Духовные основы боевой деятельности военнослужащих


 

Само начало нашей государственности тесно связана с христианством. Принадлежностьк христианской религии облегчала торговые связи с Византией и приобщала славянские племена к письменности, которую Русь получила сразу же после крещения, обязана стремлению известных религиозных прос­ветителей - Кирилла и Мифодия - донести до славянских народов сущность христианства на их родном языке. Вместе с церковной литературой проникала на Русь и литература светская.

Деятели Церкви выступали как дипломаты, судьи, посредники. Возникновение большого количества монастырей сделало их форпостами культуры, своеобразными духовными академиями. Весь русский Север был колонизован монахами, которые искали себе уединение в лесной глуши для совершения своего молитвенного подвига. Высокий авторитет таких подвижников в народной среде того времени привлекал к ним людей разных положений и достатка, которые, в поисках «духовного кормления», селились рядом. Так возникали монастыри, возле них - селения, а затем - города. Типичный пример этого - Троице- Сергиева Лавра, основанная Сергием Радонежским в глухом медвежьем углу, ставшая ныне центром русского православия.

Ученики Сергия осваивали Север, благодаря монашеству обжиты Соловецкие острова, где было организовано уникальное хозяйство, позволявшее в условиях дикой северной природы выращивать такие сельскохозяйственные культуры, которые в обычных условиях там не могли произрастать.

Монастыри были средоточием «книжной мудрости», хранителями библиотек, академиями живописи и архитектуры, земледелия и огородничества, и даже - психологии. Они, зачастую, выступали как крупные научные и культурные центры, в которых накапливались большие запасы знаний и были люди не только владевшие пером, но и умевшие работать научно.

Такое же влияние оказало принятие христианства и на развитие ремесел. Техника резьбы по камню заимствована из Византии для церковных целей. Греческая мозаика впервые стала употребляться для украшения церковных зданий. То же надо сказать и о фресковой живописи. В художественной области влияние крещения выразилось особенно ярко. Сохранились поразительные по своей ценности образцы архитектурного искусства Киевской Руси первых времен христианства.

Церковь была непосредственной участницей в деле ликвидации такого родового института, как кровная месть. Таким образом, с самого начала своего проникновения на Русь, христианство стало стержневой основой в процессе формирования русского национального характера.

Эпоха Петра явилась переломной в развитии русского общества. Этот перелом отразился и на отношении к Церкви и ее институтам. В смутное время Церковь вновь приобрела тот авторитет, который помогал возрождению го­сударственности. Этот процесс завершился при Петре I упразднением патриаршества и созданием синодальной системы, при которой Церковь ставилась в полное подчинение государственным чиновникам, не имевшим ни духовного авторитета, ни глубины понимания всей сложности внутренней человеческой природы, знанием которой отличались истинные подвижники православия. Такая обстановка вносила в церковную жизнь казенно-бюрократический дух, роняла авторитет священства в глазах народа. При Петре I был введен штраф за подачу милостыни (от 5 до 10 рублей) и телесные наказания с последующим вырезанием ноздрей и ссылкой на галеры «за разглашение видений и чудес». Церковная благотворительность ставится под жесткий контроль. Параллельно с ужесточением такого контроля, уничтожается приход как самостоятельное финансовое образование. В 1723 году выходит приказ не подстригать в монахи, так что к 1740 году русское монашество состояло из дряхлых стариков, а основатель старчества в России преподобный Паисий Величковский был вынужден эмигрировать в Молдавию. К тому же в монастырях был введен запрет на бумагу и чернила, чтобы лишить их значения традиционных центров книжности и учености. Тем самым было начато разрушение оснований народной духовности и тех хранилищ бесценной мудрости, которые обеспечивали нравственное и духовное формирование человека.

Эстафету святости подхватывают «святители» - то есть те, кто занимал достаточно высокое место в церковкой иерархии. Одним из первых в этой плеяде был Дмитрий Ростовский (1651 -1709). С него начинается собственно отеческая литература по вопросам «формирования личности».

Дмитрий Ростовский известен как весьма разносторонний человек - богослов, моралист, духовный наставник, учитель и просто писатель. Из его учения наибольший интерес для психолога представляет, пожалуй, учение о добродетельном совершенстве и о жизни трудолюбивой и созерцательной.

