Предмет социологии города. Формы поселенческой общности и их эволюция.

2. Факторы расселения горожан и развития города.

 

1. Социология города, в отличие от демографии, изучает не природные (экологические и биологические) отличия горожан от сельчан и, в отличие от архитектуры, не специфику строений (жилья, учреждений соцкультбыта и т.п.) и их привязки к местности, а социальныеотличия жителей города и деревни, социальные проблемы проживания в городах, социальные аспекты урбанизации в их связи с развитием общества в целом, с отдельными социальными сферами, институтами и процессами. Рассмотрим эти проблемы.

Люди, как правило, имеют определенные места жительства,т.е. долго живут в одном месте в построенных жилищах.

Согласно Н.Смелзеру и Л.Шноре, поселенческую общность можно определить как совокупность людей, которые имеют общее постоянное место жительства, зависят друг от друга в повседневной жизни и осуществляют многие виды деятельности для удовлетворения своих экономических и социальных потребностей (в территориальных границах своего места жительства).

Классификацию поселенческих общностей проводят по таким основаниям, как размер территории, зависимость от других общностей, возраст членов общности, состав ее населения и образ жизни. Социологи акцентируют противоположность традиционных и современных общностей.

Однако наиболее распространено деление поселенческих общностей (или населенных пунктов) на сельские (деревни) и городские поселения (в РФ это города и поселки городского типа). Так, городское население РТ составляет 2726 тыс. человек (73,8% всего населения), а сельское – 978 тыс., или 26,2% всего населения РТ:

 

Схема 1. Типология поселенческих общностей

 

ВИД ОБЩНОСТИ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ
В странах Запада В СССР и РФ
Людность (обычно свыше 2-5 тыс. чел.) Типичная людность Функции (не сельскохозяйственные)
город + с 2-5 тыс. +
поселок поселков нет 2-3 тыс. +
деревня - до 1-5 тыс. -

Город– населенный пункт, достигший определенной людности (обычно не менее 2-5 тыс. жителей). В СССР к этому добавлялся и функциональный критерий: "и выполняющий преимущественно промышленные, транспортные, торговые, культурные и административно-политические функции", т.е. не сельскохозяйственные. В нашей стране различаются города-субъекты РФ (Москва и Петербург), города республиканского (областного, краевого) и районного подчинения. В РТ 11 городов республиканского (РТ) подчинения, включая столицу РТ Казань, и 9 городов районного подчинения.

Функциональная типологиявыделяет города:

1) полифункциональные, универсальные (например: Москва, Казань);

2) моноотраслевые, имеющие одно градообразующее предприятие. Это, во-первых, города, выросшие при промышленном предприятии, относящемуся к следующим отраслям:

а) ресурсодобывающим, таким как: топливной промышленности (угольной, нефтяной, газовой, например, Альметьевск, Лениногорск), металлургической (Магнитогорск), стройматериалов и стекольной (Гусь Хрустальный), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (Кандалакша);

б) отраслям, определяющим научно-технический прогресс: машиностроения (Н.Челны, Зеленодольск), химии и нефтехимии (Нижнекамск), электроэнергетики (АЭС, ГЭС, ТЭЦ – Чернобыль, возможно, Камские Поляны);

в) потребительским отраслям: пищевкусовой, легкой (Иваново), производства товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения (Тольятти);

во-вторых, это города, связанные с иными отраслями экономики: связью, торговлей, транспортные центры (порты, аэропорты, железнодорожные станции и развязки – Агрыз, др.);

в-третьих, это города – досуговые центры: курорты (Причерноморья и др.), "спортивные деревни", экскурсионные, туристические и историко-мемориальные центры (Булгар), центры развлечений (Лас-Вегас);

в-четвертых, это культурные центры (научные городки: Академгородок, Звездный городок; студенческие кэмпусы; религиозные центры – Мекка, Медина; центры искусства – Голливуд);

в-пятых, это чисто политико-административные центры (города-столицы типа Бонна, Оттавы, Вашингтона, Бразилиа, Канберры, Астаны, Аруши, Страсбурга).

