ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА 11 глава
Неотъемлемым условием распространения и роста барщины - самой грубой и неприкрытой формы эксплуатации, было закрепощение деревни. Внеэкономическое принуждение присуще феодализму, но здесь оно выступало в виде полной личной зависимости. В Польше, которая в этом отношении опередила большинство стран региона, крестьянский выход был сильно ограничен уже во второй половине XV в., а к середине XVI в. вовсе запрещен. Законов, подтверждавших и расширявших крепостное право, становилось больше с каждым десятилетием.
Отмечая специфику барщинно-крепостнической системы ведения хозяйства в период позднего феодализма, нельзя пройти мимо такой ее отличительной черты, как предпринимательский характер. С расширением барской запашки росла масса зерна, находившегося в руках помещика и поступавшего как на внешний, так и на внутренний рынок. По одной уже этой причине неправомерно отождествлять позднефеодальный фольварк с примитивным барщинным хозяйством раннего средневековья.
Для народных масс победа фольварка и наблюдавшийся неуклонный рост отработочной ренты означали усиление феодального гнета. Барщина, которая в XVII в. доходила до 5-6 и более дней в неделю, подрывала крестьянское хозяйство. Фольварочная система не стимулировала развития агротехники.
Магнатско-шляхетский мятеж против короля Сигизмунда III в 1606-1609 гг., вторжение шведов в Поморье в 20-х годах XVII в. и другие военные конфликты нанесли серьезный урон экономике.
Затяжной политический кризис второй половины XVII-XVIII в., приведший, в конце концов, к разделам Речи Посполитой, нет оснований рассматривать только как результат развития фольварочной системы
Перерождение сословно-представительной монархии в шляхетскую «республику» началось еще в XV в. и проходило при фактически полном исключении горожан из политической жизни. В первой половине XVI в. шляхта одержала новые победы над феодальной знатью. Так, с конца 30-х годов были ослаблены позиции магнатства в сейме. Выступая под знаменем кальвинизма, дворяне отняли у католического духовенства церковную десятину и ослабили его влияние. Однако политика шляхты оставалась противоречивой. Она, как и в XV в., была одновременно направлена и против знати, и против центральной власти. Не удивительно, что шляхетские предводители с негодованием отвергали королевский проект обложить податью земли дворян и на эти деньги собрать наемное войско взамен созываемого в минуту опасности всеобщего дворянского ополчения.
Период политического преобладания шляхты был недолог. Примерно с 70- х годов XVI в. знать постепенно восстанавливает свои позиции. Это заметно уже по Генриховым артикулам 1573 г. Еще больше ограничившие королевскую власть и утвердившие принцип «золотой шляхетской вольности» (право всей шляхты участвовать в выборах короля и пр.), Генриховы артикулы в то же время признали широкие права за сенатом - верхней палатой сейма, которая была оплотом магнатства. Совету из 16 сенаторов поручалось состоять при короле, и тот ничего не мог предпринять без ведома и согласия своих советников.
Возрождению могущества магнатов способствовала Люблинская уния 1569 г., объединившая под главенством польских феодалов Королевство Польское и Великое княжество Литовское в одно государство - Речь Посполитую. Отрицательно сказавшись на положении украинских и белорусских народных масс, которые стали испытывать все больший классовый и национальнорелигиозный гнет, Люблинская уния вместе с тем необычайно усилила на востоке Речи Посполитой влияние знати, особенно магнатов, которые владели огромными территориями, имели свои войска и крепости, воевали между собой и на свой страх и риск предпринимали зарубежные походы.
Общность классовых интересов, а также стремление и крупных и мелких феодалов Речи Посполитой к продолжению экспансии на Восток, которая проходила под предлогом насаждения истинной католической веры, - все это постепенно отодвигало на задний план противоречия между шляхтой и магнатст- вом, отвлекало дворян от Реформации, примиряя их с церковными князьями. Светская и духовная знать, получившая важные политические права и обширные владения, приобрела в стране такой вес, что с начала XVII в. шляхетская «республика» стала перерождаться в магнатскую олигархию. Реально политическая власть в государстве стала принадлежать не шляхте и не королю, а магнатским группировкам, которые вели бесконечную борьбу между собой, истощая силы государства и погружая страну в политическую анархию.
ГЛАВА VIII. СТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНОГО ДРЕВНЕРУССКОГО
ГОСУДАРСТВА
Восточные славяне в древности. Образование и становление единого Древнерусского государства.
