Особенности уголовной ответственности лиц с психическими аномалиями, не исключающими вменяемости


Весьма распространенным явлением, в особенности за последние годы, становится совершение преступлений в состоянии опьянения. Неслучайным, представляется то обстоятельство, что по данным ГИЦ МВД РФ в состоянии опьянения совершается около 89 % хулиганств, 65 % убийств, 72 % преступлений против здоровья. Алкоголь и иные одурманивающие вещества непосредственным образом воздействуют на сознание человека, толкая его на самые неожиданные, труднообъяснимые, с позиций разума, поступки. В результате ослабления самоконтроля, нарушения мышления, действия пьяного человека резко отличаются от его обычного поведения. Для такого состояния являются характерными повышенная возбудимость, агрессивность, а также неадекватность поведения. В силу этого на стадии предварительного следствия или судебного рассмотрения некоторые лица, совершившие преступления в состоянии опьянения, ссылаются на то, что они не помнят момента осуществления общественно опасных действий или бездействия, не осознавали характера совершаемого деяния, ставя на этом основании вопрос о вменяемости в это время.

В современном российском уголовном законодательстве впервые регулируется вопрос об уголовной ответственности лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости. В соответствии со ст. 22 УК РФ вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности. При этом психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.

Как усматривается из содержания ст. 22 УК РФ, законодатель закрепляет положение, которое длительное время вызывало споры в теории и на практике, - норму об ограниченной или уменьшенной вменяемости. Так, ограниченно вменяемым считается "вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими". То есть ограниченно вменяемые лица страдают психическими расстройствами, ведущими к уменьшению степени осознания и контроля своих действий, но сохранившиеся уровни контроля и возможности отдавать отчет в своих действиях вполне достаточны для признания их вменяемыми.

Термины "ограниченная вменяемость" или "уменьшенная вменяемость", несмотря на широкое применение в специальной литературе для обозначения психических расстройств, предусмотренных ст. 22 УК РФ, в уголовном законодательстве отсутствуют. Поэтому их использование в экспертных заключениях и иных процессуальных документах без соответствующих разъяснений недопустимо.

Длительное время считалось, что вменяемость не имеет степеней: она либо есть, либо ее нет. Однако с появлением в законодательстве ст. 22 УК РФ вменяемость, как и вина, соучастие и тому подобное, стала иметь отдельные степени - вменяемость и ограниченную вменяемость. Некоторые авторы считают, что "новая для российской современной уголовно-правовой системы ст. 22 УК предусматривает весьма оригинальную фигуру, которая в правоприменительной практике должна рассматриваться как субъект преступления, но обладающий специальными свойствами. По существу, это третье лицо в уголовном праве, способное совершить общественно опасное деяние: наряду с вменяемым, подлежащим уголовной ответственности, и невменяемым, уголовной ответственности не подлежащим, появилось занимающее промежуточное положение лицо с психическим расстройством, не исключающим вменяемости и, как таковое, подлежащее уголовной ответственности, что и отмечается в ч. 1 ст. 22 УК РФ"[11]. Однако вряд ли есть основания выделять наравне с вменяемыми и невменяемыми лицо с психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Необходимо точно понимать, что есть вменяемые и невменяемые лица, все остальные состояния психики - всего лишь разновидности вменяемости или невменяемости.

Так, лицо, характеризующееся ограниченной вменяемостью, является вменяемым со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями. При выявлении уменьшенной вменяемости лицо признается вменяемым, подлежащим уголовной ответственности, а факт психического расстройства учитывается судом в совокупности с другими обстоятельствами дела. Причем факт такого психического расстройства даже не связывается законодателем с обязательным смягчением наказания лицу, совершившему преступление. Согласно ч. 2 ст. 22 УК РФ "психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера". Закон дает право суду, но не обязывает его в случае обнаружения такого расстройства психики смягчить наказание. Именно поэтому среди смягчающих обстоятельств, перечисленных в ст. 61 УК РФ, данное обстоятельство напрямую не указывается.

Однако в пределах санкции ч. 2 ст. 61 УК РФ психическое расстройство виновного, не исключающего его вменяемости, может быть отнесено судом к числу обстоятельств, смягчающих наказание. Причем законодатель подразумевает смягчение, а не усиление меры воздействия. При исключительных обстоятельствах может быть назначено более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК РФ). Степень влияния данного фактора на наказание определяется степенью расстройства психики виновного, выраженной в возможность осмысления общественной опасности деяния или управляемости поведением. В случае если виновный сам вызвал такое состояние с целью совершения преступления (например, для облегчения его совершения), смягчение наказания не производится.

Согласно ч. 1 ст. 22 УК РФ, лицо с психическим расстройством, не исключающим вменяемости, совершает именно преступление. Следовательно, помимо вменяемости предполагается и вина субъекта и все другие признаки состава преступления.

