Основные итоги развития культуры Северо-Кавказского региона в Новое время


 

Как уже отмечалось, смысловой мир и системообразующие структурные элементы культуры региона в рассматриваемую эпоху не претерпели принципиальных изменений, развитие шло главным образом по пути воспроизводства сложившихся в предшествующие эпохи форм культуры и социокультурной системы региона в целом. Это касается практически всех сфер культуры, за редкими исклюцениями, например культуры по- селения.

Жилище, аркитектура, поселения. B Новое время заметную роль в экономике и культурной жизни Северного Кавказа и юга России начинают играть города (города-крепости) и городские поселения: Астрахань, Дербент, Темрюк, Тамань, Тарки, Азов, Ростов, Ставрополь, Екатеринодар. Возросшая роль городских поселений проявляется в том, что теперь в связи с появлением огнестрельного оружия их влияние в плане обеспечения безопасности не ограничивается пределами городских (крепостных) стен или заградительных рвов. Города становятся центрами концентрации (структурации) поселений, вокруг них складываются слободы с местным или смешанным населением (в первую очередь за счет окоченцев). Так про- являются социальные и культурные последствия проникновения в регион новой военной технологии, в частности пушек, которые как бы раздвигают городские стеньг, расширяя зону безопасности, охватываемую данным городским поселением. Но все же и в Новое время население региона по- прежнему сосредоточено в основном в сельских поселениях, которые на равнине (в предгорье) размещаются и застраиваются по принципам горизонтальной планировки, а в горах — по принципам вертикального зонирования. При этом в горных районах преобладают жилища и хозяйственные постройки из камня (часто в несколько этажей), а в предгорных и на равнинных территориях — саманные и турлучные, как правило — одноэтажные, многокамерные и прямоугольные по планировке. Сельские поселения были небольшие, поскольку сохраняется правило селиться родом или пaтронимией (родственными родами). Исключение составляют адыгские и дагестанские сельские поселения, которые нередко состояли из нескольких сотен домов [3]. Следует отметить еще одну характерную черту поселения: поскольку кавказские этносы вплоть до советского времени не имели четко фиксированных территориальных границ, то многие поселения носили полиэтнический характер, в них проживали (вперемежку, кварталами) адыги, осетины, кумыки, лакцы, даргинцы, чеченцы, ингуши.

По-прежнему развиваются башенная архитектура и каменное зодчество. Но теперь здесь наметился ряд новых тенденций: стали преобладать прямоугольные постройки жилого или ритуального назначения, появились способы обеспечения их сейсмостойкости. Широкое распространение по- лучили арочные перекрытия из камня, ложные каменные своды и другие сложные строительные конструкции. В архитектуре находят четкое выражение доминирующие социокультурные процессы: вьделяются жилища феодалов, а в дагестанских селах, по сути, главным архитектурным со- оружением становятся мечети. B Новое время жилища становятся более благоустроенными, значительно меняются их интерьеры — организация их внутреннего пространства теперь не замыкается на очаг (камин), появляется разнообразная деревянная мебель, в том числе резная, навесная, ковры, киизы, войлоки, циновки и т. д.

Одежда и вооружение. В одежде кавказцев сохраняются основные стилевые элементы, сложившиеся в Средние века — облегающие линии парадной мужской и женской одежды из сукна, холета, бархата, шелка, бязи. В мужском костюме основой ансамбля остается бешмет (черкеска), а в женской — длинное приталенное платье. Особое внимание уделяется головному убору. Для мужчин они изготовляются преимущественно из овечьего мexa (парадный вариант — из каракулевого), в ходу и фетровый мужской головной убор. ц женщин платки, которые и были основным головным убором, часто дополняются легкими, скорее декоративными, шапочками с шитьем (или плетением) из золота, ювелирными украшениями. Непременным атрибутом парадного костюма (как мужского, так и женского) являлся пояс, кожаный с серебряными (или посеребренными) украшениями для мужчин, расшитый или тисненый для женщин. Широко были распространены и металлические женские пояса (из сборных сегментов) е ювелирными украшениями из полудрагоценных и драгоценных камней. В качестве универсальной обуви использовались кожаные ноговицы, которые дополнялись у мужчин поршнями (чарыками) из сырамятной кожи, а женщины носили и сандалии на деревянных колодках. Домашняя одежда отличалась свободным покроем и включала рубаху, шаровары. Женский костюм непременно дополнялся украшениями: серьгами, кольцами, нагрудными накладками из металлических наборных пластин (серебряных, посеребренных, позолоченных), мужской буркой, башлыком и оружием: саблей, кинжалами, ружьем (пишалью), пороховницей. Культура костюма (и быт) кавказских этносов ока- зала заметное влияние на одежду (культуру) казаков. так в данном случае проявился диалог соприкоснувшихся культур.