Поселок городского типа– населенный пункт одного из 3 сортов:

а) рабочие (при крупных предприятиях), имеющие не менее 3 тыс. жителей;

б) курортные (свыше 2 тыс.) и

в) дачные (места летнего отдыха горожан, в которых не более 25% взрослого населения постоянно занято сельским хозяйством). В СССР было свыше 3700 поселков. Ныне в РТ из 21 поселка городского типа 7 являются райцентрами.

Негородские поселения в современном русском языке объединяются словом деревни. Раньше к ним относились 3 вида поселений:

а) село – устаревшее название крупного крестьянского поселения с церковью или помещичьей усадьбой; в Киевской Руси – загородное княжеское имение (у украинцев и белорусов – вообще селение);

б) деревня (на Юге России – станица, на Кавказе – аул, в Средней Азии – кишлак, у армян – гюк или шэн) – небольшое сельское поселение;

в) выселки (починки, хутора, заимки) – устаревшее название более мелкого сельского поселения (См. Советский энциклопедический словарь. С.330,381,1056,1202).

В поздние советские времена небольшие деревни с высокой дифференциальной рентой-II назывались неперспективными и обрекались на уничтожение. В РТ за 1970-90 гг. исчезло более 700 деревень (1/5 их числа). Вместе с тем 17 сел РТ являются райцентрами. Это, как правило, крупнейшие и крупные деревни.

Ныне деревни подразделяются по числу жителей на такие категории:

- крупнейшие (т.е. с населением более 5 тыс. жителей – таких в РТ 6);

- крупные (т.е. с 1-3 тыс. жителей);

- "основными поселениями" называются деревни с 200-1000 жителями;

- малые – деревни, где проживает менее 200 жителей;

- мельчайшие – до 10 жителей, а в 52 из 3170 населенных пунктов РТ жителей нет вовсе. В республике растет число лишь крупнейших и мельчайших деревень.

Первые города в мире возникли 5-6 тыс. лет назад в долинах рек Тигра, Евфрата, Нила, Инда и Хуанхэ (где имелись условия для торговли, контактов и обмена идеями с другими народами). Многие из современных крупных городов возникли как порты. Наибольшего расцвета древние города достигли в Римской империи от Британии до Ирака. Лишь в X веке эти города возрождаются. Современная урбанизация связана с индустриализацией, стимулирующей миграцию в города сельчан в поисках высоких заработков.

Урбанизация (urbanization) – это рост доли населения страны, проживающей в городах. Урбанизация индустриализирующихся западных обществ в XIX веке была очень быстрой: например, в Великобритании за этот век доля горожан поднялась с 24 до 77%. В США на Севере урбанизация интенсивно происходила в 1850-1900 гг., а на Юге она началась с 1900 г. В России урбанизация интенсифицировалась в период после отмены крепостного права (1861-1913 гг.), в годы войн и разрухи (1914-1925 гг.), в период ускоренной модернизации (индустриализации, насильственной коллективизации и "культурной революции") 1925-30 гг. и в годы хрущевской "оттепели" с середины 50-х гг. – после возврата колхозникам паспортов и во время "строек века" (типа КамАЗа, "Нижнекамскнефтехим"). Но и в дальнейшем урбанизация не останавливается. Татарстан по темпам убыли сельского населения занимает 2-е место в России: за 1979-89 гг. оно уменьшилось на 22%. Зато Челны и Нижнекамск увеличили людность на 66 и 42% соответственно (тогда как Казань и Альметьевск – лишь на 10 и 18%). В начале 2000-х годов население Зелендольска превысило 100 тыс. человек.

Обычно на Западе урбанизация следовала S-образной кривой: медленно начинаясь, быстро расширялась, затем замедляясь или даже идя вспять из-за развития пригородов. Рост доли горожан во многом проходит за счет миграции из сельской местности, в т.ч. (например, в Мехико, Лагос, Бомбей) из-за нищеты и социальных тягот. Урбанизация неоднозначно влияет на рост экономики, поскольку она снижает стоимость предоставляемых услуг, таких как здравоохранение и образование, одновременно увеличивая стоимость труда.

