Предметная и статусная специфика политической социологии

 

По данному вопросу в настоящее время существуют разные, порой значительно различающиеся между собой мнения. Однако прежде, чем приступить к непосредственному их рассмотрению, целесообразно сделать несколько общих, предваряющих дальнейшие рассуждения, замечаний.

Если судить не по одним лишь определениям политической социологии, а по предлагаемым программам соответствующего ей учебного курса, то данная отрасль знания как научная дисциплина мало чем будет отличаться от политологии. Тем более, что политология использует те же методы, что и социология, изучая политическую жизнь общества; если политолог проводит опрос, - говорят, что он проводит социологическое исследование. Так что по методам данные две науки практически не различаются. Да и что касается самой проблематики политической социологии, то она также имеет в не меньшей мере политологический, нежели социологический характер. Это во-первых. И во-вторых, нельзя строго определить, отраслью какой науки является политическая социология - социологии или политологии.

 

Предметно статусное соотношение социологии, политологии и политической социологии

 

СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТОЛОГИЯ

 
 

 


ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

 

1 – экономическая социология 8 – политическая философия

2 – социология города 9 – политическая психология

3 – социология семьи 10 – политическая антропология

4 – военная социология 11 – политическая география

5 – социология молодежи 12 – политическая история

6 – социология труда 13 – и так далее.

7 – и так далее.

 

Рис. 4.

 

Соотношение теории политики, политической философии и политической социологии

 

 
 

 

 


1

2

 

 

 


 

1 – Политическая философия

(философия политики)

2 – Политическая социология Составные части политологии

(социология политики)

3 – социальная философия

(философия социальной жизни) Неполитическая дисциплина не входящая в политологию

Рис. 5.

Приведем некоторые точки зрения на предметную и статусную специфику политической социологии. Так Бурмистрова Т.Ю., Костин Р.А. (Политическая социология. Программа вузовского курса. Социс, 1994г, №1) пишут: «Политическая социология - наука о структуре, тенденциях развития и противоречиях политической жизни общества; о природе и механизмах функционирования народовластия, политических институтов и отношений, политической культуры, политической системы, политического сознания и политического поведения людей», (с.49). То есть, выходит, что тематика политической социологии почти такая же, как политологии: добавляется в формулировках лишь слово социальный», «социология» и т.д. Скажем, «Власть как социальное явление». Дидактические единицы конкретных тем – чисто политологические. Они ничем не отличаются от того, что читается в учебном курсе политологии. То же самое имеет место и в отношении предлагаемой ими литературы.

Безвербный А. С. («Политическая социология», Ростов-на-Дону, Феникс, 1997) считает: «Объектом политической социологии выступают социально-политические отношения. Они охватывают отношения между классами, другими социальными группами, этносами, между странами-государствами, поколениями, профессиональными структурами и т.п.» (с. 7). И далее: «Политическая социология углубленно изучает всю совокупность проблем, связанных с социально-политическими отношениями, сознанием, культурой, деятельностью, законами их функционирования и изменения. В центре внимания находятся анализ политики и политической деятельности во всех сферах жизни общества» (там же). Кстати, в данной книге говорится, со ссылкой на другой источник (Предвечный Г.П. «Основы политической социологии». Вып. 1. Ростов-на-Дону, 1990. - С. 11.), что не существуетет принципиального различия между политологией и политической социологией.

В теоретико-методологическом, категориально-понятийном планах, а также по объекту они весьма сходны, но в предметном отношении они, по мнению автора, различаются. «Политология в основном изучает лишь одну сферу - политическую, один вид политики - «политическую политику», т.е. отношения, связанные с государственно-административной властью, ее завоеванием, удержанием, использованием. Политическая социология изучает политику через ее взаимодействие со всеми относительно автономными, сферами жизни - экономической, социальной (в том числе - национально­-этнической, демографической, и т.п.), политической и духовной» (с. 8). «Предметом политической социологии, пишет Безвертный А.С., - являются законы взаимодействия всех структур и сфер жизнедеятельности общества с политикой, социально-политические потребности, интересы, деятельность личностей, социальных групп, этносов (народов), их организаций, движений, институтов» (с. 8-9).

