ИЛЬИН ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ - религиозный философ, правовед


(1883-1954гг.)

… Человек может быть и должен быть религиозно самостоятельным везде и в браке, и в семье, и в приходе, и в церкви. Потому что духовная свобода и религиозная самостоятельность отнюдь не исключают ни общения, ни единения людей. Напротив, истинное духовное единение возможно именно там, где каждый человек стоит духовно и религиозно на собственных ногах, т. е. носит в себе самом живые источники духовного опыта и религиозной веры. Там, где этого нет, там единение не будет на настоящей высоте; а это значит, что там необходимо стремиться к этой личной самостоятельности и внутренней свободе людей. Вот почему духовная свобода и религиозная самостоятельность людей отнюдь не исключают воспитания и преподавания. Напротив, всякий, не доросший до этой свободы, должен быть воспитан к ней, и всякий, не имеющий религиозной самостоятельности, поступит правильно, если начнет учиться ей у тех, кто ее уже достиг. Было бы величайшей ошибкой, если бы кто-нибудь, ссылаясь на свободу и автономию духа, потребовал, напр., отмены преподавания Закона Божия для детей и Богословия для взрослых. Ведь самостоятельности надо еще научиться!.. Люди держатся на ногах сами и ходят самостоятельно, однако сначала их учат ходить... И кто захотел бы не учить своих детей ходить, а предоставил им свободу ползанья на четвереньках? И точно так же люди читают, считают и рассуждают свободно и самодеятельно, однако сначала их учат этому в порядке обязательном и авторитетном... Кто согласился бы оставить своих детей малограмотными дикарями во имя духовной автономии? И вот, подобно этому, человек, владеющий духовным опытом и религиозным видением, призван и обязан преподавать другим свою способность и власть. Свободу духа нельзя истолковывать как свободу от духа. Свобода богосозерцания не есть религиозная слепота. И если внешняя свобода духа ("не заставляй, не запрещай"...) отрицает что-нибудь, то лишь насилие, принуждение, угрозу и подкуп как средство влиять на религиозную веру людей, но она отнюдь не отрицает ни духовного воспитания, ни религиозного преподавания.

…Свобода не есть свобода духовного растления. Всякая соблазнительная и разлагающая пропаганда безбожия и противодуховности есть не что иное, как систематическая работа над выкалыванием духовных очей у людей наивных и доверчивых.

Акт духовного опыта, духовной любви и веры своеобразно слагается и вынашивается народами на протяжении столетий.…

Путь духовного обновления. - М., Русская книга, 1996.

Вопросы, упражнения для закрепления учебного материала

1. Ответьте на вопросы:

1. Как соотносятся между собой свобода и нравственный закон?

2. Почему именно стыд, жалость и благоговение составляют триединую основу нравственной жизни людей?

3. Как возможно нравственное совершенствование и вообще самосовершенствование человека?

4. Каков путь постижения добра?

5. Каков смысл суждения "человек должен обладать свободный быть безнравственным"?

6. Что понимает Аристотель под нравственными устоями?

7. Почему нравственный закон неизбежно приобретает форму категорического императива?

8. Как согласуются свобода и причинность человеческих поступков в этике Канта?

  1. Что управляет вселенной, по мнению Д.Дидро?
  2. С чем Д.Дидро сравнивает добродетель?

11. Проблема ценностей в понимании Ф. Ницше.

12. Как соотносит И.Ильин духовную свободу и религиозную веру?

2. Таблица 19. Представьте классификацию ценностей в форме таблицы:

 

Виды ценностей  
По содержанию По форме бытия По субъекту – носителю
               
               

2. Напишите эссе по одной из предложенных тем:

-«Жить так, чтобы не было в жизни смысла – вот что становится теперь смыслом жизни...» (Ф. Ницше).

-«..искать бога в храмах – бессмысленно; найти бога можно только в себе»

-( Л.Н. Толстой).

-«Добром мы называем то, что способно вызвать или увеличить наше удовольствие» (Дж. Локк).

-«Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды» (Цицерон).

-«Совесть у большинства людей - не более как боязнь мнения других» (Д. Тэйлор).

Таблица 20. Определите, в чем видели источник ценностей представители разных направлений. Заполните таблицу.

 

Направление Источник ценностей
Материализм  
Марксизм  
Неокантианство  
Феноменологическая этика (М. Шелер)  

 

 

Таблица 21. Уточните, какие определения ценностей давали разные философы. Установите соответствие в таблице. Сравните их. Кто, на ваш взгляд, дает более полное определение.

 

1. В качестве высших ценностей он рассматривал истину, благо, красоту и святость как вневременные и внеисторические принципы, которыми руководствуется человек М. Шелер
2. Ценности есть средство функционирования социальных институтов Виндельбанд
3. Ценности есть способ бытия культуры Т. Парсонс
4. Нравственным (а, следовательно, и ценным) является все то, что отвечает интересам пролетариата. Г. Риккерт
5. Основными ценностями он считал истину, безличную святость, нравственность, счастье и личную святость. Эти ценности образуют "потустороннее бытие", которое постигается лишь религиозной верой. М. Вебер

 

Таблица 22. В истории существования человечества и определении смысла его бытия выделяется несколько основных подходов. Определите соответствие.

