Тема 6. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ


Вопросы:

1. Мировые религии, их характеристика и значение.

2. Буддизм.

3. Христианство.

4. Ислам.

 

Вопрос 1. Мировые религии, их характеристика и значение.

 

При подготовке вопроса рекомендуется использовать дополнительную литературу: Элиаде, М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа Христа / М. Элиаде; пер. с фр. – М. – 2002. – 512 с. Т. 3. От Магомеда до Реформации / М. Элиаде; пер. с фр. – М. – 2002. – 352 с.

 

Религия (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа) – система взглядов и убеждений, на которых строится мировоззрение и мироощущение, система верований и ритуалов, соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Это один из важных первоэлементов культуры, появление которого позволяет определить момент зарождения культуры (подробнее о первоэлементах культуры и времени их возникновения см. Тема № 2). Ранними формами религии были тотемизм, магия, анимизм, фетишизм, о которых, также, говорилось выше. В процессе дальнейшего развития общества формы верований постепенно меняются, на смену веры в духов природы и племенных богов приходят сложные, иерархически-организованные религии первых цивилизаций. В Теме № 3, при определении характеристик цивилизации, формирование сложного политеистического пантеона определено как одна из специфических черт. В научной литературе эта стадия развития религиозных верований называется народностно-национальными или региональными (локально ограниченными) религиями[46, C. 489]. Их признаками является политеизм (многобожие), формирование пантеона божеств, в котором находит свое отражение иерархическая социальная система,этнический характер, локализация в рамках нации и государства, функционализм богов (как правило, каждый бог имеет свою «зону ответственности» - покровительствует земледелию, искусству, материнству или войне), выделение жречества в самостоятельный социальный слой и появление сакрального строительства. С процессом централизации государственной власти в религиях постепенно выделяется главное божество, которое в некоторых случаях вытесняет другие божества полностью или частично (понижая их в ранг святых, ангелов, демонов и т.д.). К числу региональных религий относится: иудаизм, зороастризм, индуизм, джайнизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм и многие другие. В настоящем пособие были рассмотрены древнеегипетские и древнегреческие религиозные верования, которые также входят в число региональных религий.

По мере дальнейшего развития и усложнения религиозных воззрений, с переходом к монотеизму (единобожие), появляются мировые религии, к числу которых относятся буддизм, христианство и ислам. Это последняя, самая сложноорганизованная стадия существования религиозных верований. К числу их характеристик, как уже говорилось, относится монотеизм. Все три мировые религии формально основываются на принципах единобожия (как этот принцип реализуется в каждой из религий, будет рассмотрено ниже). Еще одним признаком мировых религий является огромное число последователей во всем мире. Но количественные показатели не являются в данном случае определяющими, намного важнее качественные характеристики, к числу которых, кроме монотеизма, относятся универсализм, гуманизм, утверждение свободы воли и совести как принципов индивидуализма. Все три мировые религии отстаивают принцип универсализма, утверждая равенство всех людей перед Богом, независимо от расы, сословия, национальности. Этот принцип предал мировым религиям меж- и над- этнический характер, позволил им выйти за пределы наций и государств. Человек как носитель образа Божия является абсолютной ценностью мировых религий, человеческая личность стоит выше природы и общества, а свобода личности является высшей мерой для оценки природного и общественного порядка, утверждая принцип гуманизма. Свобода воли, провозглашаемая мировыми религиями, стала фактором повседневной жизни, положив начало бурному росту культуры и цивилизации, а совесть и чувство греха как центральные вероисповедательные идеи, заложили основу для роста самосознания человека и стимулировали возникновение нового мировоззрения. Каким образом эти характеристики реализуются в каждой из мировых религий, рассмотрим ниже.

