Синтаксическая стилистика
Стилистика начинается там, где существует возможность выбора, а в русском языке такая возможность постоянно возникает при обращении к различным структурным типам предложений, употреблении параллельных синтаксических конструкций, актуализации отдельных частей высказывания и т.п.
При стилистическом анализе разных типов предложений важно также показать их экспрессивные возможности, от которых зависит обращение к той или иной конструкции в определенной речевой ситуации. Русский синтаксис представляет множество вариантов для выражения одной и той же мысли.
Содержание понятия «стиль». Функциональный стиль
Стилистика как наука располагает своей системой понятий, один из которых является ключевыми, другие − производными от них, третьи имеют частный характер.
Основными понятиями стилистики является:
1) стиль (функциональный стиль);
2) стилистическая структура языка;
3) стилистическая окраска (окрашенность);
4) стилевая черта;
5) синонимия, соотносительность и вариантность языковых средств;
6) стилистическая норма и ее функционально-стилевые разновидности и др.
Понятие стиляосновное в стилистике. В древней Греции под стилем понимали совокупность украшений речи. Там же зародилось и функциональное понятие стиля.
В современном языкознаниистиль− понятие многозначное:
1) разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни; то же, что стиль языка: а) нейтральный б) «высокий», книжный; в) «низкий», разговорный, или разговорно-просторечный .
2) то же, что функциональный стиль;
3) общепринятая манера, обычный способ исполнения какого-либо типа речевых актов: ораторская речь, научная лекция, судебная речь, бытовой диалог и т.д.;
4) индивидуальная манера, способ, которым исполнены данный речевой акт или произведение (например, «язык и стиль рапных стихов Лермонтова»).
5) то же, что языковая парадигма эпохи, состояние языка в стилевом отношении в данную эпоху (ср. выражение «Стиль русского литературного языка первой половины XIX века»).
Несмотря на различия приведенных пяти лексических значений понятия «стиль», в каждом из них присутствует основной общий индивидуальный признак: стиль всегда характеризуется принципом отбора и комбинации наличных языковых средств, их трансформаций; различия стилей определяются различиями этих принципов.
Каждый стиль характеризуется некоторыми дифференциальными признаками, отличиями от другого, сопоставимого с ним, т. е. отклонениями. Этот признак достигает максимума в индивидуальном стиле, который есть «мера отклонения от нейтральной нормы». Кроме того, «изнутри» стиль характеризуется некоторыми постоянными компонентами, «интегральными (общими) признаками», которые тоже достигают максимума в индивидуальном стиле.
Таким образом, стиль является категорией не только исторической, но и субъективно-объективной, поскольку в истории изменений существуют и объективные материальные элементы, и субъективные принципы их отбора и комбинации. Есть случаи, когда национальный язык (например, эстонский) не имеет четких границ между стилями.
В истории стиля с точки зрения материального состава элементов (языковых средств) три основных стиля языка имеют три различных исторических источника.
Так, книжный стиль в странах романской речи − Франции, Италии, Испании и др. − восходит к латыни как литературный язык средневековья по составу лексики и частично синтаксиса; английский язык − к латинскому и, частично, французскому языкам средневековья. Книжный стиль во всех славянских языках восходит к старославянским (церковнославянскому, древнеболгарскому) языкам − литературный язык средневековья. Нейтрально-разговорный стиль восходит к общенародному языку городской части населения. Фамильярно-просторечный стиль имеет своим источником язык городских низов и крестьянские диалекты, а также языки проф. групп (жаргона) − ремесленников, солдат, студентов и т.д.
Прообраз трех стилей языка существовал уже в латинском языке Древнего Рима: 1) речь жителей самого г. Рима, считавшаяся образцом; 2) речь сельских местностей − «неотесанная»; 3) неправильная речь отдаленных римских провинций, из которой впоследствии развились романские языки.
В истории стиля с точки зрения принципов отбора и комбинации языковых средств наиболее древним принципом различия стилей оказывается социальный престиж, соответствующий понятиям-оценкам «высокий», «средний», «низкий».
Изъясняться в высоком стиле значило изъясняться высоким слогом и о высоких предметах; этот стиль указывал на высокое общественное положение говорящего.
Понятие стиля как индивидуальной манеры речи или письма оформляется в XIX в. и достигает расцвета в эпоху литературного романтизма в связи с развитием понятия индивидуального «гения» − человека − творца, писателя, художника.
В XIX в. возникает понимание стиля как переменной величины, как языкового приспособления к окружающей общественной среде (А. И. Соболевский, 1909). В 50-70-х гг. XX в. было сформулировано общее для науки, искусства и языка понятие стиля как «стиль мышления, миропонимания».
Итак, стиль − центральное понятие в любом направлении и в любой отраслистилистики. Однако можно выделить постоянное в определении стиля:
«Стиль − это общественно осознаваемая разновидность языка-речи, которая характеризуется совокупностью средств, их отбором и системно-речевой организацией, используется в той или иной сфере общественной деятельности и соотносится с аналогичными разновидностями, применяемыми в других общественно-коммуникативных сферах» (Стилистика русского языка / Под ред. Н. М. Шанского − Л., 1982. – С. 16).
Функциональный стиль − явление двустороннего порядка. Он порожден общественно-практическими целями коммуникации, но сущность его лингвистическая. Он представляет собой специализированную подсистему литературного языка, использующую те языковые средства и в таких сочетаниях, которые наилучшим образом соответствуют данному содержанию и назначению речи.
Функциональный стиль − совокупность языковых средств, обладающих общим функциональным значением, общей функционально-стилевой окраской, большой частотность употребления в определенной сфере общения.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 323;