Семь стадий (уровней) развития творческой личности


Первая, стадия развития характеризуется устойчиво проявляющимся интересом, ясно выраженной мотивационной направленностью личности на определенный вид творческой деятельности. Эта стадия может быть условно названа как стадияизбирательной мотивационно-творческой направленности личности на определенный вид деятельности. На этой стадии развития личность как бы интуитивно чувствует в какой сфере творческой деятельности она может проявить себя наилучшим образом. Например, мальчик дошкольного возраста или младший школьник без какого-либо внешнего стимула почти все сколько-нибудь свободное от других видов деятельности время занимается лепкой или рисует.

Вторая стадия развития характеризуется повышенной интеллектуальной чувствительностью личности к усмотрению противоречий и проблем в определенной сфере творческой деятельности. Она может быть названа стадиейинтеллектуально-творческой активности личностик определенному виду деятельности. Эта стадия наиболее характерна для учащихся среднего школьного и старшего школьного возраста, которые занимаются в предметных кружках, проявляя при этом повышенную интеллектуально-творческую активность.

Третья стадия развития характеризуетсяповышенной профессионально-творческой активностью личности в определенном виде деятельности. Для этой стадии характерно интенсивное творческое овладение профессиональными приемами, методами, средствами соответствующего вида деятельности. Это особенно отчетливо прослеживается для художника, музыканта, спортсмена как стадия активного творческого овладения практикой профессиональной деятельности.

Четвертая стадия развития может быть охарактеризована как стадияпервых значительных творческих достижений личности.Если взять изобретателя, то это первые крупные самостоятельные изобретения, для писателя—первая книга, получившая признание и успех.

Пятая стадия развития характеризуется высокой, устойчивой творческой продуктивностью личности. Для этой стадии характерно формированиеиндивидуального творческого стиля деятельности и мастерства. Например, шахтер А. Стаханов, ткачиха В. Голубева, донецкий педагог В. Шаталов — несомненно мастера своего дела, имеющие индивидуально-творческий стиль профессиональной деятельности.

Шестая стадия развития творческой личности может быть охарактеризована какстадия расцвета таланта.Когда говорят «талант», «талантливая личность», то имеют в виду, что данная личность не просто имеет устойчивые творческие достижения, что характерно и для пятой стадии развития творческой личности, а личность далеко превосходит достижения современников в определенной сфере творческой деятельности. Например, М. А. Шолохов, В. В. Маяковский, Д. Д. Шостакович, Ю. А. Гагарин и др.

Седьмая стадия развития творческой личности характеризуется какгениальность. Гениальность характерна для наивысшего уровня развития творческих способностей личности, которая своим вкладом в решение тех или иных: проблем опережает своих современников на целые столетия. К гениальным личностям с полным основанием можно отнести К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, А. Эйнштейна, Н. И. Лобачевско­го, К. Э. Циолковского и др. Гениальность характеризует собой вершину развития творческих способностей личности. Как писал П. К. Энгельмейер: «В гении природа говорит свое последнее слово. Эволюция природы начинается с химических элементов и оканчивается в душе гения».

Выделив стадии развития творческой личности, хотелось бы обратить внимание на то, что эти стадии развития творческой личности проходят неравномерно. Выдающиеся научные открытия были сделаны различными учеными в разное время: Эйнштейном— в 25 лет, Ньютоном — в 27 лет, Лобачевским — в 33 года, Щрединрером ;-я- 9: 38; лет. ;,-й@»р.астр^й;д датедвал 25—40 считаемся наиболее продуктивным,- Но известно! что и в .восьмидесятилетнем возрасте Л. Н. Толстой, И.П. Павлов, Гете, Микеланджело продолжалисвой творческий труд не менее плодотворно, чем в 30 и 40 лет.

