Основные принципы неокантианской социологии. Понятийный аппарат. Методы. Главные проблемы
Неокантианство в русской социологии получило свое развитие в русле баденской (или фрейбургской) школы, принципы которой были разработаны профессорами Фрейбургского университета в Германии Г. Риккертом и В. Виндельбандом. Обоснование новых подходов к процессам научного познания они начали с того, что все науки разделили на две крупных категории — науки о природе и науки о культуре — и, в соответствии с этим разделением, все виды познавательной деятельности отнесли, согласно предложенной ими терминологии, к номотетическим (естественнонаучное познание) и идиографическим (социальное познание). Принципиальное отличие социального познания они видели в уникальности и неповторимости изучаемого объекта. Этим определялась и главная задача неокантианской методологии: поиск таких средств, которые могли бы сделать индивидуальное доступным пониманию. Предложенный новый подход в науках о культуре основывался на установлении отношения индивидуального к ценностям.
Баденская школа с ее социально-гуманитарной ориентацией во многом способствовала развитию в России своих оригинальных теорий, в которых получали осмысление события общественно-политической и культурной жизни страны, ее история. Общим для развития западноевропейской и российской неокантианской мысли было следование единым принципам во взгляде на изучение общества и приоритет, который отдавался теоретическим и методологическим аспектам социологических исследований. При этом исключительное внимание обращалось на гносеологию как область реализации сознательной установки на активный поиск новых средств анализа социальных явлений.
Основной пафос нового направления в социологии состоял в убеждении, что социологию необходимо вывести из того тупика, в который ее завел позитивизм с его верой в универсальные возможности естественнонаучной методологии. С этой целью резкой критике были, прежде всего, подвергнуты провозглашенные Коптом и Спенсером принципы изучения исторического процесса: описательность методов традиционной историографии, взгляд на историю как на цепь событий, инициируемых выдающимися личностями. В России признаки такого рода критицизма зарождались в недрах самого позитивизма, где, начиная уже с трудов Лаврова, Михайловского, Кареева, были сильны традиции критики социал-дарвинизма. В контексте этой критики зарождались ростки ценностного подхода, что с особой очевидностью проявилось в отечественной философии истории, прежде всею в значительно опережавших западную социальную мысль фундаментальных исследованиях Кареева. Знание этих истоков крайне важно для понимания специфики русской школы неокантианской социологии.
Реализация исследовательской программы, намеченной неокантианским течением в социологии России, сопровождалась дискуссией, в центре которой были вопрос о сущности исторической теории и метода и выяснение возможности превращения истории, в строгую науку. Ключевым понятием методологии становится категория долженствования, которая призвана выражать явление абсолютно самостоятельное, не зависящее от каких-либо социально-исторических факторов. Новгородцев определял категорию долженствования как средство решения нравственной проблемы на основе «априорных указаний нравственного сознания».
Предмет и задачи социологии получают новое определение, будучи поставлены в связь с исследованием закономерностей психической деятельности и выявлением особого рода отношений - психической причинности и необходимости. Наполняется новым содержанием одно из основных понятий социологии — категория исторического прогресса.
Неокантианская школа в социологии стала не только крупным научным событием. Она составила часть всей общественной и культурной жизни страны, отразив в себе социокультурный и интеллектуальный запрос целой исторической эпохи. Идеи неокантианства проповедовали наиболее авторитетные научные силы России тех лет, среди которых ведущая роль принадлежала ученым-правоведам. Понять во всей полноте и масштабности это интереснейшее явление русской культуры можно лишь с учетом всей сложившейся в стране к началу XX века общественно-политической ситуации, особой духовной атмосферы, а также событий, происходивших в других государствах и оказывавших влияние на российскую жизнь. Общеевропейский кризис культуры отозвался в России явственным ощущением необходимости перемен и усилением интереса к общественным наукам, и особенно к проблемам теории и истории права. Утрата веры в прежние идеалы сопровождалась отказом от моделей будущего, создававшихся на рационалистической основе. Социальная мысль начинала переориентироваться с общества в целом на человека, на внутренний мир личности. Новая предметная ориентация социального знания была следствием и отражением происходившего в это время активною поиска путей и средств совершенствования общественных отношений.
