СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ЧТО ИЗУЧАЕТ СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА 1 глава


Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика, коррекционная педагогика и др. Одной из таких отраслей является семейная педагогика.

Все отрасли педагогической науки, исследующие широкий круг общих и специальных проблем, глубоко отражающих связи между соответствующими педагогическими явлениями, «родственны» ме­жду собой. «Роднит» их прежде всего предмет, который они изуча­ют, а именно: сущность воспитания, его глубинные внутренние ме­ханизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условия­ми ее существования. Но каждая из отраслей современной педаго­гики изучает сущность воспитания под своим конкретным углом зрения, учитывая возрастные и иные особенности воспитуемых, специфику взаимодействия между субъектами воспитательного процесса (родителями, детьми, педагогами). В зависимости от ука­занных особенностей различаются цели, содержание и построение воспитательного процесса в том или ином социальном институте: семейном или общественном (яслях, школе, колледже и т.д.).

Две ветви воспитания - в семье и в общественных учреждениях - сложились в глубокой древности, уходят своими корнями в исто­рию человечества на заре его существования. Обе ветви представ­ляют собой неоднозначные явления: им присуще много общего, но имеются и существенные, принципиальные различия. Так, задачи воспитания в условиях семьи и общественных образовательных уч­реждений, будучи конкретно-историчными, зависящими от осо­бенностей жизни человека в обществе на определенном этапе его развития, отличаются соотношением эмоционального и рацио­нального компонентов: в семье преобладает первый, в обществен­ном воспитании главенствует второй. Другими словами, общест­венному воспитанию недостает теплоты и естественности семьи, в нем, как справедливо отмечал М.М.Рубинштейн, всегда присутст­вует доля рассудочности и холодности.

Известные различия наблюдаются вцелях, принципах, содержании общественного и семейного воспитания. В дошкольном учреждении, школе и других образовательных учреждениях цель носит объектив­ный характер, поскольку подчинена «заказу» общества на воспита­ние необходимых ему членов. В семье цель воспитания отличается известным субъективизмом, потому что в ней выражаются представ­ления конкретной семьи о том, каким она хочет вырастить своих де­тей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые спо­собности ребенка, другие индивидуальные особенности. Таким об­разом, цели семейного и общественного воспитания могут не совпа­дать, а иногда и противоречить друг другу. Можно с полным правом сказать о том, что в дошкольном учреждении, школе цели, принци­пы, содержание воспитания имеют научную базу, «прописаны» в программных документах, сформулированы для определенного об­разовательного учреждения, дифференцированы по возрастным ка­тегориям воспитанников, в то время, как в семье часто носят импли­цитный (несформулированный) характер, варьируются в зависимо­сти от целого ряда причин (ценностных ориентаций; уровня образо­вания, общей и педагогической культуры родителей; их этнической принадлежности; степени ответственности за будущее детей; спло­ченности семейного коллектива и т.д.).

Методы воспитания, которые используются в детском саду (или другом образовательном учреждении) и семье, отличаются и по сво­ему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребен­ка. В семейных методах воспитания отсутствует печать преднаме­ренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше ес­тественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. В свое время Иоганн Генрих Песталоцци отметил, что семья учит жизни при помощи живого, жизненно нужного, а не придуманно­го, суррогативного дела, учит делом, а не словом. А слово в семей­ном воспитании, по мнению великого педагога, только дополнение, и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление, чем когда звучит из уст учителя.

Таким образом, в каждой семье, как справедливо говорит из­вестный отечественный психолог А.В.Петровский, складывается своя, индивидуальная воспитательная система. Конечно, у значи­тельной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, школе, она в большей сте­пени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него. Воспитательная система семьи фор­мируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опы­те, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окра­шенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют опреде­ленную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и пер­спективы его развития.