 

Вопрос 2. Буддизм

При подготовке вопроса рекомендуется использовать дополнительную литературу: Бешем, А. Цивилизация Древней Индии / А. Бешем; пер. с фр. – Екатеринбург: 2007. – 496 с.; Мень. А. В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. – Т. 3. У Врат Молчания: Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры / А. В. Мень. – М. – 1992. – 239 с.; Элиаде, М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа Христа / М. Элиаде; пер. с фр. – М. – 2002. – 512 с.

 

Одной из древнейших мировых религий является буддизм, возникшийв VI в. до н.э.в Северной Индии.Его основателем был Сиддхартха Гаутама(примерно 583–483гг. дон. э.), сын правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). Как считает большинство современных исследователей, это был реальный исторический деятель, жизнь которого со временем дополнилась массой легенд и преданий [3, С. 224; 29, C.103]. По одной из них даже его рождение имело особый миф (вспомните мифы о непорочном зачатии, Тема № 3). Мать будущего Будды увидела во сне, что ей в бок вошел белый слон, после чего она оказалась беременной и столь же чудесным образом, из бока, родила сына, который сразу стал отличаться необычайным умом и способностями. Живя во дворце, он знал только радости, но однажды, выехав за пределы дворца, он увидел покрытого язвами изможденного больного, убогого старика, похоронную процессию и аскета. Эти четыре встречи изменили его мировоззрение. Он узнал, что миром правит страдание, что существуют несчастья, болезни, смерть. В возрасте 29-30 лет (вскоре после того, как у него родился сын), не удовлетворенный жизнью, он покинул семью и начал странствовать, пытаясь найти путь преодоления страданий, которыми полна жизнь. После семи лет скитаний и аскезы, он познал четыре священные истины: страдания правят миром; их причина жизненные страсти и желания; уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану; существует путь, метод, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны. Познав эти четыре священные истины, Гаутама постиг правильный жизненный путь, который отвергает крайности. Это открытие главного знания(дхармы)было как внезапное озарение, просветление, отсюда и новое имя принца: Будда, чтоозначает «просветленный», буквально – «пробужденный».

Жизнь есть страдание, учил Будда. Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворенное желание – все это страдание. Причина страданий в самом человеке. Оно происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной жизни и т.п. Ложное знание человека о мире и самом себе порождает тришну, т.е. «хватание», «цепляние» за реальный мир как нечто неизменное и вечное. Тришна порождает, в свою очередь, деяния человека (как пагубные, так и благотворные). Эти деяния формируют карму и сансару – круговорот рождений и смертей. Даже смерть не может избавить от страданий, так как душа возвращается в сансару. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности – вот путь к уничтожению страданий. Именно за этим путем лежит полное освобождение, нирвана (на санскрите буквально означает «угасание, затухание») – полное умиротворение и спокойствие, которые наступают после того, как удастся преодолеть все человеческие желания, страсти и страхи. Развивая свое учение, Будда разработал так называемый восьмеричный путь – метод постижения истины и приближения к нирване.

Содержание пути: 1. Праведная вера (следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий и что необходимо подавлять в себе страсти); 2. Истиная решимость (следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления); 3. Праведная речь (доброжелательная, искренняя, правдивая); 4. Праведные дела (следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и делать добрые дела); 5. Праведная жизнь (не причинять зла живому); 6. Праведная мысль (следует следить за своими мыслями, гнать все злое и настраиваться на доброе); 7. Праведные помыслы (необходимо уяснить, что все зло – от нашей плоти); 8. Истинное созерцание (следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины).

Путь открыт для всех и содержит основные черты буддийской морали: не убивать живое, не употреблять мясной пищи, не причинять страдания другим, работать над своим положительным сознанием, улучшать свою карму. Таким образом, основной этической ценностью буддизма является сострадание. Тот, кто сумеет пройти все стадии восьмеричного пути и достичь нирваны, становится Буддой – «просветленным».