Мы знаем примеры, когда уже в детские или юношеские годы творческая личность заявляла о своих успехах. Двенадцатилетний мальчик Луи Брайль изобрел азбуку для слепых, но его идея не получила должного применения при его жизни. Талант художника Нади Рушевой проявился и расцвел еще в пионерском возрасте, однако только после ее смерти был по-настоящему замечен и оценен. Моцарт в 4 года, сочинил несколько концертов. Паскаль еще не знал геометрии в ее полном о6ьеме, но уже в- 8—10 лет переоткрыл начальные теоремы Эвклида. Ландау в 14 лет стал студентом сразу двух факультетов: физико-технического и химического, а в 18 лет был принят в аспирантуру.

Вместе с тем, в истории известно немало примеров того, как педагоги не замечали потенциальные творческие возможности своих учеников. Так, Альберта Эйнштейна школьные учителя считали не способным к математике, Эдисон слыл в школе бездарным учеником. А. П. Чехов не получал в школе за сочинения больше тройки. Ф. И. Шаляпин не был принят в хор, тогда как - М. Горький был без труда принят.

Все это наводит нас на мысль, что педагог-практик должен видеть и знать не только отдельные свойства личности, но и личность своего ученика в целом. И, что наиболее важно, потенциальные возможности развития творческих способностей" личности не должны ускользать от внимания педагога-практика.

Результаты множества исследований биографий ученых, композиторов, писателей, художников свидетельствует о том, что пик творческой активности человека приходится на период от 30 до 42-45 лет.

 

Интересна в этом отношении книга русского писателя М. Зощенко «Возвращенная молодость», где поднимаются проблемы жизни творческого человека. Автор делит всех творцов на две категории: первая – прожили недолгую, эмоционально насыщенную жизнь и умерли в расцвете лет (до 45 лет); вторая – «долгожители».

М. Зощенко приводит большой список представителей первой категории, ушедших из жизни в цветущем возрасте:

Моцарт (36), Шуберт (31), Шопен (39), Мендельсон (37), Бизе (37), Рафаэль (37), Ван Гог (37), Пушкин (37), Гоголь (42), Белинский (37), Байрон (37), Рембо (37), Лермонтов (26), Маяковский (42), Есенин (30), Джек Лондон (40), Блок (40), Мопассан (430, Чехов (43), Мусоргский (42) и т.д.

Автор делает однозначный вывод: их преждевременная смерть наступила от неумелого обращения с собой, судьбу свою они заработали сами.

Однако, по мнению М. Зощенко, те творческие личности, у которых творческая активность сочетается с высоким уровнем интеллекта, рефлексии и саморегуляции, живут долго и продуктивно, но жизнь свою они организовывают сами. Рецепт творческой долголетней жизни в ее точности, порядке и организации.

Приводим вслед за М. Зощенко, список творческих долгожителей с указанными в скобках числа прожитых лет:

Кант (81), Толстой (82), Галилей (79), Гоббс (92), Пифагор (76), Сенека (70), Гете (82), Ньютон (84), Фарадей (77), Дарвин (73), Спенсер (85), Платон (81), Сен-Симон (80) и т.д.

Как видно, в списке преобладают философы, ученые-теоретики и создатели экспериментальных научных школ, а также писатели-интеллектуалы с философским складом ума. Значит, высокий интеллект, способность к саморегуляции продлевают жизнь. В то время, как доминирование креативности над интеллектом может повлечь творческий спад и сокращение времени жизни. Отсюда следует, что характер взаимодействия сознательного и бессознательного определяет типологию творческих личностей и особенности их жизненного пути.

.


2.2.Уровни педагогического мастерства

Педагогическое творчество - всегда поиск и нахождение нового. Возможны следующие уровни творчества:

· педагогическое творчество в широком понимании, «открытие для себя», т.е. обнаружение учителем вариативных нестандартных способов решения педагогических задач (эти способы решения уже известны и описаны, но учитель, субъективно для себя их открывает). Здесь учитель осуществляет переход от алгоритмических стереотипных приемов к субъективно новым. Примеры этого уровня творчества: выбор оптимального решения из веера возможных, использование старого приема в новых изменившихся условиях в ходе импровизации на уроке, объяснение причин неудач школьника в себе самом и др.

· педагогическое творчество в более узком понимании, «открытие для других», новаторство. Это создание новых оригинальных, либо отдельных находок либо целостных подходов меняющих привычный взгляд на явление, перестраивающих общественный опыт.