Восточные славяне в древности. Славяне - крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV-III тыс. до н. э. расселились от Европы до Индии. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. В середине I тыс. племена восточных славян занимали огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке.
Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась земледелием: они занимались и скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домашнюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. Занимались славяне и бортничеством - сбором меда диких пчел. Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнаруживали в болотах. Из железа изготовляли железные наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы. Гончарство также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной формой посуды у славян на протяжении всего Средневековья были горшки.
Низкий уровень развития сельскохозяйственной техники обусловливал и характер организации хозяйственной жизни. Основной единицей хозяйственной жизни была родовая община, члены которой сообща владели орудиями труда, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. Однако по мере совершенствования способов обработки железа, изготовления сельскохозяйственных орудий происходит постепенное вытеснение под- сечно-огневого земледелия пашенной системой.
Следствием этого явилось то, что основной хозяйственной единицей стала семья. На смену родовой общине пришла соседская сельская община, в которой семьи селились не по принципу родства, а по принципу соседства. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы. Дальнейшее совершенствование орудий труда и технологии выращивания различных культур обусловило возможность получения прибавочного продукта и его накопления. Это привело к имущественному расслоению внутри сельскохозяйственной общины, зарождению частной собственности на орудия труда и земельные угодья. Главными божествами славян являлись: Сварог (бог неба) и его сын Сварожич (бог огня). Род (бог плодородия), Стрибог (бог ветра), Даждьбог (божество солнца), Велес (бог скота), Перун (бог грозы). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы.
Образование и становление единого Древнерусского государства. Становление государства у восточных славян проходило в непростых внешних условиях. В середине IX в. сложившаяся на севере Восточной Европы своего рода федерация союзов племен, в которую наряду со славянами (словенами и кривичами) входили неславянские этносы (чудь, меря), платила дань скандинавам (на Руси их называли варягами, в Западной Европе - норманнами, «северными людьми»); поляне, северяне, радимичи и вятичи являлись данниками хазар (тюркское племя, в середине VII в. создавшее собственное государство - каганат. Стремление варягов и хазар подчинить восточнославянские союзы племен во многом объяснялось желанием контролировать важнейшие международные торговые трассы - складывавшийся в IX в. путь из «варяг в греки» и волжский. Согласно летописи, в 862 г. члены северной федерации союзов племен изгнали варягов и прекратили выплату им дани. Однако затем внутри федерации возникла острая, вплоть до вооруженной, борьба за власть. В этих условиях «за море к варягам, к руси» было направлено посольство с целью пригласить в качестве князя одного из их правителей и тем разрешить конфликтную ситуацию. Прийти на княжение согласились три брата - Рюрик (862-879 гг.), Синеус и Трувор, первый из которых вокняжился в Новгороде, второй - на Белоозере, третий - в Изборске, После смерти Рюрика новгородским князем стал родственник Рюрика Олег (879-912 гг.). В 882 г., спустившись по пути «из варяг в греки», Олег с помощью хитрости захватил Киев, убив княживших там Аскольда и Дира (по летописи - «мужей» Рюрика), и стал правителем объединенных под его властью северных и южных территорий. Хотя точные летописные даты для IX в. условны, 882 год принято считать годом создания Древнерусского государства со столицей в Киеве.
«Норманнская теория» происхождения Руси. Сведения летописи о начале древнерусской государственности послужили основой появления так называемой норманнской теории. Ее основоположниками являлись приглашенные в XVIII в. из Германии для работы в Петербургской Академии наук ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлёцер. Опираясь на летописные сведения, они утверждали, что восточные славяне оказались неспособны к самостоятельному созданию государства, оно было принесено извне варягами, русью. Резким противником данной теории выступал М. В. Ломоносов. В настоящее время можно считать установленным, что летописный рассказ о «призвании варягов» во главе с Рюриком достаточно точно отражает реально происходившие события. Бесспорно варяжское происхождение первых русских князей: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Аскольд - имена скандинавские; на территории Восточной Европы найдены десятки скандинавских захоронений. Следует констатировать, что скандинавы приняли деятельное участие в создании Древнерусского государства, дав его правящую династию. Но сами они сравнительно быстро растворились в среде местного славянского населения: например, уже сын Игоря и Ольги носил славянское имя Святослав, что касается слова «русь», то относительно его происхождения в науке нет единства мнений.
