БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - русский философ (1874-1948гг.)
О природе творчества. В Евангелии постоянно говорится о плоде, который должен принести семя, когда оно падает на добрую почву, о талантах, данных человеку, которые должны быть возвращены с приростом. Это Христос прикровенно, в притчах, говорит о творчестве человека, об его творческом призвании. Зарывание даров в землю, т.е. отсутствие творчества, осуждено Христом. Все учение Ап. Павла о различных дарах человека есть учение о творческом призвании человека. Дары даны от Бога, и они указывают на творческое призвание. И дары эти разные, каждый призван к творческому служению согласно особому данному ему дару... Творчество есть всегда прирост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире. И проблема творчества есть проблема о том, возможно ли новое, небывшее. Творчество по самому существу своему есть творчество из ничего. Ничто стало тем-то, небытие стало бытием. Творчество предполагает небытие, подобно тому как у Гегеля становление предполагает небытие. Творчество, подобно платоновскому Эросу, есть дитя бедности и богатства, ущербности и избытка сил. Творчество связано с грехом и вместе с тем оно жертвенно. В подлинном творчестве всегда есть катарсис, очищение, освобождение духа от душевно-телесной стихии или одоление душевно-телесной стихии духом... Творчество человека предполагает три элемента — элемент свободы, благодаря которой только и возможно творчество нового и небывшего, элемент дара и связанного с ним назначения и элемент сотворенного уже мира, в котором и совершается творческий акт и в котором он берет себе материалы. Человек не сам виновник своего дара и своего гения. Он получил его от Бога и потому чувствует себя в руке Божьей, орудием Божьего дела в мире. Нет ничего более смешного и жалкого, как гордиться своим гением. Гордиться еще можно было бы своей святостью, но не своим гением.
В творчестве есть две разные стороны, два разных акта, и в зависимости от того, на какой стороне творчества мы сосредоточиваемся, мы разно описываем творчество. В творчестве есть внутренняя и внешняя сторона. Есть первоначальный творческий акт, в котором человек как бы стоит перед лицом Божьим, и есть вторичный творческий акт, в котором он как бы стоит перед лицом людей и мира. Есть первичная творческая интуиция, творческий замысел художника, когда ему звучит симфония, предстоит живописный образ или образ поэтический, внутреннее, не выраженное еще открытие и изобретение, внутренний творческий акт любви к человеку, тоже ни в чем еще не выраженной. В этом творческом акте человек стоит перед Богом и не занят еще реализацией в мире и для людей. Если мне дано познание, то познание это прежде всего не есть написанная мною книга и не есть формулированное для людей научное открытие, входящее в круг человеческой культуры. Это есть прежде всего мое внутреннее познание, еще неведомое миру и не выраженное для мира, сокровенное. И это только есть настоящее первородное познание, настоящая моя философия, когда я стою лицом к лицу перед тайной бытия. Потом наступает вторичный творческий акт, связанный с тем, что человек есть существо социальное, реализация продуктов творчества. Пишется книга. И тут является то, что в творчестве называется мастерством, искусством. Первичный творческий акт совсем не является искусством. Искусство вторично, и в нем творческий огонь охлаждается. Всякое искусство подчинено закону, и в нем действует благодать и свобода, как в первичном творческом акте. ... Нравственная жизнь должна быть верным творчеством, свободным и огненным, т.е. вечной юностью и девственностью духа. Она должна покоиться на первородных интуициях, в которых человек свободен от окружений и наслоений жизни, парализующих свободу его нравственных суждений. Но в действительности трудно прорваться до этой юности духа. Большая часть нравственных суждений и актов вытекает не из этого первоисточника. И этика творчества не есть этика развития, этика творчества есть этика юности и девственности духа, этика, почерпнутая из огненного первоисточника жизни, из стихии свободы.
Бердяев Н. А. О назначении человека. - М; 1993.- С. 117-124.
Вопросы к текстам
1. Сопоставьте утверждение Гераклита о том, что космос «был, есть и будет» с утверждением Парменида, гласящем: то, что «есть», не «было» и не «будет». Какой смысл каждый автор вкладывает в свою характеристику существующего?
- Перечислите «приметы» бытия по Пармениду?
- В чем заключается стремление к знанию людей по Аристотелю?
4. Что, по мнению Августина Аврелия, является философией?
5. В чем особенность христианского понимания бытия?
6. Дайте анализ доказательств бытия Бога в философии Фомы Аквинского.
7. Что означает абсолютная максимальность по Н. Кузанскому?
- Какое место в науке Ф. Бэкон отводит опыту?
- Что нового вносит в развитие философии И.Фихте?
- В чем состояла критика К. Марксом материализма Фейербаха?
- Как рассматривает Ф. Ницше «волю к власти»?
- В чем сущность и специфика психоаналитической концепции человека З. Фрейда?
- Как В.Соловьев решает проблему отношения между нравственностью и правом?
Вопросы, упражнения для закрепления учебного материала
1. Ответьте на вопросы:
- Как следует понимать известное высказывание Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую»?
- Мышление порождает бытие моего тела.
- Бытие мышления более достоверно, чем бытие тела, природы.
- Мышление и чувственно воспринимаемый нами мир реальны и достоверны.
- Как Н. Бердяев рассматривает проблему творчества?
- Каковы национальные особенности русской философии?
- Как формировалась русская религиозная философия?
- Определите основную идею философии Всеединства В. Соловьева.
2. Проанализируйте приведенные ниже различные направления, школы, концепции в философии и укажите какие из них вели (ведут) друг против друга идейную борьбу. Выпишите их в два столбца:
метафизический материализм; объективный идеализм; диалектика; субъективный идеализм; метафизика; диалектический материализм; агностицизм; рационализм; концепция познаваемости мира; эмпиризм; иррационализм.
Таблица 4. Изучив основные направления философии средневековья, номинализм и реализм, впишите в таблицу имена их представителей.
Реалисты | Номиналисты | ||
Крайний реализм | Умеренный реализм | Крайний номинализм | Умеренный номинализм |
Представители реализма и номинализма: Фома Аквинский, Уильям Оккам, Ансельм Кентерберийский, Росцеллин, Пьер Абеляр, Дунс Скот, члены Шартрской и Сен-Викторской школ.
Таблица 5. Выделив важнейшие новации в философии Нового времени,
Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 131;