Западная Европа – один из трех «центров силы»


 

В системе мировой экономики Западная Европа – один из трех «центров силы», который объединяет около двух десятков государств с развитой рыночной экономикой. На долю стран Западной Европы приходится сейчас почти треть мирового промышленного производства и научно-технического потенциала, более четверти совокупного мирового национального дохода и одна пятая часть патентного фонда.

Среди ведущих держав мира Западная Европа устойчиво занимает второе место по совокупным объемам ВВП и третье – по размерам на душу населения.

Достаточно весомые позиции занимает Западная Европа в системе международного разделения труда, в рамках мирохозяйственных связей. Так, по суммарному объему мирового экспорта европейские страны превосходят США. Крупнейшими торговыми партнерами являются США и Япония.

Страны Западной Европы отличаются значительным научно-техническим потенциалом. Ведущие страны расходуют на эти цели от 2 до 2,7% ВВП. Если в 1970 г. расходы на НИОКР составили 37,1% уровня США, то в 2004 г. они поднялись до 73%.

Можно сказать, что Западная Европа почти не уступает ведущим державам по технико-экономическому уровню развития традиционных базовых отраслей (машиностроение и металлообработка, химическая промышленность), однако пока еще отстает в новейших направлениях НИОКР – микроэлектронике, робототехнике, биотехнологии, производстве новых материалов и др. Все это сказывается на относительно низком уровне производительности труда и эффективности производства.

Отраслями европейской экономики, обеспечивающими ее глобальную конкурентоспособность, являются: традиционные – автомобилестроение (ФРГ, Франция), авиационная промышленность (Великобритания, ФРГ, Франция), текстильная промышленность (Италия, Франция); новые – программное обеспечение (ФРГ, Бельгия, Нидерланды), цифровое телевидение (Франция, ФРГ), мобильная связь (Швеция, Финляндия, Великобритания). Достаточно прочные позиции за последнее десятилетие стала снимать Западная Европа в производстве офисной оргтехники, точной механики и оптики, телекоммуникаций и средств связи и т.д.

При проведении сравнительного макроэкономического анализа западно-европейского региона как одного из мировых экономических центров нельзя забывать и о том, что по уровню экономического развития, характеру структуры экономики, масштабам экономической деятельности и вовлеченности в мирохозяйственные связи страны Западной Европы существенно отличаются друг от друга. При этом основная экономическая мощь всего региона приходится на четыре крупных высокоразвитых государства – ФРГ, Францию, Великобританию, Италию, где сосредоточено более 50% населения и около 70% совокупного ВВП региона. Во многом они определяют место региона в современном мировом разделении труда, общие тенденции социально-экономического развития и роста.

Особое место занимают малые страны Западной Европы по объемам ВВП, характеру специализации и другим параметрам. Наиболее развитые – это Бельгия, Финляндия, Нидерланды, Швеция, Испания. На их долю приходится более 20% ВВП региона. Уступают высокоразвитым странам Австрия, Дания, на долю которых приходится более 8% ВВП. Третья группа – Португалия, Ирландия, Греция – имеет узкоспециализированную структуру хозяйства и занимает достаточно скромное место в регионе – 2% ВВП.

После устойчивого экономического развития в течение ряда десятилетий примерно с конца 1991 г. континентальная Западная Европа вступила в фазу экономического кризиса. Особенности его циклического характера проявились в уменьшении нормы накопления в ВВП, а жесткая монетарная политика с 1992 г. привела к сокращению инвестиций.

Экономический кризис затронул не только производство, но и занятость. Если до 1991 г. численность рабочих мест в Западной Европе неуклонно росла, то в 1992–1993 гг. сокращение занятости стало повсеместным, и к концу 1993 г. в Западной Европе насчитывалось около 20 млн. безработных.

В фазу подъема экономика стран Западной Европы вступила в 1995 г. Финансовая политика в фазе подъема нацелена на сокращение дефицита государственного бюджета за счет стимулирования приватизации и увеличения поступления налогов. Кроме того, для нынешнего экономического цикла характерно усиление роли государства как во внутренней экономической политике, так и на международной арене в рамках преодоления сложностей экономического развития.

Нужно отметить, что социальное рыночное хозяйство – это по своей сути европейский вариант смешанной экономики, где доля госсектора и государственного регулирования традиционно выше, чем в США. Социальное рыночное хозяйство делает гражданское общество Европы более консолидированным и менее дифференцированным по уровню доходов, практически способствует достижению социального равенства. На этом фоне приоритетом государственного финансирования в странах Европы является не сфера НИОКР, как в США, а социальные программы. Поэтому в большинстве европейских стран (за исключением ФРГ) уровень расходов на НИОКР ниже 3% ВВП.

Серьезное влияние на ход экономического развития западноевропейских стран оказывают крупномасштабные интеграционные процессы, происходящие на межгосударственном уровне.

Принятые в Маастрихте решения об унификации денежно-кредитной, финансовой и валютной политики начали воплощаться в жизнь с 1994 г., когда проявилось сближение в темпах инфляции, сокращении дефицита государственного бюджета и стабилизации валютных ресурсов в рамках ЕС.

Маастрихтские соглашения требуют, чтобы дефицит бюджета страны, входящей в зону евро, не превышал 3% ВВП, государственный долг – 60% ВВП; а инфляция потребительских цен не должна превышать инфляцию в трех странах-членах с наиболее низкой инфляцией более чем на 1,5%.

Модель социально-экономического развития Западной Европы существенно отличается от подобной модели США и Японии.

В современном мире социальная ориентация экономических программ является наивысшей в Западной Европе, т.е. государство выполняет наибольшее количество социальных программ, в том числе гарантированную защиту населения, создание рабочих мест, развитие социальной инфраструктуры. С другой стороны, поддержание действующей системы социальных гарантий требует значительных государственных расходов, что в свою очередь удерживает налоговые ставки на высоком уровне, тормозит экономический рост и негативно сказывается на макроэкономических показателях.

Государственный сектор в европейских странах значительно отличается от американского по размерам и структуре. Так, доля государственных расходов и ВВП в Еврозоне достигает 49%, тогда как в США и Японии – 39 и 34% соответственно. Основы доходной части бюджетов в Европе составляют косвенные налоги, в то время как в США и Японии бюджеты формируются в основном за счет прямых налогов.

Роль Западной Европы в мировой экономике возрастает. Этому содействуют успех интеграционных процессов в регионе и переход стран Восточной Европы к рыночному хозяйству, что способствует взаимодействию на общеевропейском пространстве.

 



Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 107;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.