Древнерусское государство и общество в XI - начале XII вв. В период с конца X до примерно второй трети XII в. Русь представляла собой государство, состоявшее из волостей, управлявшихся представителями династии Рюриковичей. Во главе княжеской иерархии стоял киевский князь. Князья - правители волостей являлись его вассалами. Волости сложились на основе территории союзов племенных княжеств, но их границы не оставались неизменными. Они менялись в результате деятельности князей, междоусобных войн, разделов и дележей земель. Главной формой эксплуатации земледельческого населения в конце X - середине XII в. оставалась государственная дань - налог. В то же время к данному периоду относится начальный этап складывания на Руси индивидуальной крупной земельной собственности - вотчины. В середине XI в. существование княжеской вотчины было законодательно закреплено в Русской Правде - юридическом кодексе раннесредневековой Руси. В XI в. появляется земельная собственность у дружинников и церкви. Но вотчинная форма собственности не играла еще существенной роли - ее удельный вес был незначителен, основная часть территории находилась в кооперативной (государственной) собственности военно-дружинной знати, реализуемой через систему даней- налогов.
Со складыванием к концу X в. структуры единого государства формируется централизованный и разветвленный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной администрации выступают представители дружинной знати. При князьях действует совет (дума), представляющий собой совещание князя с верхушкой дружины. Князья назначают из дружинников посадников - наместников в городах; воевод - предводителей различных по численности и назначению военных отрядов, тысяцких - высших должностных лиц в так называемой десятичной системе деления общества, восходящей к догосударст- венному периоду; сборщиков поземельных податей - данников, судебных чиновников - мечников, вирников, емцев, подъездных, сборщиков торговых пошлин - мытников, мелких должностных лиц - биричей, метельников. Из состава дружины выделяются и управители княжеского вотчинного хозяйства - тиуны (с XII в. они включаются и в систему государственного управления).
Лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане именуются в источниках люди. Для лично зависимого населения вотчин, а также для несвободных слуг использовались термины челядь (челядин) и холопы. Особую категорию населения составляли смерды - группа полувоен- ного-полукрестьянского населения, зависимого от князя. Во второй половине XI в. появляется категория закупов - людей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных работать на господина до выплаты суммы долга. Их правовое положение было промежуточным между свободными людьми и холопами.
Культура Древней Руси. Христианская культура Руси основывалась на языческом пласте культуры. Самые ранние сведения о древнерусской культуре содержатся в «Повести временных лет». Постепенно складывался эпос. Его сюжеты сохранились в основном в былинах (Михайло Поток, Вольга и Микула,
Дунай). Не позднее конца IX - начала X в. на Руси распространяются славянские азбуки - кириллица и глаголица. В середине XI в. митрополит Илларион написал «Слово о законе и благодати» - основная идея - вхождение Руси в семью христианских народов.
От Удельной Руси до Российского централизованного государства.
Причины и последствия феодальной раздробленности. С 30-х годов XII
в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям - Мономаху, его сыну Мстиславу - удавалось на время затормозить неизбежный процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобновлялся с новой силой: Можно назвать следующие причины феодальной раздробленности на Руси: во-первых, особенности становления феодализма на Руси. Князья наделяли своих наследников не комплексом обширных вотчин, а рентой-налогом. Нужны были гарантии того, что наследник со временем будет главой княжества. В то же время увеличение княжеских родов и сравнительно малый рост совокупного прибавочного продукта обостряли борьбу между князьями за лучшие княжества и территории, с которых можно было получать больший налог. Поэтому княжеские междоусобицы - это, прежде всего, борьба за перераспределение налога, которая позволяла захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суверенного княжества; во-вторых, натуральное хозяйство, отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму местных боярских союзов; в-третьих, развитие боярского землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов- общинников, покупка земли и т.п. - вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр и в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим киевским князем. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и правовую защиту, в частности в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, способствовать захвату их земель и усилению эксплуатации; в-четвертых, рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров; в-пятых, в XII в. торговые пути стали обходить Киев. Европейских купцов, а также новгородцев все более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток, «путь из варяг в греки» постепенно терял свое значение; в-шестых, борьба с кочевниками ослабляла Киевское княжество, замедляла его прогресс, в Новгороде и Суздале было гораздо спокойнее.
Распад Руси на отдельные княжества сыграл не только отрицательную (ослабление перед монголо-татарским нашествием), но и положительную роль: он способствовал бурному росту городов и вотчин в отдельных княжествах, развитию торговли с Прибалтикой, с немцами, развитию местной культуры - строились архитектурные сооружения, создавались летописи и т. п. Русь не распалась полностью. Киевское княжество хоть и формально, но цементировало страну; сохраняла свое влияние общерусская православная церковь, которая выступала за единство Руси, осуждала княжеские усобицы; полному сепаратизму (отделению) препятствовала внешняя опасность со стороны половцев.