Иная система домашнего воспитания складывается в семье, где взрослые не утруждают себя серьезными думами о судьбе ребенка, не создают условий для его полноценного развития. Игнорирова­ние интересов ребенка, удовлетворение лишь его самых необходи­мых потребностей, предоставление ему неограниченной свободы - это тоже признаки системы домашнего воспитания, но системы бе­залаберной, попустительской, жестокой по отношению к малень­кому ребенку, для полноценного развития которого необходимы любовь, поддержка, забота, разумная помощь взрослых, прежде всего близких ему людей.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что об­щественное воспитание, по сравнению с семейным, отличается боль­шей научной обоснованностью, целенаправленностью, планомерно­стью. Однако это не обеспечивает приоритет общественного вос­питания в формировании личности ребенка, особенно в первые го­ды его жизни. Наука и практика убеждают в решающей роли семьи в развитии ребенка. А причина этого таится в принципиальном различии характерадоминирующей взаимосвязи субъектов воспита­ния в семье и учреждениях общественного воспитания.

В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, роди­телей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, других родствен­ников) отличается неформальным характером, строится на контак­тах «лицом к лицу». В семье, как правило, нет жестко заданной сис­темы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень тесноты кон­тактов между членами усугубляется отношениями родства, любви, привязанности, доверия и ответственности друг за друга, отличает­ся широким диапазоном проявлений, эмоциональностью, открыто­стью. Семья для ребенка является наименее ограничивающим, наи­более мягким типом социального окружения.

Общественное воспитание осуществляется обществом, государ­ством и организациями, создаваемыми для этой цели (школами, детскими садами, колледжами, гимназиями и др.). Поэтому взаи­мосвязь субъектов воспитания в общественном образовательном учреждении имеет институционально-ролевой характер, т.е. в зна­чительной мере определяется функциональными обязанностями педагога, хотя и может «смягчаться» или, напротив, «ужесточаться» в зависимости от его личностных качеств. Однако отношения «педагог-ребенок», «педагог-дети», «педагог-коллеги, ад­министрация» более фиксированны, чем отношения между членами семьи и ребенком в условиях домашнего воспитания.

Таким образом, общественное и семейное воспитание имеют целый ряд принципиальных отличий, которые необходимо учиты­вать для того, чтобы обеспечить их целесообразное взаимодейст­вие, взаимодополнение в реальном образовательном пространстве. Между тем не секрет, что на сегодня область семейного воспитания менее изучена по сравнению с общественным воспитанием. Это объясняется рядом причин. Назовем основные из них.

1. Долгие годы в нашей стране осуществлялась государственная политика, ориентированная преимущественно на общественное воспитание, что принижало роль семьи как социального института, делало малоактуальным изучение теории и практики семейного воспитания.

2. Семья, будучи одним из сложнейших образований в истории человечества, имеет много взаимосвязанных направлений своей деятельности (функций), поэтому изучение особенностей семейного воспитания невозможно вести автономно, в рамках одной педаго­гики: необходим междисциплинарный комплексный подход.

3. Семейная жизнь и домашнее воспитание - сложные предметы научного исследования, поскольку зачастую представляют собой «тайну за семью печатями», в которую люди неохотно впускают посторонних, в том числе и исследователей.

4. Исследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными, иных методов, чем те, которые активно и доста­точно результативно используются в педагогике при изучении вос­питательно-образовательного процесса в детском саду, школе, колледже, вузе.

В отечественной и зарубежной педагогике имеется немало ра­бот, заложивших теоретические основы семейной педагогики. Но становление семейной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания началось сравнительно недавно. В связи с этим определены ее объект и предмет изучения. Объектом семейной пе­дагогики является состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института. Предмет изучения - сущность, ме­ханизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становле­ние личности ребенка.

Исстари воспитание в семье определяется как домашнее (иног­да - домашне-семейное) воспитание. При этом учитывается, что до­машнее воспитание может осуществляться членами семьи, а также специально приглашенными, иногда профессионально подготовлен­ными к воспитательной деятельности лицами (няня, бонна, гувернер и др.). В современных условиях домашнее воспитание дополняется общественным: дети посещают дошкольное учреждение, прогулоч­ную группу, студию, школу искусств, спортивную секцию и др.