В течение жизни у него было много последователей. Вскоре возникла многочисленная община монахов и монахинь; его учение приняли и большое количество людей, ведущих светский образ жизни, которые стали придерживаться отдельных принципов доктрины Будды. Монастыри превратились в главную и единственную форму организации буддистов, стали центрами буддизма, очагами его распространения, своеобразными университетами и библиотеками. В монастырских стенах ученые буддийские монахи записывали на древнеиндийских языках пали и санскрите священные тексты, которые составили буддийский канон – Трипитаку («Тройная корзина»). Трипитака делится на три основные части: 1. Винаяпитака («корзина устава» - правила поведения монахов); 2. Сутрапитака («корзина поучений» - повествования об отдельных эпизодах жизни будды и его изречения); 3. Абидхармапитака («корзина толкования учения» или «корозина чистого знания» - проповеди и поучения на этические и абстрактно-философские темы). Буддийская доктрина долго существовала лишь в устной традиции, а канонические тексты были записаны через несколько столетий после возникновения учения. Со временем буддийская традиция окружила жизнь Будды множеством легенд, ему приписывалось творение чудес, а его фигура постепенно приобретала божественный характер [7, C. 109].

Объединившаяся в рамках того или иного монастыря буддийская монашеская община именовалась сангхой. Вначале в сангху принимались все желающие, затем были введены ограничения: не принимались преступники, рабы, несовершеннолетние без согласия родителей. Вступивший в сангху должен был отказаться от всего, что связывало его с миром, - от семьи, от касты, от собственности, во всяком случае на время пребывания его в монастыре. Он принимал на себя первые пять обетов ( не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не пьянствуй), сбривал волосы и облачался в монашеские одежды. Членство в сангхе не было обязательным: в любой момент монах или послушник мог выйти из нее и возвратиться к мирской жизни. Путь к освобождению от сансары открыт только монахам, однако, согласно учению Будды, соблюдение этических принципов и поддержка общины (сангха) могут подготовить предпосылки к вступлению на стезю спасения в каком-то из будущих существований и многочисленным группам светских буддистов.

Монах, прошедший все стадии восьмеричного пути и с помощью медитации пришедший к освобождающему познанию, становится архатом, святым, который стоит на пороге конечной цели – нирваны (буквально: угасание). Здесь подразумевается не гибель, но выход из круговорота перерождений. Человек этот уже не переродится вновь, но войдет в состояние нирваны и – как говорится в текстах – исчезнет, «как пламя лампы, в которую не подливается масло».

Сравнительно быстро начинают формироваться различные направления и школы буддизма, Наиболее последовательно исходного учения Будды придерживалось направление хинаяна(«малая колесница»), в котором путь к нирване полностью открыт только монахам, отвергшим мирскую жизнь. Другие школы буддизма указывают на это направление лишь как на индивидуальную доктрину, не подходящую для распространения учения Будды. В учении махаяны («большая колесница») важную роль играет культ бодхисатв– индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим. Бодхисатва добровольно принимает страдания и чувствует свое предопределение и призвание заботиться о благе мира так долго, пока не будут избавлены от страдания все. Кроме хинаяны и махаяны – этих главных направлений – существовал и целый ряд других направлений: ламаизм, важдраяна, чань-буддизм, дзен-буддизм и т.д., а сам буддизм широко распространился по миру, охватив страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Афганистан, Бутан, Вьетнам, Индия, Камбоджа, Китай, Корея, Лаос, Монголия, Мьянма, Непал, Сингапур, Таиланд, Тибет, Шри Ланка, Япония. В России буддизм (ламаизм) исповедует большинство населения Тувы, Бурятии и Киргизии.

Культурная значимость буддизма связана с тем, что он акцентировал внимание на внутреннем мире человека. Буддизм стал символом духовной культуры Древней Индии, так как содержал в себе важнейшие принципы индийского мировоззрения: терпимость, непричинение зла живому, личная ответственность за собственные поступки, созерцательность, приоритет духовности. В качестве основной цели в буддизме выступает идея самоусовершенствования человека. Достижение нирваны невозможно без нравственности, добродетель и мудрость в буддизме неотделимы. Поэтому некоторые исследователи считают буддизм не религией, а системой нравственно-философских взглядов.