 

№п/п Содержание проблемы Название подхода
Смысл жизни нет вообще. Волюнтаристский
Смысл жизни как средство реализации какой-либо значимой цели. Натуралистический
Есть высшая инстанция, которая предопределяет человеку его прошлое, настоящее и будущее, его судьбу. Истинный смысл жизни заключался в том, чтобы постичь свое предопределение и последовательно реализовывать предустановленное свыше.   Фаталистический  
Общего, единственного для всех людей смысла жизни нет, каждый имеет свой неповторимый путь жизни и должен жить на радость себе. В лучшем случае смысл жизни можно рассматривать как следование биологически запрограммированным влечениям и инстинктам. Аксиологический
Смысл жизни в безграничной свободе ницшеанского толка, либо во внутренней независимости индивида от нивелирующего влияния общества Функционалистский

Тематика рефератов

  1. Буддизм. Система ценностей
  2. Христианство. Система ценностей.
  3. Индуизм. Система ценностей.
  4. Ислам. Система ценностей.
  5. Система эстетических ценностей.
  6. Нравственность как высшая ценность человечества.

 

Список литературы

Первоисточники

1. Дидро Д. Избранные философские произведения. - М., 1996.

2. Ильин И.А.Путь духовного обновления. -М.: Русская книга, 1996.

3. Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом //Сочинения в 2-х т., -Т.2. - М.:Мысль,1990.

4. Риккерт Г. О системе ценностей // Риккерт Г. Наука о природе и науки о культуре. - М., 1998.

5. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности. - М.: Логос, 1992.

6. Соловьев В. С.Оправдание добра. Нравственная философия.-М.: Академический проект, 2010. -672с.

7. Федоров Н.Ф. Сочинения. - М., 1992.

8. Шопенгауэр А. Этика //Избранные произв. В 2-х т.- Т.1. -М., 1997.

9. Юм Д. Сочинения: В 2-х т. - Т. 1. - М., 1998.

 

 

Основная литература

  1. Алексеев П.Р., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, ТК Велби, 2003.
  2. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. Ч.1. –М.:МГУ, 2003.
  3. Вальяно М.В.Философия: Учебник. — М.: Издательство «Дело и Сервис». - 2003.
  4. Катаева О. В. Философия. Учебное пособие. –Ростов н/Д.: Феникс, 2010.- 384с.
  5. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование. - М.: Филол. о-во "СЛОВО": ООО "Изд-во "ЭКСМО"", 2003. - 672 с.
  6. Краткий философский словарь/ Под ред. А.П. Алексеева. – 2-е изд. перераб., доп. – М.: Проспект, ТК Велби, 2010.- 492с.
  7. Родчанин Е. Г., Колесников В. И.Философия для технических вузов (исторический и систематический курс). –М.: Издательский дом Дашков и К., 2007. -431с.
  8. Спиркин А. Г.Философия : Учебное пособие для вузов – М.: Юрайт-Издат, 2010.- 832с.
  9. Философия: Учебник /Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002. - 655 с.
  10. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений./Отв. ред. В. П . Кохановский.-Изд.19-е.–Ростов н/Д.: Феникс, 2009.- 575с.
  11. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. Сост. А.Р. Абдуллин. – Уфа, 2003. – 439 с.

 

 

Дополнительная литература

 

  1. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2001.
  2. Гуревич П.С. Философия человека. – М.: ИФРАН, 2001. – Ч.2.
  3. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986.
  4. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян //Социс. -1996.- №5.
  5. Пирогова Ю.С. Ценностные ориентации населения региона: эмпирический и теоретический анализ. - Тюмень: Вектор Бук, 2003.
  6. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992.
  7. Супрун В.И. Наука и ценности. - Новосибирск, 1987.
  8. Швейцер А. Культура и этика. - М.: Прогресс, 1993.

Тема 9. Гносеология и эпистемология. Сознание и познание. – 4ч.

 

1. Сознание, самосознание, личность.

2. Познание, творчество, практика.

3. Вера и знание.

4. Понимание и объяснение.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое познание и знание?

2. Назовите концепции происхождения и сущности сознания.

3. Дайте оценку концепций З. Фрейда на природу сознания.

4. Произведите анализ структуры общественного сознания.

5. Укажите специфику, особенности каждой формы сознания.

6. Проанализируйте взаимосвязь и взаимодействие общественного и индивидуального сознания.

7. Проблема сознания в истории философии.

8. Структура общественного сознания.

9. Общественное и индивидуальное сознание.

10. Охарактеризуйте процесс познания и его элементы.

11. Назовите основные этапы разработки проблем познания в истории философии

 

 

Тексты для анализа



Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 124;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.015 сек.