Умения учащихся создавать выразительную композицию


К началу учебного года учащиеся знают некоторые правила работы над композицией: необходимость выделения в рисунке ком­позиционного центра, учета горизонтальной и вертикальной про­тяженности изобразительной плоскости и самого изображения, их соотношения. В результате целенаправленной работы в композиционной деятельности, учащиеся подводятся к усвоению понятий «размер» и «формат» (листа бумаги). Так, они знают значение слов (середина (центр) листа, край листа (верхний, нижний, ле­вый, правый). '

Среди выразительных средств композиции детям знакомо дви­жение. Они стараются передать его в рисунке, когда нужно вы­разить какое-либо действие, если им знаком способ изображения этого движения. В противном случае дети не используют это вы­разительное средство композиции, довольствуясь заученным спо­собом изображения объекта в статическом положении. Это обстоя­тельство учитель должен принимать во внимание — готовя уча­щихся к работе над тематической композицией, он предлагает им делать зарисовки натуры в движении с показом способа изобра­жения.

Учащиеся, стремясь сделать свой рисунок завершенным, урав­новешенным, интуитивно используют симметричное построение (например, рисуют в центре листа дом, справа и слева от него деревья, перед домом —клумбу и т. п.).

В многопредметной композиции (на заданный сюжет, на тему) остаются трудности установления смысловых связей между объ­ектами. Даже при использовании аппликации, позволяющей вы­бирать, а не рисовать нужные объекты, не оперировать образами мысленно, а реально передвигать изображения по листу бумаги, третьеклассники допускают искажение связей и отношений заду­манных или заданных в сюжете. В результате резко изменяется задуманная композиция, преобразуется или заменяется сюжет. Например, составляя композицию к сказке «Теремок», дети долж­ны изобразить в аппликации следующие отношения: Медведь, рыча, подходит к теремку, а звери, испугавшись, убегают из те­ремка.

Многие глухие третьеклассники не сумели передать указанные в задании отношения. Их Медведь стоял или шел мимо те­ремка, от теремка; звери бежали мимо теремка, бежали в теремок, бежали к Медведю. Между тем нельзя объяс­нить эти ошибки графическими трудностями, потому что дети для составления аппликации имели выбор готовых изображений в не­скольких вариантах (звери идущие, стоящие, бегущие). Неверная пространственная организация предметов объясняется поверхност­ным осмыслением задания, неумением объединить предметы в группу по смыслу.

Дети недостаточно руководствуются словесно выраженным со­держанием, определяющим сюжет рисунка. Очевидно также и то, что большое значение для детей этого возраста имеет их прежний опыт, а также непосредственные мысли и впечатления, которые возникают у них при восприятии изображений предметов, пред­лагаемых им в качестве выбора для составления аппликации и в ходе создания аппликации.

При графическом воспроизведении аппликации по памяти при­думанная композиция, как правило, сохраняется. Однако целост­ность и выразительность часто теряются в рисунке за счет пустот, которые образуются из-за диспропорционального уменьшения раз­меров объектов разных величин: объекты больших размеров зна­чительно сокращаются при незначительном уменьшении объек­тов меньшей величины (например, уменьшение размеров де­ревьев, домов по сравнению с уменьшением размеров людей, жи­вотных).

Невладение графическим приемом загораживания также сни­жает выразительность рисунков, так как утрачивается достигнутое в аппликации впечатление взаимосвязи, целостности и глубины пространства.

Трудности при изображении движения, мимики персонажей изображаемого сюжета тоже снижают успешность графического воспроизведения по сравнению с аппликацией. Однако все эти особенности свидетельствуют не о недостатках метода работы с аппликацией, а о необходимости использовать дополнительные формы работы по развитию восприятия и графической деятельно­сти учащихся III класса (рисование с натуры: наброски, зари­совки; рисование по памяти).

У учащихся III класса отмечается большое стремление отра­жать воспринимаемый мир правдиво. Дети ищут приемы построе­ния рисунка и иногда интуитивно находят их, что позволяет им успешно решать те или иные композиционные задачи. В целом же учащиеся III класса нуждаются в методической помощи со сто­роны учителя.

Для учащихся III класса уже доступно усвоение в элементар­ной форме некоторых композиционных правил, таких, как нали­чие композиционного центра, передачи движения или состояния покоя, соблюдение симметрии и равновесия частей рисунка, пере­дача ритма, учет и соотнесение протяженности изобразительной плоскости и изображения. Педагог должен, однако, учитывать, что не все правила композиции будут детьми усвоены одинаково и в равной мере активно применяться в изобразительной деятельности. Это зависит от сложности сюжетов, конкретных замыслов отдель­ных учащихся, от целесообразности использования того или иного правила в том или ином сюжете.

Анализ выполненных работ, который учитель организует при участии детей, способствует усвоению правил композиции, потому что дети могут сравнить рисунки, выполненные на одну и ту же тему и на конкретных примерах увидеть, как использование соот­ветствующих правил помогло сделать рисунок правдивым и вы­разительным.

Композиционная деятельность тесно связана с процессом со­здания художественных образов. Основой для их создания явля­ются зрительные образы. В III классе учитель должен проводить активную работу по формированию представлений учащихся, их уточнению и обогащению. Он должен формировать у учащихся умение наблюдать и воспроизводить предметы окружающего мира, природу и ее явления, что способствует развитию вообра­жения учащихся.

 



Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 108;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.