Нужно различать новаторские технологии - новые способы решения педагогических задач, а также новаторские замыслы - новые ценности и менталитеты. Новаторство - это особый тип нестандартного мышления, включающего прежде всего новый замысел, способы обнаружения задач проблемной реальности с последующим оригинальным их решением и возвращением его в педагогическую практику. В этом плане новаторство означает обогащение педагогом общественно-выработанного опыта, его личный вклад в него. Новаторство - это одновременно всегда индивидуальность и авторская концепция, это вклад в науку и в опыт. Этот уровень творчества не закрыт для каждого учителя, хотя путь к нему труден и требует обычно всей жизни человека.

С педагогическим творчеством тесно связано педагогическое мышление. Новое педагогическое мышление - это гуманистическая направленность на развитие другого человека, готовность к инновациям, владение средствами преобразования педагогической действительности.

Психотехника - владение педагогом своими психическими состояниями, например, умение вызвать работоспособность, снять напряженность, приемы изучения себя и др. Главное в труде педагога - выявлять и развивать способности учащихся, предвидеть развитие, проектировать личность.

Профессионализм - самый высокий уровень педагогической компетентности. Это овладение смыслами профессии профессиональными позициями, ее гуманистической направленностью, плюс владение высокими образцами труда (мастерство), плюс поиск нового (новаторство ).

Поэтому педагогическая, компетентность - это владение профессиональными позициями, а затем подкрепление этих позиций средствами, «техникой». Возрастание профессионализма - это этапы от овладения профессией и адаптацией к ней через овладение ее высокими образцами (мастерство) к поиску нового (творчество, новаторство).

На основании изложенных отдельных характеристик и проявлений профессионализма можно выделить уровни профессионализма педагога.

Новый уровень предпрофессионализма – «стажер». Вхождение в профессиональное поведение, первое практическое овладение профессиональной педагогической деятельностью, профессиональным педагогическим общением. Этот уровень требует от педагога открытости, сенситивности к помощи коллег, связан с появлением отдельных профессиональных самооценок в сравнении себя с коллегами, сопровождается закладыванием основ профессионального мировоззрения.

Первый уровень: педагог по призванию, убежденный педагог.

Этот уровень не может миновать ни один профессионал, ибо он означает понимание и принятие сути педагогической профессии, осознание глубоко благородного предназначения этого труда, направленного на стимулирование психического развития другого человека, обогащение его духовного мира. Данный уровень сопровождается наличием устойчивой профессиональной педагогической направленности (стремлением стать, быть и оставаться педагогом). Желательно, чтобы этот уровень овладения мотивами, смыслами педагогической профессии опережал уровень владения техникой приемами в труде педагога.

Второй уровень: «от эрудита до мастера».

Уровень эрудита означает осведомленность, широкое ознакомление с данными педагогики, психологии, с достижениями передового опыта, теоретического освоения достигнутого ранее опыта в профессии. Он требует от педагога теоретического педагогического мышления, интереса к изучению другого человека, чувствительности ко всему новому интересному в науке и практике, осмысления и сопоставления узнанного, первых выборов и предпочтения для себя.

Уровень мастера означает переход к практическому воплощению в своем опыте того, что усвоено в ходе теоретического изучения, осмысления.

Второй уровень профессионализма требует от специалиста педагогического целеполагания, наблюдательности, интуиции и импровизации, владения педагогической техникой, выстраивания отдельных приемов в систему, в педагогические технологии. Главным является подбор педагогом из усвоенного им арсенала методов, форм, средств, тех из них, которые адекватны задачам психического развития обучающихся.

Третий уровень: «мастер – диагност».

Дальнейший профессиональный рост означает умение педагога диагностировать изменения, динамику психического развития учащихся в ходе применения новых средств, технологий. Отсюда необходим шаг к построению индивидуальных обучающих, развивающих, воспитывающих программ для отдельных учащихся (групп учащихся ). Уровень мастера- диагноста требует от педагога владения педагогическим диагностическим мышлением, вниманием к индивидуальным вариантам психического развития, педагогического чутья, предвидения (к каким сдвигам в психическом развитии приведут предлагаемые педагогом индивидуальные программы), педагогического оптимизма.