И затем, в принципе одно и то же, но ярче, о сходстве предметов политологии и политической социологии: «Политическая социология изучает разнообразные политические системы и режимы, конфликты и напряженность в обществе; деятельность всех общественных организаций, движений, неформальных объединений, политических лидеров различных уровней; политическую культуру и традиции, взаимоотношения народов, региональные и глобальные проблемы. Политика изучается через ее взаимодействие со всеми сферами общественной жизни и социальными институтами, через исследование личности и социальных групп во всем многообразии психологических, социально-культурных характеристик» (с. 14).

Обратимся еще к одному источнику, это статья В.П. Макаренко «Политическая социология: нормативный подход», Государство и право» 1992. - №7. Кстати статья дана под рубрикой «Политология». Хотя начинается она со слов: «Политическая социология - раздел социологии, в котором изучается политика как комплекс политических отношений, институтов и сознания».

Автор говорит о том, что сегодня существует два подхода к определению предмета политической социологии - дескриптивный (описательный) и нормативный, - и он за нормативный подход, то есть за анализ политики через призму определенных ценностей. Однако главный блок проблем политической социологии - это опять же власть как социальный феномен; соотношение политики, экономики, социальной структуры, психологии и культуры; государство, политические движения и партии; политическое поведение и сознание; международные отношения» (с. 106).

Правда, затем говорится, что анализируя политику, политическая социология использует весь инструментарий социологических исследований и перечисляются методы социологии. Но стоит спросить автора: разве политология использует иные методы, иной, не социологический инструментарий?!

Причем интересно, как рассуждает автор далее: «...в сферу исследования (политической социологии - В.Л.) входят такие политические отношения, институты и сознание, которые выражают эмоциональную зрелость, моральную самостоятельность, профессиональную компетентность и глубокую мудрость индивидов, включая их готовность действовать в соответствии со своими убеждениями независимо от господствующих вкусов существующего государства и политической конъюнктуры» (с. 106). При таком подходе нет никакой надобности изучать политику Нерона и Ленина, Чингисхана и Сталина, Тамерлана и Гитлера и т.д., то есть «Политическая социология в этом случае имеет дело только с теми отношениями, властью и сознанием, которые направляются против насилия...» (с.107).

Несколько позже им дается определение политической социологии, в котором уже упоминается и дескриптивный подход: «Итак, политическая социология предварительно может быть определена как наука, вырабатывающая дескриптивное и нормативное знание о политике на основе изучения глубокого и вечного конфликта между общественными ценностями реальной политикой. Идеал политической социологии - усмирение, обуздание и омертвение собственного объекта исследования» (с. 107).

Если внимательно вчитаться в статью В.П. Макаренко, то обнаруживаешь, что политическая социология изучает все то же, что и политология, хотя в определениях, то есть формально, подчеркивается, скажем так, некая специфика политической социологии.

В книге «Современная западная социология: Словарь», М., 1990), дается такая интерпретация политической социологии: «Политическая социология - наука, которая рассматривает политику в перспективе анализа социальной структуры и неформальных социальных институтов, общественного мнения и поведения, всего комплекса социально-политических процессов, норм и отношений, через исследование личности и малых групп во всем многообразии их психологических и социокультурных характеристик» (с. 267).

С.М. Липсет (США) в статье «Политическая социология», опубликованной в книге «Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы.» (М., 1972) пишет следующее о политической социологии как науке: Термин «политическая социология» получил признание как в социологии, так и в политической науке, как название дочерней дисциплины, которая охватывает общие области обеих этих наук» (с.203).

Автор отмечает, что связь и частичное совпадение социологии и политической науки фактически (а не официально) восходит ко времени оформления обеих этих дисциплин в самостоятельные науки в конце XIX-начале XX века. Вебер, Михельс, Моска, Парето, Зигфирд… Кто они? Социологи? Политологи? Липовски А., на которого ссылается Липсет, замечает: они «в большей своей части являлись политическими социологами можно даже сказать социологически мыслящими политологами».