Письменные произведения Дмитрия Ростовского весьма разнообразны и многочисленны. По характеру их можно разделить на учительные (поучения, жития святых), апологетические («Розыск», то есть сведения о старообрядцах), исторические («Летописец»), богословские (отдельные трактаты).

В центр внимания православного учения Дмитрия Ростовского о личности ставится тема ответственности человека за самого себя и его способности изменяться к лучшему. Эта тема свободы человека в выборе пути добра и зла и возможности созидать свой характер, является, пожалуй, ведущей темой христианской психологии. Дмитрий Ростовский призывает к добродетели, к любви к Богу и ближнему, к самоотречению, смирению, благодушию и пр. – то есть проповедует то традиционно русское религиозное учение, которое оказало значительное влияние на формирование национального характера. В своих трудах он описывает идеальную личность, отличительной чертой которой должно быть добродетельное совершенство, и с позиции этой цели, создает свою типологию личности, характеризуя психические структуры человека.

Основанием для предполагаемой Дмитрием Ростовским личностной типологии служит степень добродетельного совершенства. К ним относятся:

1) вера в Бога;

2) вера в посмертное существование;

3) вера в неизбежность воздаяния за гробом (характер воздаяния прямо пропорционален степени соблюдения в жизни евангельских заповедей).

Достигается совершенство главным обра­зом, любовью. Любить нужно то, что Бог любит, и никогда не любить того, чего Бог не любит; делать то, что богу угодно и старательно избегать того, что не угодно Богу.

Вернемся к вопросу о типологии. Дмитрий Ростовский допускает существование разных степеней добродетельного совершенства в зависимости от побудительных причин. Это добродетель заинтересованная, добродетель рабская, добродетель сыновняя.

Добродетель заинтересованная принадлежит такому человеку, который имеет «положительную мотивацию» в выборе характера своих действий - возможность достичь «царствия небесного», то есть согласен исполнять заповеди Божии, в обмен на награду в виде «царствия небесного».

Второй тип добродетели (добродетель рабская) соответствует ситуации «отрицательной мотивации»: человек стремится избежать наказания в виде адских мучений, и потому старается исполнять заповеди Божии. Такой человек «состоит в чине раба», потому что он творит доброе - страшась наказания.

И, наконец, третий тип добродетели (добродетель сыновняя) присущая человеку, который исполняет заповеди ради самой любви к Богу - он ни воздаяния не ищет, ни мук не боится, ибо «совершенная любовь изгоняет страх вон; любит же Отца ради самой любви к Отцу и ни в чем не преступает его воли ...».

Центральной идеей личного совершенствования в православии является идея уподобления Богу. Божественное совершенство, присущее Богу, является примером и причиной человеческого совершенствования. С православной точки зрения, человек является тройственным существом, состоящим из тела, души и духа. По утверждению Дмитрия Ростовского, душа, будучи единой, обладает тройным свойством, по образу Святой Троицы – «Божественного (Естества в Трех Лицах)». В самой душе выделяют три стороны качества или проявления, а именно – память, разум и воля. Каждое из этих проявлений соответствует определенному лицу Троицы: память – Богу Отцу; разум - Богу и Сыну; проявление воли – Духу Святому.

Старчество, как духовное явление, существовало и до Паисия Величковского. Но как школа, имеющая твердое обоснование в святоотеческом подвижничестве и литературе было введено именно старцем Паисием Величковским. Он выделяет «большие или начальные добродетели», исполнение которых приводит к обретению и прочих. К таким добродетелям относятся: Bepa, любовь к Богу и людям, пост, воздержание, бдение, молитва Иисусова, смирение и смиренномудрие, безмолвие и молчание, не стяжательность, рассуждение.