Наиболее крупными были княжества: Киевское (Киев); Черниговское (Чернигов), Северское (Новгород-Северский); Галицко-Волынское (Галич и Владимир-Волынский); Владимиро-Суздальское (Владимир-на-Клязьме); Новгородская земля (Великий Новгород). Но определились три основных политических центра: на юго-западе - Галицко-Волынское княжество; на северо- востоке - Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля.
Борьба Руси против татаро-монгольского нашествия. Золотая Орда. На курултае в 1206 г. Темучин был провозглашен Чингисханом. Он объединил монголов в единое государство, провозгласив своей целью мировое господство. В 1219-1224 гг. монголы захватили Сибирь, Корею, Среднюю Азию, Грузию, Армению, Азербайджан. Они появлялись также в землях половцев в Крыму, взяли Судак, дошли до границ Южной Руси. 31 мая 1223 г. состоялась первая встреча русичей с монголо-татарами у реки Калки. Русские князья потерпели сокрушительное поражение. Оно объяснялось следующими причинами: у русских не было согласия и единства; отсутствовало единое командование; сильнейший удар монгольской конницы обратил в паническое бегство половецкие отряды, своим беспорядочным отступлением они расстроили ряды русских воинов; наметившийся в начале битвы успех галицко-волынских дружин не был поддержан другими князьями.
Чингисхан умер в 1227 г. В 1235 г. на курултае в Каракоруме было решено начать новый поход на Европу, и во главе армии был поставлен внук Чингисхана - хан Батый. В 1236 г. орды Батыя разгромили Волжскую Булгарию, подчинили башкир, марийцев, половцев. В декабре 1237 г. огромное войско вступило в пределы Рязанского княжества. Затем монголо-татары уничтожили и разорили Москву, Коломну, Владимир. В течение февраля 1238 г. были взяты 14 городов, и среди них Ярославль, Тверь. Осенью 1240 г. монголо-татары начали нашествие на Южную Русь и Восточную Европу. Они захватили Переславль, Чернигов, пал Киев. Южнорусские земли подверглись страшному разорению. Уцелели только псковские, минские, смоленские и новгородские земли.
Образование Золотой Орды. Вернувшись из Европы, Батый в 1243 г. образовал на Нижней Волге одно из крупнейших государств Средневековья - Золотую Орду. Столицей государства стал город Сарай-Бату. Единство Орды держалось на системе жестокого террора. Несмотря на длительный и разорительный характер монголо-татарского нашествия, Русь сохранила свою государственность, не была ассимилирована завоевателями.
Но она на долгое время оказалась в политической и экономической зависимости от ордынских ханов. Политическая зависимость (вассальная) заключалась в том, что великим князем на Руси становился князь, получавший у хана Золотой Орды ярлык на великое княжение, за которым надо было ехать в Орду. Между князьями началась борьба за право обладания ярлыком. Ханы постоянно стравливали князей друг с другом, не давая никому чрезмерно усилиться. Экономическая зависимость состояла в том, что Русь должна была выплачивать тяжелую дань, которую надо было вносить серебром ежегодно. В 1254 г. монгольскими писцами была проведена перепись русского населения для обложения данью. Единицей обложения являлось каждое хозяйство крестьянина и горожанина. Для сбора дани были созданы ордынские карательные отряды во главе с баскаками. Баскаки размещались по княжествам, контролировали жизнь в них, поддержание порядка, сбор дани. Неплательщиков брали в рабство. От налогов освобождали только духовенство; зная его влияние на население, земли духовенства охранялись. Церковные деятели пытались смягчить обстановку в стране, примирить враждующих князей.
Борьба России против вторжения с Запада. Невская битва (15 июля 1240 г.). Восточно-европейские земли издавна привлекали внимание немецких феодалов выгодным географическим положением и своими богатствами. В X- XII вв. они начинают захваты юго-восточного побережья Прибалтики. В это время шведы, воспользовались ослаблением Руси во время монголо-татарского нашествия и вторглись в нее. Первым под угрозой захвата оказался Новгород. В июле 1240 г. в Неву вошел шведский флот под командованием герцога Биргера. Русская разведка доложила князю о передвижении шведов, и он действовал быстро и решительно. 15 июля 1240 г., скрытно подойдя к шведскому лагерю, конная дружина Александра обрушилась на центр шведского войска. А пешая рать новгородцев ударила во фланг, отрезая рыцарям отход на корабли. Остатки разбитого шведского войска ушли по Неве в море. Блестящая победа Александра, прозванного Невским, имела большое историческое значение: она устраняла угрозу с Севера; Русь сохранила берега Финского залива, выход к Балтийскому морю, торговые пути в страны Запада; это был первый военный успех Руси со времен нашествия Батыя.