Для XX века характерно разрастание города, когда он вбирает граничащие с ним поселенческие.

Наряду с господствующей урбанизацией, встречается и обратная тенденция к рурализации – обезлюживанию отдельных городов и потере ими городских функций. Такой реверс возможен в трех основных формах:

а) в виде рурализации поселений (т.е. их возврата к статусу деревни),

б) в форме рурализации образа жизни горожан (их возвращению к функциям и стилю жизни сельских жителей,

в) в виде исчезновения отдельных поселений (превращения их в городища – остатки древней крепости или города)

г) в форме рурализации власти в городе, когда «село», аульные начальники, совершают реванш, оккупируя город, беря власть в городе в свои руки.

Раскроем эти формы рурализации:

1. Первый вариантпредставлен в Татарстане судьбой Свияжска, подвергшегося рурализации и деградации. Этот бывший город пережил несколько периодов, изменявших его функциональное и культурное значение по отношению к окружающему социокультурному пространству. Как пишет социолог А.Салагаев, со времени основания (1551 г.) он выполнял функции военной крепости, форпоста российской колонизации Поволжья и сыграл главную роль в подготовке ко взятию Казани (1552 г.). Постройка многочисленных православных храмов и основание двух монастырей сделало его крупнейшим в России центром религиозной жизни. Со второй половины XXVI века до 1932 г. он имел статус уездного города. Закрытие монастырей и храмов после Октябрьской революции, проходившее под знаменем борьбы с религией, и размещение на территории одного из монастырей сталинского лагеря совершенно подорвали значение Свияжска как городского центра. В связи со строительством Куйбышевского водохранилища и попаданием части строений в зону затопления, часть зданий в 1955 г. была взорвана, в том числе 6 православных храмов. Постепенно все районные учреждения переносятся в село Верхний Услон, ставшее центром одноименного района (1965 г.). Таким образом, Свияжск, потеряв религиозные, а затем и административные функции, превращается сначала в село, а потом просто в пристань, поскольку сельсовет был перенесен в село Веденская Слобода. Можно сказать, что политика коммунистического режима постепенно превращала некогда крупнейший центр православной культуры в своего рода общественную "помойку", выгребную яму. На месте сталинского лагеря в середине 50-х был открыт филиал Казанской психиатрической больницы, отделение хроников и школа-интернат для детей-инвалидов.

2. Вариантом рурализации образа жизни является нынешнее всеобщее приобщение горожан к садово-огородным и даже животноводческим работам, особенно в условиях роста фактической безработицы в городе (как при потере места работы, так и при уходе в неоплачиваемые отпуска).

3. Исчезновение же поселений возможно не только в сельской местности. Так, древняя столица Булгарского ханства – город Болгар (город в 10-15 вв., столица в 10-12 вв.) – оставила после себя лишь городище.

4. Рурализация же власти характерна для современного Татарстана (и ряда иных республик РФ), где сельская номенклатура (экс-секретари райкомов КПСС, ставшие главами администраций сельских районов) составила костяк нового, правящего с 1990-х гг., класса, отодвинувшего городскую номенклатуру в состав предпринимателей, т.е. назначившего городских партаппаратчиков миллионерами, но лишившего всех горожан права принимать важнейшие, т.е. политические, решения.

Теории урбанизации подразделяются на два класса:

I. Теории, изучающие соотношение образов жизни в городе и на селе. Это теории: 1) идеальных типов (Теннис и др.); 2) континуума.

II. Теории, анализирующие факторы, воздействующие на развитие города и на расселение в последнем жителей. Это теории материальных и духовных факторов.

Начнем с теорий первого класса. Относительно образа жизни существуют теории, противопоставляющие образ жизни в городе и деревни (Ф.Теннис и др.), и теории, видящие между ними лишь шаговые различия (теория континуума), когда различия между отдельными городами могут быть больше, чем между ними и селом. Рассмотрим первую группу теорий.

