Ансамбль – важнейший элемент хоровой звучности.
Ансамбль. Виды хорового ансамбля.
Ансамбль (фр. ensemble - вместе, согласие, содружество).
Понятие ансамбль существует не только в музыке, но и в др.видах искусства – архитектуре, живописи, балете, драме. В музыке понятие ансамбль имеет несколько значений. Ансамблем называется:
а) совместное исполнение музыкального произведения небольшой группой музыкантов (певцов или инструменталистов);
б) небольшая группа музыкантов (певцов или инструменталистов), совместно исполняющая музыкальные произведения, выступающая как единый художественный коллектив: трио, квартет, квинтет и т.д.;
в) музыкальное произведение, написанное для такого рода коллективов;
г) соединение нескольких художественно - исполнительских коллективов, представляющих различные виды искусства (музыка, хореграфия, например, «Ансамбль песни и пляски»).
д) художественное единство, согласованность, уравновешенность всех компонентов исполнения. В этом значении, объединяющем важнейшие качества, характерные для коллективного исполнения, и выражающем его специфику, рассматривается обычно понятие ансамбль хора.
Ансамбль – важнейший элемент хоровой звучности.
«В хоровом жанре искусство ансамбля требует от певца умение находить правильное соотношение по интонации, силе, тембру, метроритму, агогике, дикции с другими исполнителями своей партии; умение слышать свою партию и находить «свое место» в звучности хора в целом, что требует от него специфической культуры, заключающейся в способности подчинить свое исполнительское «я» общей художественной концепции, коллективному замыслу», - пишет В. Л. Живов.
Определение термина «ансамбль в хоре» впервые в методическую литературу ввел профессор П. Г. Чесноков в начале XX столетия. Под этим словосочетанием он понимал, прежде всего, слитность и уравновешенность хоровых партий. Профессор А. А. Егоров в своей работе «Теория и практика работы с хором»говорит о том, что ансамбль - это «полная согласованность, уравновешенность и слитность всех выразительных элементов хорового звучания при творческом содружестве всех членов хорового коллектива, передающих единый художественный образ и его характер».
П.Г. Чесноков определил условия образования элементов хоровой звучности, по приобретению и усовершенствованию которых коллектив поющих будет по справедливости называться хором:
1. Каждый поющий в хоре должен чутко вслушиваться в свою партию, чтобы силой своего голоса уравновешиваться в ней и тембром своего звука сливаться с ней. Точное исполнение этого правила дает частный ансамбль.
2. Каждая партия, слившись и уравновесившись в себе, должна чутко вслушиваться во все остальные партии хора, чтобы силой своего звука уравновешиваться в общей хоровой звучности. Навык исполнения этого правила даст общий ансамбль.
3. Каждый поющий в хоре, вырабатывая ансамбль партии, должен вслушиваться в нее, чтобы высотою своего звука сливаться с нею в точный унисон. Исполнение этого правила даст партии частный строй.
4. Каждая партия, объединившись в частном и общем ансамбле и усовершенствовав свой частный строй, должна вслушиваться во все остальные партии и, воспринимая хоровой аккорд в его целом, строить высоту своего звука совершенно правильно и точно по отношению к высоте звука других партий хора. Точность выполнения этого правила даст общехоровой строй,
5. Каждый поющий в хоре должен устанавливать непрерывное общение с дирижером, видеть и понимать его указания, точно исполнять их.
Таким образом, уравновешенность в силе и слитность в окраске есть основа частного ансамбля, а стремление уравновесить в силе звука целой партии с другими партиями создает равномерное, уравновешенное звучание всех хоровых партий. В результате этого достигается общий ансамбль хора, обуславливая цельность и слитность всех партий.
Техническую основу ансамбля составляет умение певцов исполнять одновременно и слитно. Хороший ансамбль в хоре может быть создан лишь в том случае, если хор правильно укомплектован. К факторам влияющим на ансамбль относятся:
- большая диспропорция в количественном составе певцов в партиях;
- неравноценность партий по качеству звучания, силе, тембру;
- наличие в хоре лиц, не обладающих достаточными музыкальными данными;
- наличие в хоре певцов, имеющих серьёзные певческие и речевые дефекты.
Желательно, чтобы в хоре были певцы с хорошими сольными голосами, ибо их тембр влияет на качество звучания партии в целом, на тембр партии. Однако совершенно необходимо, чтобы все голоса партии были сходны по тембру и могли образовать слитное унисонное звучание.
Серьёзный ущерб хоровому ансамблю могут нанести «тремолирующие» и «качающиеся» голоса, голоса с резким «горловым», «зажатым» и «плоским» звуком. Они непременно будут выделяться из ансамбля, необходимо работать с такими певческими недостатками, а исправить их в условиях хора довольно трудно. К числу наиболее «опасных» для хорового ансамбля речевых недостатков является «картавость» и «шепелявость» и некоторые другие врождённые дефекты. Всё это следует учитывать в процессе комплектации хора.
При размещении певцов внутри партии следует стремиться к тому, чтобы образовался постепенный переход от более лёгких голосов к более тяжёлым, чтобы рядом находились исполнители, обладающие родственными по силе и тембру голосами.