Пища. Основу питания кавказских народов в рассматриваемую эпоху составляли мясо (баранина и говядина), молочные продукты, ячменные лепешки и каша из пшена (паста). В целом Северо-Кавказский стол довольно разнообразен, но выше всего ценится баранина. а также блюда из кур, индюков и гусей, которые в культуре питания каждого этноса имеют собственные рецепты приготовления. B Дагестане возделывался рис, который входил в круг основных продуктов, здесь важную часть питания составляли также рыба, фрукты, виноград.

Семья и семейный уклад в системе культуры. И в Новое время у всех этносов региона (за исключением дагестанских) сохраняется семейная община, которая насчитывает до 50-100 человек и возглавляется старшим мужчиной рода. Прочность общины базируется на конкретныx экономических основаниях: она владеет общей собственностью (землей, скотом, недвижимостью), что, впрочем, одновременно являлось и серьезным препятствием развитию классических форм феодальных отношений и социальной иерархизации, а значит, персонализации культуры, появлению ее элитарных форм. Брак у кавказских народов был экзогамным (за редкими исключениями); при этом практиковался левират и сорорат, что практически гарантировало сохранение единства общины и ее собственности и в случае смерти (гибели) ее отдельных членов. Широкое распространение в быту имели обычаи избегания. Исключительно важное место в традициях кавказских народов, а значит, во всей системе социальных действий и социальных отношений, занимали, как уже подчеркивалось, кровная месть, аталычество (воспитание детей вне собственной семьи - у родственников, друзей, кунака, в другого роду или племени до совершеннолетия), куначество (побратимство, союзничество мужчин из разных родов и племен, независимо от этнической принадлежности).

Декоративно-прикладное искусство. Оно в Новое время в Северо-Кавказском регионе получает широкое распространение и по-прежнему активно обслуживает архитектуру - в петроглифах, орнаментальном оформлении жилища и статусных сооружений, лучшие варианты которых нашли применение в Дербентскомкомплексе, резиденциях феодалов, главных мечетях, в артефaктаx внутреннего убранства жилища. На высокий уровень выходит керамическое производство (особенно в Дагестане), массовым становится изготовление гончарной посуды практически любой емкости, в том числе тарного назначения, для хранения меда, масла, зерна, сухофруктов и др., c росписью и узорами. Дальнейшее развитие получают оружейное ремесло (в Кабарде и Дагестане) и ювелирное искусство, ведущими центрами которого становится Кубaчи, Кумух, Гоцатль, Ахты; не уступают дагестанским мастерам и адыгские златокузнецы. Спектр основных ювелирных изделий включает серьги, кольца, перстни, пояса (наборные металлические), нагрудные застежки, декоративные бляшки и пластины для нашивок на женские платья и головные уборы. В эпоху Нового времени по всему региону (практически y всех кавказских этносов) широко распространены золотошвейное искусство, ковроткачество, изготовление войлока, киизов, циновок из камышового тростника, расшитых изделий из кожи.

Экономика и торговля. Структура хозяйственной культуры мало отличается от средневековой, в ней, как и прежде, доминирует разведение крупного и мелкого скота (преимущественно овец и лошадей). B возделывании зерновых культур, которое по экономической значимости следует за разведением скота, основной упор делается на просо, ячмень, пшеницу и кукурузу. B горных территориях активно развивается террасное земледелие; практически повсюду получает распространение садоводство, хотя здесь ведущие позиции остаются за Дагестаном. Указанные сферы хозяйства дополняются ремесленничеством, охотой, рыболовством и пчеловодством. B экономической жизни кавказских этносов в рассматриваемую эпоху появляется новый элемент — « отходничество», отход значительных групп людей c мест постоянного проживания на поиски заработка (сезонных работ), что, впрочем, является и индикатором высокой плотности населения в этом регионе.

Хотя значение Прикaспия (Дербента) и Причерноморья как центров торговли (в том числе транзитной и международной) сохраняется, теперь на позиции главного торгового партнера кавказских этносов выходит Россия, c которой велась торговля практически по всей «кордонной линии», от Азова до Дербeнта.

Новое время в истории культуры региона характерно, как уже неоднократно подчеркивалось, тем, что культурогенез, который длительное время шел по траектории нарастания этнического и языкового многообразия в данном регионе. заканчивается и окончательно складывается та языковая картина, которая без принципиальных изменений сохраняется и ныне. Эту картину формируют языки трех весьма отдаленных друг от друга языковых семейств — индоевропейское (вoсточно-иранская группа), алтайское (тюркская группа) и кавказско-иберийское, которое восходит к палеокавкaзскому языку. При этом кавказско-иберийское семейство языков данного региона распадаeтcя на две группы, западную, или адыго-абхазскую (кабардинцы, черкесы, адыгейцы, aбaзины) и восточную, или нахско-дагестанскую (аварцы, андийцы, ахвахи, багулалы, ботлихцы. голоберины, каратины , тиндалы , чамалалы, дидойцы, бежтины, гинцхцы, гунзебцы. хваршины, даргинцы, кайтаги, кубачинцы, лезгины, табасараны, рутулы, агулы, цахуры, арчинцы:, лакцы). На языках тюркскoй группы говорят балкарцы, карачаевцы, кумыки, ногайцы. K ирaноязычным относятся осетины, таты и горские евреи.