Из этих десяти добродетелей самые основные: пост, бдение с изучением божественных писаний и молитва Иисусова. Этот список добродетелей является как бы категориальной сеткой, которая задает свойства или способности, которыми отличается, совершенная личность. Исходным пунктом считается страх Божий, то есть благоговение перед Богом и перед его заповедями, которые следует неукоснительно исполнять. «Страх Божий - начала духовной премудрости». «Страх Божий рождает веру, вера - надежду, надежда - любовь к Богу и людям, любовь - терпение и иные многие добродетели, терпение - послушание и всякую добродетель, послушание - упование, упование — пост, пост - чистоту и безмолвие, безмолвие же рождает воздержание, молитву, слезы, бдение, плач, бодрость, трезвение и иное многое, и отсекает всякое злоязычие; плач рождает не стяжание, не стяжание же рождает правду и отсекает всякий спор; молитва рождает рассуждение, трезвение ума, слезы, радость, смирение сердечное, кротость; смирение рождает смиренномудрие, отсекает гордость, тщеславие и растит плод духовный. От этих добродетелей уничтожаются все душевные и телесные страсти, и мало — помалу умножается благодать. Эти добродетели необходимы для здоровых телом и одержимых плотскими страстями».

Добродетелям в человеке противостоят страсти. Слово «страсть» означает страдание, мучение и относится к плохим сторонам нашей натуры, обрекающим нас на страдание. Это то неразумное и эгоистичное в нас, что, являясь лишь частью нашей природы, занимает не подобное место, подчиняя себе целое. Это то дурное, что стало привычкой и превратилось в составную часть характера - человек невольно, автоматически совершает дурное. Не человек владеет страстью, а страсть владеет им. Например, алкоголик не в состоянии справиться со своей пагубной привычкой она подчиняет себе всю его жизнь - и внутренняя иерархия ценностей искажается.

Паисий Величковский прослеживает и генезис страстей. Забвение, гнев и неведение являются тремя страстями, предшествующими всякому греху, так как «не совершит человек ни одного греха прежде, чем он предварительно не расположится ко всякому греху, ко всякому злу забвением, гневом или неведением. От них происходит душевное не чувствие. Прежде всего, рождается маловерие. Маловерие же порождает самолюбие - начало и конец всякого зла. Самолюбие порождает не милосердие и сребролюбие. От сих двух происходит во всяком месте всякое несчастие, и жесткие злодеяния, сребролюбие порождает гордость... гордость порождает славолюбие … славолюбие порождает сластолюбие… сластолюбие порождает памятозлобие … памятозлобие порождает мрачную и злобную хулу на своего брата. Хула порождает временную печаль, как ржавчина, съедающая человека. Печаль порождает безумную наглость. Наглость порождает тщеславие... тщеславие порождает невоздержанное многоречие. Многоречие порождает празднословие и уныние. Уныние порождает мрачный сон. Если кто эти страсти победит, тому и прочие покорятся, - каковы: страхования, ужас, зависть, ненависть, лицемерие, лесть, ропот, неверие, лихоимство (стремление нажиться на горе других),пристрастие, вещелюбие, малодушие, острожелчие, самомнение, любоначалие (любовь к властвованию над другими), человекоугодие, дерзость, смех, совершенное падение, невыразимый ров и погибель через отчаяние, в каком состоянии человек сам себя убивает».

Повседневная жизнь должна была неизбежно отвлекать монахов от размышления о Боге, от молитвы. И, в то же время, необходимым условием монашеского пути являлось требование достичь никогда не прерывающегося «богомыслия» и непрестанной молитвы. Как совместить эти требования? Метод перетолкования, предлагаемый Тихоном Задонским в его книге «Сокровище духовное от мира собираемое» и должен был обеспечить такое совмещение.

Суть этого метода в том, что все вещи и события, с которыми сталкивается монах или глубоко верующий мирянин, рассматривались как знаки или напоминания о других вещах — духовных. Допустим, мы обнаружили пятно на своей одежде, которое привело нас в расстройство. Увидев его, мы сразу должны подумать о том, как неприятно Богу, ангелам и святым видеть пятна греха на наших душах.

Другой пример, нас раздражает шум и беготня детей. Следует представить себе, какой шум и гам поднимается в душе, когда она - забывает о Боге.

Мы ощущаем приятный или неприятный запах. Можно перетолковать это так: всякая душа издает свой запах - добрая хороший, а страстная - дурной и т.д.