Многие социологи XIX века использовали явно или неявно понятие общины (community), поскольку противопоставлялидоиндустриальное и индустриальное, или сельское и городское общества. Так, Ф.Теннис трактовал общину как особый вид общества, преимущественно сельского, объединяемого родством и чувством принадлежности и замкнутого. Как отмечалось в теме "Общество и социальные системы", Ф.Теннис исследовал противоположность между доиндустриальным и современным обществами в плане специфики связей людей в них, введя для этого термины Gemeinschaft, обозначающее крестьянскую общину, и Gessellschaft, относящееся к индустриально-городскому обществу. Напомним различия между ними:

1) личная мотивация: в общине живут согласно общинным обязанностям (включая взаимопомощь), общество основано на личной выгоде (где люди взаимодействуют в деловой обезличенной обстановке и за товары и услуги расплачиваются деньгами).

2) социальный контроль: община основана на традиционных обычаях, а общество – на формальных законах.

3) разделение труда: в общине специализация ограничена (в основном семейными ролями), а в обществе – развита.

4) культурные ценности: общинная культура основывается на религиозных ценностях, ujhjl – на светских.

5) Главными социальными институтами общины являются семья, соседи и сама община, в обществе – крупные объединения и ассоциации (деловые, общественные, политические – партии, правительство).

Конечно, общества сильно различаются между собой и в чистом виде не встречается ни община, ни общество: город сохраняет отдельные черты общины. Поэтому данная дихотомия выстроена методом идеальной типизации.

Существуют и иные теории, противопоставляющие образ жизни деревни и города. Так, Г.Зиммель считал главной характеристикой городской жизни анонимность. Чикагская и британская школы основывались на том допущении, что общины характеризуются значительной замкнутостью и, вследствие этого, обладают некоторым духом общины. Объяснение городского образа жизни было основано на принципах городской экологии, заключающихся в том, что силы конкуренции в ограниченной среде создают ряд природных территорий, каждая из которых населена различными социальными группировками. Эти территории и группировки стали предметом детального изучения: исследовались хобо (странствующие рабочие), район притонов, негритянская семья, еврейское гетто и др.

Л. Вирт в 1930-е гг. так характеризовал образ жизни, свойственный исключительно городам: города имеют целый ряд черт, включающий в себя потерю первичных взаимоотношений, более слабый социальный контроль, большее разделение труда, большее значение средств массовой информации и присущую горожанам тенденцию относиться друг к другу "инструментально", утилитаристски. Эти черты порождены тремя основными факторами – численностью, плотностью и разнородностью населения. В этой теории Вирт был верен принципам городской экологии, полагая, что фундаментальные черты городской окружающей среды порождают целый спектр городского социального поведения.

Как отмечалось, Ч. Кули классифицировал социальные группы на первичные и вторичные. Первичные – это небольшие группы, определяемые непосредственным взаимодействием индивидов. Они имеют свои собственные нормы поведения и характеризуются солидарностью. К этой категории можно отнести сельские сообщества. Вторичные группы больше, и каждый член этих групп не взаимодействует напрямую с каждым другим членом. К таким группам относятся города.

В дальнейшем стало ясно, что общества не могут четко разделяться на сельские или городские, и социологи предложили вместо этого теории второй группы – сельско-городского континуума (rural-urban continuum), вдоль которого поселения могут располагаться по соотношению черт городского и сельского образа жизни. К сожалению, ученые так и не пришли к единству относительно того, какие характеристики дифференцируют поселения при расположении вдоль континуума, за исключением подчеркивания значимости родства, дружбы и замкнутости. Р.Редфилд в 30-е гг., например, сконструировал континуум от небольших деревень (или народных обществ) до крупных городов, более городскому при этом соответствовало более светское, более индивидуалистичное, большая степень разделения труда и последующая социальная и культурная дезорганизация. Р.Франкенберг в 1960-е гг. проводил различие между сельским и городским посредством понятий роли и сети. В городских районах существует гораздо большая дифференциация ролей, а сеть социальных отношений является менее плотной. Ныне большинство социологов считает, что различия в образе жизни, действительно существующие между общинами или социальными группами, порождаются большей частью такими факторами, как социальный класс, а не географическим расположением.

