АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ДОНАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ

АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Представления о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложи­лись в глубокой древности. Навряд ли они были ре­зультатом размышлений; скорее, так верилось (а зна­чит, виделось) и не подвергалось сомнению. Это нечто часто связывалось с дыханием — тем, что уходит со смертью тела (сравните: душа, дух, дыхание), и неред­ко представлялось в виде крылатого существа, возвра­щение которого в тело означало бы и его возрождение.

Первые представления о душе можно проследить в мифологических и религиозных системах различных народов: это представления о Ка и Ба в древнем Египте, Атмане и Брахмане в Индии, эллинские представления о посмертной жизни в царстве Аида и т. д. Существую­щие у различных народов так называемые «книги мер­твых» повествуют о жизни души после ухода из тела.

Так или иначе, душа в большинстве случаев пред­ставлялась как нечто, связанное с жизнью тела, дела­ющее тело «одушевленным», и ее существование было несомненным. Вопрос о том, есть ли душа, мог возникнуть лишь гораздо позже.

В мифах античной Греции (где, собственно, и зарож­далась европейская философия и наука) душа предста­ет как своеобразный двойник тела, его копия, тень. Она живет после ухода из тела в царстве Аида, унесенная туда Танатосом, в бесплотности своей сохраняя, тем не менее, человеческие желания (так, физически страдает от голода и жажды тень Тантала, мучается усталостью тень Сизифа).

Не подвергается: сомнению существование души и в эллинской философии, ищущей ответ на основной вопрос — вопрос о субстанции, т.е. первоначале, не имеющем для себя никакой причины, кроме себя же. Что есть душа — самостоятельная ли она субстанция или же свойство другой субстанции (материи)?

По сути, с этого вопроса начинается донаучный этап психологии, завершающийся лишь в конце XIX в. Это время, преимущественно, философских размышлений о душе и мире. Душа здесь, строго говоря, не объект изучения, но предмет интеллектуального анализа.

Одним из первых направлений был — анимизм, который рассматривал психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов (как изве­стно мифология в период античности была особенно развита), анимизм рассматривал именно поведение и мышление богов, изучал их жизнь.

Анимизм (от лат. anima -— душа) - первое мифо­логическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии. Его рудименты дают о себе знать в некоторых совре­менных психологических учениях и скрываются под «Я» (или «сознание», или «душа»), которое восприни­мает впечатления, размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы.

Знакомясь с представлениями о человеческой пси­хологии по древним мифам, нельзя не восхититься тонкостью понимания людьми богов, наделенных ко­варством или мудростью, мстительностью или велико­душием, завистью или благородством — всеми теми качествами, которые творцы мифов познали в земной практике своего общения с ближними. Эта мифологи­ческая картина мира, где тела заселяются душами (их «двойниками» или призраками), а жизнь зависит от настроения богов, веками царила в общественном со­знании, и именно ее изучали те, кто в своих исследо­ваниях опирался на анимизм.

В некоторых других учениях того времени (напри­мер, знаменитого математика и философа, чемпиона Олимпийских игр по кулачному бою Пифагора Самосского— VI p. до н. э.) души представлялись бессмерт­ными, вечно странствующими по телам животных и растений.

Античные философы, как правило, отвергали пред­ставления о душе как о тени, двойнике и не апеллиро­вали к отношениям между богами Олимпа как к объ­яснению человеческого поведения (напомним, среди олимпийцев были боги, «специализировавшиеся» в об­ласти человеческих свойств и чувств — мудрости) памяти, любви, ненависти, обмана, любовного ослепления, безумия, творчества и т. д.). В философии Древней Греции душа (при сохранении взгляда на нее как на нечто; дающее возможность движения, ощущений, мышления, переживаний) часто предстает как некое начало, род­ственное определенной стихии, или ее воплощение.

Античность ознаменовала собой новый этап в исто­рии человечества, культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выда­ющихся исследователей (чего только стоят такие имена, как Платон, Аристотель) и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу, вот то, что возникает в нашем воображении при слове —- Античность. Именно впериод расцвета античной культуры и были предприняты первые попытки понять и описать психику человека.