Эти примеры показывают, что нужно уметь постоянно устанавливать ряд ассоциаций между нашими обычными впечатлениями и восприятиями и тем содержанием сознания, которое мы хотим сохранять в своем уме. Чем-то такой прием напоминает искусство запоминания: «Вещи, с которыми мы сталкиваемся, являются чем-то вроде «узелков», человек может постоянно пребывать в состоянии размышления о необходимости следовать определенной тактике поведения, культивируя в себе требуемые добродетели».

 

 

10.2. Содержание духовной практики и ее значение для подготовки военнослужащих Вооруженных Сил к бою

В приветственном слове Патриарха Московского и всея руси Алексия II при откррытии первой всероссийсуой конференции «Православие и Российская армия» (Москва, 25-27 октября 1994 г.) подчеркнуто, что русское воинство всегда было народным, всегда жило едиными чаяниями с сыновьями и дочерьми нашего Отечества, с которыми каждый ратник - был связан кровными и духовными узами.

Со времен святого князя Владимира - крестителя Руси - русские дружины всегда шли на брань под стягом с изображением Спаса Нерукотворенного, исповедуя тем самым веру свою. Все помнят и о том, как преподобный Сергий Радонежский благословил благоверного князя Димитрия Донского на битву и дал ему в помощь богатырей-иноков Пересвета и Ослябю.

В Смутное время начала XVII века князь Дмитрий Пожарский, готовясь выступить против интервентов, обратился к замечательному подвижнику тех лет - святому Иринарху Ростовскому, прося о духовной помощи, и святой благословил его.

В более поздние времена армия, лучшие полководцы также обращались к Церкви. Глубоко религиозным человеком был Александр Васильевич Суворов. Он хорошо знал богослужение, пел в храме, всегда уповал на помощь Божию. «Помилуй Бог!» - было любимым выражением знаменитого военачальника. В предверии Бородинской битвы все войско во главе с Михаилом Илларионовичем Кутузовым молилось, преклонив колена, перед Смоленской иконой Божией Матери. В благоприятном для русских исходе сражении, заложившем основу будущей победы, современники видели несомненную помощь Божию. Верующим человеком был крупнейший современный военный деятель - маршал Георгий Константинович Жуков.

Вера есть важнейшая сила, внутренне преображающая и укрепляющая. Гораздо чаще, чем светские люди, ратник заглядывает в лицо смерти, и нередко он должен решиться на самопожертвование. А такая сознательная решимость возможна только тогда, когда человек глубоко понимает, что такое жизнь и что такое смерть, когда он не боится смерти. Но кто же не боится умереть? Конечно, только тот, кто верует в бессмертие, кто не сомневается, что жизнь вечна.

Сегодня Россия переживает глубочайший кризис. В этих условиях все сознательные силы озабочены поисками преодоления экономических, социальных, политических и духовных трудностей. Поразивший нас нравственный распад произошел после 70-летнего господства в стране государственного атеизма, который, как считают христиане, в первую очередь лишил людей четких моральных ориентиров, критериев добра и зла. Однако жизнь показала, что без твердых духовно-нравственных понятий, пригодных всем людям, без различий их положения, невозможно достичь устойчивых результатов ни в экономике, ни в политике, ни в каких-либо других областях жизни.

Эти духовно-нравственные основы есть, в первую очередь, понятия жертвы и подвига, о которых всегда учила Церковь и которые должны быть близки и понятны каждому воину. Для церковного человека служение Отчизне - это часть служения Богу. Недаром святой Иоанн Кронштадтский писал, что служба Отечеству есть образ главного, долженствующего, продлиться вечно, служения Царю Небесному, «приготовительная служба к служению на Небесах».

Как в отношениях страны с внешним миром, так и внутри ее армия должна стоять на страже законности, мира и порядка. Для этого российские воины должны обладать благородным мужеством и другими высшими духовно-нравственными качествами, искони отличавшими русского солдата и офицера. К сожалению, не секрет, что в настоящее время общественная нравственность у нас заметно снижается. Негативные явления, распространяющиеся среди молодежи, переходят и в армию. Военным руководителям, вероятно, лучше других понятна эта опасность. Деморализованные воины не боеспособны. Но чем поднять их духовный уровень, чем просветить их души?