В это же время начинают подвергаться пересмотру мировоззренческие основания научного мышления. Разочарование в рационалистских моделях будущего и переориентация социальной мысли с общества на отдельную личность, человека с его внутренним миром, сопровождались призывами к восстановлению в своих правах философии и возвращению прежнего статуса теории познания. В методологии идет вытеснение объективного метода и замена его ценностным подходом. В европейской мысли в этот период формируются новые направления: философия жизни, интуитивизм, персонализм и др. В России набирает силу умственное движение интеллигенции, объединившейся под лозунгом борьбы за идеализм. Главная цель этого движения формулировалась в виде требования укрепления авторитета духовности, понимаемого как власть души, морали и свободы воли. Ведущими темами социальных исследований становятся обновление правовых отношений и правовая личность. Таким образом ученые-правоведы заявили о себе как о главной духовной силе, претендующей на лидирующее положение в новом умственном движении века.
Став значительным явлением научной и культурной жизни России, неокантианство отразило в себе тот момент истории страны, когда перед лицом глубочайшего духовного кризиса интеллигенция, осознавая свою ответственность перед народом и историей, считала себя обязанной искать ответы на мучившие российское общество вопросы и прокладывать пути выхода из кризиса. Крупнейшие ученые начата 20 столетия, разделявшие идеи неокантианства, при всех различиях их частных интересов и конкретной тематики их исследований, были едины в своем отношении к праву как к процессу творческого созидания, в котором каждый индивид должен принимать духовно-деятельное участие и которое регулируется этическими запросами.
В центре внимания отечественных социологов неокантианского направления оказалось, таким образом, неудовлетворительное состояние правосознания в стране. Именно в этом они усматривали главную причину кризисных явлений. Роковое заблуждение российского общества, и, прежде всего, его наиболее сознательной части—интеллигенции, они видели в неразвитости правовых отношений, в наблюдаемых на каждом шагу искажениях правовой идеи, неизбежно порождающих правовой нигилизм. Показателем слабости правовой жизни были бытующие и обществе крайние точки зрения на право, в котором одни видели форму закрепления этического минимума, другие — лишь инструмент принуждения. Скептическое отношение (прежде всего в среде интеллигенции) к правовому государству, неверие в возможность последнего обеспечивать социальный прогресс, представление о правовых отношениях как якобы не связанных с нравственной жизнью — все это служило тормозом для нормального развития общества. Б. А. Кистяковский в связи с этим писал, что юристы не смогли оказать влияние на правосознание русской интеллигенции, и оно продолжало пребывать в притупленном состоянии. Причиной такой безысходности, считал ученый, было «застарелое зло»: отсутствие прочного правового порядка в обыденной жизни русского народа. Из этого следовал вывод, что недооценка роли правовых норм в общественной жизни есть результат искаженного представления о праве как социальном институте, непонимания того, что право по сути дела есть единственная дисциплинирующая социальная система и потому лишь благодаря наличию права возможно достижение социального порядка.
В своих исследованиях философско-этическихи психологических аспектов правовой деятельности представители неокантианства использовали ту часть учения И. Канта, в которой великий мыслитель прошлого показал, что трагедия человеческою духа с предельной остротой обнажается в сфере практической жизни. Именно здесь обнаруживается несовпадение чувств и стремлений индивидов с внешним ходом событий, когда на каждом шагу человек убеждается в недосягаемости полного соответствия между своим внутренним «Я» и окружающим миром вещей. Совершенный мир, как это убедительно доказал Кант,— всего лишь абстракция. Реальная жизнь далека от совершенства, в ней все изменчиво, разрозненно, суетно, преходяще. Парадоксальность ситуации, в которой оказывается человек, состоит в том, что только через изменчивое и преходящее он приобщается к абсолютному. Никаких других способов для этого нет.
