Основные пути анализа лирического произведения в школе.


 

Наиболее распространёнными в школьной практике являются три основных пути изучения лирической поэзии.

Тематический (прослеживание определенных тем (мотивов) в ряде лирических произведений).

Недостаток этого пути заключается в том, что произведения не рассматриваются произведения в целом, из них извлекаются лишь определенные мотивы, характерные для поэта, и в связи с этим прочитываются соответствующие отрывки.

Второй путь - анализ лирических произведений в момент знакомства учащихся с тем периодом жизни поэта, в который они были созданы.

Недостаток состоит в том, что внимание сосредоточено на личности поэта, а лирика воспринимается лишь как иллюстрация к этапам его биографии.

Третий путь - восприятие и рассмотрение лирики после знакомства учащихся с жизнью и деятельностью поэта. В этом случае после общей характеристики лирического творчества поэта разбираются в единстве формы содержания отдельные произведения, наиболее значительные, обычно предусмотренные программой.

В ходе анализа лирического произведения необходимо помнить:

1. Лирическое стихотворение - самостоятельный, но не замкнутый в себе мир.

2. Анализ лирического произведения возможен в рамках определённой системы творчества и в контексте всего творчества поэта.

3. Необходимо установить связь лирического произведения с мироощущением поэта, своеобразием его поэтической манеры.

4. Важно учитывать возрастные особенности учащихся.

 

Особенности работы над текстом лирического произведения в 5-8, 9-11 классах.

В младших и средних классах учащиеся наделены способностью эмоционально воспринимать лирическое произведение, склонны к проявлению чувств, соотнесению настроения, появившегося в процессе чтения, с теми эмоциями, которые они когда-то испытали в обыденной жизни. Поэтому наиболее целесообразным считаем следующий алгоритм работы.

Алгоритм работы над текстом лирического произведения в V - VIII классах:

    • Создание установки на чтение.
    • Выявление мотива, близкого учащимся.
    • Соотнесение представлений учащихся с взглядами поэта на мир.
    • Уяснение особенностей художественной манеры автора.

 

Особенности работы над текстом лирического произведения в IX – XI классах

Общие рекомендации

В старших классах направленность работы меняется. Учащихся 9-11 классов особенно интересует источник выраженного словом чувства, они стремятся глубоко проникнуть в текст, осмыслить особенности художественного мира автора, осознать его значение в истории национального и мирового литературного

Исходя из этого определяем цели анализа лирического в старших классах:

  1. Определение направленности творчества автора.
  2. Установление источников (литературных, жизненных), повлиявших на становление творческой манеры автора.
  3. Формирование представлений об эволюции творчества.
  4. Установление связи творчества поэта с историей литературы, поэтической традицией.

Предпочтительным путём анализа является сопоставление стихотворения с творчеством поэта и поэтическим миром его предшественников и наследников.

 

В ходе анализа лирического произведения учащиеся должны продемонстрировать следующие умения и навыки:

  1. Понимание настроения и замысла автора.
  2. Умение уловить субъективные настроения, переживания, эмоции, заключённые в лирическом произведении.
  3. Умение определить общечеловеческое значение переживания, описанного в произведении, показать, как созданное по конкретному случаю стихотворение становится обращением не только к конкретному лицу, современникам поэта, но и к читателям многих последующих поколений.
  4. Выявление особенностей характера лирического героя, раскрывающегося не через действия и поступки, взаимоотношения с другими персонажами, а через его внутреннее состояние, эмоции и размышления.
  5. Определение характерных черт личности Поэта, прообраза лирического героя, прототипа образа поэта.
  6. Определение роли лирических персонажей (собеседников поэта, сподвижников, адресатов его стихов), их самодостаточности как фигур, равновеликих лирическому герою и находящихся с ним в сложных динамичных отношениях или подчиненности.
  7. Определение особенности стихотворной формы, музыкального строя речи (образность поэтической речи, поэтический синтаксис и стихосложение (ритмические особенности стиха). Необходимо не только называть понятия, но и говорить о функции, которую они выполняют в стиховой конструкции. Следует обратить внимание на следующие особенности: границы строки в пространстве художественном и графическом; место поэтического слова в стиховой конструкции или структуре.
  8. Выявление темы и основной мысли поэтического текста (анализ уровней морфологического, фонетического, лексического, синтаксического и т.д.; сопоставление сильных позиций текста, сопоставление первой и последней строфы, обнаружение сопоставительных и противопоставительных отношений элементов текста на разных его уровнях, выявление функций метра, рифмы и ритма в целом; поиск повтора).
  9. Определение авторского замысла через выявление закономерности в композиции поэтического текста (выявление мотивов и образов в первой строфе и наблюдение за их развитием в последующих строфах).

Важно помнить:

Лингвостилистический анализ не должен стать самоцелью и должен сопрягаться с рассмотрением литературоведческих проблем.

Не следует ограничиваться в работе сугубо лингвистической четкостью, неким формализмом подхода к тексту.



Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 119;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.