Ныне схема "центр-периферия" (centre-periphery) используется и для описания региональных различий в пределах одной страны. При этом экономическая власть центра контролирует периферийные регионы.

 

2. Перейдем к рассмотрению теорий урбанизации второго класса, различающихся по тому, какие факторы, воздействующие на развитие города, на расселение людей в нем, они выделяют (теории расселения в городе). Среди таких факторов (и соответствующих теорий) назовем:

1) материальные факторы расселения горожан (развития города):

а) теория городской экологии (экологический детерминизм: концепция концентрических зон),

б) неомарксистская теория (экономический детерминизм: концепция жилищных классов);

2) духовные факторы:

а) объективные условия: социокультурная теория (культурный детерминизм: концепция культурных ядер),

б) субъективные причины расселения и развития города: организационно-властная теория (политический детерминизм: концепция городского менеджеризма).

Начнем с первой теории.

Первая теория выделяет как главные такие объективные причины расселения горожан и развития города, как экология, – это теория городской экологии (urban ecology), базирующаяся на методологии экологического детерминизма и проявившаяся в концепции концентрических зон. Эта теория разработана Чикагской школой (прежде всего Р.Парком и Э.Берджесом). Она опирается на органическую школу Г.Спенсера, на его попытки применения теории естественного отбора Ч.Дарвина к жизни общества и на его анализ приспособления людей к окружающей среде. Окружающей средой (environment) при этом называется город (по аналогии с единым живым организмом), а горожане – особой популяцией (по аналогии с видом животных). По сути можно сказать, что проживание людей в городе трактуется "в стиле Маугли", наподобие жизни животных в лесу или мелких организмов (вирусов и паразитов) в теле человека. Эта идея подхвачена и российскими учеными. Так, Джон Мозговой, зав.каф.зоологии Самарского университета утверждает, что мы "по-прежнему живём по всем законам природной популяции, даже не сознавая этого... Например, жизнь населения большого города мало чем отличается от жизни мышей в стоге сена".

Чикагские же ученые убеждены, что главная сила изменений – конкуренция горожан за дефицитные ресурсы (особенно за землю), основной принцип – "человек человеку – волк" или "стая против стаи". В итоге такой борьбы самые приспособленные группы становятся господствующими.

Вместе с тем конкуренция толкает горожан к углублению разделения труда, облегчающего возможности адаптации, и к созданию в городе ряда субсред (sub-environments) или природных территорий. Каждая такая территория заселяется одной социальной группой, приспособившейся к ней, как медведи к лесу, а дельфины – к воде. Город тяготеет к гомеостазу, равновесию, восстанавливаемому после любого его нарушения путем процесса преемственности: если расовая, этническая или иная социальная группа покидает свою природную территорию, то ее место будет занято другой группой, чья жизнь быстро станет похожей на жизнь первой группы и даже уровень делинквентности будет тот же.

Понятия конкуренции, природных территорий и преемственности лучше всего иллюстрируются в теории концентрической зоны, о которой – чуть ниже. Экологический подход оспаривался марксистами и иными социологами за редукционизм и биологизаторство, за отказ от рассмотрения или недооценку социальных факторов развития города (экономики, политики, культуры) и роли государства и отдельных деятелей, в частности, планирования. Эта критика, несмотря на обширные эмпирические исследования городских экологов, привела к упадку городской экологии.

В то же время следует сказать, что городские экологи высказали ряд серьезных идей и аргументов в их поддержку. Рассмотрим их.

Естественная территория (natural area) – это территория города, где проживает относительно однородное в социальном и культурном отношении население (например, пригород или гетто). Экология способствует такой однородности. Рассмотрим основные из естественных территорий, или городских зон.