Ледовое побоище (5 апреля 1242 г.). Но вскоре на Северо-Западе Руси появились немецкие и датские рыцари-крестоносцы. Они овладели важной псковской крепостью Изборск, а затем захватили и Псков. В 1241 г. враги подошли к Новгороду, построили крепость в Копорье, преградили путь Руси к морю, грабили купцов и крестьян. В конце марта 1242 г. Невский получил от разведки известие, что на него надвигаются силы Ливонского ордена. Князь стянул свои силы к Чудскому озеру и занял позицию на льду, так как лед затруднял маневрирование рыцарской конницы. Немцы построились в форме клина («свиньей»), на острие которого находился отряд одетых в броню воинов. Битва состоялась 5 апреля 1242 г. и развивалась согласно плану Александра. Немцы врезались в центр русских, но были зажаты фланговыми войсками князя и окружены конницей. Под тяжестью рыцарей лед начал ломаться, многие утонули, другие стали отступать. Русские преследовали врага. Битва получила название «Ледовое побоище». Значение победы заключалось в том, что: здесь была остановлена экспансия ордена на Восток; немцы не смогли поработить наиболее развитую часть Руси - Новгородско-Псковскую землю, навязать ее народам католицизм; было подорвано господство немецких феодалов над народами Прибалтики; победа Александра Невского укрепила моральный дух, самосознание русского народа.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Важной предпосылкой объединения русских земель являлось восстановление и дальнейшее развитие в них хозяйства, являвшегося экономической базой борьбы за объединение и независимость. В России на процесс централизации страны оказывали влияние другие мощные факторы, первостепенным среди которых являлась необходимость свержения ордынского ига. Осуществить эту задачу было возможно, лишь объединив силы раздробленных частей страны. Имела значение и заинтересованность населения в прекращении княжеских междоусобиц.
На рубеже XIII-XIV вв. на Руси сложилась следующая политическая система. Страна распалась на несколько десятков самостоятельных княжеств, наиболее крупными из которых являлись: Суздальское, Нижегородское, Рязанское, Ярославское, Тверское и Московское. В Новгородской, а позднее и в Псковской землях существовали своеобразные республики. В конце XIII - начале XIV в. ярлыком на великое княжение владели чаще тверские князья. Однако с начала XIV в. Москва начинает выступать соперником Твери. В 1327 г. в Твери вспыхнуло анти-ордынское восстание. Этим воспользовался московский князь Иван Даниилович Калита (1325-1340 гг.), Разгромив восстание в Твери, он получил ярлык на великое княжение, который с этого времени почти постоянно оставался в руках московских князей. Иван Калита продолжил политику расширения Московского княжества. Были присоединены: Углич, Галич, Белоозе- ро; от хана Узбека князь получил Кострому и право контролировать Новгород. Москва стала общерусским религиозным центром. Симеон Гордый и Иван II Красный - сыновья Ивана I Калиты - продолжили политику отца и способствовали дальнейшему расширению границ и укреплению авторитета Москвы. Сын Ивана Красного - князь Дмитрий (1359-1383 гг.) унаследовал власть и титул великого князя в девятилетием возрасте.
Куликовская битва (1380 г.). Возросшее единство Руси имело огромное значение для решения центральной политической проблемы - началась открытая борьба с Ордой. Кульминацией русско-ордынского противостояния XIV в. стала Куликовская битва. Ей предшествовал карательный поход на Русь летом 1380 г. темник Мамай, силой захвативший власть в Сарае, возглавил объединенные силы Орды и попытался восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над русскими землями.