Канту удалось обнаружить ту силу, которая помогает человеку выходить из трудных ситуаций, порождаемых двойственной природой сознания, свободного в собственной основе и связанного при этом внешними обстоятельствами. Не бесстрастные логические операции, а вдохновение и нравственный порыв — вот тот механизм, тот внутренний источник духа, в котором философ увидел чудеса и тайны не менее глубокие, чем тайны мироздания. Он показал, что именно внутри нас, в недрах сознания, в чувствах и стремлениях человека заключена самая несомненная истина. Поэтому-то, по глубокому убеждению Канта, приступая к изучению окружающего мира, человек должен начинать с познания себя. Представителям неокантианской школы были особенно близки поиски философом прочных оснований неотъемлемых элементов сознания, каковыми для Канта являлись нравственные, религиозные, этические переживания. В философском оправдании самобытности и независимости нравственно-религиозных исканий и их связи с сущностью человека последователи Канта увидели великое поучение, напоминание о том, что и высочайший сан, и власть, и гений — все это со временем исчезнет, рассыплется прахом. И лишь над великими словами не властно время. Таким великим словом стало для них учение Канта, этот, по словам Новгородцева, драгоценнейший светильник «для свободной веры нового свободного человека». Творческое отношение к философии своего великого предшественника неокантианцы выразили в форме девиза: «Понимать Канта это значит идти далее него».
5.3. Взаимоотношения между правом и нравственностью.
Ослабление в обществе доверия к силе права как основной показатель кризиса правосознания было предметом активного обсуждения в среде юристов разных поколений — от Б. Н. Чичерина до Л. И. Петражицкого. Впервые мысль об утверждении силы права и необходимости вытеснения ею господствовавшего в стране права силы была отчетливо сформулирована Вл. Соловьевым. Неокантианцы видели в этом огромную заслугу философа, поскольку таким образом он приблизился к обоснованию высшей задачи права: служить целям общественного прогресса и укреплению в обществе нравственных начал жизни. Подобный взгляд на институт права составляет необходимую основу для реализации главной функции государства, которая заключается не только в обеспечении нормального существования общества, но и в создании при этом таких условий, чтобы граждане страны могли, по выражению Новгородцева, жить «достойным или идеальным образом».
Государство, согласно неокантианским принципам, может и должно быть институтом, который направляет движение общества по пути к достижению идеального блага, ограничивая силы зла. Это есть то, что понимается под правовым государством. Заботой о создании такого государства было продиктовано обращение ученых к анализу нравственных основ социальной жизни и особенностей взаимоотношений между правом и нравственностью.
Интерес к нравственному сознанию в теориях русских неокантианцев был вызван, прежде всего, тем, что лишь оно одно, по их убеждению, способно верно определять направление социального развития. Причем, и это особо подчеркивал Новгородцев, нравственное сознание дает «не указания только, а категорические веления, не условные советы, а безусловные предписания». Откуда, как не из содержания нравственного сознания, черпает человек свои представления о том, что такое свобода или рабство, равенство или неравенство, право или произвол? Лишь с помощью нравственной оценки создается тот надежный теоретический фундамент, который позволяет судить историю и предусматривать возможные результаты социального развития. Нравственную же оценку вырабатывает школа естественного права в юриспруденции, основываясь на принципах моральной философии.
Опора на естественное право помогает осмысливать вечные устои морального сознания, важнейшие принципы которого составляют личность, свобода, справедливость и любовь. Естественное право ориентируется на те начала, которые питают прогрессирующее правосознание. Поэтому обращение к нему оберегает исследователя от «мелкой» практики и теоретической односторонности. В этом неокантианцы видели бесспорное преимущество своих взглядов перед позитивистской теорией общества с ее туманной социальной динамикой. Каждая эпоха, замечали они, приносит новый материал для размышлений, идеи же и идеалы остаются теми же. Следуя этой логике, представители неокантианства придают важное значение, особенно на переломных исторических этапах, очищению теории естественного права от заблуждений. Без такой работы, считают они, невозможно поставить незыблемые принципы естественного права на службу новым общественным задачам.