«Наиболее просто, - пишет Липсет, - политическая социология может быть определена как дисциплина, изучающая взаимоотношения между обществом и государством, между социальным строем и политическими институтами, тем более, что политические институты сами по себе являются социальными структурами...» (с.204). И в данном отношении нет ничьего первенства: ни политики, ни социального фактора - они взаимообуславливаемы.

«Методы, - говорит далее Липсет, - посредством которых государства вырабатывают общее согласие относительно правил игры и регулируют взаимодействие между различными интересами и ценностями, исходя из общих категорий законности и раскола, как раз являются одним из предметов анализа политической социологии» (с.205).

При определении предмета политической социологии все упомянутые авторы идут от онтологического (бытийного) момента, то есть объективно и реально существующего какого-то аспекта жизни общества, связанного с политикой, но не от методологического момента: потому, что политика изучается при помощи социологических методов.

 

Объекты исследования социологии, политологии и политической социологии.

Предмет политологии

 
 


Объект исследования политологии

и политической социологии

 

Предмет политической социологии

 

Объект исследования социологии

 

Предмет социологии

 

 

Рис. 6.

 

 

3. Категории, методы и функции политической социологии

 

Сначала о категориях.

Как и всем научным дисциплинам, политической социологии присуще наличие своего категориального аппарата, слагаемые которого являются в основном идентичными для других гуманитарных наук и, прежде всего, для политологии. Если центральным понятием политологии выступает власть в её институциональном значении, то для политической социологии данная категория интересна с точки зрения её взаимодействия с социальным окружением, социальной средой которая является одновременно местом воспроизводства властных отношений. Социальная среда представляет собой совокупность социальных классов и групп, где генерируются интересы, потребности, идеи, ценности, установки с целью их последующего агрегирования и перевода в политику, в которой они имеют возможность реализоваться с помощью политического представительства.

Власть - это не только отношение передачи политического воздействия одного субъекта на другой через материально-организованный институт, в результате чего один из них становится властным. Этот уровень прямых связей наиболее интересен для изучения политической социологии, так как он воспроизводит отношения: человек - человек, социальная группа - социальная группа, а также их взаимовлияние. Для политологии важнейшим является «вертикальный срез» в процессе осуществления власти; для политической социологии, наряду с этим, существенным выступает распределение и осуществление власти по горизонтали. Например, концепция разделения властей, выдвинутая Ш. Монтескье, это не только система сдержек и противовесов, но в определенном смысле и «горизонтальный» разлив власти с целью овладения и осуществления ею не единицами «избранных», а многими. В этом состоит демократизм любой общественной системы, ее социологическое обоснование, в котором утверждается первостепенное значение социальной действительности и интерпретации бытия человека.

Проблема политического участия индивида и ее последующее разрешение возникает в границах социальной общности. В дальнейшем соотношение человека и власти, берущее здесь начало, трансформируется в организацию системы более высокого уровня, содержание которой составляют не сами социальные общности, а сформированные на их основе социальные институты. Сама власть концентрируется на «вершине» социального института и распределяется посредством создания представительства большинства. Отношения участвующих в ее распределении индивидов регламентируются юридически оформленными документами. Организационное оформление социальных институтов, исходя из их целевых установок и функциональной деятельности, выражается в различных названиях политического и неполитического характера: партии, социальные движения, профессиональные союзы, молодежные, женские объединения, самодеятельные организации. Все они выступают в качестве субъектов политического действия, участвуя в формировании и функционировании политической системы. Последняя представляет собой совокупность государственных и негосударственных институтов, их отношения между собой, норм, взглядов, идей. Политическая система - это своеобразный «слепок» её социального аналога в любом обществе.

С точки зрения структурно-функционального анализа функционирование политической системы есть политический процесс. В западной политической социологии политическая система рассматривается как свободное пространство для столкновения политических субъектов, а политический процесс определяется как борьба за власть, статусы и ресурсы между социальными группами, как процесс формирования политических механизмов предупреждения и разрешения социальных конфликтов.

Наряду с понятием «политический процесс» некоторые авторы используют категорию «политическая жизнь», что означает процесс возникновения, функционирования, развития и смены политических систем. Политическая жизнь шире политического процесса и включает все формы жизнедеятельности людей - политическое участие, конфликты, кризисы, реформы, соглашения.