Под «psyche» древние греки понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеоб­щей одушевленности материи — гилозоизм(от греч. hyle — вещество и zoe — жизнь): весь мир — универ­сум, космос — изначально живой, наделенный способностью ощущать, запоминать и действовать. Границы между живым, неживым и психическим не проводи­лись. Все рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии). Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса(ок. 625 — ок. 547 гг. до н. э.), магнит притягивает металл, женщина притя­гивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает душой.

В связи с обсуждением вопроса о субстанции, в античности обозначились различные мнения во взгля­дах на душу, ее «материальность» и «идеальность». Гилозоизм впервые «поставил» душу (психику) под общие законы естества. Этим учением утверждался непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы. В основе гилозоизма лежал принцип монизма. Это философское учение стало великим шагом на пути познания природы психического. Гило­зоизм покончил с анимизмом (хотя последний и продолжал на протяжении столетий, вплоть до наших дней, находить множество приверженцев считавших душу внешней по отношению к телу сущностью).

Развитие гилозоизма связано с именем Геракли­та Эфесского(конец VI - начало V b. до н. э.), рас­сматривавшего универсум (космос), как вечно из­меняющийся (живой) огонь, а душу, как его искру. Гераклит утверждал наличие огненной стихии — Пси­хеи — приобщающейся к «космическому огню»; тем самым, душа человека оказывалась причастна Космо­су. (Отметим, что в целом для античных представлений часто было характерно видение в Космосе живого, дви­жущегося существа, в связи с чем часто говорилось о «мировой душе», слабой копией, частичным отражени­ем которой являлась душа отдельного человека).

Малый мир (микрокосм) отдельной души идентичен макрокосму всего миропорядка; следовательно, постигать себя (свою «психею») — значит углубляться в закон (Логос), который придает непрерывно текуще­му ходу вещей сотканную из противоречий и катаклиз­мов динамическую Гармонию. («Наши тела и души текут, как ручьи»). Им впервые была высказана мысль о возможном изменений, а, следовательно, и законо­мерном развитии всего сущего, в том числе и души. Развитие души, по Гераклиту, происходит через себя: «Познай самого себя». Но в устах философа это вовсе не означало, что познать себя — значит уйти вглубь собственных мыслей и переживаний, отвлечься от всего внешнего. Гераклит учил: «По каким бы дорогам ни шел, не найдешь границ души, так глубок ее Логос».

Термин «Логос», введенный Гераклитом, применя­емый и поныне, для него обозначал Закон, по которому «все течет», по которому явления переходят друг в друга. Гераклит считал, что ход вещей зависит от Зако­на, а не от произвола богов. Из-за трудностей понима­ния афоризмов философа современники называли Гераклита «темным» и «плачущим», так как будущее человечества он считал еще страшнее настоящего.

После Гераклита в запас средств, позволяющих читать «книгу природы» со смыслом, вошла идея зако­на, который правит всем сущим, в том числе — безос­тановочным течением тел и души, когда «нельзя дваж­ды войти в одну и ту же реку».

Парменид (VI - V вв. до н. э.) из Элеи впервые про­вел принципиальное различие между умопостигаемым неизменным и вечным (единым) бытием (сфера истин­ного знания) и чувственно воспринимаемой изменчи­востью, преходящей текучестью всех вещей (сфера «мнения»); сформулировал идею бытия и мышления.

Идея Гераклита о том, что от закона (а не от про­извола богов-властителей неба и земли) зависит ход вещей, получила свое развитие в идее причинности Демокрита (V - IV вв. до н. э.). Сами боги в его изобра­жении — это не что иное, как сферические скопления огненных атомов. Человек также создан из; различных сортов атомов; самые подвижные из них — атомы огня, образующие душу; со смертью тела умирает и душа, так как атомы ее с разложением тела улетучиваются и рассеиваются.

По Демокриту, душа, тело, и макрокосмос состоят из атомов огня. Единым и для души, и для космоса Демокрит признавал закон не сам по себе, а закон (Логос), согласно которому нет беспричинных явлений: все они суть неотвратимый результат соударения ато­мов. Случайными же люди называют те события, при­чин которых не знают. Впоследствии принцип причин­ности назвали детерминизмом.

