СКУЛЬПТУРА XVIII ВЕКА.


 

Светская скульптура в России начала развиваться в первой четверти XVIII в., благодаря петровским преобразованиям. При Петре I в России работали иностранные мастера из Италии, Франции, Германии, Австрии. Они создавали скульптурные произведения, которыми украшались строившиеся дворцы и парки.

В петровскую и постпетровскую эпохи наиболее известным скульптором в России был Карло-Бартоломео Растрелли (1675-1774). Флорентиец, работавший в Париже, в 1716г. был приглашен в Россию, где он в полной мере сумел реализовать свой талант. Начинал Растрелли как архитектор, однако его художественные достижения лежат в сфере скульптуры. Растрелли создал целую галерею скульптурных портретов Петра I и деятелей его эпохи.

Шедевром скульптора стал созданный при жизни государя бронзовый бюст, на котором Петр изображен в парадных доспехах с лентой ордена Андрея Первозванного. Портрет отличается строгой торжественностью, богатством пластической моделировки.

Растрелли участвовал также в оформлении Большого каскада в Петергофе и в работах по созданию модели Триумфального столпа в честь победы в Северной войне.

После смерти Петра I, в 40-х гг. XVIII в. К. Б. Растрелли был создан первый монументальный памятник российскому императору. Конная статуя представляет Петра I воином - триумфатором, увенчанным лавровым венком.

К. Б. Растрелли был также автором бронзового бюста А. Д. Меншикова, статуи «Императрица Анна Иоанновна с арапчонком» и других талантливых произведений.

Во второй половине XVIII в. скульптура достигла значительных успехов. Развивались такие жанры, как монументальная, портретная, садово-парковая, анималистическая и мемориальная скульптура.

Главным художественным стилем этого времени был классицизм.

Славу талантливого скульптора во второй половине XVIII в. по праву завоевал Федот Иванович Шубин (1740- 1805). Сын крестьянина-помора, Шубин с детства занимался резьбой по кости. В 1759 г., благодаря поддержке М. В. Ломоносова, земляком которого он был, Шубин приехал в Петербург. По рекомендации И. И. Шувалова способного юношу, работавшего при царском дворе истопником, определили в Академию художеств, где он учился в 1761-1767гг., а затем совершенствовал свое мастерство в «статуйном художестве» в Париже и Риме. Шубиным были выполнены скульптурные портреты Екатерины II, Павла I, И. И. Шувалова и др. С особой любовью скульптор выполнил мраморный бюст своего покровителя М. В. Ломоносова.

Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810), получивший образование в скульптурных классах Академии художеств, был автором рельефов для фасадов и интерьеров Останкинского дворца в Москве, для фасадов Казанского собора в Петербурге, изваял мраморные надгробия князей Голицыных, руководил отливкой бронзовых статуй для фонтанов Петергофа.

Михаил Иванович Козловский (1753-1802)принадлежал к поколению, завершавшему развитие русской скульптуры XVIII века. Его творчество проникнуто идеями просветительства, гуманизмом и яркой эмоциональностью. Ему принадлежат такие скульптуры, как «Самсон, раздирающий пасть льва», выполненной им для Большого каскада в Петергофе, «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ» и др. Наибольшей известностью из произведений Козловского пользовался памятник А. В. Суворову, воздвигнутый в 1799-1801 гг. на Марсовом поле в Петербурге. Решенный в классическом стиле монумент отражает не столько личность великого полководца, сколько идею военного триумфа России.

Среди русских скульпторов второй половины XVIII века известностью пользовались Феодосий Федорович Щедрин (1751-1825), Иван Прокофьевич Прокофьев (1757-1828) и др.

Из иностранных скульпторов, работавших в России в 1760-1770-х гг., наиболее значительным был француз Этьен Морис Фальконе (1716-1791).

Приехавший в 1766 году в Россию по рекомендации известного философа Д. Дидро скульптор, прославился конной статуей Петру I , установленной на Сенатской площади в Петербурге в 1782 г. (Скульптура выполнена совместно с его ученицей М. Колло). За этим памятником закрепилось название «Медный всадник». На памятнике по-латыни написано: «Петру I - Екатерина II». Этим императрица хотела подчеркнуть, что она является продолжательницей деяний Петра I.

