ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА 9 глава
Наконец, важным источником накопления был протекционизм. Это система мероприятий, способствовавших развитию отечественной промышленности и ограждавших ее от иностранной конкуренции: внешняя политика, обеспечивавшая максимально благоприятные условия для развития национальной экономики, покровительственные ввозные пошлины на недостающее сырье и вывозные на готовую продукцию, запрет или ограничение ввоза иностранных товаров, искусственное расширение спроса на товары в стране, привлечение искусных мастеров из-за границы, наконец, всевозможные правительственные льготы, раздача ссуд и субсидий предпринимателям, получавшим таким образом капиталы, необходимые для открытия мануфактуры, без всяких предварительных усилий и затрат.
В каждой стране в различные периоды имели преобладающее значение один или несколько источников.
Ведущей формой капиталистического производства в сфере промышленности была мануфактура, а в сельском хозяйстве — фермерское предприятие.. Мануфактура раньше и быстрее внедрялась либо в новых отраслях производства, не скованных цеховой рутиной (типографское дело, сахароварение, производство шелка, бумаги, огнестрельного оружия и т. п.), либо там, где требовалась концентрация капиталов и рабочих рук (горное дело, выплавка и обработка металлов, кораблестроение и др.), или же, наконец, в тех отраслях производства, которые вырабатывали продукцию для продажи на внешнем рынке (сукноделие в Англии). В большинстве старых отраслей ремесленного производства мануфактура развивалась преимущественно в деревне, на базе сельских промыслов, свободных от цеховой регламентации. Организатором капиталистического производства в сельском хозяйстве чаще всего выступал фермер- арендатор, являвшийся посредником между непосредственными производителями (батраками) и земельными собственниками. Подобно мануфактуристам, фермеры вкладывали в производство свои капиталы и извлекали прибыль из эксплуатации наемных рабочих - капиталистическую земельную ренту. Но в силу того, что сфера приложения их капитала (земля) не была их собственностью, фермеры были вынуждены отдавать землевладельцам часть прибыли в виде арендной платы. Таким образом, прибавочный продукт, производившийся батраками, делился между фермером и землевладельцем, а сами батраки получали лишь необходимый продукт в виде заработной платы.
Промежуточной формой между феодальной и капиталистической арендой была так называемая издольщина, суть которой состояла в том, что землевладелец давал арендатору землю и вкладывал в ведение хозяйства часть капитала (например, предоставлял семена, удобрения, орудия труда), а арендатор вкладывал другую часть необходимых средств (если он был состоятельным - нанимал батраков и т.п.), и они делили между собой доход в соответствии с той долей, которую каждый из них вложил в дело. Процесс формирования фермерства наиболее отчетливо прослеживается в Англии.
Развитие капитализма сопровождалось ростом и укреплением национального рынка. Немалую роль в этом сыграла политика протекционизма, устранение внутренних таможенных пошлин, дальнейшая экономическая специализация между районами. Но основной толчок развитию внутреннего рынка был дан экспроприацией непосредственных производителей.
Один из самых сложных вопросов этой темы - роль государственной власти в процессе первоначального накопления и оценка классовой природы абсолютизма.
Абсолютная монархия - это последняя форма феодального государства, возникшая в условиях крайнего усложнения социальной структуры общества и обострения классовой борьбы. При абсолютизме резко падает роль или совсем прекращается деятельность сословно-представительных учреждений: вся
власть сосредоточивается в руках монарха, управляющего страной через разветвленный бюрократический аппарат, опираясь при этом не на поддержку вассалов, а на постоянное войско. Феодалы теряют непосредственную судебную, административную и т.п. власть над населением, их классовую политику осуществляет государство.
Абсолютная монархия сложилась в ожесточенной борьбе с феодальной аристократией, пытавшейся отстоять свои былые вольности.
К XVI-XVII вв. ленная система полностью утратила свое значение, и рыцарство потеряло монополию в военном деле. Таким образом, оно вынуждено было переходить на государственную службу и искать у сильной королевской власти материальной поддержки. Поэтому часть феодальной ренты с крестьян теперь взималась государством в виде налогов («централизованная рента»), и феодалы получали известную долю ее в виде жалований, субсидий и т. п.
