Допонятийную и понятийную.
Допонятийное мышление делится на два основных вида:
1) наглядно-действенное мышление.
Этот вид мышления опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное физическое преобразование ситуации в процессе действий с предметами.
2) наглядно-образное мышление.
При наглядно-образном мышлении человек оперирует не только предметами, но и их образами.
Логическое мышление осуществляется на базе четких, ясно осознаваемых формализованных понятийных структур, а интуитивное мышление осуществляется на бессознательном уровне и оперирует образами и нечеткими формальными структурами. Этот вид мышления обладает спонтанностью и быстротой протекания.
Под интеллектом понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих успех в решении разнообразных задач.
Х.Гарднер в 1983 году выдвинул теорию мультиинтеллекта, в котором обосновал наличие музыкального мышления как самостоятельного вида мышления. Однако деятельность музыканта основана не только на музыкальном мышлении как таковом. Виды интеллекта (по Гарднеру), необходимые в музыкальной деятельности.
9 видов интеллекта по Х.Гарднеру:
1. Вербальный интеллект (хорошее владение словом, устной и письменной речью, способность сочинять стихи и т.п.). Необходим музыковеду, а также любому музыканту-педагогу.
2. Логико-математический интеллект. Необходим прежде всего учёному-музыковеду, преподавателю теоретических дисциплин.
3. Музыкальный интеллект (владение музыкальными звуками как средством самовыражения, способность сочинять и исполнять музыку). Проявление музыкального мышления, прежде всего, обнаруживается в интонировании.
4. Пространственный интеллект (чувство пространства, способность ориентироваться в нём). В музыкальной деятельности это, например, чувство акустики различных помещений, где проходят выступления.
5. Телесно-двигательный интеллект (владение телом). В максимальной степени представлен у циркачей, гимнастов, альпинистов. В музыкальной деятельности телесно-двигательный интеллект служит основой для развития исполнительской техники.
6. Интраличностный интеллект (способность проникнуть вглубь личности – своей и чужой). Эмпатия, способность к сопереживанию. В исполнительской деятельности способствует сопереживанию исполняемой музыке, очень важен в ансамблевом музицировании. Также необходим педагогу.
7. Интерличностный интеллект (способность объединять людей, вести за собой). Важен дирижёрам, а также педагогам.
8. Природный интеллект (способность чувствовать природные стихии, растения и животных). Пожалуй, в музыкальной деятельности занимает наименьшее место.
9. Спиритуальный интеллект (способность предвидения). Важен педагогу, композитору.
Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление.
Предметное мышление.
Люди с практическим складом ума предпочитают предметное мышление, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций.
Существуют физические ограничения на преобразование. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции.
Образное мышление.
Люди с художественным складом ума предпочитают образный тип мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции могут осуществляться как последовательно, так и одновременно. Результатом служит мысль, воплощенная в новом образе.
Знаковое мышление.
Личности с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое мышление. Оно характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 2257;