СВЯЗЬ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Семья является сложнейшей подсистемой общества и выполняет разнообразные социальные функции. Поэтому семья служит объ­ектом исследования многих наук, изучающих те или иные стороны ее развития и функционирования. Современную семью изучают такие науки, как философия, социология, демография, экономика, юриспруденция, психология, педагогика, медицина, этнография и др. Каждая из этих наук касается так или иначе вопросов воспита­ния детей, поскольку оно пронизывает все аспекты жизнедеятель­ности семьи.

Философия разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для семейной педагогике она является теорети­ческой основой осмысления опыта домашнего воспитания, науч­ных трудов в этой области и создания на этой основе педагогиче­ских концепций. Философию семья интересует как важнейшая сфе­ра самореализации человека. Испокон веков для человека семейная жизнь, воспитание детей в большей или меньшей степени сопряже­ны с такими вечными философскими проблемами, как, например, ценностное отношение к миру; поиски смысла жизни, любви, кра­соты, истины; соотношение добра и зла и др.

Демография и социология изучают состояние и тенденции разви­тия современной семьи. Данные этих наук используются для опре­деления государственной семейной политики. В поле зрения демо­графии находятся проблемы состава семьи (по возрастным, нацио­нальным и другим признакам), ее занятости трудовой деятельно­стью, соотношения поколений, деторождения и др. Социология рас­сматривает семью как социальный институт, как универсальный фактор социализации ребенка. Ее интересуют типы, формы и функ­ции семьи, организация и этапы семейной жизни.Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи, ее обеспеченность жильем, работой, производство детского питания, одежды, игрушек и др. Юриспруденция определяет правовые основы семьи, брака, домаш­него воспитания. Правовые нормы регламентируют статус, права и обязанности родителей и детей в сфере семейной жизни, домашнего воспитания. Дляэтики важны проблемы семьи как «цитадели» нравственности: каковы ее нравственные ориентации, традиции. История изучает становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений. В эволюции семейного воспитания историки просматривают некоторые глобальные тенденции, однако в этой области особенно велика специфика менталитета того или иного народа, его традиции, уходящих корнями в далекое про­шлое. В связи с этим очень важны исследованияэтнографов, кото­рые помогают сохранить национальную культуру, возродить ценные идеи, традиции, обычаи национально-этнического домашнего вос­питания. Объектом изученияпсихологии является семья как социаль­ная группа. Исследуются особенности общения в семье, характер детско-родительских отношений, слагаемые психологической атмо­сферы, благоприятной для формирования личности. Семья и се­мейные отношения традиционно входили в круг научных интересов медицины, физиологии. В настоящее время актуальны исследуемые этими науками проблемы здорового образа жизни, профилактики заболеваний. Изучение причин детской смертности, врожденных уродств, взаимоотношения полов и др. имеет непосредственное от­ношение к современной семье, во многом определяет степень ее благополучия. В этом плане важны данные о наследственности, ее связи со средой, воспитанием и развитием ребенка. Поистине меж­дународной проблемой стали физические и психические отклоне­ния в развитии современных детей, обусловленные нарушением наследственных механизмов вследствие аморального образа жизни родителей, их пристрастия к курению, алкоголю, наркотикам. Комплекс проблем, связанных с наследственностью, изучаетгене­тика. Педагогику интересует семья как первый и самый мощный воспитатель ребенка, она изучает пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими соци­альными институтами.

Итак, очевиден вывод о том, что многие науки в границах сво­его предмета изучают те или иные характеристики современной семьи, важные для семейной педагогики. Однако в последние деся­тилетия назрела необходимость в интеграции как научных знаний о семье, так и методов ее изучения в рамках одной науки, которая обеспечит междисциплинарный подход и системный анализ совре­менной семьи, ее функций, важнейшей из которых является воспи­тательная. Такая комплексная системная наука о семье находится в стадии своего формирования и называетсяфамилистикой. (Назва­ние предложено видными отечественными философами А.Г.Харчевым и М.С.Мацковским в 1978 г.)