Переход к абсолютизму был обусловлен также успехами буржуазного развития, когда буржуазия начала консолидироваться в класс и осознавать свои интересы, отличные от интересов класса феодалов. Продолжала существовать феодальная собственность на землю, феодальная эксплуатация крестьян как основная форма эксплуатации, привилегированное положение класса феодалов и сословное неполноправие всех остальных слоев общества, в том числе буржуазии.
Абсолютная монархия сыграла в первый период своего существования исторически прогрессивную роль. Она немало сделала для укрепления буржуазии, пока та была слаба.
Великие географические открытия. Причины великих географических открытий коренятся в экономическом развитии европейских стран. С ростом товарно-денежных отношений огромное значение приобретают золото и серебро, которые были главным средством обмена. В XV в. обнаруживается явный недостаток денег, так как на рынки поступает все больше товаров, а запасы драгоценных металлов резко сокращаются: много золота уходило на Восток в обмен на дорогостоящие предметы роскоши и пряности, немало его оседало в виде кладов и драгоценных украшений, а источники добычи золота в Европе были крайне ограничены. Общее количество денег явно не соответствовало нуждам товарного обращения. Европейцы были убеждены в необычайном богатстве стран Востока, откуда в Европу поступали преимущественно драгоценные камни и ткани, пряности и пр., и Африки. Из неевропейских стран были хорошо известны только примыкающие к Средиземному морю северные области Африки и западные области Азии (Передняя Азия). Европейцы знали и о существовании Японии, Китая, Индии, Индокитая, Индонезии, но сколько- нибудь точных сведений об этих странах не имели, и представления о них были самые фантастические. Широко было распространено мнение о существовании каких-то неведомых, изобилующих золотом и пряностями островов и стран, лежащих за морем на западе. Итак, поиски золота в новых землях - первая причина географических открытий.
Вторая причина связана с характером торговых путей средневековья. Развивавшаяся со времен крестовых походов торговля с восточными странами носила постоянный характер, средневекового транспорта
До конца XV в. торговля с Востоком была монополией итальянских купцов, закупавших восточные товары через посредничество арабов. Особенно обострилась необходимость поисков новых путей в Азию во второй половине XV в., когда с завоеванием турками Ближнего Востока были отрезаны традиционные морские и сухопутные дороги. Турецкие грабежи, пиратство, всякого рода поборы с торговых судов, караванов и рынков делали торговлю с восточными странами опасной, менее регулярной и невыгодной. В XV в. распалась Золотая Орда, а в 1475 г. турки овладели Крымом. Таким образом, торговля по трансазиатскому караванному пути прервалась. Единственный путь в Индию, оставшийся еще не захваченным турками, был путь через Египет и Красное море, но он был полностью монополизирован арабами. Мысль найти новый морской путь в Индию, минуя турецкие владения, начала все больше занимать умы торговцев и моряков различных стран Западной Европы.
Уровень развития производительных сил в феодальной Европе конца XV в. создал материально-технические предпосылки, необходимые для дальних путешествий и открытий. Здесь нужно отметить успехи кораблестроения и навигации, появление компаса, печатных карт, огнестрельного оружия, особого типа судна - каравелл с подвижными реями.
Великие географические открытия, коренным образом изменившие представление о нашей планете и имевшие всемирно-историческое значение для человечества, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие европейских стран. Они явились важной предпосылкой первоначального накопления. Произошло перемещение торговых путей из района Средиземного моря в Атлантику и Северное море. Это привело к расцвету новых крупных центров торговли: Лиссабона и Севильи, затем Антверпена и наконец Лондона) ; к упадку итальянских городов, особенно Венеции. Начал складываться мировой рынок, значительно расширился ассортимент предметов торговли. Возникли новые формы торговли и банковского дела - торговая и фондовая биржи, где наряду с товарами стали обращаться ценные бумаги - акции. Быстрый рост купеческого капитала сыграл важную роль в переходе от феодального способа производства к капиталистическому.
