ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА 1 глава


Первобытнообщинный строй - первый этап в истории человечества, на­чавшийся со времени выделения человека из животного мира и закончившийся возникновением ранних государств.

Хронология. Нижняя хронологическая граница, то есть, время начала ис­тории первобытного общества, точно не определена, подвижна, и, по мере изу­чения ранней истории человечества, отодвигается вглубь тысячелетий. В на­стоящее время одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) возник 1,5-1 млн. лет назад, другие относят его появ­ление ко времени 2,6 млн. лет назад. Верхняя хронологическая граница, то есть, время окончания истории первобытного общества в разных регионах различна. В Азии и Северо-Восточной Африке первые ранние государства сложились в конце IV- начале III тыс. до н.э., в Европе - в I тыс. до н.э.

Периодизация. История первобытного общества делится на периоды. Ис­следователи используют несколько периодизаций, но наиболее распространен­ной из них считается археологическая. Она основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда.

Согласно археологической периодизации, история человечества делится на каменный, бронзовый и железный века. История первобытного общества при­ходится на каменный век. Каменный век делится на палеолит, мезолит и не­олит.

Палеолит (древний каменный век) подразделяется на ранний палеолит (за­канчивается 100 тыс. лет назад), средний палеолит (заканчивается 40 тыс. лет назад) и поздний палеолит (заканчивается в X тыс. до н.э.). Мезолит (средний каменный век) начинается в IX тыс. до н.э. и заканчивается в VII тыс. до н.э. Неолит (новый каменный век) начинается в VI тыс. до н.э. и завершается в конце III тыс. до н.э., когда в отдельных регионах Передней Азии человек научился получать бронзу. Бронзовый век длился до начала I тысячелетия до н.э., когда начался век железа.

Место человека в животном мире. Современный человек относится к от­ряду приматов (как и ныне живущие обезьяны), семейству гоминид (или антро­поморфных), роду Homo и виду sapiens. К основным ныне ископаемым видам человека относятся Homo habilis (человек умелый), Homo erectus (человек пря­моходящий) и Homo neanderthalensis (человек неандертальский).

Отличие человека от прочих приматов. Человека, как биологический вид, от прочих приматов отличают прямохождение, свободные верхние конеч­ности с подвижной и способной к тонкому манипулированию кистью руки и развитый головной мозг (у современного человека он колеблется в среднем от 1000 до 1800 см.кб.). Главным социальным отличием человека считается его способность к трудовой деятельности. Следовательно, базовым критерием идентификации останков человека среди костяков прочих приматов счита­ются найденные рядом орудия труда.

Движущие силы антропогенеза. Антропогенез, это процесс возникнове­ния человека и его развитие как биологического вида. Именно в этом разделе науки о первобытном обществе уже в течение двухсот лет не утихают дискус­сии и ведутся ожесточенные споры. В частности, до конца не понятно, каким образом у наших далеких предков появилось «человеческие» признаки, то есть, каковы движущие силы процесса антропогенеза. Чарлз Дарвин придавал наи­большее значение половому отбору. Согласно его теории, своеобразная физи­ческая организация человека образовалась в результате отбора женщинами ин­дивидуумов, отличавшихся определенными преимуществами. Как следствие, в процессе размножения такие мужчины оставляли наиболее многочисленное по­томство, оказывая решающее влияние на развитие человеческого рода. Однако уже Дарвину не было понятно, почему именно те, а не иные признаки подвер­гались действию естественного отбора, почему изменяются объем мозга, кисть руки, пропорции тела и прочее.

Фридрих Энгельс сформулировал трудовую теорию антропогенеза. Тру­довая деятельность, согласно Ф. Энгельсу, являлась могущественным стиму­лом, который преобразовал внешний облик человека: привела к прямохожде­нию и развила кисть руки; совместный труд вызвал возникновение речи. Одна­ко, как выяснилось еще в конце XX века, эти факторы сильно разорваны во времени: передвижение на задних конечностях появилось у приматов более чем 5 млн. лет назад, то есть тогда, когда мозг его был весьма примитивным, а речи не было вовсе.