Мы знаем, что начало возрождения общества, лежит, прежде всего, внутри отдельной личности. И мы обращаемся к каждому человеку с призывом рассмотреть самого себя, чтобы, при помощи церковного опыта, очиститься и измениться к лучшему.

Именно эта цель - очистить и изменить Душу человеческую, пробудив в ней лучшее, лежит в основе участия Церкви в жизни армии. Участие это сегодня многообразно. За время, прошедшее с момента падения государственного атеизма, стали уже привычными пастырские посещения военных гарнизонов и воинских частей, боевых судов, различных армейских учреждений. Помимо встреч и бесед с верующими воинами, пастыри, приходящие на военные объекты, совершают священнодействия, имеющие глубокий духовный смысл: освящение знамен, памятных знаков, военных кораблей, самолетов и так далее.

В ряде военных учебных заведений стало уже доброй традицией чтение лекций иерархами, клириками, богословами нашей Церкви. Было проведено несколько конференций, посвященных взаимодействию Церкви и армии, в которых участвовали военные и церковные ученые, и практические труженики. Все больше воинов приходит в православные храмы.

Церковь и армия всегда были с народом. Они помогали созидать российскую государственность, отстаивали жизнь и достоинство Отчизны, хранили ее достояние, ее культуру, ее духовное наследие. Армия и Церковь воплощали в своем служении дух, доблесть и гений народа. Подвигом своим они утверждали гражданский мир и согласие в обществе, объединяли народы России, сделав ее уникальным в своем многообразии и единстве связующим звеном между Востоком и Западом. Церковь и армия строили Россию в прошлом, им предстоит строить ее и в будущем.

Пришла пора воскресить исконные духовные традиции в армии и на флоте, вернуть из мрака забвения имена павших героев, провозгласив им в православных храмах вечную память, призвать помощь Божию на людей, исполняющих долг воинской чести и доблести, вдохнуть атмосферу благородства и уважения к человеческой личности в отношения между воинами, укрепить порядок и дисциплину в армии, и их главное сосредоточение - силу приказа, воссоздать в обществе исконное почтение к ратному труженику, призвать российскую молодежь с честью и достоинством совершать служение защитников Отечества.

Имея за собой тысячелетнюю духовную традицию и видя вновь открывшуюся духовную одаренность России, мы не можем более забывать об освященной веками взаимосвязи воинства и Церкви, верные чада которой - православные солдаты и офицеры - суть свидетельство и основа нашего нерасторжимого единства. Им и призваны сегодня посвятить свои труды православные пастыри и миряне, вступившие на поприще церковного служения людям в военной форме.

Настало время в полной мере Церкви Русской приложить все силы для того, чтобы Слово Божие и братская христианская забота дошли до каждого воина, ощущающего себя православным христианином. Настал час и для Российской Армии возвысить и одухотворить весь строй своей жизни, наполнив его священными и благородными духовными традициями нашего народа.

Залогом успеха в этих благих начинаниях - вся история Государства Российского, всемирно известные храмы - памятники воинской славы, имена святых полководцев. Залогом тому - наша вера в будущее России.

Вчитываясь в летописные источники нашей страны, внимательный исследователь обязательно обратит внимание на тот факт, что князья и военачальники призывали свои дружины встретить врага следующими словами: «Други и братья! Постоим за — Русь-матушку, за дом Пречистая Богородицы!» И напрасно было бы думать, что этот призыв принадлежит допетровской Руси - такими же словами, к примеру, звал своих, солдат на ратный подвиг великий русский полководец Суворов, о чем свидетельствует его знаменитая «Наука побеждать».

Этот лозунг «Постоим за Русь, за дом Пречистая Богородицы» глубок по смыслу. Он свидетельствует: наши предки относились к своей Родине не просто как к месту проживания или обладанию каким-то огороженным куском земли. В понятие «Родина» входило все ее национальное -многообразие - и земля, и история с ушедшими предками, и традиции, и культура, природа и весь окружающий мир, людская общность и, конечно же, отеческая вера в Бога. В «русского Бога», как называли его татаро-монголы, турки и другие завоеватели земли Русской. Православная вера на Руси была тем краеугольным камнем, на котором зиждилось само понятие Руси. Вера была основой и в то же время хранительницей обычаев предков, праздничных и будничных обрядов, всего уклада повседневной жизни. Даже само понятие «русский» поэтому носило не национальный, а религиозно-космологический характер. Принимающий Православие становился русским по духу, к какой бы нации он не принадлежал. И наоборот - слово «христопродавец» было серьезным обвинением, означавшим часто предательство Родины. Факт этот очевиден. История России есть история войн, история постоянных попыток ее завоевания. В этих условиях только глубокая и сильная идея, сильная вера, какой и было Православие, могла сплотить людей и сохранить самобытность народа и его государственность.