Участие каждого индивида в политической жизни предлагается измерять с помощью нескольких групп общих количественных показателей формы участия в политической жизни, факторы участи, способ участия. К первой группе относятся работа в различных общественных и политических организациях, участие в выборах органов власти и должностных лиц, в митингах, демонстрациях, в подготовке, обсуждении, принятии и реализации политических решений; выступления на собраниях и т. д. Факторы участия - это характер труда и квалификация, социальный статус, уровень образования, политическая ангажированность, влияние СМИ.

Способ участия определяется следующими блоками: мотивационный –потребность участия, интерес к политическим событиям, знаниям, к политической деятельности; познавательный – усвоение основных политических ценностей, понимание политической ситуации во всей ее противоречивости, поведенческий – включенность в политическую жизнь, овладение навыками политической деятельности, оценочный - отношение к политическим институтам, степень удовлетворенности результатами личного участия в политической жизни.

Процесс протекания политической жизни зависит от многих слагаемых, среди которых важное значение имеют политическая социализация и политическая культура. Если социализация в ее общем виде связывается с развитием социальной природы человека, то содержание политической социализации заключается во включении человека в систему политических отношений, приобщении к политической жизни, усвоении знаний и политического опыта.

Политическая культура основывается на общей культуре и может рассматриваться как способ «воспроизводства политической жизни общества», как «показатель развития политической системы». Структурно она включает в себя: культуру политического сознания, культуру политического поведения и культуру функционирования политических институтов. Политическая культура описывает взаимоотношения властных структур, индивидов, социальных групп, наций. В её основе - социальная ответственность, гражданственность, ангажированность граждан в политической жизни Уровень политической культуры определяет истоки, протекание и разрешение социальных конфликтов, кризисных ситуаций, характер и продолжительность реформирования общества. Зрелая политическая культура со всеми ее разнородными атрибутами воспроизводит социальные основания устойчивости и стабильности общественной системы.

«Стабильность» как наиболее общая социологическая категория характеризует состояние общества в целом. В основании стабильности лежит относительное равновесие между величинами, которые, с одной стороны, постоянно воспроизводят систему, а с другой - стремятся к её изменению. Политическая стабильность характеризуется соблюдением законов и установленных норм, прав и свобод граждан, гарантированным обеспечением политического порядка в обществе. Её составляющие непосредственно соотносятся с элементами политической системы. В основе политической стабильности общества находятся следующие факторы: фактор преемственности в политическом развитии, фактор учета интересов и потребностей всех классов и социальных групп, фактор разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную ветви, фактор согласия и компромисса.

Категориальный аппарат политической социологии не ограничивается вышеприведенным перечнем. Представлены наиболее общие и широко используемые понятия, которые отражают в основном специфику этой области знания. Краткая и не во всем бесспорная характеристика социологических категорий свидетельствует о трудностях становления и развития политической социологии.

Теперь немного о методах политической социологии.

Использование одного метода недостаточно для объективного изучения многообразия общественно-политических процессов. Поэтому политическая социология использует различные методы.

В.А. Ядов в книге «Социологическое исследование: методология, программа, методы». (М., 1995.) о методах политической социологии рассуждает следующим образом.

Из диалектико-материалистических методов политическая социология использует конкретно-исторический подход, рассмотрение социально-политических процессов в развитии т.п.

Большое значение придаётся в политической социологии бихевиористскому методу, который исходит из возможности определить и охарактеризовать многие формы групповой политической активности, анализируя индивидуальное поведение людей, в бихевиористском методе социально-политические явления изучаются путём анализа поведения индивидов и групп при исполнении ими социально-политического действия является отдельный, конкретный человек, преследующий свои личные цели.

Также политической социологией широко применяются общенаучные, междисциплинарные методы: анализ и синтез, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание логического и исторического анализа, математические методы и моделирование.

