Ограничение и лишение дееспособности иностранцев


В данной области международного частного права, как и во многих других, существует немало расхождений в материальном праве различных государств:

- не во всех государствах признаются основаниями для ограничений дееспособности такие обстоятель­ства, как расточительство, болезненные наклонности (алкоголизм, наркомания и т. д.);

- различен порядок объявления ограниченно дееспособным или недееспособным.

Более или менее общим положением, существующим в меж­дународном частном праве для решения вопроса об ограничении дееспособности совершеннолетнего лица, является принцип, со­гласно которому лишение дееспособности или поражение (огра­ничение) в правах иностранца должно подчиняться его личному закону. Следовательно, руководствуясь именно этим законом, не­обходимо обсуждать и требования, которым данное лицо не удов­летворяет, в результате чего ставится вопрос об ограничении дее­способности, а также прочие материальные условия.

Таким обра­зом, исходя из того, что различные правовые системы по-раз­ному формулируют критерии, призванные ответить на вопрос, подлежит или не подлежит данное лицо объявлению недееспособным либо ограниченно дееспособным, приобретают большую важность следующие вопросы:

- выбор соответствующего правопорядка;

- выбор государства, которое вправе объявить лицо ограни­ченно дееспособным или лишенным дееспособности, т.е. чей суд либо иной орган компетентен вынести по этому поводу решение.

Юридические последствия признания лица ограниченно дее­способным или полностью недееспособным определяются по праву того государства, в котором имело место такое признание. В част­ности, если в отношении подданного Великобритании вследствие его душевной болезни в Германии была установлена опека по пра­ву ФРГ, это привело бы к полной недееспособности лица, в результате чего оно не вправе было бы совершать сделки, в том числе и по поводу жизненно необходимых вещей (necessaries), в то время как в Англии подобные акты были бы действительными.

Действующее российское право предусматривает односторон­нюю коллизионную норму: «...признание в Российской Федера­ции физического лица недееспособным или ограниченно дееспо­собным подчиняется российскому праву» (п. 3 ст. 1197 ГК РФ). Закономерным правовым последствием признания лица ограни­ченно дееспособным или лишенным дееспособности является ус­тановление опеки и попечительства. В новом регулировании РФ по международному частному праву этому аспекту уделено пред­метное внимание. Так, появились специальные коллизионные нормы, касающиеся отыскания права, подлежащего применению к опеке и попечительству, которые ныне помещены в ст. 1199 ГК РФ. Здесь определение «решающего» для существа отношения права поставлено в зависимость от дифференциации объемов (круга общественных отношений, а также условий, при которых действуют определенные правила поведения), установленных в содержащихся в данной статье коллизионных нормах. Спектр формул прикрепления к соответствующему правопорядку подразу­мевает:

- личный закон лица, в отношении которого учрежда­ются опека или попечительство,

- личный закон опекуна (попечителя),

- не исключается и обращение к зако­ну места совершения акта (lex loci actus) либо закону суда (lex fori).

При наличии указанных в положениях п. 3 ст. 1199 ГК РФ обстоятельств осу­ществляется сравнение содержания материальных норм иностран­ного и российского правопорядков, в ходе отыскания надлежащего права и окончательного его выбора на основе критерия большей благо­приятности для опекаемого лица.

В целях установления известной стабильности в областях по­добного рода в договорах о правовой помощи, заключенных Рос­сийской Федерацией с иностранными государствами, указанные вопросы подверглись международно-правовому урегулированию. Решение о признании ограниченно дееспособным или недееспособным направляется в соответствующий суд другой договаривающейся сто­роны. Данные положения применяются также при отмене огра­ничения дееспособности или признания лица дееспособным.

Регулирование по данным вопросам, содержащееся в много­стороннем документе — Конвенции о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным де­лам стран СНГ 1993 г. (ст. 24), совпадает с приведенными поло­жениями двусторонних соглашений.



Дата добавления: 2022-07-20; просмотров: 153;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.