Памятник Фальконе Петру I, по словам исследователей (А. Г. Ромм), «затмил все, что было создано скульптором ранее, и все конные статуи его предшественников. Все необычайно в этом изваянии: его сила воздействия, его роль в мировой поэзии, его исторические судьба.

РАЗДЕЛ 4.

ТЕАТР XVIII ВЕКА.

 

 

XVIII век сыграл важную роль в становлении русского национального театра. Как и в предшествующий период, в народной среде были популярны театры-балаганы, продолжавшие традицию скоморошеских «потех».Они устанавливались сезонно на ярмарках и в дни главных праздников: на святках, масляной и вербной неделях и др. Церковь, искавшая новые формы воздействия на народные массы, использовала любовь народа к зрелищам. При этом скоморошьим представлениям и народным играм противопоставлялись церковные школьные театры. Театры действовали в Киево-Могилянской духовной академии, при высшей Духовной семинарии, преобразованной в Славяно-греко-латинскую академию, при духовных школах Москвы, Новгорода, Ростова Великого. В начале XVIII в. митрополит Тобольска Филофей Лещинский организовал в Тобольской архирейской школе представления духовно-назидательных пьес. С 20-х годов XVIII в. ученики архирейской школы стали давать спектакли нерелигиозного содержания в домах знатных чиновников и купцов. В 1770-х годах ими была поставлена драма «Ермак», написанная местным священником И. А. Флоровским. Увлечение спектаклями «мирского» содержания вызывало недовольство церковных властей, запретивших семинаристам выступать на домашних сценах.

Параллельно со школьным театром в Тобольске и Иркутске создавались кукольные театры-вертепы, в которых ставились пьесы «Смерть царя Ирода» и др. Такие представления устраивались детьми мещан, солдат, казаков и разночинцев.

Попытка создания общедоступного публичного театра в России связана с именем Петра I. Оценив силу воздействия театральных зрелищ, он пытался подключить театр к пропаганде своей политики. В 1702г. в Москве на Красной площади была открыта «комедийная хоромина». В ней приглашенными в Россию немецкими актерами во главе с Иоганном Кунстом и его преемником О. Фюрстом ставились комедии и трагедии. По приказу царя в состав труппы были введены русские актеры. В репертуаре театра были пьесы на библейские и античные сюжеты («Два завоеванные городы, в ней же первая персона Юлий Кесарь»), комедии Мольера («Лекарь поневоле»), и, в спешном порядке подготовленные, пьесы о недавних событиях Северной войны («О взятии крепости Орешке» и др.).

Главными посетителями тетра были горожане: ремесленники, слуги, солдаты, подьячие. Далекие от русской жизни сюжеты пьес, неточные их переводы, часто искажавшие содержание, делали спектакли малопривлека- тельными для зрителя. Театр не пользовался популярностью среди москвичей и в 1706г. прекратил свое существование. После перенесения столицы в Петербург здание театра по указу Петра I было разобрано.

Театральные постановки шли в селе Преображенском, в палатах сестры государя Наталии Алексеевны, и в Измайлове, во дворце вдовы царя Ивана Прасковьи Федоровны. Спектакли ставились силами их приближенных и слуг. Наталия Алексеевна организовала любительский театр в Петербурге после своего переезда в столицу.

В начале тридцатых годов XVIII в. по распоряжению Анны Иоанновны придворному архитектору Растрелли было поручено возвести театральное здание в Москве, где в то время находился царский двор. В кратчайшие сроки был построено здание театра, который современники называли Театр на Красной площади. (На этом месте сейчас находится Исторический музей). Это было высокое здание с двумя рядами решетчатых окон. Зрительный зал театра вмещал более двух тысяч зрителей и был разделен на партер и два балкона, предназначенных, видимо, для широких кругов городского населения. Зимой 1731 г. в театре начали работать приглашенные в Москву итальянские артисты, вместе с придворным хором составившие труппу первого постоянного оперного театра. Спектакли давались почти ежедневно и пользовались большим успехом у москвичей. Театр на Красной площади просуществовал недолго. Он сгорел во время пожара в 1737 г. в 1742 г., в Лефортове, на берегу Яузы, появилось новое театральное здание, выстроенное также по проекту Растрелли. Это здание получило название «оперный дом». Его зал мог вмещать пять тысяч человек.

