Понятие «святость» в Ветхом Завете. (2 часа).


4.1. Взаимосвязь двух аспектов библейского понятия «святость» - этимологического и семантического.

В библейском понятии «святость», определяемом через семитское слово «кодеш», можно выделить два взаимосвязанных аспекта – этимологический и семантический. Этимология наука, о формальном происхождении слова исходя из его исходной корневой основы. При таком подходе первичным является нахождении аналогии с известным словом и отсюда понимание неизвестного слова.

Семантический выводит в качестве основы значение понятия святость исходя из контекста. Корневая основа слова святость лишь поясняет выявленное значение. Частный вывод: методы этимологии и семантики по аналитической последовательности имеют разную направленность, но в «чистом» виде не применяются, они одновременно взаимно истолковывают друг друга . Возможно проследить некоторые ошибки в сочетании этих методов. Метод этимологии мало учитывает данные семантики. Это приводит к схоластическому ограничению понятия святость. Такие ошибки часто допускают текстологи Ветхого и Нового Заветов ( основном протестанскии). Вторая ошибка семантика – понятия святость приволирует над этимологией и зачастую не учитывает исторический опыт развития данного понятия. Итогом может выступать текстуальная неточность понятия святость. Иудаистские трактовки не учитывают семантику по преимуществу( это магический буквализм). Православная агиография критикует такие попытки, но совсем отметать это не нужно.

4.2. Семантика понятия «святость» в Ветхом Завете.Ветхий Завет выделяет следующее основные значения слова «кодеш»
С одном стороны это кодеш — «выделить», «очистить», «объявить что-то непри­косновенным» (1, 476). «И сказал Моисей Господу: не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерег нас, сказав: проведи черту вокруг горы и освяти ее» (Исх. 19, 23). Отсюда — выделенное освященное место подобает Богу, посе­му— в самом глубоком смысле — Бог есть кодеш, то есть Он абсолютно отделен, очищен от всякого греха, ненавидит зло и клянется Своей святостью (Ам. 4, 2).

В свою очередь и Израиль, избранный, выделенный и очи­щенный, должен быть по заповеди Божией свят (кодеш), то есть обособлен от других народов и посвящен Богу. «Будьте святы, ибо свят Я, Господь Бог ваш» (Лев. 19, 2; 20, 26).

Семантическая окраска понятия «кодеш» в контексте Ветхо­го Завета обусловливается чрезвычайным откровением Божиим. Бог явил Себя Святым, Он открыл Свою Святость. Дабы че­ловек узнал святость, Бог освятил Себя, то есть показал Свою святость, проявив Свою славу (Исх. 29, 43). «И пошел Моисей м Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня» (Числ. 20, 6). Это было у вод Меривы, «у которой вошли в распрю сыны Израилевы с Господом, и Он явил им святость Свою» (Числ. 20, 13). Эту свя­тость Свою Ягве желает открыть и другим народам: «И покажу Мое величие и святость Мою, и явлю Себя перед глазами мно­гих народов , и узнают, что Я Господь» (Иез. 38, 23).

4.3. Этимология и признаки святости в Ветхом Завете. Семантика признаков святости.

В текстах Ветхого Завета, относящихся к Богу, можно наблюдать. и признаки святости. Она есть знак трансцендентности Бога, Его слава и сила, ужасающая и таинственная: «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне» (Исх.. 19, 18),---сила, уничтожающая всё, что к ней приближается нечестиво: «И поразил Он (Господь) жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господень...» (1 Цар., 6, 19Но эта же сила и благословляет достойного: «И оставлял ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его» (2 Цар. 6, 11).Тем неменее святость все же не смешивается ни с гневом Божиим, ни с трансцендентностью Его, ибо она проявляется также в любви и всепрощении: «Не сделаю по ярости гнева Моего…, ибо Я Бог, а не человек; среди тебя — Святый» (Ос. 11, 9).

Святость есть, отличительная черта Бога, уже самое имя Его свято(Пс. 32, 21). Это утверждение отражается в самом языке Библии, в котором нет прилагательного «божественный», оно заменяется в качестве синонимов именами Ягве и Святый ( Пс. 70,22; Ис. 5, 24; Авв. 3, 3)

Таким образом, через Его святость –кодеш –выделенность показывает Его исключительность, дабы люди признали Его единым истинным Богом.

Посему для людей порука спасения есть святость Самого Бога, отсюда и неоднократное повторение в Писании, что «Господь, Бог .твой, Сзятый Израилев, Спаси­тель твой» (Ис. 43, 3; 62, 12). «Ко Мне обратитесь, и будете спа­сены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного» (Ис. 45,22). «Искупитель наш — Господь Саваоф имя Ему, Святый Израи­лев» (Ис. 47,4). Так устанавливается связь между спасением и святостью в Ветхом Завете.