Собрав общерусские силы (в битве не участвовали только Рязань, Тверь и Новгород) Дмитрий вышел навстречу Мамаю. Благодаря смелому и быстрому маневру ему удалось предотвратить объединение сил Орды с войском союзников моноголо-татар - литовского князя Ягайло. 8 сентября 1380 г. на Куликовском поле у впадения реки Непрядвы в Дон войска Орды были разгромлены и обращены в бегство. Сражение началось с поединка между русским богатырем Пересветом и татарским воином Челу беем. В начале битвы татары почти полностью уничтожили передовой полк русских. Мамай торжествовал. Однако исход дела решил удар свежих сил русского войска - засадного полка. Обе стороны понесли огромные потери. За личную храбрость и полководческие заслуги кн. Дмитрий после Куликовской битвы получил прозвище - Донской. Победа на Куликовском поле не привела к свержению ига, но имела большое историческое значение: был разрушен миф о непобедимости ордынского войска; внутри
Золотой Орды наметились противоречия, которые привели ее к распаду; был уменьшен размер дани; в Орде окончательно признали политическое главенство Москвы среди русских земель; начинает формироваться чувство общерусского единства, понимание русскими общности своей исторической судьбы.
Феодальная война 1433-1453 гг. Распри, получившие название феодальной войны второй четверти XV в., начались после смерти Василия I. К концу XIV в. в Московском княжестве образовалось несколько удельных владений, принадлежащих сыновьям Дмитрия Донского. Крупнейшими из них были Галицкие и Звенигородские, которые получил младший сын Дмитрия - Юрий. Он же должен был наследовать после брата Василия I великокняжеский престол, но завещание было написано, когда у Василия I еще не было детей. Василий I передавал престол своему сыну - Василию II, десятилетнему мальчику. После смерти Великого князя Юрий, как старший в роду, начал борьбу за великокняжеский престол с племянником Василием II. Эту борьбу после смерти Юрия продолжили и его сыновья - Василий Косой и Дмитрий Шемяка. В начале противостояние князей можно было объяснить столкновением старинного права наследования «от брата к брату» и более нового - «от отца к сыну», но вскоре это столкновение стало борьбой сторонников и противников государственной централизации. Бескомпромиссная и жесточайшая борьба, в которой в ход шли любые средства: и заговоры, и обман, и изуверства (Василий П был ослеплен врагами, за что и получил прозвище Темный) - завершилась победой Московского князя, которого поддержали московское боярство и церковь. Итоги феодальной войны: разорение и ослабление обороноспособности русских земель и, как следствие, ордынские набеги на Москву; установление вертикального принципа престолонаследия - «от отца к сыну»; усиление единоличной великокняжеской власти.
Иван III и Василий III. Политику, направленную на подчинение русских земель Москве, продолжил сын Василия II Иван Ш (1462-1505 гг.). Усиление сепаратистских настроений новгородского боярства привело к новому общерусскому походу на Новгород и разгрому новгородского войска на реке Шело- ни (1471 г.). Окончательное присоединение Новгорода к Москве произошло в 1478 г. Должность новгородского посадника была упразднена, а вечевой колокол вывезен в Москву. В 1485 г. вторжение московских войск в Тверскую землю привело к бегству князя в Литву, а престол был передан сыну Ивана III - Ивану Молодому. Усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны отразил принятый при Иване III в 1497 г. новый свод законов - «Судебник». Василий III (1505-1533 гг.) продолжил расширять границы государства, присоединив: в 1510 г. земли Псковские; в 1521 г. - Рязанское княжество. В результате деятельности Ивана III и Василия III сложилась территория государства.
Русская культура XII - XV вв. В конце XII было создано выдающееся произведение средневековой литературы - «Слово о полку Игореве», оно посвящено неудачному походу на половцев в 1185 г. Во второй половине появляется «Слово Даниила Заточника» и «Слово о погибели Русской земли». Татаромонгольское нашествие нанесло тяжёлый удар по русской культуре. В XII в. появляются два сочинения русских паломников Григория и Стефана «Повесть о князе Довмонте». В Твери создается «Сказание о Шевкале». После Мамаева побоища создается целый цикл произведений, например, «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русьскаго». Еще одним выдающимся литературным памятником XV в. было «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, тверского купца. Значительную роль в развитии новгородского искусства XIV в. сыграл греческий мастер Феофан Грек. Первые белокаменные соборы появляются в Кремле при Иване Калите. Это Успенский собор (1326 г.), церковь Спаса на Бору (1328-1330 гг.), Архангельский собор (1333 г.) и церковь-колокольня (1328 г.), игравшая роль дозорной вышки. Настоящий взлет в московском живописном искусстве начинается после Куликовской битвы. Он связан с именами Феофана Грека, Андрея Рублева, Прохора из Городца, Даниила Черного. В целом же XV в. называют «золотым веком» московской иконописи. Во второй его половине рублевские традиции получат дальнейшее развитие в творчестве другого выдающегося художника - Дионисия.
Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 200;