В 1740-1750-х гг. при русском дворе систематически гастролировали французские, немецкие, итальянские труппы. Некоторые из них давали в Петербурге и Москве публичные спектакли. В 1751 г. императрица Елизавета Петровна издала указ, позволявший посещать театры всем «прилично одетым людям». В круг зрителей были допущены люди купеческого звания.

Создание профессионального государственного театра связано с деятельностью Федора Григорьевича Волкова (1729-1763). В 1750г. он организовал в Ярославле любительскую труппу из родственников и друзей. О Волкове известно, что он был сыном костромского купца, увлекался поэзией, музыкой, живописью. С 1741 по 1748 г. он учился в Москве в Славяно-греко- латинской академии, где познакомился с театральным искусством.

Слава о ярославском театре дошла до Петербурга. В январе 1752г. указом Сената труппе Волкова, состоявшей из 14 человек, предписывалось прибыть в Петербург. В 1756 г. в Петербурге указом Елизаветы Петровны от 30 августа был учрежден «Русский для представления трагедий и комедий» театр, получивший название Российского театра. Его директором был назначен поэт и драматург Александр Петрович Сумароков (1717-1777). В состав труппы вошли Ф. Г. Волков, И. А. Дмитриевский, Я. Д. Шумский, А. М. Зорина и др. Репертуар театра строился главным образом на переводных произведениях П. Корнеля, Ж. Расина, Ж.-Б. Мольера, а также на пьесах русских драматургов. Начало русской драматургии было положено А. П. Сумароковым. Первой поставленной на театральной сцене русской трагедией была его пьеса «Хорев» (1747) на сюжет из русской истории об основателях Киева. Трагедии Сумарокова «Синав и Трувор», «Семира» и др. имели большое воспитательное значение. А. Сумароков является также родоначальником комедии в русском театре. Именно в этом жанре были предприняты первые попытки воплотить народную тему в драматургии. Драматургические произведения для Российского театра писали также В. К. Тредиаковский, Я. Б. Княжнин и др. Последователями Сумарокова были М. И. Попов, Я. Б. Княжнин и др.

В 1783 г. В Петербурге был открыт публичный государственный театр так называемый Большой, или Каменный, а в 1785г. - Эрмитажный театр. Театры в столице были организованы в Академии художеств, в Смольном институте, Кадетском корпусе и других учебных заведениях.

Во второй половине XVIII в. большое распространение получили частные общедоступные театры. Их организовывали мелкие чиновники, купцы. Один из таких театров был основан в Петербурге на Царицыном лугу немецким антрепренером К. Книппером.

В 1776 г. московский губернский прокурор кн. П. В. Урусов получил на 10 лет правительственную привилегию «быть содержателем всех театральных в Москве представлений…». В результате, был создан театр,располагавшийся на Знаменке. В этом театре русской труппой ставились как оперные, так и драматические спектакли. Труппа театра состояла из крепостных артистов. В 1780 г. было построено новое здание театра, получившего название Петровского. Его руководителем был компаньон Урусова, антрепренер, обрусевший англичанин М. Медокс.

Большой популярностью пользовался театр при Московском университете. Его руководителем был драматург М.М. Херасков. На университетской сцене играли в студенческие годы дипломат Я. Булгаков, драматург Д. Фонвизин и др. В труппу принимались и женщины. Одной из первых в ее состав вошла Т. Троепольская, ставшая впоследствии известной драматической актрисой. В студенческом театре ставились сочинения Сумарокова, Ломоносова, пьесы Руссо, Мольера и др. Театры были организованы в Академии художеств, в Смольном институте, Кадетском корпусе и других учебных заведениях.

Провинциальные театры действовали в Казани, Туле, Калуге, Харькове, Тамбове и других городах империи. В декабре 1764 г. начал работать любительский театр в Омске, что положило начало развитию светского театра в Сибири. Подобные театры возникли в Тобольске, Иркутске, Барнауле и других городах.

Общедоступные театры с 1766г. находились в ведении Театральной дирекции. В 1783г. был создан Комитет по делам театрального ведомства. С этого момента ведут свое начало Императорские театры в России.

Общий надзор за репертуаром театров осуществляли местные власти, в том числе и полиция.

Широкое распространение получили любительские театры, которые с 1764 года начали работать в Омске, Тобольске, Иркутске, Барнауле и других городах.