 

Вопрос 3. Христианство.

При подготовке вопроса рекомендуется использовать дополнительную литературу: Донини, А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана) / А. Донини. – М.: 1979.; Майоров, Г. Г. Этика христианства / Г. Г. Майоров. – М. – 1987. – 278 с.; Мень. А. В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. – Т.7. Сын Человеческий / А. В. Мень. – М. – 1992. – 324 с.; Свенцицкая, И. С. Раннее христианство: страницы истории / И. С. Свенцицкая. – М. – 1988. – 336 с.;

 

Вторая мировая религия самая крупная, насчитывающая до 1 млрд.400 млн. последователей – христианство, зародилось на территории восточной части Римской империи в I веке нашей эры. Появление христианства было обусловлено рядом социальных и идеологических причин. Установление собственно римской администрации в провинциях наряду с местными властями приводило к двойному возрастанию политического гнета, более высокой степени эксплуатации народных масс. Повышение степени эксплуатации, рост социальных контрастов, широкое проникновение рабовладельческих отношений в социальную структуру порождали протест против существующего порядка. Этот протест зачастую выражался в сфере религиозных идей в разных формах. Под влиянием иудейских воззрений среди населения начала распространяться идея пришествия Мессии, божьего посланца, который должен в определенный момент прийти и поразить обидчиков, защитить угнетенных, перестроить мир на началах добра и справедливости. Такой религиозной системой стало формирующееся христианство. Становление христианства проходило с I по IV вв. н.э. Оно утвердило себя как монотеистическая религия. Христианство провозгласило равенство всех людей, пропагандировало возможность всеобщего спасения простым и доступным образом. Религия быстро распространилась и довольно скоро проникла во все слои римского общества. Идейной основой христианства явились разного рода религиозные и философские доктрины. В их числе необходимо назвать иудаизм (религия древних евреев), митраизм (культ солнечного бога Митры берет свое начало в индо-иранских религиозных культах, широко распространен в Римской империи в I в. до н. э – I в. н. э.). Из них были заимствованы представления о мессии, о страдающем, умирающем и воскрешающем Боге, таинства и обряды. Наиболее важной философской основой являются римский стоицизм и неоплатонизм, которые стали основой христианской нравственности и источником христианского вероучения. Значительный вклад в развитие христианства внесли Сенека, Филон Александрийский, Плотин, Прокл, Августин Блаженный и др. [13, C. 37-39].

Появление христианства непосредственно связано с учительской и проповеднической деятельностью Иисуса из Назарета – Иисуса Христа («Христос» - с греч. мессия, помазанник, т.е. Спаситель, личность, отмеченная «благодатью»). Его учеников и последователей стали называть христианами. Первоначально христианство распространялось в основном (до 70 г.) среди иудеев и рассматривалось как иудейская секта. Ревностный христианин апостол Павел внес огромный вклад в отход христианства от иудаизма. Начальным объединением верующих является община. Представителей этих общин объединяла вера в добровольную искупительную жертву, принесенную за грехи всех людей Иисусом Христом. Основными источниками, по которым можно судить об организации, составе, внутренней жизни общин являются Деяния апостолов, новозаветные послания. Количественный состав первых христианских групп был непостоянным, социальный состав – неоднородным. Определить социальный состав первых христианских общин довольно сложно. В их состав входило, в основном, греческое население эллинистических полисов: ремесленники, торговцы, городская интеллигенция, а так же землевладельцы и римская знать. Из источников ясно, что большинство среди приверженцев христианства составляли женщины, причем из довольно знатных семей [13, C. 68; 41, 59].