Рассматриваемая эпоха в истории культуры региона примечательна еще и тем, что c XVIII в. предпринимаются попытки. прежде всего в Дагестане и Кабарде, создать письменность на основе арабской графики. Появляется и сеть мусульманских школ прежде всего в Дагестане, при крупных мечетях, двухлетнего начального образования («мактаба») и более продвинутых («медресе») для подготовки религиозных с ужителей. B этих школах наряду c исламом (богословием) изучают арифметику, географию, астрономию, логику, арабский язык. B этом контексте резко возрастает приток арабской (арабоязычной) литературы в регион, появляются и первые библиотеки. B Новое время помучают активное распространение протонаучные, эмпирические знания кавказских этносов, в том числе в сферах медицины (например, лечение ранений и оспопрививание y адыгов), естествознания, гуманитарной мысли. А в Дагестане появляются сообщества ученых (алимов), которые основательно осведомлены (и сведущи) в достижениях арабской науки, философии, литературы, медицины, а также ведут собственные исследования в этих областях.

Распространение арабской культуры, которое началось еще в VIII в. и сопутствовало утверждению позиций ислама в Дагестане до XVI в., носит, по сути, характер культурного ученичества, религиозные деятели и привилегированные слои усваивают религиозные учения, арабскую философию, литературу, естественнонаучные знания. Однако этот этап завершается c образованием ряда центров арабской культуры (Дербент, Кумух, Акyша, Согратль) и начинается новый этап («вторая волна») влияния арабской культуры — этап создания дагестанскими алимами таких самобытных научных, философских и литературных произведений, которые получают признание и за пределами Дагестана и Кавказа — в араобоязычном мире, на Востоке, в Средней Азии. Наибольшую известность в этом плане снисеали Магомед Кудутлинский, Дамадан Мyгинский, Магомед Убринский, Дауд Усишинский, Саид Гидатлинский (заметим — вторая часть имени является указанием на место обитания алима, например, села Кудутль, Мугин и т. д.) [3]. Но главное в данном случае заключается в том, что в XVI—XVIII вв., когда Арабский халифат уже пришел в упадок, восток Северо-Кавказского региона (Дагестан) становится активным центром арабской культуры, оказывающим серьезное влияние не только на Кавказ, но и на Среднюю Азию и Ближний Восток. Адыги (адыгскиe племена), которые в XVI—XVIII вв. находились в ситуации религиозного двоеверия (оставались полухристианами-полумусульманами), по-прежнему ориентировались на Россию и русскую культуру, в деловой жизни опирались на русский язык и русскую письменность, хотя y них в обиходе находились также турецкий, арабский и персидский языки. B этом плане примечательно, что и первые попытки создать адыгскую письменность бы ли ориентированы на использование кириллической графики (русского алфавита) [4].

B целом Новое время в истории культуры Кавказского региона по характеру доминирующих процессов больше напоминает европейское Высокое средневековье, Доминируют процессы воспроизводства уже сложившейся системы культуры и ее форм при их умеренных эволюционных изменениях. Однако в эту эпоху намечаются и принципиально новые тенденции в развитии культуры региона: на севере, на всем протяжении «кордонной линии», складываются русская и городская культуры, a на юго-востоке (в Дагестане — активный центр распространения арабской культуры и ислама, что в последующем (в XIX в.) приведет к радикальным изменениям характера и направленности процессов культурогенеза на Северном Кавказе. Новое время в истории Северо-Кавказского региона это, c одной стороны, эпоха начала социально-экономических связей — отношений этносов Кавказа и русского этноса, c другой — период кавказского культурогенеза c преимущественной опорой на «внутренние» (собственно-этнические) культурные ресурсы. Соответственно, в отражении этой эпохи в региональных исторических и культурологических науках доминируют два сюжета: установление содержательных отношений c Россией [2, 5] и специфика кавказского культурогенеза в ту пору [5-7].

 

Примечания

 

1. История народов Северного Кавказа c древнейших времен до конца XVIII в. Под ред. Б.Б. Пиотpовского. — М., Наука; 1988.

2. Дзамихов K.Ф. Адыги и Россия. — М., 2000.

3. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. — М., Наука, 1971.

4. История Кабардино-Балкарии. Под общей ред. T.X. Кумыкова. — Нальчик, 1995.

5. Адыгская энциклопедия. — М.. 2007.

6. История многовекового содружества (к 450-лeтию союза и единения народов Кабардино-Балкарии и России). Под редакцией Б.X. Бгажнокова. — Нальчик, 2007.

7. Боров A.X. Северный Кавказ в российском цивилизационном процессе. Нальчик, Кабардино-Балкарский госуниверситет, 2007.

ГЛАВАVI. КУЛЬТУРОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ЮГЕ РОССИИ И СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В XIX ВЕКЕ



Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 84;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.