Театры продолжали действовать при духовных школах Москвы, Новгорода, Ростова Великого, Тобольска. Церковь, искавшая новые формы воздействия на народные массы, использовала любовь народа к зрелищам. В начале XVIII в. митрополит Тобольска Филофей Лещинский организовал в Тобольской архирейской школе представления духовно-назидательных пьес. С 20-х годов XVIII в. ученики школы стали давать спектакли нерелигиозного содержания в домах знатных чиновников и купцов. В 1770-х годах ими была поставлена драма «Ермак», написанная местным священником И. А. Флоровским. Увлечение спектаклями «мирского» содержания вызывало недовольство церковных властей, запретивших семинаристам выступать на домашних сценах.

Параллельно со школьным театром в Тобольске и Иркутске создавались кукольные театры-вертепы, в которых ставились пьесы «Смерть царя Ирода» и др. Такие представления устраивались детьми мещан, солдат, казаков и разночинцев. Как и в предшествующий период, в народной среде были популярны театры-балаганы, продолжавшие традицию скоморошеских «потех».

Исключительным явлением русской культуры второй половины XVIII в. было появление крепостного театра. Домашние театры, где оперные и балетные труппы, хоры и оркестры составлялись из крепостных артистов, были предметом особой гордости многих русских помещиков.

Одним из наиболее известных крепостных театров в России были домашние театры графов Шереметевых, превративших свои подмосковные усадьбы Кусково и Останкино в подлинные художественные центры страны. Эти театры были рассчитаны на самые сложные в техническом отношении постановки, по великолепию убранства они не уступали лучшим театрам Европы. В их репертуаре насчитывалось несколько десятков опер, балетов, драм, комедий русских и иностранных авторов. Для профессиональной подготовки труппы было создано специальное училище. Крепостных актеров обучали профессиональные актеры - И. А. Дмитриевский, С. Н. Сандунов, П. Плавильщиков и др. Крепостные художники писали декорации, крепостные авторы сочиняли и переводили с иностранных языков драмы и комедии, либретто для опер и балетов. Хоровой капеллой руководил крепостной Гавриил Ломакин. Дирижером был талантливый музыкант Степан Дегтярев, автор более ста произведений для хора. Музыкальные инструменты изготавливал Иван Батов, прозванный за свое мастерство «русским Страдивари». В 1789 г. в штате шереметевского театра насчитывалось 170 человек. Ведущими актрисами Останкинского театра была дочь кузнеца Прасковья Ивановна Ковалева (сценический псевдоним –Жемчугова), Т. В. Шлыкова- Гранатова и др.

Доступ в театр Шереметева был открыт лишь друзьям и знакомым графа, принадлежавшим к узкому кругу придворной аристократии.

Известностью пользовался также крепостной театр графа А. Р. Воронцова, созданный им в поместье Алабуха Тамбовской губернии. Он был известен как человек, позволивший себе в годы преследования А. Н. Радищева объявить его своим другом, сделавший многое для того, чтобы облегчить участь опального автора «Путешествия из Петербурга в Москву». В созданном им театре насчитывалось 65 актрис и актеров, которых готовили к сцене в организованной для этой цели театральной школе. Участники труппы получали установленное жалование. В этом театре, в отличие от прочих крепостных театров, не допускалось унижение человеческого достоинства, тем более наказание розгами. На сцене театра графа Воронцова ставились такие сложные произведения драматургии, как «Дмитрий Самозванец» Сумарокова, «Бригадир» и «Недоросль» Фонвизина, комедии Мольера, Дидро и т.п.

В Нижнем Новгороде у помещика Н. Шаховского было более сотни своих артистов и музыкантов. Спектакли, ставшие публичными, охотно посещались жителями города. Они ставились с сентября по июль по три раза в неделю, а во время Макарьевской ярмарки – ежедневно. Постоянными посетителями представлений были «торговые люди», чиновники, разночинцы. Исполнялись пьесы Дидро, Княжина, Плавильщикова. В театре ставились также оперы. Большой популярностью пользовался тенор Вышеславцев, балерины М. Порецкая, А. Кареева и др.

Крепостные театры действовали в Петербурге (В. А. Всеволожского и П. М. Волконского) в Москве и Архангельском (кн. Б. Н. Юсупова), в Орле (С. М. Каменского), в Рязани (Ржевского), Нижнем-Новгороде (Н. Г. Шаховского) и др. Они сыграли огромную роль в организации музыкально-театрального дела в России. В последствии на их основе создавались крупные публичные театры.