Известно, что Генеральная Ассамблея ООН объявила 1994 год Международным годом семьи, чтобы привлечь внимание всей ми­ровой общественности к ее проблемам. В России особое внимание было уделено междисциплинарным исследованиям семьи. Приори­тет в таком исследовании семьи принадлежит Научно-иссле­довательскому институту семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ Институту дошкольного образования и семейного воспитания (ранее - Исследовательский центр семьи и детства РАО), Центру «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца и другим учреждениям. Отечественные ученые преуспели в изучении отдельных вопросов, как-то: нравственно-психологические основы семьи, демографиче­ские проблемы, факторы социализации детей и др. Наметились на­учные школы, сделаны важные шаги в направлении создания цело­стной фундаментальной теории семьи.

ИСТОЧНИКИ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Как и все отрасли педагогической науки, семейная педагогика развивается, анализируя, обобщая, вбирая в себя все ценное, соз­данное педагогической мыслью прошлых времен.

Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, ро­дителях, детях, предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта, т.е. эмпирическим путем. Они передавались из века в век, из семьи в семью посредством тради­ций, национально-этнической обрядности, обычаев, фольклора, произведений декоративно-прикладного искусства, что обеспечи­вало народу воспроизводство себя, своей духовной культуры, на­ционального характера и психологии в ряду сменяющих друг друга поколений. Можно с полным правом сказать, что в народной педа­гогике определился свой образ воспитания, своя «система» правил и норм поведения, воплощенных в этическом кодексе, традициях, обрядах, обычаях.

Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспи­тания, его содержание. Порядок домашнего воспитания обеспечи­вает определенный уклад семьи, традиции, обычаи, праздники, об­ряды. Домашнее воспитание ориентировано на мирскую, повседнев­ную жизнь человека. Его цель - подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». Нравственная га­рантия благополучия человеческой жизни - добросовестный труд, к которому приучают ребенка с малых лет. Об этом свидетельству­ет народная мудрость: «Человек рожден для труда», «Без труда нет добра», «Без хорошего труда нет плода», «Без дела жить только небо коптить» и др.

В созданных много веков назад и в бытующих в настоящее вре­мя средствах народной педагогики (сказках, пословицах, поговор­ках, легендах, песнях, играх) содержится своеобразная программа «домостроения», в которой определены основы семейной жизни, правила ведения хозяйства, этика отношений, приема гостей и др. Положительные герои в сказках почитают и уважают своих роди­телей, заботятся о детях, с нежностью относятся к братьям и сест­рам, готовы на подвиги во имя любви. В пословицах метко выра­жены представления народа о семье и семейных отношениях, пра­вилах взаимоотношений, которые не потеряли своей нравственной ценности и поныне. Напомним некоторые из них: «Муж – голова, жена - душа», «Кто не вдовел, тот беды не терпел», «Легко дитятко нажить, нелегко вырастить», «Ругай жену без детей, а детей - без людей», «Выбирай жену не в хороводе, а в огороде», «Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло», «Домок-то вести - не вожжами трясти, а надо концы с концами свести» и др.

Прогрессивные черты русской семейной педагогики, в которых, как отмечал известный историк В.С.Соловьев, коренится «нравственное начало народа», включают почитание старших и особое внимание к малым, поклонение земле-кормилице, воздание чести дому, приобщение детей к истории семьи, сохранение тради­ций, обычаев, помогающих подрастающему поколению осознать свою роль наследников народных ценностей.

Таким образом,в семейной педагогике каждого народа отража­ются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реа­лизация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни. Естественно, что семейная педагогика как отрасль педаго­гической науки, разрабатывая теоретические основы домашнего воспитания, опирается на семейную народную культуру, в которой, как в фокусе, собран исторический опыт домашне-семейного вос­питания (И.В.Бестужев-Лада, Г.Н.Волков, В.М.Петров и др.).