Согласно Смелзеру, район метрополии включает один или несколько крупных городов и прилегающие к ним пригороды. В США в центрах городов живет 32% населения и 44 – в пригородах. Остальные 24% живут на селе. В центрах городов преобладают жители с низкими уровнями достатка, образования и квалификации, в пригородах – наоборот.

На базе теории городской экологии Э. Берджес из Чикагской школы сформулировал концепцию концентрической зоны (concentric zone theory), по которой в городе формируются 5 концентрических колец, или зон, начиная от центра:

1) центральный деловой район, где расположены основные увеселительные заведения, магазины и рынки, офисы, банки и службы сервиса. И те, кто здесь служит, и потребители живут в других районах.

2) зона перехода, или смешанная зона (zone of transition; или внутренний город) – территория, непосредственно примыкающая к городскому центру. Поскольку экономическая деятельность в центре расширяется, земля в зоне перехода разрабатывается для офисов, больших магазинов и отелей. В итоге зона перехода запущенна, т.к. владельцы земли не хотят что-то ремонтировать, ожидая повышения цен на землю для ее продажи. Эта зона является районом легкой промышленности или индустрии услуг, многоквартирных домов с непостоянным населением, высокой преступностью и без общинной сплоченности. Здесь обычно формируются этнические общности: "маленькая Италия", "китайский квартал". Вариантом последнего является гетто (ghetto) – до II мировой войны еврейские кварталы европейских городов, ныне – любой городской район, часто связанный с депривацией, населенный группами, сегрегированными на основании религии, цвета кожи и этнической принадлежности (например, негритянские кварталы в США). Это синоним понятия "внутренняя колония" за тем исключением, что статус гетто остается неизменным, не подлежит социальному изменению, "деколонизации".

3) рабочий район – много лучший, чем смешанная зона. Жилые кварталы рабочих отличаются стабильностью, низким уровнем делинквентности, ибо нет социальной анонимности.

4) пригороды среднего класса (односемейные особняки чиновников и интеллигенции). Жители пригородов ведут особый, пригородный образ жизни (suburban way of life) – квазипервичный, включающий в себя тесные, почти подобные семейным, отношения с соседями и друзьями. Главное для таких людей – дом и семья. Такой образ жизни зависит от социального класса и стадии жизненного цикла.

5) привилегированная зона, окраины города (metropolitan fringe) являются зоной проживания людей, совершающих регулярные поездки на работу в промышленный город. На этих окраинах живет высший класс и высший средний класс, а также политическая и творческая элита. Часто эти жилища располагаются в разбросанных деревнях. В этих районах, отличающихся полной разобщенностью между высшим классом и «аборигенами», давними сельскими жителями, преобладает особый стиль жизни – «соседство» (neighbourhood) –когда постоянные жители окраин образуют довольно близкие, тоже подобные семейным, связи друг с другом вопреки широко распространенному мифу о том, что они ведут обособленный образ жизни.

Иногда выделяются еще 2 зоны:

6) Сельскохозяйственные районы, прилегающие к городу;

7) Районы, удаленные от городов.

Берджес предложил свою концепцию как идеальный тип. Реальные города не соответствуют в точности 5 зонам, деформируемым наличием путей сообщения. Не все города имеют такую конфигурацию. В трущобах центра Казани действительно жили представители низшего класса, но в Азино, на Горках и «кварталах» – тоже не богачи. А некоторые города, например, Париж, имеют обратную конфигурацию: в центре живут средний и высший классы, а пригороды называются "рабочим (красным) поясом".

Рассмотренная выше концепция следовала принципам городской экологии. Зоны охватывают естественные территории, независимые от намерений населения. Конкуренция за землю определяет это расположение, при этом те категории населения и виды занятий, способные позволить себе высокую арендную плату, занимают лучшие места в центре. Волны миграции следуют одна за другой, расовая или этническая группа стартует в зоне перехода и двигается к внешней границе по мере своего преуспевания.

Эта концепция была подвергнута широкой критике. Утверждалось, например, что города в действительности принимают форму секторов, а не колец, и что стоимость земли может диктоваться не только конкуренцией, но и культурными ценностями. В итоге Х. Хойот предложил теорию секторов, упрощающую теорию зон, Ч.Хэррис и Э.Улльман – теорию многоядерности (наличия множества центров).