В конце XX века большую популярность получила «мутационная тео­рия». Изменение физической организации предков человека объясняется воз­действием ионизирующей радиации и напряженного геомагнитного поля Зем­ли. Условия для этого возникли в восточной Африке, где 20-10 млн. лет назад образовался Восточноафриканский разлом, обнажились урановые рудники, а горные хребты изолировали местных приматов.

В это же время в восточной Африке произошло похолодание и иссушение климата, что привело к сокращению площади тропических лесов и распростра­нению саванн. Часть крупных высших приматов, будучи вытесненными в от­крытую местность, вынуждена была встать на задние конечности и использо­вать передние для переноски пищи, детенышей, а также для защиты от хищни­ков.

Не исключено, что изменение наследственных свойств человека было вы­звано влиянием инверсии - изменением магнитных полюсов Земли. Во всяком случае, исследователи замечают определенную корреляцию между очередной инверсией и определенным этапом в биологической эволюции человека. Не­смотря на многообразие теорий, ни одна из них не может считаться единствен­но верной, объясняющей сложный процесс антропогенеза в раннем и среднем палеолите.

Этапы антропогенеза. Приматы выделились из млекопитающих пример­но 60 млн. лет назад. Примерно 30 млн. лет назад появились высшие приматы.

Возможно, что далекими предками современного человека были австра- лопитекоеые обезьяны. Первый австралопитек (в переводе - «южная обезья­на») обнаружен в 1924 г. на юге Африки в известковом карьере австралийским исследователем Раймондом Дартом. Основные находки австралопитековых до сих пор делаются в Танзании, в ущелье Олдувей, которое, в свою очередь, яв­ляется участком Великого Африканского рифта. У них было плоское лицо, мас­сивные челюсти, сильно выраженные надбровные дуги и покатый лоб. С чело­веком австралопитековых связывает прямохождение и отсутствие диастемы - промежутка между клыками и резцами. Австралопитеки жили в период с 4 по 1 млн. лет назад.

К австралопитековым традиционно относят Homo habilis («человека уме­лого»), жившего 2,4-1,7 млн. лет назад и имевшего объем мозга 600-680 см. кб. Костяки первого «человека умелого» были найдены в 1960 году в ущелье Ол­дувей. При нем обнаружены первые орудия труда, изготовленные из кусков ла­вы и кварцевых галек и датируемые временем 2 млн. 600 тыс. лет. По этой причине многие палеоантропологии считают Homo habilis первым человеком. Их оппоненты уверены, что найденные артефакты нельзя считать орудиями труда, поскольку острые рабочие части получались простейшим путем: разби­ванием камня о скалу, либо раскалыванием другим камнем. Деятельность Homo habilis, продолжают они, была основана не на воле и сознании (как у человека), а на врожденных инстинктах. По этой причине деятельность «человека умело­го» может считаться не трудовой, а лишь праорудийной, а сам он человеком в нашем понимании считаться не может.

Австралопитековых сменили архантропы (древнейшие люди), представ­ленные питекантропами и синантропами. На Международной конференции 1962 г. их отнесли к Homo erectus («человек прямоходящий»).

Питекантроп - первое существо, которое точно изготавливало орудия труда, а значит, может быть уверенно причислено к людям. Первый питекан­троп был найден в конце XIX г. на о. Ява голландским врачом Евгением Дюбуа. Питекантропы жили в промежуток времени с 1 млн. 800 тыс. лет до 1 млн. лет назад. По сравнению с австралопитековыми, объем мозга питекантропа значи­тельно увеличился и составлял, в среднем, 900 см. кб. У питекантропа был по­катый лоб с выступающими надбровными дугами и угловатый затылок. Но на теле у него уже появляются потовые железы и исчезает волосяной покров.

Синантроп был обнаружен в 1929 году в Китае английским анатомом Дэ­видсоном Блэком. В пещере, в 50 км от Пекина, экспедиция Блэка раскопала костяки более 40 индивидуумов - целый лагерь древнейших охотников. Синан­троп жил 350-400 тыс. лет назад, его объем мозга был, в среднем, 1000 кб. см. Синантроп имел постоянные места обитания и, судя по найденным костям, кол­лективно охотился на крупных животных - оленей, газелей, диких лошадей, буйволов и носорогов. Не исключено, что синантроп владел членораздельной речью и, что важно, широко использовал огонь: в пещере сохранился слой спрессованного пепла толщиной до 7 метров.