Главное качество, которым должны обладать все певцы хора - это музыкальность. От музыкальности певцов, более чем от их вокальных данных, зависит слаженность ансамбля. Как бы ни был хорош голос, но если певец не обладает необходимой музыкальностью, его участие в хоре невозможно.
Детализируя разновидности хорового ансамбля А.А. Егоров выделял четыре основные формы его образования:
1. Частный ансамбль- ансамбль хоровой группы - имеет своей задачей выработку слитной, неколеблющейся звуковой линии (без вибрато);
2. Половинный ансамбль- ансамбль однородных хоровых групп;
3. Неполный ансамбль- ансамбль получаемый соединением разнородных хоровых групп (например, С+А+Т; А+Т+Б);
4. Полный или общий ансамбль- сложная и наиболее законченная форма коллективного хорового исполнения. В нем должно быть достигнуто полное звуковое и динамическое равновесие.
Выполнение перечисленных разновидностей ансамбля возлагается на дирижера хора, от талантливости и умения которого зависит использование правильных педагогических приемов и форм работы. Необходимо уделять внимание количественному и качественному равновесию отдельных партий и групп, и их звуковому соотношению. Если какая-либо из партий или групп будет в недостаточной степени укомплектована нужным количеством голосов или качественное состояние этих голосов будет находиться не на должной высоте, то достигнуть нужного ансамбля весьма трудно.
Среди рекомендаций Егорова А.А. по созданию хорового ансамбля выделим начальный этап: «Работа над освоением частного ансамбля заключается в том, чтобы сначала предложить спеть звук отдельно одному голосу, потом одновременно двум и выровнять их на одной (унисонной) звучности. Затем к этим двум голосам присоединяется третий голос и также выравнивается в звуке с первыми двумя. В результате образуется небольшое ансамблевое звено, которое и будет служить началом построения ансамбля во всей партии».
К.К. Пигров считал отличительными признаками ансамбля высокого мастерства точную интонационность и слитность голосов по силе и тембру, в результате чего будет создан полноценный унисон партии. Из унисонных хоровых партий получится уравновешенное хоровое гармоническое созвучие. Первичным элементом хорового ансамбля является ансамблевый звук, который может быть двух родов: унисонный и гармонический. (В характеристике К. Пигрова унисонного и гармонического ансамблевого звука прослеживается уточнение более употребительных понятий частного и общего ансамблей).
Для унисонного ансамбля благоприятны приблизительно один тембр певцов, одинаковая сила голоса, удобная тесситура, правильно взятая гласная, единая нюансировка, единая вокальная культура певцов.
Гармонический ансамбль - пение аккорда несколькими певцами или же партиями предполагает уравновешенность и слияние всех тонов аккорда в одно мягкое, органоподобное звучание, может до некоторой степени регулироваться соблюдением некоторых условий, а именно: количественное и качественное равновесием групп хора, удобным расположением аккорда. Влияние на гармонический ансамбль оказывают также мелодическое положение аккорда, его вид, тесситура, нюансировка, темп, квалификация певцов хора, их природные музыкальные данные.
Ансамбль хора есть явление более крупное, нежели просто тембровое и динамическое равновесие в звучности отдельных голосов партии и партий в хоре. Ансамбль не может быть без строя в партии и между партиями. Ритм, дикция - орфоэпия и агогика являются элементами, составляющими ансамбль, и при плохом состоянии этих элементов в пении хора ансамбля также не будет. В технологическом значении ансамбль хора есть синтез следующих элементов:
Интонация - горизонталь:
Строй - вертикаль:
Тембр - характер звука:
Динамика-сила звука:
Ритм - соотношение в длительности звуков;
Агогика - единство движения;
Дикция – орфоэпия - единство произношения.
Из выше изложенного сделаем вывод, что ансамбль хора является совокупностью таких частных ансамблей, как ансамбль интонационный, строя, тембровый, динамический, метроритмический, агогический, дикционно - орфоэпический, тесситурный, фактур изложения.
С нарушением одного из частных ансамблей разрушается ансамбль хоровой звучности в целом.
В практическом хоровом исполнительстве ансамблевые разновидности неотделимы друг от друга. Скажем, работать с хором только над интонационными особенностями произведения не учитывая, к примеру, темпо-ритмических свойств или динамики этого произведения или выверять динамический ансамбль и не обращать внимания на вокально-тембровую сторону звучания просто невозможно.
Виды ансамбля не только между собой взаимосвязаны, они подчинены главной идее, логике и драматургии музыкального произведения. Об этом надо помнить как в репетиционном процессе работы с хором, так и в концертно-исполнительском.
Чрезвычайно важную роль в становлении хоровой звучности играет одновременное вступление поющих. Необходимо в практической работе выделять наиболее важные для данного этапа работы компоненты, обращая на них внимание певцов. Например, в одном случае требовать от хористов ансамблевой точности вступления на первую ноту («вступать вместе, а не вползать»). Вступление вместе - есть первая и необходимая музыкальная дисциплина. В другом случае, когда совместное вступление, вероятно, было обеспечено, нужен не «букет» звуков, нужен один звук. Это пример определения первостепенности задач дирижера в зависимости от состояния хоровой звучности.
Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 102;