Анкетирование в Петербурге
Специалисты Петербургского филиала Института социологии РАН под руководством А. А. Клецина и при поддержке Петербургского центра гендерных проблем попросили тысячу сто петербуржцев ответить на вопросы анкеты, касающиеся этой щекотливой темы.
Ответы получены, обработаны, и мы теперь можем судить, как к этой проблеме относятся мужчины и женщины, молодежь, старшее поколение, что по этому поводу думают люди просвещенные и малообразованные.
Оказалось, что 38 % женщин и мужчин часто сталкивались с этой проблемой, 25,8 % сталкивались с ней редко, 34,6 % ответили, что о ней не знают.
Как и следовало ожидать, чаще всего мужчины-начальники преследуют своими «милостями» женщин-подчиненных (о таких случаях наслышаны 69,8 % опрошенных), 51,6 % опрошенных знают и о домогательствах женщин к мужчинам-сослуживцам. Выяснилось, что секс-агрессорами бывают и мужчины-руководители, и женщины-подчиненные. (Если припомнить истории из жизни, можно представить, скажем, как в одних случаях начальник пользуется своими преимуществами, в других – его молодая секретарша.)
Более 62 % опрошенных петербуржцев ощущали себя объектами неспровоцированной сексуальной активности (НСА), выраженной в разных формах. Чем моложе и образованнее люди, тем чаще они это отмечают. Возможно, у них выше порог чувствительности и любой взгляд в их сторону им кажется нескромным?
Кстати, о скромности. Почти 82 % опрошенных считают, что свободное, раскованное поведение женщины провоцирует потенциального агрессора. 83,5 % убеждены, что сами женщины наталкивают мужчин на грешные мысли и агрессивные действия, надевая на работу наряды, скорее открывающие, подчеркивающие их прелести, чем скрывающие.
Как мы знаем, сексуальные домогательства на работе ощутили на себе 62 % опрошенных. Из них 39 % восприняли ситуацию негативно. Это усредненный показатель: женщин, которым это «не понравилось», в два раза больше, чем подвергшихся сексуальному насилию мужчин.
О чем же говорят эти и другие данные, которые опускаем, чтобы не утомлять читателя цифрами?
Во-первых, мы узнали, какое количество граждан ощущают себя жертвами сексуальных домогательств, и увидели, что женщин среди них вдвое больше, чем мужчин, – говорит Александр Клецин. – Второй важный момент: восприятие сексуальных домогательств практически не зависит от того, к какой социальной группе принадлежит человек, женат он или холост, какое у него образование, даже возраст сказывается мало. Значит, дело в культурных традициях и психологических стереотипах.
Важным можно считать и тот факт, что мужчины (преимущественно – агрессоры) и женщины (преимущественно – жертвы) примерно одинаково информированы о распространенности сексуальных домогательств. При этом жертвы избегают обсуждать проблему и искать пути выхода из ситуации. Косвенно это подтверждает и распространенное представление о том, что жертва, то есть женщина, «сама виновата». Подобные представления пустили глубокие корни в сознании самих женщин.
Дата добавления: 2016-07-05; просмотров: 1678;