Крупнейшим следствием географических открытий явилась «революция цен». Известно, что стоимость любого товара определяется количеством затраченного на его добычу или изготовление труда, а цена является выражением стоимости товара в деньгах. Широкий приток в Западную Европу драгоценных металлов из колоний увеличил количество находившегося в обращении золота и серебра в два-три раза. Эти металлы, добывавшиеся в колониях рабами - индейцами и неграми, имели более низкую стоимость, чем добывавшиеся в Европе. Товары же, производимые в европейских странах, требовали почти таких же затрат труда на их изготовление, как и до географических открытий. Резкое падение стоимости драгоценных металлов имело своим следствием повышение цен на сельскохозяйственные продукты и промышленные изделия - явление, названное революцией цен.
В развитых странах «революция цен» подрывала позиции всех тех, кто жил на заработную плату, и способствовала обогащению мануфактуристов, так как резко сократила реальную заработную плату (рост номинальной заработной платы не успевал за ростом цен), а следовательно, значительно повышал: прибавочную стоимость. Начались захваты европейцами богатых стран в Америке, Азии, Африке. Завоевания привели к созданию огромных колониальных владений («колониальных империй») - Португалии, Испании, позднее Голландии.
Реформация и крестьянская война в Германии. Эпоха Реформации и Крестьянской войны занимает важное место в истории не только Германии, но и всей Западной Европы.
В Германии начала XVI в. боролись две общественно-экономические тенденции: прогрессивная - буржуазного развития, и реакционная — возрождения феодально-крепостнических отношений (сеньориальная реакция). В начале XVI в. элементы капиталистических отношений проникали в немецкую промышленность, особенно в горное дело, но на пути их дальнейшего развития стояли два главных препятствия: первое - экономическая и политическая разобщенность страны, отсутствие достаточно емкого внутреннего рынка для промышленных товаров и покровительства развитию буржуазии со стороны правительства и второе - феодальные порядки в деревне, стремление феодалов в ряде районов возродить крепостническую систему, что тормозило экспроприацию крестьян, превращение их в наемных рабочих. Поэтому перед страной стояли две насущнейшие задачи: политическая и экономическая централизация и освобождение крестьянства. Их успешное решение должно было создать в Германии условия для дальнейшего развития буржуазных отношений в рамках феодального строя, как это имело место в Англии, Нидерландах, Франции. Но в Германии не встал еще вопрос о захвате политической власти немецким бюргерством (для этого оно было слишком слабо и незрело, а буржуазия только начала зарождаться); речь шла в лучшем случае о завоевании им некоторых политических прав в рамках феодальной монархии.
Накануне и в ходе социальных боев в Германии сложилась своеобразная расстановка классовых сил: общество оказалось расколотым на множество группировок с далекими, а нередко и враждебными интересами. Из них сформировалось три лагеря с весьма текучим составом, причем представители одного социального слоя нередко оказывались в различных лагерях или неоднократно переходили из одного в другой главной причиной была незрелость немецкого бюргерства.
Социальное движение в Германии начала XVI в. вылилось в Реформацию - широкое общественное движение, направленное против католической церкви. Вопрос о характере немецкой Реформации очень труден, и некоторые проблемы, связанные с ней, до сих пор остаются спорными. Реформация была не только идеологической борьбой против католицизма, как это представляется многим буржуазным ученым. В ходе ее выявились социальные и политические требования различных общественных слоев: оппозиционных групп класса феодалов, бюргерства и народных масс. Широкий размах Реформации объяснялся тем, что католическая церковь и своей идеологией, и всей экономической, политической и социальной организацией затрудняла дальнейшее развитие Германии. Католическое духовенство своим образом жизни, далеким от проповедуемых им добродетелей, всевозможными поборами, принимавшими порой откровенно циничные формы, вызвало всеобщее недовольство. Обострилась борьба между светскими феодалами и духовенством за долю доходов, получаемых от крестьян.