Бог завещает, чтобы Его святое имя не бесчестилось (Лев. 22, 32), посему Он тщательно' устанавливает подробности жерт­воприношения — богослужения, необходимые для сохранения чистоты — святости культа. И более того, Он Сам неоднократно предупреждает, что только правильно совершаемое богослуже­ние являет славу Господню (Лев. 9,6—23; 3 Цар. 8, 10 слл; 1 Цар. 2,17; 3,11 слл). Таким образом, установленный Ягве культ призывает человека к соблюдению данного Богом Закона (Лев. 22,31) с глубокой верой (2 Пар. 20,20) и личным совер­шенством (Пс. 98, 3—9) ~- бояться Бога и свято чтить Его (Ис. 8,13).

Устанавливая культ, Господь выделяет для Себя место (зем­ля, святилище, храм), избирает Себе удел-клир (священники, левиты, певцы, назореи, пророки), предметы (приношения, одежды) и время (субботы, юбилейные годы, праздники). Всё это отделено, избрано1 Богом, освящено. Однако святость их не той же природы, как у Бога, ибо бесконечное расстояние отде­ляет святость их от святости Божией (Иов. 15,15). Они лишь освящены по произволению Божию, по Его Закону, но обрядам, Им установленным. Сам же Закон — для освящения народа (Лев. 22,31 ел.). По Закону, сначала Израиль должен очистить­ся, чтобы участвовать в богослужении (Исх. 19,10—15). В ко­нечном же итоге только один Бог дает ему чистоту — посред­ством жертвенной крови (Лев. 17, 11) и очищая его сердце (Пс. 50).

Однако в книгах Ветхого Завета наблюдается различие в понимании святости в Законе и у Пророков. Наибольший акцент в Законе ставится на святости ритуала, на внешнем испилнении предписаний.

О более высоком идеале говорят пророки, неустанно повторяющие, что исполнения внешних предписаний и приношения жертв недостаточно, но для святости еще необходимы прандл. послушание, милость и любовь (Ис. 1, 10—20). Ибо милость. это Господь, и святость— это Господь, «ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжении-» (Ос. 6,6). Однако святости Ветхого Завета еще чуждо понимание-новозаветной совершенной любви к врагам. Пророки только возвещали о грядущем явлении миру полноты святости, которая откроется через святых приближающегося эсхатологического Царства (Дан. 7, 18-22).

 

 

5. Понятие «святость» в Новом Завете (2 часа).

Особенность христологической трактовки святости в Новом Завете.

Святость верующих согласно Новому Завету.

Святость в Новом Завете: единство внутреннего и внешнего аспектов проблемы; единство Божественного и человеческого.

Это время началось на земле с пришествием Сына Божия, святость Которого тесно связана с Его Богосыновством. Он зачат от Духа Святого, и при крещении «Сын Возлюбленный» получает помазание Духом Святым (Лк. "3, 22; Деян. 10,38). Он изгоняет нечистых духов, они же называют Его «Святым Божиим» или «Сыном Божиим» (Мк. 1, 24; 3, 11). В языке Нового Завета эти два выражения, относящиеся ко Христу, равнозначны. Посему святость Христа иной природы, чем святость людей Ветхого Завета. Святость Христа тождественна со святостью Бога, Его Святого Отца (Ин. 10, 30; 14,8—11; 17, 11); та же духовная сила, те же чудесные проявления, та же таинственная глубина. И если ветхозаветные пророки говорили, что для освящения нужны правда, милость и любовь, то именно это явилось во Христе принципиально новым в понимании святости Нового Завета.'Святость и любовь во Христе тождественны. В силу Своей святости Христос так любит Своих, что, жертвуя Собой, приобщает их к Своей славе: «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин. 17, 19). - Вот то обетование Божие, которое вошло в христианство как основание святости. В святости Христа — источник святости Церкви: «если начаток свят, то и целое, и если корень свят, то и ветви» (Рим. 11, 16). Ибо в отличие от жертвы и культа Ветхого Завета, очищающих внешне (Евр. 9, 11—14; 10, 1—10), жертва Христова освящает Церковь верующих «истиною» (Ин. 17, 19), подлинно освящая через «помазание от Святого» (1, Ин. 2,20). Оттого они «освящены во Христе» (1 Кор. 1,2; Флп. 1,1) и «крещены Духом Святым» (Лк. 3, 16; Деян. 1,5; 11,16).

В Новом Завете, в крещении умирая и воскресая со Хри-стом, христианин получает наследие «семя» нового человека, которое, возрастая, призывает человека жить по Христу, а не по стихиям мира сего.

Освящение во Христе происходит через восприятие в Церкви Жертвы Христовой и усвоение свойств Нового Человека, т. е. через следование Христовым крестным путем — любви и смирения. Ибо не все «святые» — крещеные спасаются, но только те, которые стяжали дары Духа Святого, плоды Которого — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5,22).

Таким образом, новозаветное употребление термина «святость» исходит из того, какими призваны быть верующие, как получившие дар благодати крещения и давшие при этом «обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3,21), т. е. по призванно-сти в вере к иной, новой жизни — во Христе именует апостол всех христиан святыми, каковым именованием подчеркивает открывшуюся возможность для всех верующих стать реально новым творением (Гал. 6, 15).

 

 



Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 99;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.