Стоянка архантропов найдена и на Алтае - в долине р. Ануй Усть- Канского района (стоянка Карама).

Архантропы широко использовали каменные орудия труда - ручные руби­ла, остроконечники и скребла. Они вели присваивающее хозяйство: занимались собирательством и коллективной охотой. Жили в пещерах, а на открытой мест­ности - в легких жилищах из ветвей деревьев.

Неандерталец. Неандертальцы (палеоантропы, Homo neanderthalensis) по­являются примерно 130 тыс. лет назад. Первый неандерталец был обнаружен в 1856 г. в долине Неандерталь, что в Западной Германии. Неандерталец жил в вюрмское оледенение и многие его физические особенности сформировались под влиянием тяжелейших условий жизни. Для морфологии неандертальца ха­рактерна силовая адаптация: массивный скелет и череп дополнялись большой мышечной массой. Наряду с этим он имел вполне современный мозг объемом, в среднем, 1200-1600 кб. см. с развитыми лобными долями, отвечающими за логическое мышление. Без сомнения, неандерталец обладал и членораздельной речью. Благодаря этому, Homo neanderthalensis расселился на огромной терри­тории. Его стоянки обнаружены в тропической Африке и в Японии, в Китае, Индии, Афганистане, Ираке и Иране, Турции и в Западной Европе, на Кавказе, в Средней Азии, в Монголии и на юге Сибири. На Алтае неандертальцы жили в Усть-Канской и Денисовой пещерах, следы его деятельности обнаружены на Улалинке.

Хозяйственная деятельность неандертальцев. Неандертальцы по- прежнему занимались присваивающим хозяйством: собирательством, загонной охотой и, ограниченно, рыбной ловлей. Главным объектом охоты становится какой-либо один вид животного. Они широко используют кремень, при этом кремневые пластины откалывают от дисковидных нуклеусов. Нуклеус - специ­ально подготовленный кусок камня определенной формы, с которого скалыва­ли или отжимали пластинки для изготовления орудий труда. Неандертальцы использует и составные орудия - метательные копья со вставными кремневыми наконечниками. Кроме камня и дерева неандертальцы применяют новый мате­риал - кость. Они жили в пещерах и в искусственных сооружениях. Пещеры теперь благоустраиваются: пол устилался предохранявшей от сырости галькой, а внутри пещеры сооружается ветрозащитная стенка. Вполне доказано, что в условиях холодного климата неандертальцы научились добывать огонь и изго­товлять одежду из шкур животных. Захоронения со следами ритуала позволяют предполагать наличие у неандертальцев примитивных религиозных представ­лений.

Неандертальская проблема. Сложно сказать, является ли современный человек потомком неандертальца, либо он возник путем гибридизации различ­ных видов: неандертальца, юнсянца, синантропа и проч.

До начала 80-х гг. XX в. принято было считать, что человек современного вида (кроманьонец) появился 40-35 тыс. лет. Но с конца XX в. палеоантрополо­ги стали делать сенсационные находки в Африке. Оказалось, что к югу от Са­хары люди, морфологически близкие к современным сапиенсам, появились не менее 100 тыс. лет назад. Проникновение небольших групп человека современ­ного вида (Homo sapiens) за пределы Африки в Юго-Западную Азию начинает­ся 60-50 тыс. лет назад. Эта первая группа сапиенсов скрестилась с неандер­тальцами, и по этой причине современные люди имеют 2,5% неандертальских генов (данные исследований 2011 г.). В Азии Homo sapiens массово появился около 45 тыс. лет назад, а 35-40 тыс. лет назад он стал заселять Европу. С появ­лением человека современного вида антропогенез завершился.

Денисовцы. Палеоантропологические находки в Денисовой пещере Горно­го Алтая позволяют выделить, кроме сапиенсов и неандертальцев, еще одну че­ловеческую популяцию - «денисовцев». Анализ ДНК, проведенный в 2010 го­ду, показывает, что денисовцы были чуть ближе к неандертальцам, чем мы, и являются предками современных меланезийцев (жителей Новой Гвинеи и ост­ровов к востоку от нее).