В Реформации отчетливо выделялись два течения: бюргерское и крестьянско-плебейское. Первое из них предстает перед нами прежде всего как один из важнейших этапов борьбы немецкого бюргерства против феодального дворянства. Антикатолическая направленность этой борьбы объяснялась тем, что догматы католической церкви были в то же время и «политическими аксиомами». Необходимо было развенчать в глазах верующих авторитет католической церкви, господство которой основывалось на том, что она якобы определяет судьбу человеческой души в загробном мире, выступая посредником между Богом и верующими, с помощью «таинств» уделяя им божественную «благодать», считавшуюся единственным средством спасти душу. Этой цели и были подчинены основные догматы Лютера, идеолога бюргерской немецкой Реформации. Он выступал против католической церкви как несправедливого учреждения за церковь «справедливую», а на деле - более дешевую.
При характеристике лютеранства следует обратить внимание на практические выводы, следовавшие из его догматов. Первый догмат Лютера гласит: человек спасает свою душу не «добрыми делами» (обрядами и таинствами), а истинной верой. Лютер, как и католики, признавал, что человек грешен и слаб, но достигнуть блаженства в загробном мире ему помогают не внешние проявления благочестия, а душевное состояние, искренняя вера в искупительную жертву Христа, пострадавшего за весь христианский мир. Верующий получает «благодать» не через таинства и обряды, не при посредничестве церкви: благодать представляет собой внутреннее состояние его души. Но отсюда следует, что католическая церковь с ее дорогостоящим пышным культом, сложной иерархией, монашеством и т. п. является ненужным учреждением, и ее можно уничтожить без ущерба для общества, а ее землям и богатствам найти более рациональное применение. Не меньшее значение имел второй догмат: источником религиозной истины является Священное писание (канонические книги Ветхого и Нового завета, через которые бог якобы обращается к верующим непосредственно), а не «священное предание» - сочинения «отцов церкви», постановления церковных соборов, папские буллы и т. п. Католическая церковь приравнивала авторитет папы в делах веры к авторитету самого Бога, Лютер же вторым догматом отрицал этот авторитет, а вместе с ним все учение католической церкви, оправдывал уничтожение культа святых, власти папы и требовал возврата к простой и дешевой раннехристианской церкви. Однако он не делал всех выводов, которые логически следовали из его учения. Выступив против спасительной силы таинств, Лютер оставил некоторые из них - крещение, причащение, покаяние. Однако при этом он отвергал католическое толкование причащения как пресуществление, т. е. превращение хлеба и вина в плоть и кровь Христа (но утверждая, что при совершении таинства незримо присутствует Христос). Он категорически отвергал свободное толкование религиозных вопросов на основании разума, подчеркивая, что человек приходит к вере не через разум, а в силу дара Божия. Но особенно осторожен был Лютер в своих социально- политических взглядах. Он призывал к повиновению светским властям, выступал против вооруженной борьбы народных масс за реформу церкви, возлагая все надежды в этой борьбе на князей.
Лютер не уничтожил церковную организацию, но изменил ее назначение и в корне перестроил структуру. Пасторы были призваны не отпускать грехи и «открывать врата рая» верующим, а помогать христианам обрести истинную веру посредством проповеди Священного писания. На первых порах Лютер говорил о необходимости создать демократическую национальную церковь, что достигалось выборностью духовенства, разрывом с папой и введением богослужения на родном языке. Упразднялись таинства (кроме указанных выше) и культ святых, упрощались обряды. Позднее Лютер поставил свою церковь под власть князей. Этому способствовал его дополнительный догмат «Всякая власть от Бога», в том числе и княжеская.
Учение Лютера, несмотря на его непоследовательность и ограниченность, сыграло большую роль в социальной борьбе за прогрессивные преобразования в немецком обществе 20-х годов XVI в.
Как показали события Крестьянской войны, немецкое крестьянство сделало из учения Лютера далеко идущие социальные выводы, а в Священном писании, переведенном Лютером на немецкий язык, находило обоснование своим антифеодальным требованиям. Лютеранство было тем идейным знаменем, под которым немецкое бюргерство реально могло бы объединить и повести за собой крестьян.