Вторая теориявыделяет как главные такие объективные причины расселения и развития города, как богатство (владение-невладение жильем), – это неомарксистская теория, базирующаяся на методологии экономического детерминизма и проявившаяся в концепции жилищных классов (housing classes). Эту концепцию сформулировали Дж. Рекс и Р. Мур в 60-е гг. Аргументация этих исследователей заключается в том, что население может быть сгруппировано в различных жилищных классах, классах домовладельцев или жильцов муниципальных домов, например, которые обычно географически сегрегированы. Состав и число классов варьируется от места к месту. Жилищные классы независимы по отношению к социальным классам, хотя они также являются чертой социального неравенства, поскольку не все жилища желанны в равной степени. Рекс и Мур предполагают, что все хотят иметь жилье в пригороде, но не всякий имеет к этому доступ, следствием чего являются конкуренция и борьба между жилищными классами, лежащие в основе более очевидного расового конфликта. Регуляция доступа в жилищные классы имеет важное значение, поскольку существует тенденция ограничения этнических меньшинств пределами городских центров.

Так, можно выделить такие жилищные классы:

I. Собственники жилья, класс, включающий такие жилищные слои (страты):

1) владельцы сдаваемого в найм жилья (буржуазия):

2) владельцы лишь собственного жилья (мелкая буржуазия):

а) односемейного дома,

б) вилл, особняков.

II. Арендаторы, снимающие жилье:

1) постоянно живущие в односемейном арендуемом доме;

2) квартиросъемщики в многоквартирных домах;

3) снимающие комнату в доме, гостинице, общежитии;

4) обитатели ночлежек.

Эта теория была подвергнута критике, поскольку трудно провести границы жилищных классов, часто вводится очень большое число классов, конфликты внутри жилищных классов возникают также часто, как и между ними, пригородное жилище не является всеобщим желанием, и, что самое важное, жилищные классы в действительности являются функцией социально-классовой структуры.

Третья теория выделяет в качестве главных причин развития города и расселения в нем жителей также объективные, но уже духовные, условия: это социокультурная теория, основанная на методологии культурного детерминизма и реализованная в концепции культурных ядер. Этот подход акцентирует внимание на функциях города как ядра культуры. Существуют три основные функции культуры в современном обществе, составляющие единую динамичную систему воспроизводства культуры: систематическая инновация; критика и отбор наиболее важного и ценного; хранение и ретрансляция всего интеллектуального ресурса общества. Все три прежде всего присущи городу: первая включает выработку новых идей и моделей действия, ценностей, политических программ; вторая охватывает критическую рефлексию (оценку степени нового, согласование с существующими школами, партиями и ритуальное воспроизведение основного ядра убеждений – основы группового согласия, без которого общество распадается на совокупность разрозненных индивидов); чтобы эта критика не превратилась в непрерывную склоку, необходима 3-я функция, реализуемая хранителями и кодификаторами интеллектуальных ресурсов, держателями нормы, исторической памяти. Городское пространство обеспечивает взаимодействие людей и социальных групп. Предметные средства культурной записи (архитектоника, письменность) в городе несоизмеримо повысили информационные возможности хранения элементов культуры. Вместе с тем иногда со временем культурный текст отделяется от сооружения, становящегося чисто функциональным, или заменяется иным культурным смыслом, происходит "ресемиотизация", когда на город как предмет культуры накладывается новая запись и он приобретает новое символическое значение, что мы видели на примере Свияжска. Социокультурный подход подвергается критике за абсолютизацию функций города как носителя культуры и игнорирование зависимости городского образа жизни и ландшафта от природы и экономики.