Социогенез. Общинно-родовой строй. Социогенез подразумевает ста­новление и развитие первобытного общества. Архантропы и палеоантропы объединялись в праобщины - первобытные человеческие стада. Период пра- общины был самым длительным в истории человечества. Возникновение пра- обтттин объясняется условиями жизни, при которых одиночное существование особи исключалось в принципе. И действительно, собирательство давало пищу малокалорийную и забирало много времени, а облавная охота на крупного зве­ря или на быстрых стадных животных была возможна лишь в составе относи­тельно большого и сплоченного коллектива. Такой коллектив насчитывал около 20 человек. Отдельно выделяют праобщину неандертальца - более сплоченную и многочисленную.

С появлением человека современного вида (время позднего палеолита) на­чинается эпоха общинно-родового строя. Она делится на периоды раннеперво­бытной общины (поздний палеолит-мезолит) и позднепервобытной общины (неолит), и заканчивается с разложением первобытного общества и возникно­вением ранних государств. Причинами возникновение общинно-родового строя обычно считают всю ту же облавную охоту, а также новые условия хозяйствен­ной жизни. В частности, появление сложных орудий труда и накопление бога­того опыта требовали не эпизодического, как раньше, а постоянного общения между разными поколениями сородичей. Предпосылками становления общин­но-родового строя стало появление более коммуникабельного Homo sapiens, а также его переход к относительно оседлому образу жизни.

Общинно-родовой строй подразумевает существование рода - коллектива кровных родственников, осознавших свое родство по одной линии - мужской или женской. Род считался собственником промысловой территории - охот­ничьих угодий и реки, позже - пашни и пастбищ. Под родовой общиной пони­мают экономическую организацию, состоявшую из одного или нескольких ро­дов и чужеродцев. Чужеродцами чаще становились мужья, поселившиеся в ро­ду супруги, или сторонние люди.

Род управлялся на основе принципов родового народовластия. Высшим органом управления было собрание всех взрослых сородичей. На собрании ре­шали основные вопросы хозяйственной и религиозной жизни, выбирали пред­водителей из авторитетных и опытных людей. Разделение власти на хозяйст­венную, военную, судебную не было, не было и аппарата принуждения: в слу­чае надобности провинившегося наказывал сам коллектив.

В период позднепервобытной общины возникают племена. Племя - круп­ное общественно-территориальная единица, объединяющая несколько общин. Оно характеризуется общностью территории, языка, культурной и сакральной жизни.

Материнская родовая община. Раннепервобытные общины времени позднего палеолита-мезолита были, как правило, материнскими родовыми об­щинами и имели материнский счет родства.

Причины матриархата кроются в особенностях хозяйственной жизни и брачных отношений. В хозяйстве раннеродовой общины большое значение имел труд женщины. Она занималась собирательством, дающим (в отличие от охоты) гарантированную пищу, следила за жильем, очагом и детьми, хранила и перерабатывала продукты. На этапе раннего земледелия позиции женщины в общине еще более укрепились: занимаясь мотыжным земледелием, она стано­вилась главным поставщиком зерна - продукта первой необходимости.

Семейно-брачные отношения в раннепервобытной общине. Приоритет женщины в семейно-брачных отношениях был еще более убедительным. С воз­никновением общинно-родового строя распространяется экзогамный групповой брак. Он подразумевает запрет брачных отношений внутри рода (агамия) и раз­решение вступать в брачные отношения с представителями другого определен­ного рода. Два рода, соединенные брачными отношениями вначале и образовы­вали племя. При этом хозяйственная деятельность даже внутри племени велась такими родами раздельно. Брачные отношения на этапе экзогамного группово­го брака, как правило, были эпизодическими, и родившийся ребенок оставался у матери. По этой причине групповой брак подразумевал групповое родство: отцами называли всех мужчин соседнего рода определенного возраста, а мате­рями - всех женщин своего рода, относящихся к возрастному классу биологи­ческой матери.

С переходом к парному браку возникают семьи. Поскольку собственность рода была по сути своей женской, то в родовую общину к жене переходил муж. Парная семья была непрочной: супруги часто трудились раздельно, не имели семейного имущества (каждый пользовался имуществом своего рода), дети принадлежали материнскому роду и воспитывались всеми её сородичами. Эк­зогамный групповой и парный браки укрепляли главенство женщин в ранне­первобытной общине.