Анализ ст. 22 УК как одного из главных признаков любого преступления РФ позволяет выделить два критерия ограниченной вменяемости - юридический и медицинский. Медицинский критерий "ограниченной" вменяемости состоит в наличии у лица в момент совершения преступления определенного психического расстройства, а юридический критерий - лицо не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Юридический критерий характеризуется, во-первых, интеллектуальным признаком, т.е. невозможностью в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или бездействия, во-вторых, волевым признаком, т.е. невозможностью в полной мере руководить своими поведенческими реакциями. И опять же, как в случае с юридическим критерием невменяемости, для признания лица ограниченно вменяемым не требуется совокупности интеллектуального и волевого признаков, достаточно одного из них, если он обусловлен психическим расстройством.

При этом следует обратить внимание на то, что субъект может иметь психическое расстройство, но в момент совершения преступления оно не сыграло никакой роли.

Вопрос о наличии юридического критерия психических расстройств, не исключающих вменяемости (точно так же, как и в случае установления невменяемости), напрямую зависит от наличия медицинского критерия. Эту связь законодатель выразил словосочетанием "в силу психического расстройства", определив в ст. 22 УК РФ, что вменяемое лицо подлежит уголовной ответственности, если "во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими".

По поводу медицинского критерия длительное время велись споры, так как считалось, что медицинские границы ограниченного и полного вменения, а также невменения не поддаются анализу и являются неизвестными.

Действительно, у лиц, подпадающих под действие ст. 22 УК РФ, и у лиц, признанных невменяемыми, имеется один общий признак - наличие во время совершения деяния психического расстройства. Однако по степени влияния на состояние психики человека, способностью осознанно принимать решения и руководить своим поведением они резко отличаются. Это принципиальное отличие невменяемого от лица с психическим расстройством, не исключающим вменяемость. Психическое расстройство вменяемого лица в отличие от расстройства, характерного для невменяемых, не носит патологического характера, т.е. не является болезнью. Поэтому иногда такие состояния психики называют психическими аномалиями.

Психическая патология, характерная для невменяемых, расстраивает психику таким образом, что лицо вообще не способно сознавать общественно опасный характер своих действий или руководить ими. Действия невменяемого лишь внешне напоминают поступки обычного человека, их отличает невозможность осознавать характер и опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. То есть невменяемый не понимает, что делает, а если и понимает, то не может себя остановить.

Исходя из медицинских критериев, к психическим расстройствам, не исключающим вменяемости, следует относить аномалии психики, которые не являются психической болезнью и характеризуются дисбалансом сил возбуждения и торможения. В литературе принято подразделять их на аномальные состояния и аномальные процессы[12]. Аномальные состояния определяются относительным постоянством психофизиологических реакций, в отличие от них процессы носят временный, непостоянный характер и зависят от определенных биологических факторов.

Психические расстройства, не исключающие вменяемости, очень разнообразны и могут быть вызваны различными обстоятельствами. Поэтому законодатель ушел от метода их перечисления, лишь обозначив суть. Укажем некоторые из тех расстройств, которые наиболее полно изучены и часто встречаются в практике применения ст. 22 УК РФ.

По мнению Н. Иванова, И. Брыка, к психическим расстройствам, не исключающим вменяемости, следует относить некоторые типы характера, которые психологи называют крайними, - холерический и меланхолический.

Холерический тип характеризуется как безудержный, отличающийся быстротой движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Этому темпераменту свойственно преобладание возбуждения над торможением. Это проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность. На этой почве часто создаются конфликтные ситуации. Повышенная импульсивность холерика приводит к тому, что он совершает действия в какой-то мере произвольно за счет уменьшения сознательной составляющей регулирования поведения.

Меланхолик, напротив, характеризуется преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения, отчего ему свойственна пониженная активность, медлительность, замкнутость, депрессивность. Такие лица чаще всего, совершая преступления, не могут в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своего бездействия либо руководить ими.

Сюда же следует отнести олигофрению, психопатию, остаточные явления органического поражения центральной нервной системы травматической этиологии, иные пограничные состояния, не исключающие вменяемости, но влияющие на способность субъекта к познавательной деятельности и принятию решений.

В литературе к психическим расстройствам, не исключающим вменяемости, по признаку дисбаланса процессов возбуждения и торможения относят и различного рода деформации характера. Так, например, истерический тип характеризуется эгоцентризмом, внушаемостью, театральностью, что сближает его характерологические особенности с чертами истерика.

Психические расстройства, не исключающие вменяемости, могут влиять на квалификацию преступления, только если они указаны в диспозиции соответствующей статьи Особенной части УК. В этом случае они приобретают качественно иную правовую природу и не учитываются для смягчения наказания в пределах санкции статьи.

Суд вправе назначить принудительные меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра не вместо, а наряду с уголовным наказанием (см. ч. 2 ст. 99 УК РФ), если лица осуждены за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждаются в лечении, например, психических расстройств.

Уменьшенная вменяемость (ст. 22 УК РФ) отграничивается от возрастной невменяемости (ст. 20 УК РФ) тем, что в случае последней лицо еще не достигло на момент совершения деяния совершеннолетия, а отставание в психическом развитии не связано с психическим расстройством.

 



Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 195;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.