Реформационное движение в Германии можно разделить на три основных этапа:
1517-1521 гг., когда выступление Лютера подняло и на короткое время объединило в борьбе с католической церковью представителей почти всех слоев немецкого общества, каждое из которых понимало Реформацию по-своему и вкладывало в лозунги Лютера свое содержание.
1521-1525 гг., когда произошло размежевание в антикатолическом лагере. Кульминационным пунктом Реформации была Великая крестьянская война 1525 г. и, прежде всего, движение в Саксоно-Тюрингенском районе. Крестьянская война охватила в первую очередь юго-западные и центральные районы Германии (Швабию, Франконию и Саксоно-Тюрингенский район), в которых раньше началась сеньориальная реакция и на памяти одного поколения крестьян (как это явствует из «12-ти статей») резко ухудшилось их положение. Подъем восстания в разных местностях Г ермании приходится примерно на одно и то же время, лето 1525 г., и в 1526 г. продолжались уже арьергардные бои крестьян Тироля. Хотя основной движущей силой восстания было крестьянство, оно носило преимущественно крестьянский характер только в Швабии; во Франконии большое влияние на ход событий оказало бюргерство, а в Саксоно- Тюрингенском районе - плебейские низы под руководством Томаса Мюнцера.
Вождем радикального бюргерства был Вендель Гиплер, а проект реформы сформулирован в Гейльброннской программе.
Идеологом и вождем крестьянско-плебейского лагеря был Томас Мюнцер, он призывал ко всеобщему социально-имущественному равенству и усматривал источник социального зла в крупной собственности, он видел единственно возможный путь к освобождению народа в активной революционной борьбе. Тактика мюнцеровской партии нашла наиболее яркое выражение в «Статейном письме».
Трагедия Мюнцера заключалась в том, что народные низы, смутные идеалы которых он выразил и за которые отдал свою жизнь, далеко не всегда понимали его. Для обоснования справедливости своих требований крестьяне чаще использовали учение Лютера и переведенную им на немецкий язык Библию.
Однако в ходе войны Лютер открыто перешел на сторону князей, предав интересы крестьян. «Венцом» его предательства был памфлет «Против разбойничьих шаек крестьян». Эволюция Лютера была эволюцией всего бюргерства, которое не понимало, что, обрекая на провал крестьянское движение, оно обрекало на поражение и себя.
3. Третий период Реформации был самым продолжительным - с 1526 по 1555 гг. Разгром Великой крестьянской войны был разгромом не только народной, но и бюргерской Реформации. Всю выгоду из этого движения извлекли князья. Поэтому третий период называется княжеской Реформацией. Лютер всецело подчинил свое учение интересам князей, превратив свою церковь в орудие их политики. С этого времени лютеранство утратило свой прогрессивный характер. Однако идеи Лютера поддержали не все немецкие князья, поэтому дальнейшая борьба за реформу церкви вылилась в вооруженное столкновение: двух княжеских группировок. Аугсбургский религиозный мир, которым закончилась княжеская Реформация, утвердил принцип «чья власть, того и вера». Тем самым он еще более усилил раздробленность Германии, закрепив существование католических и протестантских княжеств. И в тех и в других бюргеры (как и остальные подданные) вынуждены были исповедовать то же церковное учение, которого придерживался князь.
В ходе княжеской Реформации впервые появился термин «протестантизм» (в связи с тем, что несколько князей и городов - сторонников Лютера - заявили в 1529 г. о своем протесте против прокатолической политики германского императора и соответствующего решения второго Шпейерского рейхстага. Этот термин позднее распространился и на другие направления буржуазной Реформации. Появление протестантской церкви, сохранившейся до наших дней, означало выделение из католической церкви еще одного направления (напомним, что разделение христианской церкви — на католическую и православную - произошло в 1054 г.).
Победа феодалов в Крестьянской войне и использование ими Реформации в своих целях обрекли Германию еще на столетия раздробленности, пресекли пути прогрессивного развития страны, привели к гибели возникшие очаги капитализма и способствовали распространению сеньориальной реакции и вторичного закрепощения крестьян.