Раннепервобытной родовой общине был присущ коллективизм. Он прояв­лялся в форме собственности (земля, охотничьи угодья, рыболовные запруды, жилища, лодки и прочее принадлежали женщинам рода), в производственной деятельности (практиковался обязательный коллективный труд) и в коллектив­ном потреблении. Практиковался реципрокный обмен: каждый общинник вно­сил в «общий котел» сколько мог, а получал сколько ему полагалось. Разница между внесенным и полученным компенсировалась повышением или пониже­нием личного престижа.

Развитие производительных сил в раннепервобытной общине. В пери­од позднего палеолита усложняется техника обработки камня: кремневые пла­стины откалывают теперь от призматических нуклеусов. Широко распростра­няются составные орудия - копье с кремневым наконечником и нож с руко­ятью. Появляются специализированные орудия: гарпун и рыболовные крючки из кости, праща и бумеранг. Человек научился шить одежду и делать обувь. Охота, особенно облавная, стала высокоэффективной. На стоянках этого вре­мени археологи находят громадные скопления костей крупных животных: на одной только Амвросиевской стоянке найдено около 1 тыс. зубров, загнанных в овраг и там уничтоженных. Рост производительности труда способствовал рос­ту численности населения, а истребление промысловых животных вызвало его миграцию на север Евразии, в Америку, на Японские острова.

В начале мезолита в Северном полушарии завершается ледниковый пери­од и устанавливается современный климат. Меняется растительный и живот­ный мир, происходит оскудение охотничьих ресурсов: вместо крупных живот­ных обширные территории стали населять относительно мелкие и нестадные - лоси, кабаны, косули и прочие. В этих условиях важнейшее значение имело изобретение человеком лука - первого механического орудия. Скорострельный и дальнобойный лук позволил охотиться на мелких быстрых животных, а также на птиц и повысил шансы человека выжить.

Ножевидные пластины скалывают теперь с карандашевидных нуклеусов, размером и формой похожих на карандаш. Грани таких пластин, удивительно ровные, были шириной от 0,5 до 1,5 см. Распространяются микролиты - обра­ботанные кремневые сколы 1-2 см. длиной, которые используются как части составных орудий - вкладыши для ножей и серпов. Широко используются мак­ролиты - каменные топор, тесло и долото. В период мезолита человек научился делать лодки-однодеревки, сети с поплавками, сани, лыжи и блесна.

Позднепервобытная община. В период неолита человек научился свер­лить, полировать и шлифовать камень. Он изобретает керамическое производ­ство, прядение и ткачество, открывает выплавку меди. Появляются новые сред­ства передвижения - колесный транспорт и парусная лодка.

Переход к производящему хозяйству. В это время происходит переход человека к производящему хозяйству - к земледелию и животноводству (доме­стикация). Причины доместикации обычно видятся в желании человека обеспе­чить себя гарантированным продуктом, снизив свою зависимость от слепого случая и капризов природы. Переход к животноводству в ряде регионов объяс­няется падением численности диких животных вследствие высокой эффектив­ности присваивающего хозяйства, либо иссушения климата.

Этапы становления и развития земледелия.

Первый этап. Высокоорганизованное собирательство. На этом этапе чело­век лишь помогал природе, ухаживая за дикорастущими растениями: обводнял дикорастущие злаки, пересаживал плодовые растения ближе к жилью и срезал сухие ветви, вырубал метттавтттий кустарник и прочее.

Второй этап. Мотыжное земледелие. Основным орудием труда на этом этапе становится мотыга, позже снабженная металлической рабочей частью. Мотыжным земледелием, как правило, занималась женщина, традиционно свя­занная с растениями и хорошо знающая их. По этой причине положение жен­щины в родовой общине на этапе мотыжного земледелия значительно окрепло.

Третий этап. Пашенное (плужное) земледелие. Основным орудием труда на этом этапе становится плуг, влекомый тягловым скотом. Плужным земледели­ем повсеместно занимались мужчины, издавна связавшие жизнь с животными.

Народы Передней Азии стали переходить к земледелию с VIII тыс. до н.э., Месоамерики и перуанских Анд - с IV тыс. до н.э.