По мере увеличения сторонников христианства усложнялась и внутренняя организация общины. С появлением имущества в общинах стали избирать служителей из числа наиболее зажиточных христиан. Общины возглавлялись епископами, равными между собой. Произошло деление общины на клир (должностные лица, управляющие имуществом и руководящие богослужением) и мирян.Священники, диаконы, епископы, митрополиты постепенно вытесняли пророков и сосредотачивали в своих руках всю полноту власти [41, C. 124]. Так появилась церковная иерархия – высшее и низшее духовенство. С ростом и развитием Церкви отдельные епископы (каждый со своей паствой) стали территориально объединяться, что и послужило началом образования поместных церквей. Это более крупное объединение возглавлял один из епископов – главный. На христианском Востоке он стал называться патриархом, на Западе – папой, в Грузии – католикосом.

Со временем религиозные общины стали тяготеть к союзу с императорской властью, так как возросший клир отошел от демократических принципов первоначального христианства. В 313 г. Константин I Великий в Миланском эдикте объявил христианство официальной религией Римской империи. В 325 г. по инициативе Константина I Великого, обеспокоенного распространением ересей и, в первую очередь, арианства, был проведен первый Вселенский Собор христианских церквей в г.Никее, второй Вселенский Собор был проведен в 381 г. в Константинополе. На Никейском Соборе были выработаны 1-7, а на Константинопольском Соборе - 8-12 члены Символа веры. Символ веры – это краткое изложение Откровения или основных догматов христианства. Догматы – это точно сформулированное изложение христианской веры. Формирование самой христианской догматики происходило в идейной борьбе между сторонниками разных толкований основных идей этой религии. Идейная борьба, которая велась на этих соборах, была сосредоточена вокруг толкования трех главных догматов триединства Бога, воплощения и искупления. В результате в христианство вошли следующие догматы:

· Догмат о триединстве: Бог определяется как единство трех лиц (ипостасей): Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Сын единосущен отцу, есть истинный Бог и самостоятельная личность;

· Догмат о боговоплощение. Воплощение в личности Иисуса Христа божественной ипостаси. Иисус Христос рассматривался и как истинный Бог, и как истинный человек. В нем соединились божественное и человеческое;

· Догмат об искупительной жертве. Иисус Христос пришел в мир, дабы принести искупительную жертву за грехи человечества, и тем самым спасти его;

· Догмат о воскресении Христа;

· Догмат о единосущности Христа Богу-Отцу;

· Догмат об исхождении Духа Святого от Бога-Отца;

· Догмат о спасительной миссии церкви;

· Догмат о воскрешении мертвых и Страшном Суде;

· Догмат о двойственной природе Христа;

Библейские писания называются богодухновенными, так как их творцом считается Cам Бог, а непосредственные авторы – лишь «соавторы», воплотившие Божий замысел в виде написанного текста. Священное Писание (Библия) состоит из двух частей: Ветхий Завет (XIII-II вв. до н.э.) и Новый Завет (I в. н.э.). Слово «завет» означает договор, союз. Основная тема Ветхого завета - обетование (обещание) Бога о пришествии в мир Спасителя – Иисуса Христа. Канонические новозаветные книги состоят из следующих сочинений:

· Четыре Евангелия, авторами которых являются: Марк, Иоанн, Лука и Матфей. Они повествуют о земной жизни Иисуса Христа, Его проповедях, чудесах, смерти (распятии) и воскрешении. Первые три Евангелия принято считать «синоптическими» (от греч. общий вид), т.к. они обнаруживают существенные совпадения и сходства.

· Деяния апостолов (приписывают апостолу Луке), это рассказы о деятельности первых проповедников христианства.

· Послания апостолов, т.е. письма к разным христианским общинам. Всего 21 послание, из них 14 приписывают Павлу, и 7 посланий других апостолов.

· Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова о конечных судьбах мира.