Одним из оснований политической социологии, как и общей социологии, являются эмпирические методы и конкретно-социологические исследования: использование статистических данных, анализ документов, анкетный опрос, лабораторные эксперименты, наблюдение поведения людей в экстремальных условиях и т.п. Особое значение политическая социология в реализации данных методов придаёт следующей совокупности форм и норм: диалог, учёт интересов людей, аргументация, убеждение, изучение общественного мнения и опора на него, политическая и идеологическая терпимость, вера в людей, консенсус.

Необходимо отметить, что социологические методы, использующиеся политической социологией, делятся на: методы сбора первичной информации и методы обработки и анализа исходных данных. Методы сбора первичной информации, в свою очередь, подразделяются на: методы, связанные с установлением надёжной информации о каких-то единичных событиях или их сочетаниях (опросы, наблюдение, изучение документов) и методы, относящиеся к определению порядка, последовательности или системы фиксирования отдельных событий или их сочетаний (монографические, сплошные или выборочные обследования).

Среди методов анализа первичной информации можно перечислить: описание и классификацию, типологизацию, статистический анализ, экспериментальный анализ, системный анализ, социальное моделирование, генетический или исторический анализ. Особое место занимают получившие распространение в последнее время методы смыслового и качественного анализа.

И, наконец, о функциях политической социологии.

Функции любой науки вытекают из сферы ее теоретических предпочтений, практического применения ее выводов и рекомендаций. Политическая социология как самостоятельная отрасль знания обладает рядом функций, которые предопределяют ее место в иерархии других наук и в системе гуманитарного знания Ей свойственны как общие, так и специфические функции. К функциям общего характера относятся, теоретическая, гуманистическая, прикладная, прогностическая.

Политическая социология способна накапливать соответствующие знания, сравнивать их с имеющимися, синтезировать, получать новый их уровень в обобщенном или дифференцированном виде. Она не только поставляет эмпирический материал (для этого не надо изобретать новую науку), но и способна на теоретические выводы высокой степени абстракции. История ее существования, современное состояние как за рубежом, так и в России подтверждают данный факт как состоявшийся. Политическая социология, изучая взаимосвязи социальных и политических явлений, тем самым обозначила глубокое единство всех социальных дисциплин, подтвердила и свое право на существование как теоретической науки

Гуманистическая функция выражается в выявлении и реализации с помощью социологической интерпретации механизма взаимодействия человека, социальных общностей, государственных институтов, реальных способов достижения свободы личности, ее приоритетных интересов над ин­тересами государства. Культ человека, его права, потребности, его каждодневная жизнь, связанная с выявлением мнения, настроения, отношения к тому или иному факту социальной действительности, — все это относится к сфере социологического анализа. Тем самым посредством социологии реализуется один из основополагающих принципов в формировании правового государства.

Прикладная функция, заключается в сборе необходимых данных, их обработке и использовании, в совершенствовании политического управления, в предотвращении и разрешении социальных конфликтов, в оптимизации функционирования политической системы, в сохранении стабильных отношений в обществе. Политическая социология применяет выработанные практикой и обновляемые теоретическим знанием средства, методы научного анализа этих сложных явлений. Рекомендации социологических служб помогают совершенствовать законодательство, корректировать информационно-пропагандистские направления средств массовой информации, разрабатывать и использовать различные управленческие доктрины, организовывать систему социальной защиты людей в условиях перехода к рыночным отношениям.

 

4. Из истории конституирования социологического анализа и интерпретации политики в особую, относительно самостоятельную науку

 

При существующем сегодня традиционном подходе политическая социология рассматривается как дочерняя дисциплина, возникшая на стыке (пересечении) политологии и социологии, являя собой результат взаимодействия названных наук. Представляется, однако, что это не совсем так.

1. Политика существует до всякого ее изучения (по крайней мере, логически), и уж тем более изучения ее политологией. Платон, Аристотель и другие мыслители не были политологами. Они были философами, - в отношении изучения общества – социальными философами. Не случайно Платона никто сегодня не называет политологом. В лучшем случае его называют политическим мыслителем. Для Платона и Аристотеля государство - это город-государство, а не государство как политическая организация, как это принято считать в современной науке о политике. А если политика и изучается ими, то как философами, социальными мыслителями. Что касается науки, то науками, которые изучали тогда политику, были социальная философия и философия истории. В XIX веке в частности и в особенности благодаря творческим усилиям Конта, Спенсера, Дюркгейма и др. Эти научные дисциплины трансформировались в социологию. Поэтому считать, как это делают сегодня многие, не утруждая себя подумать, что политическая социология - это результат совместного изучения политики социологией и политологией, их дочерняя дисциплина, - не совсем верно. Более того, ошибочно.