В трактовке естественного права неокантианская школа отступила от традиционного взгляда на него как на совокупность норм, устанавливаемых общественным договором. Для всех разделяющих идеи неокантианства, естественное право есть та неизменная, абсолютная ценность, которой обладает каждый человек с момента его рождения. В этом они продолжают развивать высказанную Вл. Соловьевым мысль о минимуме добра, гарантируемом от рождения
всем людям без исключения. В содержание этого минимума включается право индивида на обеспечение всем необходимым для нормального человеческого существования и, кроме того,— право на образование и право на защиту естественной среды обитания. В последнем случае подразумевается запрет на бесконтрольное вмешательство в природные процессы с корыстными целями со стороны кого бы то ни было.
Одним из непосредственных предшественников неокантианской школы в России в трактовке сущности права был Б. Н. Чичерин, который обратил внимание на неправомерность отношения к праву исключительно как к форме выражения соотношения сил и интересов, как к инструменту запрета и обвинения. Это положение послужило отправной точкой для дальнейшего анализа природы и назначения права в трудах многих авторов — от Новгородцева до В. Гессена. Чичерин, обративший внимание на недооценку этического аспекта права, настаивал на доскональном изучении природы и права, и нравственности как явлений, регламентирующих человеческое поведение. В противном случае, как считал он, у нас не было бы возможности судить о выполняемых ими социальных функциях. При этом, в отличие от Вл. Соловьева, он видел между ними не только количественные, но и глубокие качественные различия. В связи с этим Чичерин предложил различать два вида этики: этику справедливости и этику любви (добродетели). Это позволило уточнить выполняемые ими функции: прерогативу права составляет все то, что связано с установлением юридической справедливости, а к сфере нравственности он относил предписания воздавать каждому свое. Вся область нравственных отношений согласно такому подходу определяется законом любви, который повелевает человеку жертвовать собой ради ближнего.
Таким образом, Чичерин обратил внимание на те различия, которые коренятся в самой природе права и нравственности: юридический закон наделен принудительной силой, которая полностью отсутствует у нравственного закона. Право — это свобода, определяемая законом, нравственность — долг, подсказываемый человеку его нравственным чувством. Право регулирует массовое поведение людей в обществе, а нравственность воспитывает у каждой личности сознание долга, чувство ответственности. И, наконец, право помогает личности обрести уверенность в своей правомочности (выработать сознание правомочности), нравственность же ориентирует человека на самосовершенствование.
К исследованию права и нравственности первыми в России приступили Чичерин и Вл. Соловьев, взяв за основу кантовское понимание права как нормативно-этически значимого свода правил, вытекающих из идеи презумпции независимости каждого человека. Состояние же независимости трактуется Кантом как свобода, через понятие которой выражается главная идея его трансцендентальной этики — идея автономии личности. Согласно Канту, право и нравственность есть внутренне самостоятельные и в то же время взаимосвязанные явления. Русские последователи философа, развивая эти положения, подвергли замеченную Кантом взаимосвязь тщательному изучению. Это помогло им очистить естественное право от неверных толкований и вместе с этим обратиться к аргументации в пользу восстановления в правах философии. Все это постепенно подготавливало почву для разработки новых подходов к изучению личности, свободы, нравственного идеала, долженствования и ценности, понятий, которые в теориях неокантианцев наполнялись новым содержанием.
Большое значение в концепциях русского неокантианства придается проблеме отношений между личностью и государством, в которых определяющая роль отводится нравственной автономии личности. Здесь взгляды отечественных неокантианцев во многом совпадают с воззрениями русских религиозных философов начала XX века, провозгласивших борьбу за автономию личности и достижение личной свободы своим главным принципом. Этим определялась общность позиций обоих течений в их борьбе против философии и социологии позитивизма.