Душа, по Демокриту, — движущее начало и орган ощущения и мышления. Душа подобна огню; ее шаро­образные атомы беспокойны и приводят тело в движе­ние (иногда говорят, что это — первая концепция человека-машины). Атомы души способны к ощущению; ощущаем же мы, полагал Демокрит, потому, что в нас попадают тончайшие оболочки (образы, копии), отрывающиеся от вещей. Однако в ощущении не дана сущ­ность вещи: по Демокриту, сущность — это атомы (ко­торые слишком малы и потому невидимы) и пустота (которая не ощущается по определению). Истинное знание, полагал Демокрит, дает мышление. Итак, по Демокриту, душа материальна.

Принцип причинности позволил Гиппократу (ок. 460 — ок. 370 гг. до н. э.), дружившему с Демокритом, построить учение о темпераментах. Нарушение здоро­вья Гиппократ соотносил с дисбалансом различных «соков», присутствующих в организме — крови, жел­чи, слизи. Соотношение этих пропорций Гиппократ назвал темпераментом. Названия четырех темперамен­тов дошли до наших дней: сангвинический (преоблада­ет кровь), холерический (преобладает желтая желчь), меланхолический (преобладает черная желчь), флегма­тический (преобладает слизь).

Для будущей научной психологии этот объясни­тельный принцип, при всей его наивности, имел очень важное значение (недаром терминология Гиппократа сохранилась поныне).

Во-первых, на Передний план выдвигалась гипоте­за, согласно которой бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения. Тем самым закладывались нача­ла научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми.

Во-вторых, источник и причину различий Гиппок­рат искал внутри организма: душевные качества ста­вились в зависимость от телесных.

О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, и поэтому типология являлась, Говоря нынешним язы­ком, гуморальной (от лат. «гумор» — жидкость).

Следует, впрочем, заметить, что в XX в. ученые обратились к исследованиям как нервных процессов, так и жидких сред организма, его гормонов. Теперь и медики, и психологи говорят о единой нейрогуморальной регуляций поведения. Если взглянуть на гиппократовы темпераменты с общетеоретических позиций, то можно заметить их слабую сторону (впрочем, она присуща и современным типологиям характеров): орга­низм рассматривался как смесь — в неких пропорциях — различных элементов, однако каким образом эта смесь превращалась в гармоничное целое, оставалось загадкой.

Разгадать ее попытался афинский философ Анак­сагор(ок. 500 — 428 гг. до н. э.). Он не принял ни гераклитово воззрение на мир как на огненный поток, ни демокритову картину атомных вихрей. Считая приро­ду состоящей из множества мельчайших частиц, он искал в ней начало, благодаря которому из беспоря­дочного скопления и движения этих частиц возникают целостные вещи, из хаоса — организованный мир.

Таким началом Анаксагор признал «тончайшую вещь», которой дал имя «нус» (разум); он полагал, что от того, насколько полно представлен разум в различ­ных телах, зависит их совершенство. «Человек, — го­ворил Анаксагор, — является самым разумным из животных вследствие того, что имеет руки». Выходило, что не разум определяет преимущества человека, но его телесная организация определяет высшее психи­ческое качество — разумность.

Принципы, сформулированные Гераклитом, Де­мокритом и Анаксагором, создавали главный жизнен­ный принцип будущей системы научного осмысления мира, в том числе и познания психических явлений. Какими бы извилистыми путями ни шло это познание в последующие века, оно подчинялось идеям закона, причинности и организации.

Идея организации (системности) Анаксагора, идея причинности Демокрита и идея закономерности Герак­лита, открытые две с половиной тысячи лет назад, стали на все времена основой познания душевных явлений.