2. Политическая социология - это результат и одновременно процесс изучения политики социологией как общей, универсальной наукой об обществе; исследование политики через призму социологической парадигмы. А раз так, то можно довольно определенно и не боясь упреков, заявить, что в отношении факта появления политической социологии как особой отрасли научного знания политология не причем.

Социология пересекается с политологией - это верно. Но суть не в пересечении этих двух наук. Суть в специальном, социологическом изучении политики. Политическая социология - это итог пересечения социологии с политикой. Кстати это начинает уже осознаваться некоторыми авторами. Так в книге «политическая социология», изданной в 2000 г. в Москве (Ответственный редактор чл.-кор. РАН В.Н. Иванов и д-р полит наук Г.Ю. Семигин) говорится: «в действительности многое из того, что определяется как ''политическая социология'', - это не что иное как социология политики, незнакомая с политической наукой» (С. 17).

3. Иное дело - функциональное взаимопроникновение и взаимодействие социологии и политологии как уже сформировавшихся дисциплин. Их диалог весьма полезен обеим этим дисциплинам: он способствует их развитию, совершенствованию за счет взаимообогащения. И только в этом отношении и, к тому же, когда уже существует политическая социология, сотрудничество современной политологии и общей социологии стало важным ресурсом для быстрого, мощного рывка вперед политической социологии. Начавшееся тесное взаимодействие двух набравших силу дисциплин - социологии и политологии - стало, образно говоря, действием второй ступени ракеты-носителя, - мощный толчок которого выводит ныне политическую социологию на более высокий уровень развития.

4. В то же время сама политическая социология, ее нарастающее развитие оказывает мощное обратное воздействие на общетеоретическую составляющую социологии, а также на политологию, ставшую, как некоторым это видится, наукой, обнимающей собою все и вся, включая политическую философию, политическую антропологию, политическую психологию, а также политическую социологию. В таком широком понимании политологам не может трактоваться как особая, отдельная, самостоятельная дисциплина. Как таковая она может представляться лишь как комплекс относительно самостоятельных наук о политике. И, называя ее, корректнее было бы употреблять термины «политические науки». Термин «политическая наука» может использоваться, однако, лишь в общем его значении, чтобы выделить особый социальный институт, называемый наукой, отличный от других социальных институтов (здравоохранение, армия, семья и т.д.). Это во-первых. И, во-вторых, чтобы отличить научное от ненаучного. Только применительно к политологии термин «наука» берется в более узком значении «как всякое научное знание о политической жизни общества».

5. Предметное поле политической социологии выделяется не по онтологической, бытийной дифференцированности политики: что-то подведомственно политологии, а что-то политической социологии. По отношению к социологии, родовой парадигмой которой является целостное рассмотрение общества и образующих его подсистем, такой подход совершенно не приемлем. Предмет политической социологии - это теоретическая модель не какой-то отдельной части политической жизни общества, а политическая жизнь в целом, взятая для анализа как в статическом, так и динамическом ее аспектах. И только при таком подходе политическая социология и может выполнить свои функции как по отношению к социологии, частью которой она является, так и по отношению к самому обществу.

6. Разумеется, до конца XIX - начала XX вв. Политическая социология не существует еще в точном смысле этого слова, как отдельная, относительно-самостоятельная наука. Такой статус она обретает лишь во времена, когда творили такие выдающиеся социологи, как Вебер, Михельс, Моска, Парето, Зигфрид и др. Именно в их трудах получила научно-теоретическое, методологическое и практически-политическое выражение и оформление политическая социология как особая наука.