Одомашнивание человеком животных. Первые домашние быки, по всей видимости, появились на территории современного Ирана и Ирака в IV тыс. до н.э., козы и овцы - в Передней Азии в VI тыс. до н.э. Доместикация лошади (происходившей от дикого тарпана) проходила на территории от Днепра до Урала в IV тыс. до н.э. - намного раньше, чем в Западной Европе. Впрочем, не­которые исследователи (П.А. Лазарев и др.) предполагают наличие самостоя­тельного очага коневодства в Якутии.

Последствия перехода человека к производящему хозяйству. Благодаря пе­реходу человечества к земледелию и животноводству стабилизировалось полу­чение пищи, а это увеличило продолжительность жизни и численность населе­ния Земли. Земледельцы окончательно перешли к оседлому образу жизни, ста­ли строить города и создавать первые цивилизации. Производящее хозяйство сделало возможным получение регулярного избыточного, а затем и прибавоч­ного продукта, а это, в свою очередь, привело к образованию ранних госу­дарств.

Семейно-брачные отношения в позднепервобытной общине. Домести­кация вызвала судьбоносные для человечества изменения в семейно-брачных отношениях. С развитием в позднем неолите пашенного земледелия и живот­новодства повышается роль мужского труда. Более того, все основные средства производства (скот, пастбища, пашня, сельскохозяйственные и ремесленные орудия труда) используются исключительно мужчинами, становятся мужской собственность и могли передаваться внутри родовой общины только по муж­ской линии. Поскольку родовая община была заинтересована в сохранении своих мужчин, происходит переход от матрилокального к патрилокальному по­селению супругов: теперь не муж, а жена навсегда отправляется в общину суп­руга. Процесс перехода к патрилокальному поселению был длительным и по­рождал промежуточные компромиссные формы. С возникновением семейной собственности (а она изначально была собственностью мужской) происходит переход от брака парного к несравненно более прочному браку моногамному. Моногамный брак в первобытном обществе исключал внебрачные связи для женщины и предусматривал развод по инициативе женщины лишь в исключи­тельных случаях.

Возникает большая патриархальная семья, включавшая несколько поко­лений родственников по мужской линии, их жен и детей. Во главе патриар­хальной семьи стоял самый старший мужчина (патриарх), обладавший самой широкой властью над домочадцами. Позже в патриархальную семью стали включать рабов, занимавших там положение младших членов семьи.

Развитие производящего хозяйства (земледелия и животноводства) приве­ло к первому и второму общественному разделению труда.

Первое общественное разделение труда. Заключается в выделении из комплексных хозяйств скотоводческих и земледельческих племен.

Причины первого общественного разделения труда видятся, обычно, в рос­те численности населения (демографическая теория), либо в иссушении клима­та (климатическая теория). В первом случае к скотоводству переходило избы­точное население, вытесненное в непригодные для занятия земледелием при­родные зоны. Во втором случае скотоводами вынужденно становились племе­на, до этого занимавшиеся комплексным хозяйством. Появлению скотоводства способствовали и технические достижения, в первую очередь - грузоподъемная колесная повозка с металлической осью и разборное жилище (юрта).

Второе общественное разделение труда. Заключается в выделении из сельского хозяйства ремесла, то есть, в возникновении профессиональных ре­месленников.

Причиной второго общественного разделения труда стало усложнение тех­нологического процесса в металлообработке, гончарном, кожевенном и ткац­ком производстве. Теперь занятие ремеслом требовало от общинника много времени, средств и большого опыта и не позволяло обеспечивать себя продук­тами питания в полном объеме. Первыми профессиональными ремесленника­ми, по всей видимости, были оружейники и ювелиры.

Последствия первого и второго общественного разделения труда. Возни­кает регулярный экономический обмен между общинами (следствие первого разделения труда) и внутри общин (следствие второго разделения труда). Эко­номический обмен привел к появлению первых мерил стоимости и к совершен­ствованию средств сообщения - дорог, колесного и водного транспорта. Углуб­ление профессиональной специализации вызвало повышение производительно­сти труда и качества продукции. И, наконец, регулярный экономический обмен вызвал рост имущественного неравенства и способствовал началу процесса политогенеза.

