Типичные ситуации, в которых наиболее часто актуализируются проблемы психологической зависимости
- понимание полученной информации
- чтение книг
- прогулка по любимым местам
- влюбленность
- общение с друзьями
- ситуации молитвы
- поход в церковь
- размышления о Боге
- ситуации безделья и скуки
- война
- семейные отношения
- отношения между родителями и детьми
- размышления о вечности
- отношение к еде
- выбор семейного положения
Также осуществив анализ указанного текста, мы описали предварительную ориентировочную модель типологии личности пациентов и их характерологические особенности:
– атеисты (интеллектуалы) – люди, как правило, склонные оперировать в решающих ситуациях, требующих совершить нравственный выбор и не поддаться какому-либо искушению такими понятиями как: «чувство реальности», «настоящая жизнь». Это позволяет им уклониться от правильного решения и «попасться» на искушение. Они избегают настоящей (подлинной) науки, подменяют ее популизмом, политикой, социологическими данными, экономикой, боятся «крайностей» чистой логики.
- Новообращенные (интеллектуальный тип) – их основная проблема в том, что их внимание часто «смещается» на других людей (на периферийные проблемы), на несущественные моменты жизни. Они подвержены суете, «отбирающей» у них энергию и актуализирующей раздражения. Такие люди легко провоцируются на осуждение других, им свойственна особая «внутренняя тонкая гордость» за собственную причастность к христианству.
- Новообращенные (эмоциональный тип) – их внимание неустойчиво и легко скользит по поверхностным чувственным впечатлениям, не давая возможности жить внутренней осмысленной жизнью. Им не хватает твердости и серьезности, терпения и упорства, воли и смирения. Они излишне мягкотелы и чувственны и вследствие этого легко впадают в различные страсти. Далее мы выявили и описали основной механизм возникновения зависимости.Этомеханизм подмены значения.
Наиболее адекватное понятие, передающее основной смысл данного феномена (феномена подмены значения) и точно аккумулирующее всю внутреннюю семантику происходящего, это «Фармакон». Последний, со времен Платона, употребляли в своем дискурсе различные философы (Платон, Ж. Бодрийар, Ж. Делез и другие). Однако, по нашему мнению, применительно к контексту образования психологических проблем (психотерапевтическому контексту) его действие точно описал (адаптировал) А.Ф. Бондаренко. «Существование «фармакона», таким образом, является, в сущности, следствием и условием такого уровня функционирования общественного сознания, при котором оно лишено свободы непосредственного, не деформированного (террором ли, страхом ли репрессий, давлением ли обычая, ритуала, конформизма толпы и т.п.) отражения действительности. Ментальный «фармакон» есть признак несвободы от безустановочного восприятия — признак рабства. Химеру «фармакона» порождает рабское сознание. Фокусы восприятия вызываются страхом наказания за свободное видение происходящего. Но сам страх насаждается «фокусниками», распоряжающимися средствами принуждения других к сохранению в восприятии химерической картины действительности, подлинное имя которой - царство теней» [3, 323].
Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 190;