Под автономной личностью, реализующей в своей деятельности, в соответствии с абсолютным нравственным законом, общественный идеал, теоретики русского неокантианства имели в виду не нечто абстрактноеи обобщенное, а вполне конкретную личность, которая живет и действует в определенную историческую эпоху. По определению Новгородцева, личность составляет незыблемую основу и высшую норму нравственности, содержание же последней черпается и! конкретных условий исторически конкретного общества. Обращение к учению Канта и развитию его идей в трудах Б. Чичерина и Вл. Соловьева составило ту основу, на которой оказалось возможным соединить объективноеи субъективное и соотнести содержание научного знания с миром абсолютных ценностей.
Представители неокантианства в русской социологии наряду с разработкой теоретических и методологических проблем известны как поборники развития эмпирических методов: применения непосредственного наблюдения, опросов, эксперимента, количественного анализа и др. В. М. Хвостов в связи с этим подчеркивал, что для разработки и применения эмпирических методов необходимо создавать специальные лаборатории, от деятельности которых будет зависеть успех дальнейшего развития социологических исследований.
Неокантианская школа в русской социологии, появившаяся на зрелом этапе развития науки, смогла просуществовать короткое время. Как крайне идеалистическое направление она прекратила свое существование в России вскоре после революционных событий 1917 года. Несмотря на это она успела обогатить науку рядом ценных открытий, оригинальной постановкой фундаментальных проблем философского и социологического знания, выдвинула ряд крупных имен исследователей, внесших весомый вклад в разработку сложных и малоизученных и отечественной и мировой науке проблем. С позиции неокантианства была предпринята обстоятельная критика позитивизма, сохранявшего в течение длительного времени господствующее положение в обществоведении. Благодаря этой критике стала еще более очевидной несостоятельность натуралистических и редукционистских методов, используемых сторонниками позитивизма.
Неокантианству как направлению отечественной социологии принадлежит совершенно особое место по тому воздействию, которое она оказала на общий процесс развития социального познания. Как признанный лидер антипозитивистского движения, она сыграла роль катализатора, ускорившего процесс преодоления остатков традиционной «публицистичности» отечественной социологии и, тем самым, способствовавшего усилению ее теоретического содержания. Искоренение «публицистического любительства» было, по словам А. С. Лаппо-Данилевского, важнейшим условием повышения уровня научности русской социологии. Деятельность неокантианской школы оказала стимулирующее воздействие на развитие всей отечественной социологии, вызвала обострение борьбы между течениями, чем был ускорен процесс уточнения и обоснования теоретико-методологических позиций всеми направлениями. Одним из наиболее наглядных результатов этого процесса стало окончательное оформление социологии неопозитивизма.
Самобытный характер неокантианских теорий, созданных в условиях России, оригинальность тематики, уникальность подходов и научных разработок стали причиной большого интереса к деятельности этой школы на родине неокантианства — в Германии. Знаменателен сам по себе факт публикации уже в конце XIX века первого научного социологического труда крупнейшего представителя русского неокантианства Б. А. Кистяковского — не в России, а в Германии (на немецком языке). Академическую ценность идей русских неокантианцев признавали ученые западных стран, и это притом, что на Западе знакомство с состоянием социологии в России было более чем слабым. В то же время по оригинальности постановки проблем, по уровню исследований и характеру отражения в них специфики российской действительности, исторических и культурных традиций России представители русского неокантианства в социологии могли достойно соперничать со своими западными коллегами. И обогащать своими открытиями мировую социологическую мысль.
Неокантианское направление в социологии России остается пока наименее изученным по сравнению с другими научными школами. Историкам социологии еще предстоит исследовать условия и предпосылки его зарождения, ту роль, которую сыграло это течение в критике позитивизма и марксизма, что предполагает обращение к более широкому материалу и, прежде всего, ко всему разнообразию процессов развития социально-гуманитарного знания в момент зарождения неокантианства. Особенностями того времени были интенсивная разработка новых разделов психологической науки, ускорение процесса социологизации знания, перестройка наук, и не только гуманитарных, в их движении к единству.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Как сформировать эффективную систему внутреннего PR | | |
Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 180;