донора. Еще в глубокой древности людям была извест­на особенность этой птицы, ставшей легендой. В тяжелое время, когда птенцам грозит голодная смерть, их родители, особенно сам­цы, раздирают себе грудь и собственной кровью вскармливают по­томство. Порой, спасая жизнь птенцов, они погибают. Поэтому изоб­ражение пеликана с зияющей раной на груди и птенцами, пьющими истекающую кровь, стало во многих странах символом бескорыстия, олицетворением основной идеи службы переливания крови. В России в XIX в. изображение пеликана служило эмблемой ведомств, занимающихся призрением и лечением детей.

 

КРЕСТ И БЕЛАЯ РОМАШКА

Противотуберкулезные организации мира избрали своей эмблемой изображение лотарингского креста и белой ромашки.

КРАСНЫЙ КРЕСТ И КРАСНЫЙ ПОЛУМЕСЯЦ

Красный крест и красный полумесяц являются эмблемой междуна­родной организации этого же названия.

Крымская, а затем итальянская войны (в XIX веке) обнаружили очень крупный пробел в организации медицинской помощи на войне. Они доказали с несомненной для всех очевидностью, что медицинс­кая помощь раненым в войсках всех государств поставлена неудов­летворительно и требует радикальной реформы. Раненые воины нахо­дились на поле боя до окончания битвы и часто гибли от кровотечений или болевого шока, так и не дождавшись помощи.

Швейцарец АНРИ ГЕНРИХ ДЮНАН был очевидцем итальянской войны, так как принимал в ней непосредственное участие. После заключе­ния мира он решил выступить проповедником более правильной и широкой организации частной помощи раненым воинам, ему не зачем было преувеличивать тех ужасов, свидетелем которых пришлось быть, и которые мучили его, как кошмар. Страшная битва 24 июня 1859 г. при Сольферино, продолжавшаяся более 15 часов подряд, в ко­торой на пространстве 5 миль сражалось 300 тысяч человек, была богата массой трагических и ужасных эпизодов. Эту битву Дюнан описал в своей книге, где он передал только небольшую часть тех ужасов, которыми она сопровождалась, нарисовал картину, сравни­тельно с действительностью несколько бледно, но даже и то, что он рассказал, произвело на всех страшное впечатление, вызвало со стороны многих желание прийти на помощь жертвам войны.

Не ограничиваясь этим, Дюнан решил осуществить свою заветную мечту «создать общество частной помощи жертвам войны». С этой целью он предпринял путешествие по Европе, посетил всех выдающихся государственных деятелей того времени, и добился того, что в 1863 году в Женеве собралось до 36 представителей разных государств для предварительного обсуждения поднятого Дюнаном вопроса, а 22 августа 1864 г. те же представители подписали знаменитый акт, который известен под именем ЖЕНЕВСКОЙ КОНВЕНЦИИ.

Женевская конвенция содержит соглашение о том, что военно-санитарные учреждения и весь их персонал пользуются во время вой­ны правом неприкосновенности. Учреждения эти должны оказывать помощь раненым и больным не только своей армии, но и неприятельс­кой, если бойцы последней попадут в плен или окажутся на терри­тории, занятой противником. Конвенция вносила элемент милосердия в жестокое дело войны.

Женевская конвенция установила как эмблему и отличительный знак санитарной службы красный крест на белом поле, которым мог­ли пользоваться и добровольные общества, оказывающие медицинскую помощь раненым и больным. Этот знак образовался путем обратного расположения цветов национального флага Швейцарии, который имеет белый крест на красном поле. Совпадение этого отличительного зна­ка этого общества с религиозной христианской эмблемой, хотя формально, казалось бы, он не имел с последним ничего общего, вызвало отказ пользоваться знаком красного креста со стороны Турции и Персии (Иран). В качестве отличительного знака санитарной службы и своих добровольных обществ того же назначения Тур­ция избрала красный полумесяц, а Персия - эмблему красного льва и солнца.

Согласно Женевской конвенции, эмблема общества Красного Крес­та должна быть изображена на флагах, нарукавных повязках и с разрешения военного начальства на всех предметах, относящихся, к санитарной службе.

 

ЭМБЛЕМА ООН. ЭМБЛЕМА ВОЗ

ВОЗ при ООН на I Всемирной Ассамблее здравоохранения, прохо­дившей в 1948 г. в Женеве, утвердила международную медицинскую эмблему, которая представляет собой эмблему ООН (карта мира, представляющая собой азимутальный отчетливый знак, сосредоточен­ный в центре Северного полюса и окруженный венком оливковых вет­вей с золотой отделкой на светло-голубом фоне) с добавлением к ней посоха, обвитого змеей.

Таким образом, первый в истории символ медицины, пройдя через века, остался основным и в современном мире.

 

Вопросы к разделу 2.

1. В чем заключается смысл эмблемы «чаша со змеёй»?

2. Кто из известных врачей предложил эмблему «горящая свеча» и лозунг «Светя другим - сам сгораю»?

3. Почему в средние века в западной Европе сообщества хирургов и терапевтов имели разные эмблемы?

4. Кто был инициатор создания организации Красного креста?

 

 

Раздел 3. ДРАМАТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

История борьбы за победу над многими заразными болезнями полна героических и волнующих страниц.

Труден и опасен был труд учёных при изучении эпидемических болезней, ибо всегда приходилось иметь дело с чем-то неведомым, но очень опасным.

Величие духа тех, кто, пренебрегая опасностью, боролся со страшными болезнями, шёл на самопожертвование, ставя опыты на себе, кто нередко во имя жизни и здоровья людей отдавал свою жизнь, достойно величайшего уважения.

 

БОРЬБА С ЧУМОЙ

Памятники письменности древних народов свидетельствуют о том, что ещё за 1000 лет до н.э. человечеству были известны повальные заболевания чумой. От страшных эпидемий этой болезни в средние века н.э. гибли миллионы людей.

Данило Самойлович Самойлович начал борьбу с чумой в XVIII веке, когда эпидемии её по-прежнему опустошали города и сёла. Изучая



Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 230;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.05 сек.