Четвертый уровень: «гуманист».

Педагогическое мастерство тесно связано с обеспечением благоприятного психологического климата, что возможно при наличии культуры педагогического общения. Здесь необходимо использование широкого спектра коммуникативных задач, гибкое владение стилями, средствами, ролями в общении. От педагога этот уровень профессионализма требует гуманистической ориентации на развитие личности учащихся, педагогической симпатии, такта, профессиональной чувствительности.

Пятый уровень: «субъект педагогического труда, самодиагност».

Движение к профессионализму неизбежно сопровождается обращенностью сознания педагога на самого себя, а самооценивание, самопроектирование, прогнозирование и определение «сценария» своей дальнейшей профессиональной жизни, усиление авторства своей профессиональной биографии. Этот уровень профессионализма требует зрелого профессионального самоопределения, самоосознания, педагогической рефлексии.

Шестой уровень: «творец», «новатор».

На этом уровне вначале осуществляется первый пласт творчества педагога, а именно педагогическое творчество как овладение нестандартными способами решения педагогических задач в постоянно меняющихся педагогических ситуациях. Это требует от педагога гибкого педагогического мышления, педагогической интуиции, импровизации, умения действовать в условиях неопределенности.

От педагога этот уровень профессионализма требует творческих педагогических способностей, чувствительности к новым запросам общества, нового педагогического мышления, готовности отойти от штампов и стереотипов, новаторской позиции в пересмотре менталитета и ценностных ориентации в профессии, мотивационной готовности к инновациям, к преобразованию опыта профессии, умения оценить новизну идеи и подхода, реализовать их, нахождения отдельных оригинальных приемов или целостных авторских систем обучения и воспитания.

Седьмой уровень – «исследователь».

Мастерство и творчество педагоганевозможны без умения оценить полученные результаты - это первые шаги к исследованию. Исследовательский подход педагога - это стремление педагога не только вводить в свой труд нечто новое, но и изучать результаты, в том числе отдаленные, этих нововведений. Ещё дальше продвигается педагог как исследователь, если он поднимается до осознания важности варьировать применяемыми задачами, средствами, технологией и изучать различия в получаемых результатах. Данный уровень профессионализма требует от педагога овладения исследовательской культурой, целостного видения своего труда, перспективного педагогического целеполагания.

Восьмой уровень: «осознанная индивидуальность».

Каждый педагог как субъект, личность реально неповторим, уникален. Но чем выше уровень его профессионализма, тем более осознанно и целенаправленно работает он над осознанием своей индивидуальной манеры, над усилением положительных черт своего индивидуального стиля и сглаживанием негативных. Педагог как индивидуальность получает новые возможности в воздействии на духовный мир учащихся. Этот уровень сложившегося индивидуального профессионального мировоззрения, кредо, системы индивидуальных оценок, нестандартных взглядов на мир и делает педагога для учащихся интересным партнером в общении и сотрудничестве.

Девятый уровень: «участник и субъект педагогического сотрудничества».

Мастерство, творчество, индивидуальность педагога наилучшим образом воплощаются в сотрудничестве с коллегами, что возможно при понимании общих задач, соотнесении способов профессиональной деятельности, создании общности единомышленников. Это требует от педагога владения гибкими ролевыми позициями, терпимости, готовности к усилиям ради взаимной совместимости, направленности участников педагогического сотрудничества на главные задачи - качественные позитивные сдвиги в психическом развитии обучающихся.

Десятый уровень: «профессионал», «эксперт».

Здесь педагог объединяет в себе позитивные достижения всех предыдущих уровней профессионализма – понимание предназначения профессии, мастерство, творчество, исследовательский подход, саморазвитие, сотрудничество с коллегами, готовность к инновациям. Уровень предполагает как умение влиять на психическое развитие и личность обучающихся, применяя вариативные и новые технологии, исследуя результаты этих техник, обновлять систему образования, так и умения проектировать и корректировать свое личное профессиональное самодвижение. Этот уровень профессионализма опирается на названные выше профессионально важные психологические качества - педагогическое мышление, интуицию, рефлексию, творчество.