Реформация в Швейцарии и контрреформация. Растущая европейская буржуазия остро нуждалась в последовательном реформационном учении и более радикальном преобразовании церковной организации. Это обусловило появление других направлений европейской Реформации. Свое дальнейшее развитие она получила в Швейцарии в учениях Цвингли и Кальвина.
Как и в Германии, Реформация в Швейцарии должна была разрешить не только религиозные споры, но и социально-политические противоречия, которые, в частности, выливались в борьбу между «лесными» и «горными» кантонами за равноправие в решении политических вопросов. Хотя засилье католической церкви и папской курии в Швейцарии не было столь сильным, как в Германии, социально-политическая борьба приняла характер религиозного конфликта.
Сравнивая учения Цвингли и Лютера, можно проследить, насколько разные практические выводы делались ими из одних и тех же догматов. Цвингли толковал догматы Лютера более рационалистически: он отрицал лютеровское объяснение таинства причастия, рассматривая его как символический обряд в память верующих о Христе и полностью порывая с мистикой и обрядовой стороной богослужения.
Из догмата о Священном писании как источнике религиозной истины Цвингли делал также более последовательные выводы. Лютер считал, что в «священном предании» должно быть отброшено только то, что противоречит Священному писанию, а Цвингли отвергал вообще все, кроме Ветхого и Нового завета. Устройство его церкви было более демократично, буржуазный идеал дешевой церкви воплощался в жизнь. Это проявилось не только в уничтожении церковной иерархии и установлении принципа выборности духовенства, но и в дальнейшем упрощении и удешевлении церковного убранства и обрядов: были уничтожены не только иконы, но и алтарь, распятия, статуи и другие украшения церкви, упразднялось пение, орган, торжественная месса; богослужение свелось к проповеди пастора на родном языке.
Цвингли занимал промежуточное положение между Лютером и Кальвином: его теология ближе к лютеранству, а организация церкви - к кальвинистской.
Буржуазная сущность Реформации нашла наиболее яркое воплощение в учении Жана Кальвина. Основу его учения составляет догмат об абсолютном, предопределении, который был распространен и ранее. Но Кальвин придал ему ярко выраженный буржуазный характер. Суть этого догмата состоит в том, что загробная судьба каждого человека якобы предопределена Богом «от века», т. е. при сотворении мира, когда он разделил весь род людской на две неравные части: меньшинство оказалось его избранниками, которым было обеспечено вечное блаженство в раю, остальные - отверженными. Впредь никто (даже сам Бог) никакими средствами не мог и не сможет изменить этот раз навсегда установленный порядок. Этот догмат в системе кальвинистского учения носил четко выраженную антикатолическую направленность, как и учение об оправдании верой, поскольку также приводил к выводу, что католическая церковь с ее обрядами и сложной дорогостоящей организацией не играет никакой роли в спасении души. Вместе с тем он открывал известные возможности для научного познания мира: там, где все предопределено, нет места для чудес, вмешательства сверхъестественных сил, а, следовательно, должны действовать внутренние законы, которые можно познать.
На первый взгляд, догмат о предопределении обрекал верующего на фатализм, лишал его воли к активной деятельности. Активное начало кальвинизма заключалось в его учении о светском, или мирском, призвании. Никто не знает и не может узнать, учил он, предопределена ли Богом его душа к спасению или к вечной гибели. Но эта тайна может приоткрыться человеку в ходе его повседневной практической деятельности. Вся энергия человека должна быть направлена на поиски «мирского призвания», т. е. такой сферы деятельности, в которой он мог бы достигнуть наибольшего успеха. Кальвинизм отличался от всех других религиозных учений тем, что он не отвлекал человека от земной жизни и деятельности, а «нацеливал» на нее, ибо здесь наиболее активной формой проявления религиозного чувства была не молитва и не пассивная вера в Бога, не уход в монастырь, считавшийся идеалом служения Богу у католиков, а следование мирскому призванию, т. е. ревностное выполнение своих повседневных практических дел. Кальвин учил, что если деятельность человека протекает успешно, богатства его растут, то это проявление его принадлежности к числу тех, кто будет спасен; если же он беден, то это может служить либо проявлением божьего проклятия, и тогда бедняку не следует роптать на более удачных «ближних» - эксплуататоров и дельцов, ибо они здесь ни при чем, либо признаком того, что верующий неправильно определил свое мирское призвание и должен попробовать свои силы на другом поприще. Таким образом, складывалось воззрение, что Бог благословляет торговлю и накопительство, освящалась и находила «божественное оправдание» повседневная практика буржуазии. Если евангельская легенда внушала верующим, что легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому попасть в царствие небесное, то идеология Кальвина широко открывала врата рая удачливым дельцам. Накопительство рассматривалось как деятельность во имя религиозного долга, догмат о мирском призвании стимулировал деловую активность нового класса. Эта сторона учения была сформулирована более четко уже учениками Кальвина.