Политогенез в позднепервобытной общине. В позднепервобытной об­щине возник конфликт между ростом производительности труда и традицион­ной общинной психологией. Дело в том, что избыточный продукт, способность и желание его получать вызывали недовольство и преследование сородичей. Община, стремясь сохранить имущественное равенство, вводила ряд ограниче­ний. В частности, устанавливался максимум личного имущества, а полученный избыточный продукт периодически уничтожался или дарился соседям. Так воз­никает престижная экономит - престижные пиры и дарообмен между родст­венниками и дружественными общинами. Таким способом противоречие между ростом производительных сил и первобытным менталитетом было решено в рамках традиционного мировоззрения.

В позднепервобытной общине значительная часть избыточного продукта стала сосредотачиваться в руках вождей и родовой знати. Родовая знать храни­ла избыточный продукт, накапливая его для престижных пиров и распоряжаясь в интересах сородичей. За исполнение судебных, жреческих и миротворческих дел она получала добровольные подношения продуктами и ремесленными из­делиями.

Прибавочный продукт в позднепервобытном обществе получался в ходе межобщинной и внутриобщинной эксплуатации. Хронологически самая ранняя, межобщинная эксплуатация, осуществлялась в форме грабительских войн, взимания дани и контрибуции. При этом у слабых племен изымался не только избыточный продукт, но и часть необходимого для них продукта.

Грабительские войны усилили имущественное расслоение внутри племе­ни, ускорили процесс становления частной собственности и внесли существен­ные изменения в психологию. Война и военный грабеж стали считаться дос­тойным мужчин занятием, своего рода трудом, приносившим изрядный доход. В воюющих племенах выделяются группы профессиональных воинов во главе с военными вождями. Пользуясь большим авторитетом в племени, они оказыва­ют влияние на решение народного собрания и в борьбе за власть противостоят традиционной родовой знати. При этом власть военного вождя основывается не столько на авторитете традиций, сколько на силе дружины, на личном богатст­ве и на зависимости от него общинников. Это военный вариант политогенеза - становления нового типа власти и управления, завершившееся появлением ран­него государства. Борьба между новой аристократией и родоплеменной тради­ционной знатью заканчивалась обычно победой новой аристократии во главе с военным вождем, либо выгодным для нее компромиссом. Военный вариант по­литогенеза предусматривает, в первую очередь, межобщинную эксплуатацию.

Аристократический вариант политогенеза основан на усилении позиций традиционной родовой знати (старейшин и жрецов), которая отстраняет от вла­сти рядовых общинников. Поскольку власть традиционной аристократии освя­щена религией и традицией, она получают право на жизнь и смерть сородичей. Военные вожди выбирались только в случае необходимости из родовой знати и существенного влияния на жизнь родовой общины не оказывали. Аристократи­ческий вариант политогенеза предусматривает распространение внутриобщин­ной эксплуатации.

Формами внутриобщинной эксплуатации периода разложения первобыт­ного общества являются долговое рабство, отработка и издольщина. Долговое рабство поначалу было ненаследуемым и временным, до отработки долга. Должник, связанный отработкой, отрабатывал свой долг в хозяйстве заимо­давца. Издольщина предусматривает работу должника в своем хозяйстве и вы­плату части полученного продукта заимодавцу в счет долга.

Процесс политогенеза растянулся на сотни лет и завершился образованием ранних государств на древнем Востоке.

 

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

ГЛАВА II. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

В курсе истории древнего Востока изучают процесс возникновения, рас­цвета и упадка восточных государств, находящихся на стадии рабовладельче­ской формации, прошедших путь развития от протогосударств до восточных империй.

Хронология. История древнего Востока начинается в конце IV - начале III тыс. до н.э., когда в Северо-Восточной Африке возникла Древнеегипетская ци­вилизация, а в Месопотамии были образованы первые номовые государства. Верхняя хронологическая граница для Ближнего Востока, Средней Азии и Иранского нагорья приходится на 20-е годы IV в. до н.э., когда эти территории были завоеваны Александром Македонским. В Южной и Юго-Восточной Азии история древнего Востока завершилась в III-V вв. н.э.



Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 233;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.02 сек.