Объективные признаки состава административного правонарушения.


К числу объективных признаков относятся признаки, характеризующие объект и объективную сторону административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения являются охраняемые административным правом общественные отношения, на которые посягает правонарушение.

Деяние может быть признано административным правонарушением лишь в том случае, если оно причиняет ущерб или содержит угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям.

Все общественные отношения, признаваемые объектами административных правонарушений, охраняются санкциями административно-правовых норм. Законодательством об административных правонарушениях охраняется множество общественных отношений, складывающихся в различных сферах жизни общества и деятельности государства. В обобщенном виде вся совокупность этих отношений изложена в ст. 1.2 КоАП РФ, формулирующей задачи законодательства об административных правонарушениях (личность, права и свободы человека и гражданина, здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, порядок управления, общественный порядок, собственность и др.). Любое административное правонарушение посягает на одно (или более) из общественных отношений, составляющих эту совокупность.

Вся совокупность общественных отношений, находящихся под охраной административно-правовых норм, в правовой науке именуется общим объектом административных правонарушений.

Группа однородных, близких по содержанию или сфере (отрасли) возникновения и существования общественных отношений именуется родовым объектом. Такая относительно самостоятельная группа отношений является частью общего объекта административного правонарушения.

Выделение родовых объектов необходимо законодательно для систематизации соответствующих административных правонарушений. Они группируются в главах Особенной части КоАП РФ именно по признаку родового объекта (гл. 5 – административные правонарушения, посягающие на права граждан; гл. 6 - административные правонарушения, посягающие на здоровье; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность и т.д.).

Каждое отдельное административное правонарушение посягает не на всю группу общественных отношений, составляющих родовой объект, а причиняет (способно причинить) вред отдельному конкретному отношению или нескольким отношениям. То конкретное отношение, на которое посягает административно правонарушение, именуется непосредственным объектом.

Так, избирательные права как непосредственные объекты правонарушений, предусмотренных ст.ст. 5.1, 5.3, 5.4 и др. КоАП РФ или трудовые права (ст.ст. 5.27, 5.28 и др. КоАП РФ), будучи непосредственными объектами этих правонарушений, являются частью такого родового объекта, как «права граждан» (гл. 5 КоАП РФ), т.е. совокупности общественных отношений, связанных с реализацией политических, трудовых, семейных и др. прав граждан.[13]

Непосредственный объект правонарушения во многом предопределяет правовую оценку деяния. Одно и тоже деяние может посягать на разные общественные отношения и в зависимости от этого по разному квалифицироваться.

Так, нецензурная брань признается мелким хулиганством лишь в случае нарушения этим общественного порядка. Если нецензурная брань, обращенная в адрес конкретного лица, произносится не в общественном месте, не нарушает общественного порядка, то она рассматривается как посягательство на честь и достоинство человека (оскорбление) и не может квалифицироваться как административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.1 КоАП РФ.

Значительная часть административных правонарушений посягает лишь на какой-то один непосредственный объект. Например, правонарушение, предусмотренное ст. 12.9 КоАП РФ, (превышение установленной скорости движения), посягает на общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения. Вместе с тем известны административные правонарушения, наносящие ущерб двум и более непосредственным объектам. Так, административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.24 КоАП РФ (нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), посягает одновременно и на безопасность дорожного движения и на здоровье человека.

В составах, содержащих указание на два и более непосредственных объекта (многообъектные составы), выделяют основной и дополнительный непосредственные объекты.

Основным признается то общественное отношение, ради защиты которого и издана норма. Так место статьи 12.24 КоАП РФ в системе иных норм главы 12 кодекса (административные правонарушения в области дорожного движения) позволяет определить безопасность дорожного движения как основной непосредственный объект этого правонарушения, т.к. именно он является частью родового объекта административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ.

Дополнительным непосредственным объектом признается общественное отношение, которому причиняется вред при посягательстве на основной объект, что требует его административно-правовой охраны. Она и осуществляется включением в качестве дополнительного объекта в конструкцию состава административного правонарушения и этого общественного отношения.

Наличие дополнительного объекта свидетельствует о более высокой опасности правонарушения и всегда влияет на его квалификацию, т.к. является обязательным признаком соответствующего состава административного правонарушения. Так в приведенных ранее примерах по ст. 12.9 КоАП РФ квалифицируется превышение скорости движения, не повлекшее последствий в виде причинения вреда здоровью потерпевшего. Максимальное наказание, предусмотренное санкцией этой статьи – лишение права управления транспортным средством на срок 4-6 месяцев. При причинении вреда здоровью потерпевшего, это же деяние квалифицируется по ст. 12.24 КоАП РФ, предусматривающей максимальное наказание в виде лишения права управления транспортным средством на срок от полутора до двух лет.

Сущность общественного отношения, являющегося непосредственным объектом административного правонарушения, состоит во взаимосвязи его участников (субъектов). Ущерб этому отношению может быть причинен путем нарушения самой взаимосвязи субъектов (например, неисполнение распоряжения судьи – ст. 17.3 КоАП РФ), посягательства на их личные неотъемлемые блага (честь, достоинство – ст. 5.13 КоАП РФ),а также на предметы материального мира, по поводу которых складываются общественные отношения (например, имущество при совершении мелкого хищения – ст. 7.27 КоАП РФ). Являясь предметами общественных отношений на которые посягает правонарушение, такие предметы выступают как часть непосредственного объекта и именуются предметами правонарушения.