Совершенно новую сторону познания этих явлений открыла деятельность философов-софистов (от греч. слова «софия» — «мудрость»). Их интересовала не при­рода, с ее не зависящими от человека законами, но сам человек, который, как гласил афоризм первого софиста Протагораиз Абдеры (ок. 490 — ок. 420 гг. до н. э.), «есть мора всех вещей, существующих, что они существуют, а не существующих, что они не существуют». В Афинах
Протагор, утверждавший субъективную обусловлен­ность знания, обвинялся в атеизме. Впоследствии прозвище «софист» стало приме­няться к лжемудрецам, выдающим, с помощью различ­ных уловок, мнимые доказательства за истинные. Но в истории психологического познания деятельность со­фистов открыла новый объект: отношения между людь­ми, изучаемые с использованием средств, призванных доказать и внушить любое положение независимо от его достоверности.

В связи с этим детальному обсуждению были подвергнуты приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами. Были оставлены поиски природной «материи» души. На передний план выступило изучение речевой и мыслительной деятель­ности с точки зрения ее использования для манипули­рования людьми. Изпредставлений о душе исчезали признаки ее подчиненности строгим законам и неотвратимым причинам, действующим в физической природе, так как язык и мысль лишены подобной неотвратимости. Они полны условностей в зависимости от человеческих интересов и пристрастий. Тем самым, действия души приобретали зыбкость и неопределен­ность.

Вернуть представлению о душе, о мышлении проч­ность и надежность, коренящиеся не в вечных законах макрокосмоса, а во внутреннем строе самой души, стремился Сократ(ок. 470 —399 гг. до н. э.). Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику «родить» ясное и отчетливое знание. Он любил гово­рить, что продолжает в области логики и нравственно­сти дело своей матери — повитухи. Уже знакомая нам формула Гераклита «познай самого себя» означала у Сократа совсем иное: она направляла мысль не к все­ленскому закону (Логосу) в образе космического огня, но к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное су­щество.

Сократ был мастером устного общения, пионером психотерапий и анализа, цель которого — с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания, за внешними проявлениями работы ума. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Создание техники диалога впоследствии стали называть сократическим методом. В его методике таились идеи, сыгравшие через много столетий ключевую роль в психологических исследованиях мышления.

Во-первых, работа мысли изначально носила харак­тер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в ее привычном течении. Именно с такими задачами ставились вопросы, вынуж­дая собеседника обратиться к работе собственного ума. Оба признака — диалогизм, предполагающий, что позна­ние изначально социально, и детерминирующая тен­денция, создаваемая задачей, — стали в XX в. основой экспериментальной психологии мышления.

После Сократа, в центре интересов которого была, преимущественно, умственная деятельность (ее про­дукты и ценности) индивидуального субъекта, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием. Его составляли совершенно особые сущности, которых физическая природа не знает. Мир этих реалий стал сердцевиной философии гениального ученика Сократа «князя философов» Платона (428 — 348 гг. до н. э.).

Платон стал родоначальником философии идеализ­ма. Он утвердил принцип первичности вечных идей по отношению ко всему преходящему в тленном теле­сном мире. Платон скупал сочинения Демокрита с целью их уничтожения. Поэтому от учения Демокрита остались лишь фрагменты, в то время как до нас дош­ло чуть ли не полное собрание сочинений Платона.

Платон ок. 387 г. до н. э. создал в Афинах свой «научно-учебный центр», названный Академией, у входа в которую было написано: «Не знающий гео­метрии, да не войдет сюда». Геометрические фигуры, общие понятия, математические формулы, логические конструкции — все это особые умопостигаемые объек­ты, наделенные, в отличие от калейдоскопа чувствен­ных впечатлений (изменчивых, ненадежных, у каждо­го разных), незыблемостью и обязательностью для любого индивидуума. Возведя эти объекты в особую действительность, чуждую чувственному земному
миру, Платон увидел в них сферу вечных идеальных форм, скрытых за небосводом в виде особого нетлен­ного царства идеи.

Опираясь на опыт Сократа, доказавшего нераз­дельность мышления и общения, Платон сделал следу­ющий шаг. Он оценил процесс мышления, не получив­ший выражения в сократовском внешнем диалоге, как диалог внутренний: («Душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая»). Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее порождения из речи внеш­ней (социальной) получил название интериоризация (от лат. internus — внутренний).

