Влияние уровня и характера культуры на сознание предпринимателя
Кросс-культурный - основанный на сравнении убеждений, установок различных культурных групп и национальностей.
В культурах с высоким уровнем мотивации, личный успех, свобода и инициатива ассоциируются с работой и учебой.
В культурах со средней и слабовыраженной мотивацией преимущественными сферами свободы считаются игра, досуг и семейная жизнь.
Важное значение имеет степень потребности в аффилиации, т.е. в принадлежности к общности, группе: «там, где успех мыслится как индивидуальное достижение, потребность в самореализации неизбежно предполагает соревновательность и разобщенность. Там, где желаемая цель может быть коллективной, групповой, потребность в достижении укрепляется групповой солидарностью и реализуется в корпоративном поведении».
При сравнении различных культур можно заметить изменение содержательной наполненности мотивации достижения, интенсивность и степень выраженности. Д. Мак-Клелланд связывал культуру с активностью и успешностью экономического поведения представителей данной культуры.
Помимо содержания мотивации достижения и индекса ее силы учитывается ее место в иерархии других социокультурных ценностей, так как «в условиях одного социально-исторического образа жизни ведущей мотивацией может стать стремление к власти, а в условиях другой культуры - стремление к поиску смысла жизни». В одних культурах преобладает мотив богатства, накопления, материального успеха за счет индивидуального упорного труда в условиях жесткой конкуренции, а в других отсутствует выраженное стремление к материальному накоплению, к долгосрочным инвестициям, успех мыслится как результат взаимной деятельности группы и общности.
Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.
В одних культурах преобладает мотив богатства, накопления, материального успеха за счет индивидуального упорного труда в условиях жесткой конкуренции, а в других отсутствует выраженное стремление к материальному накоплению, к долгосрочным инвестициям, успех мыслится как результат взаимной деятельности группы и общности.
Для отечественного культурного пространства на момент вхождения в свободный рынок, по мнению А.В. Бояренцевой, характерна потребительски-престижная ориентация потребности в достижении, лишенная трудового и творческого компонентов, выраженного индивидуального характера, растворенная в уравнительных притязаниях и неоднозначная по отношению к мотиву богатства и накопления.
Осваивая экономическую реальность, человек приобретает не нейтральные знания и навыки, а этически заряженные представления. Исследователи проанализировали наиболее распространенные принципы, укоренившиеся в сознании и поведении людей разных народов, и обнаружили нечто их объединяющее. Моральные заповеди, повелевающие добывать хлеб трудом, не красть чужого, не завидовать неправедному богатству, помогать ближнему своему можно встретить во многих сказках, мифах, песнях южан и северян, жителей западного и восточного полушарий. Жадность, хвастовство богатством - самые страшные пороки, которые всегда посрамляются и наказываются в сказках.
Таким образом, у личности формируется модель экономического сознания, включающая способы достижения результаты деятельности, мотивы деятельности. Человек выбирает для себя существующий в культуре и близкий ему тип экономического поведения, в его ценностной структуре занимает место потребность в достижении, имеющая определенную интенсивность и направленность. От свойственного данной культуре нормативного канона человека зависит специфика стиля экономической социализации, экономического воспитания, реализуемого на уровне семьи, а позднее - на уровне других институтов социализации.
А.В. Бояренцева отмечает, что наличие в культуре определенной модели идеальной личности, достигающей экономического успеха предписанным способом, не означает отсутствия в ней альтернативных типов экономического поведения. При позитивной этической наполненности каждой из ориентаций их совокупность позволяет нормально функционировать экономическому механизму общества. При деструктивной этической наполненности, а также в случае преобладания мотива денег в мотивационной структуре ориентации личности превращаются в жажду потребления, эксплуатации и стяжательства.
В европейской культуре ХУШ-Х1Х вв., как отмечает А.В. Бояренцева, в качестве преобладающего поведения в этико-экономических представлениях, существовал «накопительский» (сберегающий) стиль экономического поведения, требующий от личности определенных качеств:
честности;
трудолюбия;
самоотречения ради дела наряду с высоким мастерством и рациональными способами организации производства.
В народных сказках имущий богач всегда хуже, глупее «умеющего» бедняка. Умеющий - соавтор природы, ее поверенный, ему служат солнце, ветер и воды, звери и птицы, вещи и машины. Труженику всегда известна подлинная стоимость продукта, товара, как они достаются их создателям, насколько от них зависит жизненное благополучие людей.
Пуританская этика с ее принципом «трудом добиваться успеха» как основанием добродетельности поддерживала чувство безопасности и придавала жизни определенный смысл, а также поддерживала религиозное чувство исполнения долга. Это сочетание стабильности мира, стабильности состояния и твердости этических принципов вселяло в представителей среднего класса чувство сопричастности с народом, самоуверенности и гордости.
Экономическая культура формировала у развивающейся личности представление об успехе как об автоматическом результате искренности, порядочности и честности, выполнения обязательств в предпринимательстве. А.В. Бояренцева выделяет и другие стили экономического поведения:
«стяжательский» стиль, в котором акцент делался не на сохранение и экономию средств с целью их рационально-продуктивного вложения в расширение и совершенствование дела, а на неограниченное личное накопление и стремление к максимальному потребительскому комфорту и стабильности, на консервативное противостояние изменениям й инновациям, чего бы они ни касались - уровня прибыли, круга клиентов, технологии или рынков сбыта (вспомним строчку из А.С. Пушкина: «Там царь Кащей над златом чахнет»);
«эксплуатирующий» стиль с его девизом: «что мне нужно, то я отбираю», когда провозглашалось право силы, а порядочность и самоотречение ради дела считалось слабостью, размышление - занятием трусов, а рационализации ведения дела противопоставлялась голая эксплуатация ресурсов («Сказка о попе и о работнике его Балде»);
«торгово-меновой» стиль, ведущий отсчет от древних времен и до рыночных отношений, когда целью было - приобрести подешевле, а продать или поменять подороже, руководствуется девизом: «не обманешь - не продашь» (данный стиль поведения отчетливо прослеживается в русских социально-бытовых сказках: «Хитрый мужик», «Дележ гуся», «Разбойник-купец»).
С наступлением XX в. на Западе формируется новая модель экономического поведения, ознаменовавшаяся, по мнению Э. Фромма, появлением наряду с товарным рынком «личностного» рынка, т.е.:
умения подать себя;
привлечь к себе внимание;
быть бодрым;
крепким;
энергичным;
честолюбивым.
Э. Фромм полагает, что «хотя соотношение мастерства и человеческих качеств, с одной стороны, и личности - с другой стороны, как необходимых условий успеха, изменчиво, личностный фактор всегда играет решающую роль».
Дата добавления: 2022-07-20; просмотров: 106;