Однако кто эти ученые - политологи, социологи? Политолог скажет –политологи и будет прав в чем-то; социолог скажет – социологи, и будет также прав. Первый – потому что эти ученые вели исследование политики; второй – потому, что для этих ученых было характерным социологическое видение политики. Некоторые скажут, что названные мыслители были и теми и другими, то есть и политологами, и социологами одновременно. И также будут правы. И все же названные имена – это, в первую очередь, социологи, ибо шли к тому, что они исследовали, не от политологии, а от социологии, и не от политики, а от общества.

Возможно, сказанное здесь не имеет научной актуальности. Однако в дидактическом отношении правильная, адекватная интерпретация соотношения дисциплин, о которых только что говорилось, их генетической и функциональной связи в частности, и особенно, статуса политической социологии весьма актуальна. Ибо от понимания этих вопросов в значительной мере зависит то, как будут строиться, распределяться в объемах и границах, не дублируя и ничего не упуская, данные дисциплины, то, как они будут преподаваться учащимся.

 

5. Политическая социология в России

 

Политическая социология в России XIX - начала XX вв. - это, несомненно, часть мировой науки, тем более что обмен идеями отечественных и западных ученых осуществлялся тогда беспрепятственно и ин­тенсивно. В то же время она имеет ряд отличительных черт, связанных с историческими особенностями об­щего положения гуманитарной мысли России.

Развиваясь под сильным влиянием господствующих западных учений, русская политическая социология не только находилась на уровне мировой науки в це­лом, но и зачастую опережала ее, что было связано в первую очередь с остротой социальных противоре­чий российского общества.

Определяя этапы развития русской политической социологии, А. Н. Медушевский в статье «Полити­ческая социология в России» отмечает, что цельная философская и историко-правовая концепция русско­го исторического процесса была дана под влиянием дискуссии славянофилов и западников уже государ­ственной (юридической) школой (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, А. Д. Градовский). Ее вклад состоял в по­становке проблемы соотношения общества и государ­ства, создании теоретических основ русского либера­лизма и конституционализма.

Общая система политической науки в России пред­ставлена в обобщающих трудах Б. Н. Чичерина, кото­рый рассматривал ее как часть курса государственной науки, получившей название «Наука об обществе, или социология». Данная наука включала в себя, по замыслу Чичерина, философское обоснование изучения об­щества и государства, собственно социологию как дисциплину, непосредственно изучающую общество, и, наконец, политику, ставящую своей задачей обосно­вание разумной политической деятельности. Содержа­ние социологии Чичерина в соответствии с разрабо­танной системой представляет рассмотрение основных сторон, или элементов, общества. Им посвящены специальные разделы его курса: природа и люди; эко­номический быт; духовные интересы. Анализ основ­ных сторон общественной жизни он проводил в их взаимосвязи и историческом развитии. Внимание Чи­черина привлекают новые элементы социальной структуры — промышленная буржуазия, фермерство, рабочая аристократия и интеллигенция, положение которых в обществе связывается с техническим про­грессом. Считая, что общественные классы имеют происхождение не только экономическое, но и юри­дическое, политическое и даже религиозное, Чичерин прослеживает «отношение юридических форм к эко­номическим началам».

Решающую роль в определении места социологии в кругу других общественных дисциплин сыграли тру­ды М. М. Ковалевского «Социология», «Современные социологии», работы по сравнительной истории пра­ва и политических институтов. В них отразилось стремление к синтезу воззрений Маркса, Спенсера, Конта, Дюркгейма, Зиммеля и других ведущих европейских социологов. Определяя социологию по Конту как «науку о порядке и прогрессе или, точнее, органи­зации и эволюции общества», Ковалевский подчеркивал специфику ее предмета в отношении как философских дисциплин (философия истории, история цивилизации, социальная психология), так и конкрет­ных общественных наук (этнография, этнология, по­литическая экономия, археология и др.). Важное зна­чение в развитии социологии Ковалевский придавал исследованию сходных и типичных черт в истории различных стран и народов, а главную задачу социо­логии видел в отыскании законов эволюции общества и его устройства. В фундаментальных политических трудах «Происхождение современной демократии», «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму»,

«История монархии и монархических д

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Этапы становления и развития политической науки

Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 90;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.066 сек.