Отмечая несомненно сильные стороны семейной народной педа­гогики (стабильность, надежность, эффективность), не следует аб­солютизировать и пытаться восстановить как можно полнее в ны­нешних условиях семейное традиционное воспитание, сложившееся на протяжении истории того или иного народа. Прежде всего, как справедливо, отмечают современные ученые (И.В.Бестужев-Лада, И.С.Кон), семейная ткань отношений, которая создавалась веками, претерпевает трансформацию, появляются новые ценности, образ­цы, расширяющие социально-культурные представления челове-ка.Так, в современной семье дети становятся главной ценностью, стремительно растет рейтинг эмоциональных внутрисемейных от­ношений и т.д. Следует учитывать и то, что народной педагогике присущи и некоторые отрицательные черты, обусловленные исто­рическими устоями жизни: предрассудки и суеверия, «доми­нирование словесных мер воздействия» (Г.Н.Волков), излишняя строгость в обращении с детьми, деспотизм родителей и т.д. Свиде­тельства тому можно найти в трудах историков, например в книге Н.И.Костомарова «Домашняя жизнь и нравы великорусского на­рода». Об этом повествуют и художественные произведения, среди которых - широко известные автобиографические книги А.М.Горь­кого «Детство», «В людях».

Говоря о семейной народной педагогике, необходимо иметь в виду, что она развивалась, взаимодействуя с религией, религиоз­ными представлениями о цели, функциях и средствах воспитания. Усилия религии, и не только православной, сосредоточены на душе человека, на ее спасении от «плохих» помыслов, дел, чувств. Чело­век должен прожить свою жизнь так, чтобы в ее кульминационный момент - момент смерти - душа предстала перед судом Божьим чистой и светлой.

Несмотря на определенные различия,обе системы воспитания - народная и религиозная - смыкались в подходах к основным мораль­ным общечеловеческим ценностям, в ряду которых достойное место занимают семья, категории добра и зла, счастья и др.Из десяти библейских заповедей шесть представляют собой не только рели­гиозные предписания, но, можно сказать, элементарные правила человеческой жизни, следование которым поможет человеку стать лучше, добрее, сделав тем самым счастливее себя и других людей. В Библии, Коране, Талмуде высоко ставятся любовь, целомудрие, супружеская верность, женская честь, почитание предков, забота о родителях.

До широких народных масс важнейшие с точки зрения той или иной религии педагогические знания всегда доносились с помощью проповеди, так называемой церковно-учительной литературы, со­стоящей из различных Слов и Поучений. Проповеди, Слова и По­учения охватывали широчайший круг морально-нравственных проблем, толковали основы вероучения. В нашей стране популяр­ной была и осталась до сего дня «семейная» тематика, как-то: забо­та о ближних; почитание родителей; помощь немощным; воспита­ние трудолюбия, терпения, скромности и др.

Семья - одна из основных тем древнерусских литературно-пе­дагогических памятников, относящихся кX-XIV вв., отечествен­ных сборниковXIV-XIX вв. Педагогическая мысль Древней Руси отчетливо проявилась в«Поучении к детям» князя Владимира Мо­номаха, в таких памятниках литературы и письменности, как«Пче­ла», «Прологи», «Златоуст» и др.В понимании древнерусских авто­ров истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей древнерусской педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет, путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, кротости, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.). Так, Владимир Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ста­вил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, в подготовке защитника-воина, но главное - в выработке умения рачительно управлять своим домом. На страницах«Домостроя» (XVI в.) пред­ставлена своеобразная «программа» нравственного воспитания де­тей, семейной подготовки их к жизни, обучения тому, что необхо­димо в «домашнем обиходе». В этом отношении особый интерес представляют главы «Како дочь воспитати, с наделком замуж выдати», «Како детям отца и мати любити и беречи и повиноватися им, и покоити их во всем».

В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний СловинецкийиСимеон Полоцкий. Первый написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских». С.Полоцкий создал две книги - «Обет душевный» и «Вечеря ду­шевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам и т.д. С.Полоцкий - один из первых высказался против применения розг, суровых мер наказания.