В XVIII в. театральное искусство приобрело в России значительное влияние. Из предмета развлечения, каким театр был в начале XVIII в., он превратился в общественно значимое зрелище.

РАЗДЕЛ 5.

МУЗЫКА XVIII века.

 

В XVIII веке музыкальное искусство в России переживало бурный рост. Формировалась светская музыкальная культура нового времени, складывались профессиональные традиции в области музыкального творчества, образования, исполнительского искусства. Музыкальное искусство, постепенно освобождаясь от оков средневековой схоластики, вступило на путь общеевропейского развития. При этом в кратчайшие сроки русские музыканты овладели нотной грамотой, новыми инструментами западноевропейского типа, и исторически сложившимися жанрами музыкального искусства. В то же время, приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели музыкальной культуры опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период. Это позволило сформироваться русской национальной музыкальной школе.

Петровская эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Существенно изменились ее общественные функции. Из праздного развлечения музыка превратилась в необходимое условие полноценного европейского воспитания, сделалась неотъемлемой частью нового уклада жизни. Творчество этого времени ограничивалось в основном простейшими жанрами прикладной музыки – военной, застольной, танцевальной.

По указу Петра I с 1711 г. повсеместно создавались полковые военные оркестры (их называли «хоры гобоистов»), из-за границы выписывались музыкальные инструменты, для обучения игре на флейтах, гобоях, трубах и т.д. приглашались иностранные музыканты. Военные музыканты обслуживали придворные празднества, исполняли танцы на ассамблеях, играли на праздничных торжествах, балах, маскарадах, на улицах Петербурга.

Одним из главных музыкальных жанров петровской эпохи были панегирические (хвалебные) канты. Ярким примером этого жанра может служить «Кант на заключение Ништадтского мира», сочиненный в 1721 году по поводу окончания Северной войны.

Танцевальная музыка была представлена менуэтами, полонезами и другими танцами, исполнявшихся на петровских ассамблеях, придворных празднествах, балах, маскарадах. Она зачастую исполнялась музыкантами военных оркестров.

Камерные концерты в придворных кругах давались музыкантами немецкой капеллы под руководством Иоганна Гюбнера. Наиболее образованные представители русской аристократии начали приобщаться к музыке, обучаясь игре на клавикордах, скрипке и флейте.

В более широких демократических слоях светская музыка развивалась в форме любовных, поздравительных, солдатских, матросских и других светских песен-кантов.

В 1730-1740-х годов музыкантами осваивались сложные музыкальные жанры: опера, кантата, сюита, соната. При дворе и в домах знатных вельмож из иноземных и русских музыкантов формировались хоровые капеллы, оркестры, оперные труппы, устраивались камерные концерты. В дворянском быту получили широкое распространение клавикорды, скрипка, арфа и другие музыкальные инструменты.

Развитие музыки на этом этапе шло по линии внедрения в российскую музыкальную культуру итальянской, французской и немецкой придворной оперы, усиления концертной деятельности с участием зарубежных и отечественных исполнителей, распространения любительского музицирования.

Особой любовью у аристократической публики пользовалась итальянская музыка. В разное время в должности главных придворных капельмейстеров служили известные итальянские композиторы В. Манфредини, Д. Паизиелло и др. Многие из них оставили в России талантливых учеников, так как в условия контракта обычно входила и педагогическая работа. В 1731 году при русском дворе приглашенная итальянская труппа начала ставить первые оперные спектакли. В 1735 г. в России гастролировала труппа итальянских исполнителей во главе с Франческо Арайя. Известный на родине постановщик оперных спектаклей, пробыл в России почти четверть века. Первым спектаклем, поставленным им 29 января 1736 г на сцене специально построенного «оперного дома», была опера «Сила любви и ненависти». Арайя поставил также первую оперу на русском языке «Цефал и Прокрис», премьера которой состоялась 3 февраля 1755г. Русский текст либретто был написан А. П. Сумароковым.