У самого Платона нет этих терминов; тем не менее, перед нами теория, прочно вошедшая в современное научное знание об умственном устройстве человека.

Платон утверждал, что в основе всего лежат идеи — общие понятия, вечные и неизменные, существующие сами но себе, до всего, как своеобразный замысел; вся­кая вещь, всякое существо, всякое свойство, важнейшие ценности бытия — истина, благо, прекрасное, справед­ливость — существуют лишь потому, что есть идея (идея человека, идея прекрасного, идея равенства отношений и т.д.). Идеи образуют свой мир, невидимый для нас; человек может стараться постичь, идею посредством разума, но в полной мере они доступны богу. Миру идей противостоит мир материи (бесформенного небытия, по Платону); между ними, как посредник, — мировая душа.

По Платону, мир — живое существо, душа его не в нем, а окутывает его. Мировая душа одушевляет, в том числе, звезды и планеты (они — живые божественные существа). Душа человека родственна мировой душе. Первоначально она обитает на звезде, затем переселяется в тело человека и теряет гармоничность: задача человека — вернуть гармонию через познание. Строго говоря, мы, по Платону, не столько познаем, сколько вспоминаем то, что душа уже знала в своем совершенном состоянии. Человеческая душа направляется разумом, подоб­но тому, как колесница направляется возничим; при правильном управлении душа возвышается и прибли­жается к исходной гармонии. При ином исходе душа не успевает «очиститься» и по принципу нравствен­ного подобия может, например, переселяться в тела животных и птиц. Душа бессмертна, полагал Платон.

Цель души — постижение идеи, поэтому душа подобна идее. Размышление — такое ее состояние, когда она беспрепятственно направляется к высшему, вечному, уподобляясь идее; но, в отличие от нее, душа подвижна. По составу, утверждал Платон, душа троя­ка; он выделяет ум (его местонахождение — в голове), аффективное, то есть страстное, эмоциональное на­чало (оно располагается в груди) и вожделения (жи­вут в печени).

Далее Платон попытался выделить и разграничить в душе различные части и функции. Их пояснял пла­тоновский миф о вознице, правящем колесницей, в которую впряжены два коня: дикий, рвущийся из уп­ряжи, и породистый, поддающийся управлению. Воз­ница символизирует разумную часть души, кони — два типа мотивов: низшие и высшие? Разум, призванный согласовать эти два мотива, испытывает, согласно Платону, большие трудности из-за несовместимости низменных и благородных влечений.

Так, в сферу изучения души вводился аспект кон­фликта мотивов, имеющих нравственную ценность, и роль разума в его преодолении и интеграции поведения. Через несколько столетий идея личности, разди­раемой конфликтами, оживет в психоанализе З.Фрей­да (см. главу «Психоанализ»).

Знание о, душе росло в зависимости от уровня знаний о внешней природе, с одной стороны, и от об­щения с ценностями культуры — с другой. Ни приро­да, ни культура сами по себе не образуют область психического. Однако, ее нет без взаимодействия с ними. Софисты и Сократ в объяснениях души пришли к пониманию ее деятельности как феномена культуры, ибо входящие в состав души абстрактные понятия и нравственные идеалы невыводимы из вещества природы: они — порождения духовной культуры. При этом предполагалось, что душа заносится в организм извне.

Дальнейшее развитие понятия о душе шло в направ­лении его дифференциации, выделения различных «час­тей» и функций души. Накапливалось огромное количество фактов — сравнительно-анатомических, зоологических, эмбриологических и других, ставших опытной основой на­блюдений и анализа поведения живых существ. Обобще­ние этих фактов, в первую очередь биологических, стало основой психологического учения Аристотеля и преобра­зования главных объяснительных принципов психологии: организации, закономерности и причинности.

Именно Аристотель(384 — 322 гг. до н. э.) — древ­негреческий философ и естествоиспытатель — открыл новую эпоху в понимании души как предмета психоло­гического знания. Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником знания, а орга­низм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность.