Анализ семейного воспитания конца XVIII - начала XIX в. со­держится в работахА.Н.Радищева (1749-1802), Н.И.Новикова(1744-1818). Авторы проводят мысль о том, что домашнее воспита­ние - нелегкое и сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания - растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И.Новиков), давать начальное запечатливающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества» (А.Н.Радищев). Условия такого вос­питания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

Проблема семьи и домашнего воспитания привлекала внимание прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве В.Г.Белинского (1811-1848),А.И.Герцена (1812-1870),Н.И.Пирогова (1810-1881),Н.А.Добролюбова (1836-1861) и других. В работах ука­занных авторов современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ре­бенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания. Одновременно высказывались предло­жения к совершенствованию воспитания детей в семье, предпола­гающие понимание ребенка, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли и действий и т.д.

Во второй половинеXIX- начале XX в. теория семейного вос­питания, уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудахК.Д. Ушинского (1824-1870), Н.В.Шелгунова (1824-1891),П.Ф.Лесгафта (1837-1909),П.Ф.Каптерева (1849-1922),М.И.Демкова (1859-1939) и других. В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Домашнее воспитание рассмат­ривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание - как священное право каждого ребенка.Подправильным воспитанием понимается всестороннее развитие само­деятельной творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. Низкий уровень се­мейного воспитания, о котором писали исследователи того перио­да, во многом был обусловлен слабой подготовкой родителей, прежде всего матери, к воспитанию детей. В семьях, которые забо­тятся о воспитании детей, налажен уклад жизни, царит согласие и взаимное уважение; нравственное поведение взрослых - образец для подражания детей.

Об интересе общественности конца XIX в. к семье и домашнему воспитанию свидетельствует организация так называемого «Роди­тельского кружка» (Петербург, 1884). Члены кружка ставили целью изучение опыта семейного воспитания и разработку теории вопро­са. Кружок создал свой печатный орган - «Энциклопедию семейно­го воспитания». В течение 1898-1910 гг. под редакциейП.Ф.Каптерева было опубликовано 59 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания», в которых обобщался опыт семейного воспитания, делались попытки теоретически обосновать его специфику. К со­жалению, из поля зрения авторов «выпал» дошкольный возраст: освещались наиболее сложные вопросы семейного воспитания школьников. В 1908 г. прошел I съезд по семейному воспитанию, который способствовал распространению прогрессивных методов и средств воспитания.

Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеа­лов. Акцент на этой стороне семейного воспитания был неслучаен: достаточно вспомнить историческую ситуацию накануне револю­ции, напряженность жизни общества на переломе эпох, обуслов­ленную социальными и национальными проблемами. Каковы на­циональные ценности семейного воспитания? Ученые(П.Ф.Каптерев, М.М. Рубинштейн, В.Н.Сорока-Росинский и др.) в качестве таких ценностей называли религию, труд, произведения народной культуры (сказки, песни, былины и т.д.). Религия скрепляет духов­но семью в одно целое, что дает ей нравственное единство и одну общую цель, регулирующую и направляющую жизнь всей семьи: от отца до самых малых детей. Труд объединяет семью психологиче­ски, сплачивая ее членов в повседневной практической жизни и придавая единство их интересам. Произведения устного народного творчества, идущие из глубины веков, воздействуют на чувства и фантазию ребенка, формируют его национальную индивидуаль­ность.

Усилиями ученых конца XIX - начала XX в. заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуаль­ными для сегодняшнего дня. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, ин­дивидуальные предпосылки и тенденции развития.

Однаков первые десятилетия XX в. семья как воспитательный институт пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания. В связи с развернувшейся борьбой с религией умень­шилось ее положительное влияние на семью и семейное воспита­ние. Традиционная (патриархальная) семья, которая долгие годы была, по образному выражению И.В.Бестужева-Лады, «домашней академией», разрушилась. Воспитание становится важнейшей функцией государства. В «Декларации по дошкольному воспита­нию» (ноябрь 1917 г.), которая стала одним из первых норматив­ных документов советского правительства о народном просвеще­нии, указывалось, что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с первого дня рождения.



Дата добавления: 2022-07-20; просмотров: 140;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.015 сек.