Большую роль играет и Священное Предание. К нему относятся как письменные источники – постановления вселенских соборов (семь Вселенских соборов признаны и в православии, и в католичестве. Их решения вместе с решениями Константинопольских соборов 861 и 879 гг. входят в греческий «Номоканон», русскую «Кормчую книгу» и т.п. и являются нормой для руководства церковной жизнью всех поместных православных церквей), вероучение, сочинения Святых отцов, опыт святых, так и устные – порядок совершения таинств и богослужений, почитание икон, христианские обряды и традиции.

Догматы христианства получают свое воплощение в таинствах – культовых действиях. Первоначально в христианстве было два таинства – крещение и причащение. Затем их число увеличилось до семи: крещение, миропомазание, покаяние (исповедь), причащение, священство, брак, елеосвящение. К христианским обрядам и культам относятся прежде всего молитва – обращение к Богу или святым за помощью, поклонению кресту, культы икон, мощей, реликвий, святых. В христианстве много мест, связанных с событиями церковной истории, с чудесами божьими. Они получили название Святых мест, которые служат объектом паломничества верующих. Важное место в христианском культе занимают праздники. В церковных календарях практически ежедневно отмечается то или иное событие, связанное с именем Христа, Богородицы, Святых, чудотворных икон, креста. В честь этого лица или события установлены особые песнопения, молитвы и обряды.

Первоначально христианское вероучение и церковная организация были едины. Но на рубеже VIII – IX вв. земли, входившие в западную часть бывшей Римской империи, вышли из под влияния Константинополя, что было связано с созданием империи Карла Великого. Политический раскол империи способствовал разделению Церкви на Западную и Восточную, который окончательно оформился к 1054 году. На Западе папа Римский сосредоточил в своих руках духовную и светскую власть. Христианский Восток жил в соответствии с концепцией «симфонии» светской (император) и духовной (Церковь) властей. Четко обозначились и центры соперничества за духовное лидерство – Рим и Константинополь. Формальным поводом об окончательном разделении церквей стал так называемый «спор о филиокве». С VIII в. христиане запада стали добавлять к Символу Веры эту фразу, что означало, что Дух Святой исходит не только от Бога Отца, но «и от Сына» (дословно лат. filioque – “филиокве»). К XI веку догматические, политические и социокультурные противоречия достигли апогея, в 1054 году Константинопольский патриарх и Римский папа предали друг друга взаимной анафеме, что и закрепило раздел христианской церкви, в результате восточная ее часть стала называться Православной Церковью, западная – Католической.

В XIV веке в Европе возникли движения, направленные не только против феодалов, но и против церкви. Борьба против церкви была направлена на искоренение злоупотреблений католического священства. Позже уже в XVI веке борьба получила название Реформация (преобразование). Реформация стала преследовать более серьезную цель: исправление, реформирование всего западного христианства. Начало Реформации было положено переводом Библии на немецкий язык магистром свободных искусств, монахом ордена августинцев, доктором богословия Мартином Лютером. Он основал новое религиозное течение в христианстве - протестантизм. В своих 95 тезисах Лютер выступил против католической церкви как социального института, как посредника между Богом и людьми, против практики продажи индульгенций, против культов, обрядов, таинств и т.д. Он призвал к обновлению Церкви. Лютер и его сторонники считали, что необходимо вернуться к тем «чистым» апостольским временам, когда церковной организации еще не было. Они считали заблуждением Соборы, утверждение таинств и обрядов, появление священства и т.д.

Протестантизм – это христианское течение без мистики, священства, с простыми обрядами и богослужениями. Несмотря на это процесс общественного и государственного признания был нелегким и достаточно длительным. В настоящее время существует, по одним данным около трехсот, по другим – тысячи различных протестанских объединений, каждое из которых понимает христианство по-своему.

Таким образом, сегодня христианство существует в мире разделенным на три конфессии (направления). Во всех трех христианских конфессиях церковь организована по разному: в католичестве – единая церковь, во главе с Римским папой при значительной автономии монашеских орденов; в православии – совокупность самостоятельных (автокефальных) церквей (сегодня их насчитывается 15); в протестантизме – в зависимости от направления: в англиканстве и лютеранстве (распространены в Западной Европе) – преобладает централизация, баптизм же (в США и др. странах) организован по федеративному принципу: баптистская община автономна и суверенна, подчиняется Иисусу Христу.