Ни у Демокрита, ни у Платона не было специальных больших трудов, посвященных душе. Первый, такой труд принадлежит Аристотелю, чей трактат «О душе» стал первым, собственно психологическим, трудом (в рамках донаучной психологии). Аристотель систематизировал предшествовавшие и современные ему идеи относитель­но души и выдвинул несколько важных положений, на­шедших обоснование в его трактате.

Душу он определил не просто как сущность, а как форму, способ организации живого тела, то есть как то, что позволяет телу существовать как живому. «Правильно думают те, — говорил Аристотель, кому представляется, что душа не может существо­вать без тела и не является телом». В его представле­ниях душа оказывается особым органом, посредством которого тело чувствует, мыслит. Обратите внимание: не душа мыслит, но тело мыслит посредством души.

Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении медико-биологических фактов. Но это обоб­щение привело к преобразованию главных принципов психологии.

По Аристотелю уже сам термин «организм» сле­дует рассматривать в связи с родственным словом «организация», которое имеет значение «продуманное, устройство», подчиняющее себе свои части для реше­ния какой-либо задачи; устройство этого целого и его работа (функция) неразделимы; душа организма — это его функция, деятельность. «Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение», — говорил Аристотель.

Трактуя организм как систему, Аристотель выде­лял в ней различные уровни способностей к деятель­ности. Понятие о способности, введенное Аристотелем, было важным новшеством, навсегда вошедшим в основной фонд психологических знаний. Оно разделяло возможности организма, заложенный в нем пси­хологический ресурс и его практическую реализацию.
При этом намечалась иерархия способностей — функций души:

а) вегетативная (имеется у животных, растений и человека);

б) чувственно-двигательная (имеется у животных и у человека);

в) разумная (присущая только человеку).

Функции души — уровни ее развития, располага­лись в виде «лестницы форм», где из низшей и на ее основе возникает функция более высокого уровня: вслед за вегетативной формируется способность ощу­щать, из которой развивается способность мыслить. В отдельном человеке при его превращении из мла­денца в зрелое существо повторяются те ступени, ко­торые прошел за свою историю весь органический мир. Впоследствии это было названо биогенетичес­ким законом.

Различие между чувственным восприятием и мыш­лением было одной из первых психологических истин, открытых Древними. Аристотель, следуя принципу развития, стремился найти звенья, ведущие от одной ступени к другой. В своих поисках он открыл особую область психических Образов, которые возникают без прямого воздействия предметов на органы чувств. Сейчас эти образы принято называть представлениями памяти и воображения (в терминологии Аристоте­ля — «фантазии»). Эти образы подчинены открытому; опять-таки, Аристотелем механизму ассоциации — свя­зи представлений.

Объясняя закономерности развития характера, Аристотель утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки. Мысль о формировании характера в реальных поступках, которые у людей всегда предполагают нравственное отношение к ним, ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от его деятельности.

Изучение органического мира побудило Аристоте­ля придать новый смысл основному принципу научно­го объяснения — принципу причинности (детерминиз­ма). Раскрывая принцип причинности, Аристотель показал, что «природа ничего не делает напрасно»; «нужно видеть то, ради чего совершается действие». Он утверждал, что конечный результат процесса (цель) заранее воздействует на его ход; психическая жизнь в данный момент зависит не только от прошлого, но и желаемого будущего (то, что должно произойти, опре­деляется происходящим сейчас).

Аристотель указал и на то, что душа может быть разного рода. Так, Аристотель (кстати, создатель зоо­логии и автор «лестницы» живых существ — первой, в сущности, биологической систематики) говорил о существовании растительной души (ее свойства — пи­тание и ощущение), животной души (стремление, па­мять и движение) и человеческой души (мышление).

В. целом, душа, как сущность живого тела, смертна вместе с телом; однако, часть ее, которую мы могли бы на современном языке назвать абстрактным или теоре­тическим мышлением (в отличие от обыденного эмпири­ческого мышления) Аристотель считает бессмертной.

Дело в том, что наше восприятие и наш практичес­кий ум имеют дело с наглядными и, что важно, с от­дельными вещами: с этим столом, этой собакой и т. д. Но с чем, с какой реальностью имеет дело абстрактное мышление? «Человек смертен», — говорим мы, имея в виду человека вообще.

