Драматургия Ф.Г.Лорки.


В пьесах Лорки герои идут навст­речу опасности, дерзают бросить вызов миру. Они могут склонить­ся перед статуей святого, а могут встретив соперника или обидчика не раздумывая схватиться за нож. Персонажей Лорки ведёт по жизни страсть. Лорка возродил ис­панский поэтический театр, пробу­дил сцену от многолетнего сна. По­эт, как и его герои, бросил вызов судьбе — и как художник преодолел сопротивление недоброжелателей, переломил настроения публики, от­выкшей от театральных триумфов.

Свои взгляды на театральное ис­кусство Лорка изложил в «Беседе о театре» (1935 г.). Это своеобразная лекция, с которой драматург вы ступил в Мадриде перед показом своей трагедии «Йерма» (1934 г.). Спектакль играли ночью, зрителями были артисты, люди театра, худож­ники. Так что с программным вы­ступлением Лорка обращался к кол­легам. Он стремился убедить их, что нужен новый театр — театр с «раз­вёрнутыми крыльями». А если сцени­ческое искусство вместо крыльев обладает копытами — тогда беда, тогда нацию не пробудить, а можно лишь погрузить в спячку.

Драмы Лорки, с их заворажива­ющим стихотворным ритмом, затя­гивающим в воронку неразрешимых проблем, тоже словно нашептал этот таинственный испанский бес.

Трагедии Лорки созданы в пере­ломное для Испании время. Весной 1931 г. монархия была свергнута, сторонники республики одержали полную победу на выборах. Многим казалось, что с реакцией покончено навсегда, но через пять лет началась гражданская война, и в результате установилась диктатура Франко.

В трагедиях испанского драма­турга всегда льётся кровь, смерть и убийство ужасающи и в то же вре­мя обыденны. Одна из пьес названа «Кровавая свадьба» (1933 г.), и уже в самом названии заключено проти­воречие: свадьба — это праздник, а не кровь... У Лорки природа не со­юзница героев: право следовать го­лосу природы и страсти персонаж обретает ценой преступления. Свадь­ба кончается кровавой драмой, пото­му что Невеста выходит замуж за не­любимого, а за радостным событием притаился призрак родовой вражды. И Невеста срывает с головы венок и убегает с тем, кого любит.

В этой пьесе чередуются стихи и проза. Когда герои, пусть и вопре­ки закону, обретают свободу, со сцены по замыслу драматурга, звучит поэтическая речь, наполненная фольклорными образами. Но гуна — символ Смерти, ноч­ной соловей слеп, он поёт не песнь любви, а реквием. По­гоня настигает беглецов — гибнет молодость, гибнет любовь. И поэт устами Ма­тери Жениха произносит «проклятие ножам», про­клятие орудию смерти.

Снова, как и в «Кровавой свадьбе», под поверхностью бушую­щих в трагедии страстей драматург обнаруживает социальный фун­дамент; снова источником трагедии героев оказывается нарушение ими закона природы. Противоестественным, по мысли Лорки, явля­ется уже самый брак, основанный не на любви, а на расчете, пусть даже этот расчет и лишен корысти. В этом трагическая вина Йермы. Но Йерму еще можно если не оправдать, то, по крайней мере, по­нять. Уклад же семьи Хуана находится в вопиющем противоречии с законами природы, ибо все здесь подчинено стремлению к наживе, обогащению, приобретательству; нет в этой семье места не только любви, но даже простому человеческому доверию друг к другу. Страсть к накопительству воздвигает между Хуаном и Йермой сте­ну, которую ничто, кроме смерти, не может разрушить.

Свою трагедию Лорка облек в формы древней греческой траге­дии, классически строгие и простые. С этой целью он ввел, напри­мер, хор, роль которого, как и в античной трагедии,— давать оценку происходящего на сцене. В пьесе Лорки таким хором оказываются сельские прачки. Еще более решительно, чем в «Кровавой свадьбе», Лорка насыщает «Йерму» деталями быта, крестьянской психологии, сдерживая романтический пафос противоборствующих страстей

В последней драме Лорки «Дом Бернарды Альбы» (1936) – классически строгими и скупыми средствами изображено тягостное бремя патриархального обычая, согласно которому Альбе и ее дочерям приходится соблюдать траур по их отцу на протяжении восьми лет. Этот обычай лишает живых молодости, любви, радости общения с другими, а затворничество становится мукой, порождает взаимную ненависть, зависть и злость. Жизнь человека вне свободы противоестественна, разрушительна и губительна. Дочери, сломленные самодурством матери, истязают себя и других. . Мир Бернарды тем более жесток и страшен, что он будничен; картина испанского домостроя тем имен­но и потрясает, что она типична. Лорка в «Бернарде Альбе» овладел реалистическим методом.

Трагедийный знак и один наиболее часто встречающихся у Лорки образов – Смерть. Она сопровождает человека по жизни, сопутствует любви и радости. Она как предзнаменование трагической судьбы поэта, который был расстрелян фашистами.



Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 138;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.