Четвертая теория выделяет как главные субъективные причины расселения и развития города: это организационно-властная теория, основанная на методологии политического детерминизма и проявившаяся в концепции городского менеджеризма (urban managerialism). Как считает Р. Пал (Pahl "Чей город?"; 1975), этот подход сводит изменения в городской среде к деятельности социальных менеджеров (членов совета по жилью или менеджеров строительных организаций) по распределению городских ресурсов. Главный акцент в исследовании при этом делается на анализе ценностей и идеологий, которыми руководствуются социальные менеджеры. Этот подход подвергался критике за абсолютизацию относительной независимости и свободы действий городских менеджеров. Ныне все чаще подчеркивается определяющая роль экономических факторов или бюрократических правил для принятия менеджерами своих решений.

В Советском Союзе же государство само распределяло жилье: 1-м этапом было "выселение буржуазии" и "уплотнение" ранее привилегированной интеллигенции путем заселения в их кварталы, дома и квартиры рабочих и выходцев из села, приведшее к известному уравниванию условий проживания большинства советских граждан путем разделения крупных дореволюционных и "сталинских" квартир на "коммуналки" (принцип "одна семья – одна комната"). Одновременно номенклатура и высшие специалисты заселялись по принципу "одна семья – одна квартира". Последствия Великой Отечественной войны, породившей разруху, так и не были преодолены в сталинские времена в силу обветшания городов и ускоренной урбанизации. Миллионы людей жили в подвалах, бараках и общежитиях.

2-м этапом распределения жилья стало выделение его по принципу "одна семья – одна квартира" благодаря массовому строительству "хрущевок" с 1957 г. В итоге большая часть советской массовой интеллигенции, рабочих и маргиналов (колхозников, хлынувших в города после выдачи им паспортов) получила к 1970 г. изолированные квартиры с совмещенными удобствами, "проходными" комнатами и низкими потолками в 5-этажных домах новых районов. При этом "эгалитаризация", а точнее, перемешивание этих социальных слоев в жилищном, а, значит, и образовательном, сервисном, коммуникативном отношениях, продолжались, что затрудняло социальное воспроизводство лучших черт интеллигенции и квалифицированных рабочих. Эта социальная миксация вкупе с массовым освобождением сотен тысяч зэков вели к превалированию культуры и ориентаций низших слоев населения: как в классе (при обязательном неполном среднем образовании – по 8-й включительно), так и во дворах и на улицах, в транспорте и очередях преобладали уголовная мораль, тюремные ценности и авторитеты. Перепланировка кварталов снизила контролирующую роль дворников и участковых. Эта уголовная мораль начала просачиваться даже на заводы и в армию. Каналами социального воспроизводства интеллигенции и продвинутых рабочих оставались лишь вузы, техникумы, НИИ и предприятия ВПК.

3-й этап распределения жилья – заселение людей в современные благоустроенные квартиры в 1970-1985 гг. – мало что изменил в плане условий социального воспроизводства, за исключением роста социальной анонимности, когда жители одного подъезда 9-этажки, построенной в новых, удаленных от центра микрорайонах, не знакомы друг с другом и исчезают дворы, замененные открытыми кварталами. Благоприятные условия для социального воспроизводства оставались лишь у номенклатуры и немногочисленной когорты приближенных к ней высших специалистов, получавших привилегированное жилье, образование, медицинское и иное обслуживание в центре города, но, в силу обветшания жилищного фонда в этих районах, соседствовавших с трущобами, заселенными люмпенизированными, спившимися или неполными семьями, не имевших в силу этого шансов на получение современного жилья.

4-й этап начался в 90-е гг. с линии на «ликвидацию трущоб» (или исчезновения исторического ядра Казани») и строительства элитных поселков в центре и на окраинах. Начало 2000-х гг. характеризуется растущей сегрегацией горожан.

Литература:

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с англ. – Казань: КГУ, 1997.

2. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.

3. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1979. - 1600 с.

4. Мерфи Г. Американский город. – М., 1970.

5. Мустафин М.Р., Хузеев Р.Г. Все о Татарстане. - Казань: Таткнигоиздат, 1992. - 175 с.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Схема.2. Структура организации русской православной церкви | Экстерналии и их виды.

Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 75;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.034 сек.