Во второй половине XVIII в стране возрастает число театров, в которых ставились оперные спектакли. В Петербурге действовал императорский театр (театр при «малом дворе» великого князя Павла Петровича), частный публичный театр Книппера, театры при Академии художеств, Шляхетского корпуса, Института благородных девиц. В последствии были открыты публичные профессиональные театры (Вольный, Каменный, Эрмитажный и др.). В Москве театр оперы и балета действовал с 1776 г. В 1780 г. он получил название Петровского. Преобладающим жанром была комическая опера. Первыми русскими оперными спектаклями, поставленными на сцене Петровского театра, были «Анюта» (либретто М. Попова, автор музыки неизвестен), «Мельник, колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского ( на текст А. Аблесимова), «Санкт-Петербургский гостиный двор или как поживешь, так и прослывешь»» (на текст М.А. Матинского) В. А. Пашкевича и др. В бытовых по своему содержанию комических операх героями выступали крестьяне, ремесленники, купцы.

Становление русской композиторской школы связано с творчеством Е. И. Фомина (1742-1783), В. А. Пашкевича (1742-1797), А. Аблесимова (1742-1783), И. Е. Хандошкина (1747 – 1804). Национальная самобытность произведений композиторов, вышедших из народных «низов», была основана на русских художественных традициях, корни которых уходят в глубину веков. Несмотря на влияние европейских мастеров, русским композиторам удалось обрести национальное своеобразие, создать глубоко индивидуальные произведения.

Высшие достижения русской музыки последних десятилетий XVIII века связаны с творчеством Д. С. Бортнянского (1751 – 1825) и М. С. Березовского. Русскими композиторами создавались произведения как светских, так и церковных жанров.

Во второй половине XVIII века в городской среде возник массовый интерес к русской народной песне. Изучением народного творчества занимались, в первую очередь, литераторы и музыканты М. Д. Чулков («Собрание разных песен», 1770-1773), В. Ф. Трутовский («Собрание простых русских песен с нотами», 1776-1779), Н. А. Львов («Собрание народных русских песен с их голосами», 1790).

На рубеже XVIII - XIX столетия появляется новый жанр музыкального искусства – камерная лирическая песня. Ее развитию во многом способствовало творчество О. А. Козловского – автора театральной музыки, маршей и полонезов. Сочиненный им в 1791 г. полонез с хором «Гром победы раздавайся» на слова Г. Р. Державина долгое время исполнялся как русский национальный гимн.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

 

1. В какой степени изменения, происходившие в области культуры в XVII в., подготовили преобразования первой четверти XVIII в.?

2. Что вам известно о преобразованиях Петра I в сфере художественной культуры? Как вы оцениваете их последствия?

3. Какие художественные стили получили развитие в русском искусстве XVIII в.?

4. Чем отличалась планировка и архитектура Петербурга от традиций древнерусского градостроительства?

5.Сравните результаты деятельности итальянских зодчих в Москве на рубеже XV - XVI вв. и иностранных архитекторов в Петербурге в начале XVIII в.

6.Расскажите о творчестве одного из деятелей культуры России Петровской эпохи. (По выбору)

7. Какова роль Академии художеств в русской культуре XVIII в.?

8. Назовите иностранных зодчих, прославившихся в России во второй половине XVIII в.

9. Расскажите о творчестве одного из русских архитекторов второй половины XVIII в. (По выбору).

10.Расскажите о творчестве одного из выдающихся мастеров портретной живописи второй половины XVIII в. (По выбору).

11. Что вам известно о развитии скульптуры в России XVIII ?

12. С чьим именем было связано становление профессионального драматического театра в России?

13. Расскажите, какое место занимала музыка в культуре России XVIII в.?

14. Дайте определение понятиям: барокко, батальная живопись, классицизм, рококо.

15. Составьте картотеку деятелей русской культуры XVIII века.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Асеев Б. Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII в.- М.,1977.

2. Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. - М., 1978.

3. Гутнов А. Э., Глазычев В. Л. Мир архитектуры. - М.,1990.

4. Зезина М. Р., Кошман История русской культуры. - М.,1990.

5. Ильина Т. В. Русское искусство XVIII в. - М., 1999.

6. Краснобаев Б. И. Русская культура второй половины XVII – начала

ХIХ века. - М.,1983.

7. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало ХIХ века).- СПб, 1994.

8. Очерки русской культуры XVIII века. Ч.3.- М.,1988.

9. Рапацкая Л. А. Русская художественная культура.- М., 2002.

10. Тихонов Ю. А. Дворянская сельская усадьба близ Москвы и

Санкт - Петербурга в XVIII веке.// Отечественная история, 1998, № 2.

 



Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 229;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.028 сек.