Вспомним такой момент: подготовка к битве заключала в себе не в последнюю очередь духовный элемент. Так, прежде чем выступить против польско-литовских интервентов, нижегородское ополчение, возглавляемое Мининым и Пожарским, наложило на себя трехдневный пост. Постились все - не давали пищу даже скотине. И это был не просто церковный обряд, невкушение пищи. Это был духовный обет, сильная духовная подготовка, после которой уверенным в своей правоте русским воинам не страшны были преграды.

Вообще, готовясь к сражениям, воины надевали чистое белье, воссылали молебствия Христу Богу и Пречистой Его Матери и по возможности исповедовались, просили друг у друга прощения и причащались. Ратники как бы сами себя готовили к погребению, чтобы чистыми предстать перед Всевышним и приобщиться к вечности. Преодолевался страх смерти и вслед за ап. Павлом они могли воскликнуть: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?».

Был ли во всем этом смысл? Несомненно. Об этом говорит следующий факт:19 ноября 1853 года при Баш-Кадык-Ларе между Александрополем и Карсом 9 тысяч русских одержали победу над 36 тысячами турок. Как свидетельствовали участники сражения, в момент боя, уповавшим на помощь Божию русским солдатам, являлась Матерь Божия... Таких примеров, надо сказать, можно привести немало.

Со своей стороны, Православная Церковь как хранительница веры народа, понимала свою ответственность, в сохранении устоев государственности и самого существования России. Навсегда в памяти народной остались имена собирателя русских земель Сергия Радонежского и посланных им на Куликовскую битву иноков Пересвета и Осляби, прославленного полководца монаха Александра Невского, патриарха Гермогена, до последних дней своей жизни призывавшего сограждан подняться на борьбу с польскими захватчиками и многих, многих других епископов, священников и монахов. Церковь принимала самое активное участие в жизни государства и его вооруженных сил. Было время, когда она оставалась вообще единственной реальной силой, способной собрать вокруг себя народ и способствовавшей объединению разрозненных земель.

Однако спросим себя: имеют ли какое-нибудь значение все эти факты сейчас, в наши дни, когда, кажется, атеизм и нигилизм проникли во все сферы жизнедеятельности общества, когда как уж более 80 лет Армия обходится без Церкви, без религии? Но как это ни странно, массовое безверие с одной стороны и запрещение религии с другой породили множество проблем, причем, достаточно серьезных, закрывать глаза, на которые не только невозможно, но и не следовало бы во избежание существенных осложнений, нельзя не замечать религиозного фактора в жизни Вооруженных Сил. Беспокойство состоянием дел в этом отношении проявляют на самом высоком уровне.

В последние годы заметно снизился уровень духовности призывников. В армию приходит все больше молодых людей, не питающих должного уважения к чести, обычаям, традициям, истории других народов. Более того, часть из них уже имеет националистические взгляды и настроения". Такое признание обязывает. Действительно, безверие породило у молодого поколения не просто нигилизм. Юноши приходят служить в армию уже, бывает, плененные пагубной привычкой пьянства. Другие, как говорят в народе, не боятся «ни Бога, ни Диавола». Для таких святость присяги, долг, честь являются пустым звуком. Бывают и такие, что готовы не только технику и оружие, но и родину продать тем, кто готов заплатить хорошие деньги. Эти проблемы требуют к себе определенного внимания, и религия здесь, несомненно, может помочь в патриотическом и духовно-нравственном воспитании военнослужащих.

В настоящее время взаимоотношения между Церковью и Армией вновь налаживаются. Как и в какую сторону они будут развиваться - зависит от множества обстоятельств.

 

 



Дата добавления: 2022-07-20; просмотров: 92;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.018 сек.