Как уже было сказано выше, на сегодняшний момент в мире существует пятнадцать автокефальных (независимых) православных церквей, каждая из которых возглавляется патриархом. Это Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Албанская, Американская, Болгарская, Грузинская, Кипрская, Элладская, Польская, Русская, Сербская и Чехословацкая православные церкви. Первые четыре – это самые древние из православных церквей, остальные одиннадцать были образованы в разной время, при разных исторических обстоятельствах, а самое главное, в настоящее время существование той или иной православной церкви не означает, что в этой стране большинство населения исповедует православие. Государственной религией православное христианство является только в Греции (Элладская церковь) и на Кипре; в России, Сербии, Болгарии, Грузии – православных большинство, а вот Польская, Чехословацкая или Американская церкви существуют в странах, где большинство населения принадлежит к католической и протестантской конфессии.

В католицизме существует единая церковная организация, поэтому можно лишь перечислить страны, где большинство населения принадлежит к этой конфессии: Италия, Испания, Португалия, Франция, Бельгия, Австрия, Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Литва и вся Латинская Америка. Протестантская конфессия преобладает в таких странах, как: Германия, Голландия, Швейцария, Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Великобритания, Канада и США. В США находится и Всемирный Совет протестантских церквей.

Безусловно, христианские конфессии различаются не только по распространению, но и по догматике: католичестве Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына, Церковь является хранителем и распорядителем Святого Духа, а потому непогрешима и выше светских властей. В православии считается, что Святой Дух исходит только от Бога Отца (как это было зафиксировано в Символе Веры); в протестантизме принимают общехристианский так называемый Апостольский символ веры, не затрагивающий этого вопроса. У католиков существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха. Есть и догмат о телесном вознесении Девы Марии на Небо. В православии Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха, как все люди. Существует также вера в телесное вознесение Богоматери на Небо после кончины, но догмата об этом нет. У протестантов же вообще отсутствует культ Девы Марии.

Католики утверждают, что душа после смерти сразу попадает не в Ад или Рай, а в огненное Чистилище, в котором можно очиститься от «легких» пригрешений. Время пребывания в нем может быть сокращено при помощи покупки индульгенций. В православии душа после смерти попадает либо в Рай, либо в Ад; в протестантизме – главными условиями спасения души являются вера и добродетельное поведение, учение о посмертном существовании души до Страшного суда отвергается.

Существуют различия и в области культа: католики крестятся слева направо. Причащаются хлебом, крещение совершается обливанием. Миропомазание осуществляется в 7-8 лет. Главный праздник – Рождество (рождение Иисуса как человека). Православные крестятся справа налево, причащаются хлебом и вином, крещение совершается путем погружения в купель, миропомазание совершается при крещении. Главным праздником является Пасха (конец земной жизни Иисуса Христа и его воскрешение). И католики, и православные признают семь таинств. Протестанты признают только два таинства из семи, как первые христиане – крещение и причащение. Пышные богослужения, почитание икон, индульгенции отменены, что привело к упрощению культовых обрядов.

Существуют различия в отношении к браку духовенства: в католичестве – обет безбрачия (целибат) дают все священнослужители. В православии – все духовенство (кроме монахов) имеет право вступать в брак один раз, до принятия священства. У протестантов условия вступления в брак у духовенства такие же, что и у остальных верующих. В ряде направлений священниками и епископами могут быть женщины.

В России, как уже говорилось выше, православных большинство, однако существуют представители как католической, так и протестантских конфессий. Эта же ситуация сохраняется и в Волгоградской области, где присутствуют не только сами верующие, но есть их объединения, церкви и молитвенные дома всех трех христианских течений [40, C. 175-176].