При конструировании некоторых составов административных правонарушений законодатель называет предмет правонарушения, а иногда его отдельные характеристики, что имеет значение для квалификации правонарушений. Так, самовольное снятие или перемещения плодородного слоя почвы квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.6 КоАП РФ (порча земель),а самовольные заготовка или уничтожение мха, лесной подстилки квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.26 КоАП РФ (самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов) или, распитие в общественных местах пива или алкогольной продукции с содержанием спирта менее 12% предусмотрено ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции крепостью более 12% - ч.2 ст. 20.20 КоАП РФ, а потребление в общественных местах наркотических средств или психотропных веществ квалифицируется по ч.3 этой статьи.

В ряде случаев предмет правонарушения имеет определяющее значение для разграничения административных правонарушений и смежных(однообъектных) составов преступлений. Так, предметом мелкого хищения (ст.7.27 КоАП РФ) является чужое имущество стоимостью не более 1000 руб. Если его стоимость превышает указанною сумму, то деяние оценивается как преступление.

Объективная сторона состава административного правонарушения – это совокупность указанных в административно-правовой норме признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения.

Административное право, как и иные отрасли права, не признает правонарушением мысли, желания, психические состояния человека. Оно предусматривает юридическую ответственность лишь за совершение запрещенных действий или невыполнение лицом правовых обязанностей. В связи с этим обязательным признаком объективной стороны состава административного правонарушения является деяние лица, которое может выражаться в форме действия или бездействия. Нет противоправного деяния – нет административного правонарушения.

В зависимости от конструкции состава административного правонарушения объективная сторона может выражаться в совершении однократного (простого) действия (например, появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность – ст. 20.21 КоАП РФ) или в совершении нескольких действий (сложное действие). В последнем случае объективная сторона может включать в себя два или более альтернативных действий, совершение любого из которых достаточно для признания поведения лица правонарушением (например, незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств – ст. 6.8 КоАП РФ). Объективная сторона административного правонарушения может выражаться и в совокупности двух различных действий, каждое из которых должно быть совершено лицом, что бы деяние можно было квалифицировать как правонарушение (например, незаконное изготовление и использование нагрудных знаков депутатов Московской городской Думы и членов Правительства Москвы – ст. 14.10 КоАП г.Москвы).

В отличии от действий, бездействие выражается в пассивном поведении лица, которое в силу своего служебного (должностного), семейного положения или по прямому правовому предписанию обязано совершить определенные действия. Так, родители обязаны заботиться о содержании и воспитании несовершеннолетних детей. Невыполнение этих обязанностей образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ. Должностное лицо обязано по представлению органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, принять меры к устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушения. Непринятие таких мер образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.6 КоАП РФ.

Бездействие (как объективная сторона состава) не тождественно физическому бездействию человека. Уклоняясь от исполнения обязанности, лицо может вести себя достаточно активно. Однако если его действия направлены не на исполнение обязанности, а на уклонение от её исполнения, то юридически такое поведение признается противоправным бездействием. Так, уклоняясь от исполнения законного требования сотрудника полиции пройти медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, водитель транспортного средства убегает. Тем самым он совершает административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.26 КоАП РФ.

Помимо указанных конструкций объективной стороны состава законодательству об административных правонарушениях известны и, так называемые, длящиеся правонарушения. Это правонарушения, начинающиеся с какого-то одного действия (бездействия), осуществляются потом непрерывно путем неисполнения обязанности, либо пребыванием лица в противоправном состоянии (проживание гражданина без регистрации, с просроченным паспортом; незаконное хранение наркотических средств или незаконное ношение государственных наград).

Такие правонарушения длятся до фактического или юридического их прекращения. Фактическое прекращение возможно путем исполнения обязанности (лицо, проживающее без регистрации, зарегистрировалось) или в результате изменения обстановки (утрачено или потреблено незаконно хранящееся наркотическое средство). Юридическое прекращение длящегося правонарушения выражается в привлечении лица к административной ответственности. Если после этого лицо не изменило своего поведения, то оно совершает новое административное правонарушение.

К числу факультативных признаков объективной стороны состава административного правонарушения относятся: последствия совершенного деяния, причинная связь между деянием и его последствиями, место, время, способ, средства и обстановка совершения деяния.

Совершение любого правонарушения влечет за собой вредные (негативные) для общества, граждан и государства последствия. Однако далеко не все из них являются материализованными, подлежат измерению и оценке. Поэтому в конструкции большинства административно-правовых норм, описывающих составы административных правонарушений, не содержится указаний на такие последствия. Подобные составы именуются формальными. Правоприменителю в этих случаях не требуются устанавливать фактические последствия содеянного, поскольку они не влияют на правовую оценку (квалификацию) совершенное деяния. Так, нецензурная брань в общественных местах и другие действия, оцениваемые законодателем как мелкое хулиганство, оскорбляют честь и достоинство граждан, негативно влияют на настроение людей, находящихся в общественных местах. Однако эти предполагаемые последствия таких действий не включены в конструкцию состава, что освобождает правоприменителя от установления и доказывания подобных последствий. Достаточно установления лишь факта совершения действий, указанных в ст. 20. 1. КоАП РФ чтобы квалифицировать содеянное как мелкое хулиганство.