Интересам буржуазии отвечали и экономические взгляды Кальвина. Он допускал ростовщический процент и рабство и тем самым освобождал буржуазию от католического запрета пускать деньги в рост, оправдывал получившую широкое распространение работорговлю и эксплуатацию рабского труда в колониях.
Из учения Кальвина следовали весьма определенные практические выводы, в которых нуждалась буржуазия эпохи первоначального накопления. Среди них самое видное место принадлежало так называемому «мирскому аскетизму». Буржуазное накопительство и буржуазная бережливость рассматривались как религиозный долг человека; все верующие, не щадя своих сил, отказываясь от жизненных удобств и наслаждений, должны заниматься своим делом ради наживы. Отсюда следовала борьба со всякого рода непроизводительными затратами, излишествами, роскошью. Кальвинисты одевались в . простую темную одежду, лишенную каких-либо украшений, были бережливы и просты в быту. Из учения о светском призвании и мирском аскетизме вытекал еще один практический вывод - борьба с праздниками, так как все, ограничивавшее возможности практической деятельности, считалось вредным. Девиз кальвиниста был: «молись и работай», т.е. верующий должен шесть дней в неделю работать и в краткие часы, отведенные для отдыха, всецело предаваться размышлению о всемогущем Боге, чтению Библии, а не светским развлечениям. Возбранялось посещение театров, трактиров, зрелищ и т.п. Эти принципы наиболее последовательно проводились в жизнь женевскими кальвинистами и английскими последователями Кальвина - пуританами.
Организация кальвинистской церкви носила ярко выраженный республиканский характер и имела много общего с цвинглианской. Но самое важное заключалось в том, что кальвинистская церковь практически выполняла роль политической организации; она руководила деятельностью государственного аппарата и контролировала его. На пасторов возлагалось не только богослужение, но и общий надзор за религиозной и моральной стороной жизни верующих. Пасторы практически составляли руководящее ядро, направлявшее государственную жизнь, а низшие служители церкви, диаконы, замещали различные административно-хозяйственные должности.
Он был противником абсолютной монархии, называл ее тиранией, резко выступал против придворной знати, влиявшей на политику государей.
Поэтому, формулируя основы своего вероучения, Кальвин стремился к тому, чтобы оно не оставляло простора для демократического толкования и не могло служить идейным оправданием «бунтов» и «тирании народа». Если у народа нет ни правительства, ни власти, то все равно, утверждал он, среди народа неизбежно возникнут гораздо большие и ужасные смуты, чем если бы он находился под гнетом самой непомерной тирании. Демократия в глазах Кальвина - еще большее зло, чем монархия. Отсюда видно, что Кальвин больше всего боялся революционного анабаптизма и резко выступал против него. Тем не менее учение Кальвина сыграло большую прогрессивную роль. Организация кальвинистской церкви была боле демократичной, чем лютеранская. Догматическая сторона этого учения, этика и организация церкви полностью соответствовал потребностям буржуазии. Однако следует отметить, что некоторые стороны учения Кальвина, особенно его антимонархическая политическая доктрина, оказались созвучными интересам реакционных кругов феодальной аристократии, использовавшей отдельные положения кальвинизма в борьбе с формирующимся абсолютизмом (гугенотские войны во Франции).
Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 113;