Не существует ли человек вообще? Если нет, то о чем мы говорим? Если да — то возможно ли его увидеть? По Аристотелю, общие понятия (а речь о них) существуют как реальность (то есть существует не только индивид, но и вид) и, продвигаясь по уровням абстракций, ум мудреца, приближается к божественному, вечному, абсолютному, становясь и сам его подобием, и — обретает бессмертие.

Аристотель открыл и изучил множество конкрет­ных психических явлений. Но, так называемых, «чис­тых фактов» в науке нет. Любой факт по-разному ви­дится в зависимости от теоретического угла зрения, от тех категорий и объяснительных схем, которыми воо­ружен исследователь. Обогатив объяснительные прин­ципы, Аристотель представил совершенно иную, срав­нительно с предшественниками, картину устройства, функций и развития души.

В каком-то отношении можно сказать, что в идеях Аристотеля частично соединялись идеи Демокрита и Платона, но, в целом, Аристотеля по праву следует счи­тать отцом психологии как науки. Его работа «О душе» — первый курс общей психологии, где он изложил исто­рию вопроса, мнения своих предшественников, объяс­нил отношение к ним, а затем, используя их достиже­ния и просчеты, предложил свои решения.

В целом, психологическая мысль эпохи эллинизма исторически связана с возникновением и последую­щим быстрым распадом крупнейшей мировой монар­хии (IV в. до н. э.) македонского царя Александра — воспитателем и наставником которого был, как извес­тно, именно Аристотель. Возникает синтез элементов культур Греции и стран Ближнего Востока, характер­ный для колониальной державы. Изменяется положе­ние личности в обществе.

Свободная личность грека утрачивала связи со своим родным городом, его стабильной социальной средой. Он оказывался перед лицом непредсказуемых перемен, дарованных свободой выбора. Со все большей остротой он ощущал зыбкость своего существова­ния в изменившемся «свободном» мире. Эти сдвиги в самовосприятии личности наложили отпечаток на представления о душевной жизни. Вера в интеллектуальные достижения прежней эпохи, в могу­щество разума начала ставиться под сомнение. Возни­кает скептицизм, воздержание от суждений, касающих­ся окружающего мира, по причине их недоказуемости, относительности, зависимости от обычаев и т. п. Отказ от поисков истины позволял обрести душевный покой, достичь состояния атараксии (от греческого слова, означавшего отсутствие волнений). Люди испытывали по­требность в том, чтобы устоять перед превратностями жизни с ее драматическими поворотами, лишающими душевного равновесия.

В эллинистический период развития Древней Гре­ции идеализация образа жизни мудреца, отрешенного от игры внешних стихий и, благодаря этому, способно­го сохранить свою индивидуальность в непрочном мире, противостоять угрожающим самому существованию потрясениям, направляла интеллектуальные поиски двух доминировавших в эллинистический пе­риод философских школ — стоиков и эпикурейцев. Связанные корнями со школами классической Греции, они переосмыслили их идейное наследство соответ­ственно духу новой эпохи.

Школа стоиков возникла в IV в. до н. э. и получила свое название по имени того места в Афинах («стоя» — портик храма), где ее основатель Зенон (ок. 336 — 264 гг. до н. э.) проповедовал свое учение. Представляй кос­мос как единое целое, состоящее из бесконечных мо­дификаций огненного воздуха — пневмы, стоики счи­тали человеческую душу одной из таких модификаций.

Под пневмой (в исходном значении слова — вды­хаемый воздух) первые натурфилософы понимали единое природное, материальное начало, которое пронизывает как внешний физический космос, так и
живой организм и пребывающую в нем «псюхе» (то есть, область ощущений, чувств, мыслей). Слияние «псюхе» и природы приобрело иной смысл. Сама природа спиритуализировалась, наделялась признаками, свойственными разуму — но не индивидуаль­ному, а сверхиндивидуальному. Согласно этому учению, мировая пневма идентич­на мировой душе, «божественному огню», который является Логосом или, как считали позднейшие сто­ики, — судьбой. Счастье человека усматривалось в том, чтобы жить согласно Логосу.