Помимо так называемых формальных составов административному праву известны и материальные составы. Их конструкция включает указания как на характер деяния, так и на его последствия. Так, в ст. 12.24 КоАП РФ наряду с описание противоправного деяния (нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства) указываются и его последствия: причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

Объективная сторона материальных составов административных правонарушений помимо деяния и его последствий содержит и такой признак, как причинная связь между деянием и последствиями. О наличии причинной связи между противоправным деянием и его последствиями можно говорить лишь в том случае, когда деяние закономерно, с неизбежностью порождает последствия и предшествует ему, являясь его причиной. Не было бы противоправного деяния – не наступили бы указанные в правовой норме последствия. Так, водитель автомобиля следовал по участку дороги, где скорость движения ограничена до 40 км/ч, со скорость 70 км/ч. Заметив на проезжей части дороги пешехода, водитель принял меры к снижению скорости и остановке автомобиля. Однако тормозной путь автомобиля из-за высокой скорости оказался больше чем расстояние до пешехода и произошел наезд на последнего. Если бы водитель двигался с разрешенной скоростью (не нарушая ПДД) автомобиль остановился бы раньше и наезда на пешехода не произошло. В этом случае между деянием, предусмотренном ст. 12.24 КоАП РФ (нарушением правил дорожного движения) и указанными в этой норме последствиями (вред здоровью потерпевшего) имеется прямая причинно-следственная связь.

Не было бы нарушения – не наступили бы последствия. Отсутствие причинной связи между деянием и последствиями означает отсутствие состава.

Общественно вредные последствия и их причинная связь с противоправным деянием, по мнению некоторых авторов, являются обязательными признаками объективной стороны состава административного правонарушения[14]. Анализ норм законодательства об административных правонарушениях не дает оснований для подобного утверждения. Большинство норм, формулирующих составы административных правонарушений, не содержат указаний на названные признаки, в связи с чем они и рассматриваются как факультативные (присущие не всем, а лишь некоторым состава).

Место совершения деяния как факультативный признак состава административного правонарушения наиболее часто встречается в составах правонарушений, посягающих на общественный порядок и порядок управления (гл. 12 КоАП РФ). Указанные в нормах этой главы деяния признаются противоправными, если они совершаются в общественных местах (нецензурная брань – ст. 20.1 КоАП РФ, распитие спиртных напитков – ст. 20.20 КоАП РФ, появление в состоянии опьянения – ст. 20.21 КоАП РФ), вблизи от территории ядерной установки, радиационного источника – 20.2 КоАП РФ и т.п.

Административному законодательству известно небольшое число составов, включающих в свою конструкцию такой признак объективной стороны как время совершения деяния. Так, ст. 3.13 КоАП г. Москвы устанавливает административную ответственность за совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан с 23 часов до 7 часов. Совершение этих же действий в иное время не образует объективной стороны данного состава правонарушения.

Факультативным признаком объективной стороны является и способ совершения противоправного деяния, под которым понимается совокупность приемов и методов его выполнения. Способ как признак объективной стороны включен в конструкцию незначительного числа составов. В большинстве случаев он не имеет практического значения и законодатель не указывает каким способом должны быть выполнены действия, за которые устанавливается административная ответственность (например, порча паспорта, уничтожение или повреждение чужого имущества, вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков и др.). Однако при конструировании некоторых составов законодатель не ограничивается указанием на противоправное деяние, а описывает способы его совершения. Так, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.27 КоАП РФ сформулирована как мелкое хищение чужого имущества, совершенное путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты. Если же мелкое хищение совершается путем грабежа, разбоя, вымогательства, то оно выходит за рамки состава этого правонарушения и квалифицируется по соответствующим статьям УК РФ.

В число конструктивных признаков объективной стороны некоторых составов административных правонарушений входит средство его совершения – орудие или предмет, используемый для воздействия на объект посягательства. В качестве такого законодатель называет оружие (стрельба из оружия в неотведенных местах – ст. 20.13 КоАП РФ), пиротехнические средства (использование пиротехнических средств в общественных местах – ст. 3.4 КоАП г. Москвы), механизмы, автотранспортные средства (повреждение зеленых насаждений с их применением – ст. 4.18 КоАП г. Москвы).

В незначительном числе составов в качестве конструктивных признаков объективной стороны присутствует обстановка совершения противоправного деяния. Под обстановкой совершения правонарушения понимается совокупность объективных признаков (обычно повышающих общественную опасность деяния), характеризующих особые обстоятельства, условия его совершения. Например, ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, а часть 2 этой же статьи говорит о том же деянии, но совершенном в условиях особого противопожарного режима.



Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 8613;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.