Названные уровни профессионализма педагога могут быть рассмотрены и как этапы профессионализма.

В психолого-педагогической литературе можно найти другие подходы к выделению уровней профессионализма педагога. Так, Н.В. Кузьмина для оценки уровня продуктивности профессионализма деятельности преподавателя ввела шкалу, согласно которой по результативности каждый педагог может быть отнесен к одному из следующих уровней деятельности:

I - (минимальный) - репродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; непродуктивный.

II - (низкий) - адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.

III - (средний) - локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам и умениям по отдельным разделам курса (т.е. он способен формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащегосяв учебно-познавательную деятельность); среднепродуктивный.

IV - (высокий) - системно-модулирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом; продуктивный.

V - (высший) - системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный. Иначе этот уровень еще называют - системно-моделирующий творчество.

Еще один пример градации профессионализма педагога по уровням: учитель-информатор (низшая категория); учитель-технолог (вторая, качественно более высокая чем предыдущая); учитель-артист (первая категория); учитель-вдохновитель (высшая категория).

Учитель-информатор относится к ученику как к объекту. Его цель - знания и их передача, его мало интересуют интересы и потребности учащихся. У такого педагога способы подачи материала ограничены; преобладают лекции, опрос, вопросно-ответная система работы. На уроке царит сам учитель. Это форма безличностной педагогики.

Учитель-технолог отличается от предыдущего преимущественно способом подачи учебного материала. Он пользуется заимствованными технологиями, которые дают определенный результат, но сам результат не связан с духовным развитием ребенка, а лишь с формальным знанием. Педагогика сотрудничества осмысливается таким учителем как совокупность приемов, используемых для передачи знаний, умений, как способ манипуляции мыслительным процессом ребенка. Главный метод у таких учителей - рациональность, ориентация на «правильный» ответ, отключенность от рефлексивной, эмоциональной сферы, оперирование понятиями и терминами.

Учитель-артист отличается способностью чувствовать аудиторию, вовлечь зрителей в общее действо, сопереживание, сотворчество. Межличностное общение, построенное на доверии, открытости, сотрудничестве, выступает как идеология и методология его духовной педагогики. Впечатление, радость и творчество царят на уроках таких учителей. Основным методическим приемом становится импровизация - некая настройка души учителя на духовные вибрации каждого ученика.

Учитель-артист осторожно накладывает штрихи на картину мира, складывающуюся в сознании ребенка, не нарушая ее самобытности. Сотворчество, со-участие, со-переживание - стержневые характеристики его деятельности.

Учитель-вдохновитель - высший уровень педагогического мастерства. Главная его цель - духовное становление личности. Такая педагогическая позиция предполагает отношение к ребенку как к самоценности, как к маленькой Вселенной. Вдохновитель дает своему воспитаннику вдох, жизнь, любовь, доброту, разбег, крылья для будущего полета. Бескорыстие как устойчивое состояние души, как способ жизнедеятельности без оглядки на вознаграждение. Установка вдохновителя - на открытие, тайну, на доверие. Личность учителя открыта детям. Разница между учителем-артистом и учителем вдохновителем - в оттенках, в глубине ориентированности на ребенка. Это преображение самого себя, своего духа и отдача душевной энергии. И артиста, и художника можно готовить в стенах вуза, по сути дела он тиражируется. А вдохновитель - это внутренняя работа над совершенствованием самого себя. Если учитель-артист - это начальный этап творческого подхода, то учитель-вдохновитель - высший уровень человечности, бесконечное восхождение духа.

Уровни профессионализма складываются неравномерно у разных педагогов и у одного специалиста на протяжении его профессиональной жизни.

Существуют различные пути перехода педагога от одного уровня профессионализма к другому, пути восхождения к высотам профессионализма. Анализом их занимается область акмеологических педагогических технологий.




Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 250;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.017 сек.