Стоики верили в примат разума, в то, что человек не достигает счастья из-за незнания, в чем оно состо­ит. Но если прежде существовал образ гармоничной личности, в полноценной жизни которой сливаются разумное и чувственное (эмоциональное), то у мысли­телей эллинистической эпохи, в обстановке социальных невзгод, страха, неудовлетворенности, тревоги, отно­шение к аффектам изменилось.

Стоики объявили вредными любые аффекту, ус­матривая в них «порчу разума», поскольку возникают они в результате «неправильной» деятельности ума. По их мнению, удовольствие и страдание — ложные суж­дения о настоящем; желание и страх — ложные суж­дения о будущем. Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений, способен правильно ру­ководить поведением. Именно это позволяет человеку выполнять свое предназначение, свой долг.

Эта этико-психологическая доктрина обычно coпрягалась с установкой, которую, говоря современ­ным языком, можно было бы назвать психотерапевтической. Люди испытывали потребность в том, чтобы устоять перед превратностями и драматическими по­воротами жизни, лишающими душевного равновесия. Изучение мышления и его отношения к эмоциям име­ло не абстрактно-теоретический характер, но соотно­силось с реальной жизнью, с обучением искусству жить. Все чаще к философам обращались для обсуж­дения и решения личных, нравственных проблем. Из искателей истин они превращались в целителей душ, какими позже стали священники, духовники.

С этической ориентации на поиски счастья и ис­кусства жить, но на других космологических началах сложилась школа безмятежности духа Эпикура(341 — 270 гг. до н. э.). В своих представлениях о природе эпи­курейцы опирались на атомизм Демокрита. Однако в противовес уже известному учению Демокрита о неотвратимости движения атомов по законам, исключающим случайность, Эпикур — предполагал, что эти частицы могут отклоняться от своих закономерных траекторий. Этот вывод имел этико-психологическую
подоплеку.

В отличие от версии о «жесткой» причинности, царящей во всем, что совершается в мире (и, стало быть, в душе, как разновидности атомов), эпикурейцы допускали самопроизвольность, спонтанность измене­ний, их случайный характер. С одной стороны, такой подход отражал ощущение непредсказуемости челове­ческого существования, с другой — признавал возмож­ность самопроизвольных отклонений, заложенных в самой природе вещей, исключал строгую предопреде­ленность поступков, предлагал некую свободу выбора. Иными словами, эпикурейцы считали, что личность способна действовать на свой страх и риск. Впрочем, слово «страх» здесь можно употребить только метафо­рически: весь смысл эпикурейского учения заключал­ся в том, чтобы, проникнувшись им, люди избавились именно от страха перед уготованным свыше. «Смерть не имеетк нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет». Искусство жить в водовороте событий связано с избавлением от страхов перед загробным наказанием и потусторонними силами, ибо в мире нет ничего, кро­ме атомов и пустоты.

Как и многие стоики, эпикурейцы размышляли о путях достижения независимости личности от всего внешнего. Лучший путь они усматривали в самоус­транений от всех общественных дел. Именно такое поведение позволит избегнуть огорчений, тревог, от­рицательных эмоций и, тем самым, испытать наслаж­дение, ибо оно есть не что иное, как отсутствие стра­дания.

Последователем Эпикура в Древнем Риме был Лукреций(I в. до н. э.). Он критиковал учение стоиков о разлитом в природе, в форме пневмы, разуме. В действительности, согласно Лукрецию, существуют толь­ко атомы, движущиеся по законам механики; в результате возникает и сам разум. В познании первичными являются ощущения, преобразуемые (наподобие того,
«как паук ткет паутину») в другие образы, ведущие к разуму.

Учение Лукреция (изложенное, кстати, в поэтичес­кой форме), как и концепции мыслителей предшеству­ющего эллинистического периода, было своего рода наставлением в искусстве выжить в водовороте бед­ствий, навсегда избавиться от страхов перед потусто­ронними силами и загробным наказанием.

В эллинистический период возникли новые цент­ры культуры, где разл



Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 110;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.026 сек.