 

Вопрос 4. Ислам

При подготовке вопроса рекомендуется использовать дополнительную литературу: Дафтари, Ф. Легенды об ассасинах: Мифы об исмаилитах / Ф. Дафтари; пер. с англ. – М.: 2009. – 212 с.; Еремеев, Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления / Д. Е. Еремеев. – М. – 1990. – 288 с.; Кардини, Фр. Европа и ислам: история непонимания / Фр. Кардини; пер. с итал. – СПб. – 2007. – 332 с.; Сурдель, Д. Цивилизация классического ислама / Д. Сурдель, Ж. Сурдель; пер. с фр. – Екатеринбург: 2006. – 544 с.; Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; пер. с англ. – М.: 2005. – 603 с.;

Третьей мировой религией является ислам. Термин «ислам» в переводе с арабского означает «предание себя богу, покорность ему». Основателем ислама считается Мухаммад, по представлениям мусульман – пророк Аллаха и его посланник, через которого был передан людям текст Корана. Мухаммад выступал в трех ипостасях: посланник Аллаха, пророк и имам – предводитель «уммы» (общины правоверных). Возникновение ислама обычно относят к 622 году — времени хиджры, исхода первых мусульман из Мекки в Йасриб (Медину). Ислам во многом воспринял догматику и мифологию «старых» авраамических религий иудаизма и христианства. Вместе с тем ислам предстает религией с собственными четко разработанными фундаментальными положениями и принципами, опирающимися на Коран и Сунну, и мусульманское законодательство «шариат».Коран (от араб. «куран» - чтение) является высшим и наиболее полным из священных писаний. Состоит Коран из 114 глав (сур), которые разбиваются на стихи (аяты). Суры делятся на «мекканские» (610-622 гг.) – 90 сур и «мединские» (622-632 гг.) – 24 суры. В мекканских сурах преобладает проповедь единения, обличения идолопоклонников, эсхатология. В мединских сурах главное внимание уделено правовым вопросам, полемике с иудеями и христианами, закреплению обязанностей верующего [20, C. 178]. Наряду с Кораном важным источником исламского вероучения и права является Сунна. Сунна – мусульманское священное предание. Оно представляет собой совокупность хадисов – рассказов о высказываниях и действиях пророка Мухаммада. Сунна (от араб. «обычай» - пример) стала основным источником, дополняющим и поясняющим Коран. Главными составителями Сунны были Аль-Бухари (817-870 гг.), Муслим (817-875 гг.) и другие авторы. После смерти Мухаммада Сунна позволяла решать многие практические вопросы жизни общины, халифата, поэтому ее значение сразу же стало очень большим. Положение Корана и Сунны легли в основу феодального мусульманского права – шариата. Шариат (с араб. – надлежащий путь) определяет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, свецело определяющий мировоззрение о поведение людей.

Суть вероучения ислама состоит в следующем: вера в единого бога Аллаха, ангелов и демонов; святость Корана, пророков и в посланничество Мухаммада; вера в Рай и Ад; в божественное предопределение; вера в бессмертие души. Эти принципы обычно излагают в виде «Столпов Веры» и «Столпов Ислама».
Под обобщающим названием «Столпы Веры» понимаются основные догматические положения ислама:

· Вера в Аллаха — Бога-Творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является единобожие (таухид). Постулату единобожия соответствует и самый страшный грех в исламе — ширк, многобожие, или «придание Богу соучастников».

· Вера в ангелов. В Коране и Сунне чаще всего упоминаются ангелы, особо приближенные к Аллаху. Джибрил (Гавриил) — ангел Откровения, именно через Джибрила Аллах передал Мухаммаду Коран. Исрафил — ангел, зачитывающий божественные решения о судьбах людей и мира другим ангелам для исполнения, его непременный атрибут — рог (сур), в который он затрубит в День воскресени



Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 72;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.022 сек.